+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Регулируемый перекресток с точки зрения "бережливого производства"

Бережливое производство – концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Возникла как интерпретация идей производственной системы компании Toyota американскими исследователями её феномена. Тайити Оно (1912-1990), один из главных создателей производственной системы компании Toyota, выделил 7 видов потерь: Transportation (T) – транспортировка (потери при ненужной транспортировке); Inventory (I) – запасы (потери из-за лишних запасов); Motion (M) – движения (потери из-за ненужных перемещений); Waiting (W) – ожидание (потери времени из-за ожидания); Overproduction (O) – перепроизводство (потери из-за перепроизводства); Overprocessing (O) – излишняя обработка (потери из-за лишних этапов обработки); Defects (D) – дефекты (потери из-за выпуска дефектной продукции). Тайити Оно считал перепроизводство основным видом потерь, в результате которых возникают остальные. Джеффри Лайкер, исследователь производственной системы Toyota (наряду с Джеймсом Вумеком и Дэниелом Джонсом), в книге «Дао Тойота» добавил ещё один вид потерь: Skills Unused (S) – неиспользованный человеческий потенциал (нереализованный творческий потенциал сотрудников). Концепция бережливого производства позволяет: – постоянно повышать удовлетворенность потребителей, акционеров и других заинтересованных сторон; – постоянно повышать результативность и эффективность бизнес-процессов; – упростить организационную структуру, улучшить процессы менеджмента; – быстро и гибко реагировать на изменение внешней среды. В концепции «бережливого производства» рассматривается понятие Gemba (Гэмба). Гэмба – обозначения подхода, характерного для японской управленческой практики кайдзен, согласно которому для полноценного понимания ситуации считается необходимым прийти на гэмба — место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение. Японский принцип принятия решения на месте возникновения проблем отличается от традиционного американского управленческого подхода, где решения принимаются, как правило, удалённо. Используют пять правил менеджмента гэмба: 1. Когда возникает проблема (ненормальное положение), необходимо идти на гэмба, к месту рабочего процесса. 2. На гэмба необходимо проверить гэмбуцу – осмотреть окружение (оборудование, среду). 3. Принять решения, контрмеры необходимо на гэмба – непосредственно на месте возникновения проблемы. 4. После этого необходимо найти причину возникновения проблемы. 5. Недопущение повторения проблемы необходимо зафиксировать в стандартах и инструкциях. Повсеместное распространение бережливого производства в России связывают с 2014-2015 г. В этот период разработаны и изданы национальные стандарты в области бережливого производства. Стандарты разработаны на основе накопленного организациями опыта повышения эффективности деятельности с учетом лучших мировых практик применения концепции бережливого производства. И, если западные компании, реализующие концепцию бережливого производства, уже могут говорить о дос-тигнутых результатах в области стабильности качества, высокой производительности и скорости технологических процессов, то для многих отечественных организаций применение инструментов и методов «бережливых методов» еще предстоит освоить. Некоторые примеры и результаты из практики применения бережливого производства на российских предприятиях: – Машиностроение (ОАО «Бугульминский механический завод») – сокращение простоев металлообрабатывающего оборудования, и экономия в 403,928 тыс. руб. – Авиастроение (ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод») – достигнута возможность роста объѐмов производства на 40%, снижение количества требуемых рабочих на 25%. – Металлургия – повышена производительность персонала при ремонтах и обслуживании на 20%. – Химическая промышленность — достигнут рост объемов производства на 20%. – Транспорт (ОАО «РЖД») – общий экономический эффект в одном из локомотивных депо составил 6 372 619 руб./год. – Легкая промышленность – сумммарный экономический эффект от работы по выстраиванию потоков создания потребительской ценности за 5 месяцев составил 510 721 руб. В РФ внедряется проект «бережливая поликлиника», который призван повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений и общую доступность медицинской помощи. Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что идеи бережливого производства применимы во всех сферах производства товаров и услуг, способствуя повышению эффективности за счет снижения затрат на всех этапах. В этой связи интересно рассмотреть удовлетворение потребностей жителей города в процессе управления городскими ресурсами. Этими вопросами занимается городская логистика (сити-логистика).

Это интересно:  Функционирование транспортно-пересадочного узла, задействованного в облуживании массового мероприятия
Городская логистика — это комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры. Целью городской логистики является удовлетворение потребностей жителей города, и рациональная организация в пространстве и во времени материального и социального потоков, обеспечивающая максимальную ориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий на удовлетворение потребностей населения. Задачами городской логистики являются:
  • интеграция города в единое креативное целое;
  • развитие культуры;
  • рационализация материальных и социальных потоков в муниципальном хозяйстве;
  • максимизация загрузки производственных мощностей предприятий муниципального хозяйства;
  • экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока;
  • оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции и услуг населению;
  • снижение выбросов токсичных и парниковых газов в окружающую среду.
Таким образом, потребности ресурсов города и его жителей в пространственных перемещениях обеспечиваются за счет функционирования улично-дорожной сети. Можно рассматривать всю улично-дорожную сеть города как большую производственную линию, обладающую некоей «мощностью» в каждом из ее звеньев (перекрестках, перегонах, мостах, путепроводах) и имеющую некий «объем выпуска», выраженный в удовлетворенном спросе (количество совершивших передвижения транспортных средств и пешеходов). Оптимизация такого большого «производства» с точки зрения «бережливого производства» начинается точно так же, как и оптимизация малого – с Gemba Walk («похода на Гэмбу»). «Гэмбу» можно найти среди совокупности отдельных функционирующих «станков» — элементов улично-дорожной сети, на которых создается конкретная «ценность» для потребителя. В данном случае в качестве Гэмбы можно рассмотреть регулируемый перекрестов, где в качестве ценности (как и на любом другом участке УДС) выступает время, за которое потребитель тратит на его пересечение.

Рассмотрим пошагово работу регулируемого перекрестка. С точки зрения водителя и пассажиров транспортных средств.

В начале запрещающего такта (горит красный сигнал светофора) водитель стоит в ожидании разрешающего сигнала светофора. Мы регистрируем потери ожидания (W) каждого из водителей и пассажиров транспортных средств на перекрестке, лишних движений (M) – водители не в силах сидеть без движения, они тратят свое время по-разному, но оно проходит в движении, мы видим потери запасов (I) – все транспортные средства на перекрестке представляют собой, по сути, запасы. Также мы можем наблюдать потери перепроизводства (O) и потери излишней обработки (O), возникающие в тех случаях, когда транспортные средства простаивают зря, в их запрещающую фазу никто больше не пересекает перекресток. Запасы дефектов (D) мы можем наблюдать, если светофор сломался, если на перекрестке произошло ДТП, если на проезжей части гололед или снег – словом, если незапланированно произошло любое событие, нарушившее нормальный процесс пропуска транспортных и пешеходных потоков через перекресток. Также в большом количестве мы наблюдаем потери неиспользованного человеческого потенциала (S), т.к. водители и пассажиры транспортных средств могли бы тратить то время, которое уходит на ожидание, куда с большей пользой для себя и, возможно, для окружающих. Таким образом, все 8 видов потерь мы можем наблюдать на перекрестке, когда загорается красный сигнал светофора. Затем промежуточный такт. С точки зрения «бережливого производства», время промежуточного такта – само по себе потеря, не представляющая ценности ни для одного из пользователей сети. Оно предназначено для того, чтобы могли закончить пересечение проезжей части перекрестка транспортные средства, двигающиеся в направлении, поперечном к рассматриваемому, и пешеходы (при отсутствии выделенной пешеходной фазы). Такие случаи (когда транспортные средства и пешеходы не успели в отведенное время) и необходимость перестраховки говорит о большом влиянии случайностей, человеческого фактора и представляет собой потерю. Разрешающий сигнал светофора. Мы видим, что транспортные средства начинают движение попеременно, и до тех пор, пока проезжающие перекресток автомобили не будут двигаться с установившейся скоростью (т.н. «поток насыщения»), на перекрестке происходят потери. Заставить весь транспортный поток начинать движение одновременно можно будет после того, как команда к началу движения будет поступать для всех транспортных средств одновременно, что возможно в технологиях connected vehicles или при условии повсеместного использования роботизированного управления.
Это интересно:  Роль организации дорожного движения в развитии автомобильно-дорожного комплекса РФ

С точки зрения пешеходов.

В начале запрещающего такта (горит красный сигнал светофора) пешеходы стоят на тротуаре в ожидании разрешающего сигнала светофора. Мы регистрируем потери ожидания (W) каждого из пешеходов, лишних движений (M), потери запасов (I) – все пешеходы, как и транспортные средства, накапливающиеся на перекрестке, представляют собой запасы. Также мы можем наблюдать потери перепроизводства (O) и потери излишней обработки (O), возникающие в тех случаях, когда пешеходы ожидают напрасно, когда в их запрещающую фазу никто больше не пересекает перекресток. Запасы дефектов (D) мы можем наблюдать во всех случаях, перечисленных ранее в потерях водителей. Огромные потери неиспользованного человеческого потенциала (S) мы наблюдаем также. Таким образом, все 8 видов потерь мы можем наблюдать у ожидающих пешеходов на перекрестке, когда загорается красный сигнал светофора. Затем промежуточный такт – потеря целиком и полностью. Разрешающий сигнал светофора. Пешеходы так же, как и транспортные средства начинают движение попеременно, а не строем. Человеческий фактор. Рассмотрение перекрестка отдельно от улично-дорожной сети и городской логистики, как реальной Gemba, позволяет получить основу для совершенствования методов организации дорожного движения, используя стандартизированные инструменты и методы «Бережливого производства».]]>

Это интересно:  Разработка мероприятий по снижению аварийности на участке дороги
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector