+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Новый контракт о прохождении военной службы 2019 год

Борисевич А.Н., офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.

В настоящей статье автор на примере одного из судебных дел рассмотрит вопрос, связанный с заключением военнослужащими нового контракта о прохождении военной службы.

Так, военнослужащий К., проходящий военную службу в одной из воинских частей, изъявил желание заключить новый контракт о прохождении военной службы и подал за 7 дней до окончания действующего контракта соответствующий рапорт, однако ему в заключении нового контракта было отказано со стороны командования части.

Отказ был мотивирован тем, что рапорт военнослужащий подал уже после издания приказа о его увольнении с военной службы. После подачи рапорта состоялось заседание аттестационной комиссии части, заключением которой К. также было отказано в рекомендации подписать с ним новый контракт. Далее приказом командира воинской части К. был исключен из списков личного состава части.

Не согласившись с такими действиями командования, указанный военнослужащий вынужден был обратиться с заявлением в гарнизонный военный суд, который своим решением удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Решением суда соответствующие приказы командиров воинских частей об увольнении К. с военной службы и исключении его из списков личного состава части, а также заключение аттестационной комиссии части были признаны незаконными и не действующими с момента их издания, заявитель был восстановлен на военной службе в прежней должности с обеспечением всеми положенными видами довольствия со времени исключения его из списков личного состава части.

Полагается, что такое решение суда является законным и обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с подп. б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта.

К примеру, как было установлено в судебном заседании, срок контракта у военнослужащего истекал 17 июня 2005 г.

Пункт 6 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, определяет, что для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключить с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. Военнослужащим рекомендуется подавать такие рапорта не позднее чем за четыре месяца до истечения срока текущего контракта.

Таким образом, в данном случае военнослужащему К. рекомендовалось рапорт подавать не позднее 17 февраля текущего года. Исходя из буквального смысла положений Инструкции, такая рекомендация на подачу рапорта в указанный срок является исключительно правом военнослужащего, но никак не его обязанностью.

В данном случае у военнослужащего была свобода усмотрения в своих действиях и рапорт для заключения нового контракта он мог в указанный срок не подавать.

Однако из п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями), следует, что командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, принимает решение о заключении нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. Согласно п. 11 той же статьи военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы.

Данная норма носит уже императивный характер и подлежит безусловному исполнению: если рапорт военнослужащим не был подан до истечения срока действующего контракта (в данном случае это было 17 июня 2005 г.), такой военнослужащий обязательно подлежал увольнению с военной службы.

По смыслу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ и п. 10 ст. 9 вышеуказанного Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 названного Положения.

Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

  • в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации;
  • в связи с невыполнением им условий контракта;
  • в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
  • как не выдержавший испытание;
  • а также по основаниям, предусмотренным подп. «в» — «з» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Контракт не может быть заключен с военнослужащим, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Как видно, перечень оснований для отказа в заключении контракта является исчерпывающим и не может расширительно толковаться.

В судебном заседании оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, могущих послужить основанием для отказа К. в заключении нового контракта, установлено не было.

Таким образом, при издании приказов об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава части командованием были неправильно истолкованы требования п. 11 ст. 9 вышеуказанного Положения об определении времени принятия окончательного решения об отказе военнослужащему в заключении нового контракта.

Буквальное же толкование указанного пункта говорит о том, что военнослужащий представляется к увольнению с военной службы в случае его нежелания заключать новый контракт только после окончания срока действия ранее заключенного контракта.

Следовательно, военнослужащий, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, имеет право, при соблюдении прочих условий, установленных п. 10 ст. 9 вышеназванного Положения, на заключение нового контракта о прохождении военной службы даже при подаче рапорта за неделю до окончания срока действия старого контракта и наличии приказа о его увольнении с военной службы.

В связи с вышеизложенным вывод аттестационной комиссии о нецелесообразности заключения с военнослужащим К. нового контракта носил формальный характер и не был основан на нормах действующего законодательства.

Требования п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы определяют исключительно срок принятия командиром (начальником) решения о заключении контракта с военнослужащим, именно на тот момент желающим заключить контракт, и не могут ущемлять права военнослужащего на заключение нового контракта после определенного данным пунктом трехмесячного срока до окончания старого контракта.

Кроме того, п. 9 указанной статьи не определено, за какое время до окончания старого контракта военнослужащий должен подать рапорт с просьбой о заключении нового контракта. Как было сказано выше, четырехмесячный срок подачи рапорта на заключение нового контракта носит рекомендательный характер и не обязателен для применения.

В то же время в ст. 3 вышеназванного Положения определено, что срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и вышеназванным Положением.

День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

Таким образом, существует неопределенность в правовом регулировании указанных правоотношений.

С одной стороны, военнослужащий может «тянуть» с написанием рапорта о заключении нового контракта буквально до последнего дня действующего контракта. Соответственно кадровые органы и командиры (начальники) не могут издать и подписать приказ об увольнении военнослужащего. В п. 11 ст. 9 указанного выше Положения определено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы, т.е. только с этого момента должны начинаться все мероприятия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы.

С другой стороны, в день окончания срока предыдущего контракта военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава части, а до этого соответственно уволен, что зачастую невозможно из-за отсутствия какого-либо волеизъявления военнослужащего.

Более того, в соответствии с п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и указанным Положением.

Таким образом, между изданием приказа об увольнении и приказа об исключении из списков личного состава части может быть значительный временной интервал, что предполагает издание приказа об увольнении заблаговременно, чтобы у военнослужащего оставалось время для полного расчета по всем видам довольствия и своевременного исключения из списков личного состава части.

Указанную неопределенность можно устранить, если в Инструкции указать четкий срок, к которому военнослужащий должен принять решение о заключении нового контракта либо о нежелании далее проходить военную службу.

Это интересно:  Срок альтернативной службы в армии 2019 год

После того как военнослужащий выразил свое нежелание заключать новый контракт, издается приказ об увольнении его с военной службы, выписка из которого поступает в часть с учетом сроков, указанных в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Если до окончания срока действующего контракта военнослужащий не изменит своего решения, издается приказ об исключении его из списков личного состава части в последний день действия контракта; если изменит, то военнослужащий подписывает новый контракт, а приказ об увольнении должен быть отменен как нереализованный.

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
А.Н. БОРИСЕВИЧ
Борисевич А.Н., офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.
В настоящей статье автор на примере одного из судебных дел рассмотрит вопрос, связанный с заключением военнослужащими нового контракта о прохождении военной службы.
Так, военнослужащий К., проходящий военную службу в одной из воинских частей, изъявил желание заключить новый контракт о прохождении военной службы и подал за 7 дней до окончания действующего контракта соответствующий рапорт, однако ему в заключении нового контракта было отказано со стороны командования части.
Отказ был мотивирован тем, что рапорт военнослужащий подал уже после издания приказа о его увольнении с военной службы. После подачи рапорта состоялось заседание аттестационной комиссии части, заключением которой К. также было отказано в рекомендации подписать с ним новый контракт. Далее приказом командира воинской части К. был исключен из списков личного состава части.
Не согласившись с такими действиями командования, указанный военнослужащий вынужден был обратиться с заявлением в гарнизонный военный суд, который своим решением удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Решением суда соответствующие приказы командиров воинских частей об увольнении К. с военной службы и исключении его из списков личного состава части, а также заключение аттестационной комиссии части были признаны незаконными и не действующими с момента их издания, заявитель был восстановлен на военной службе в прежней должности с обеспечением всеми положенными видами довольствия со времени исключения его из списков личного состава части.
Полагается, что такое решение суда является законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта.
К примеру, как было установлено в судебном заседании, срок контракта у военнослужащего истекал 17 июня 2005 г.
Пункт 6 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, определяет, что для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключить с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. Военнослужащим рекомендуется подавать такие рапорта не позднее чем за четыре месяца до истечения срока текущего контракта.
Таким образом, в данном случае военнослужащему К. рекомендовалось рапорт подавать не позднее 17 февраля текущего года. Исходя из буквального смысла положений Инструкции, такая рекомендация на подачу рапорта в указанный срок является исключительно правом военнослужащего, но никак не его обязанностью.
В данном случае у военнослужащего была свобода усмотрения в своих действиях и рапорт для заключения нового контракта он мог в указанный срок не подавать.
Однако из п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями), следует, что командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, принимает решение о заключении нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. Согласно п. 11 той же статьи военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы.
Данная норма носит уже императивный характер и подлежит безусловному исполнению: если рапорт военнослужащим не был подан до истечения срока действующего контракта (в данном случае это было 17 июня 2005 г.), такой военнослужащий обязательно подлежал увольнению с военной службы.
По смыслу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ и п. 10 ст. 9 вышеуказанного Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 названного Положения.
Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
— в связи с организационно-штатными мероприятиями;
— в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации;
— в связи с невыполнением им условий контракта;
— в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
— в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
— как не выдержавший испытание;
— а также по основаниям, предусмотренным подп. «в» — «з» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Контракт не может быть заключен с военнослужащим, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.
Как видно, перечень оснований для отказа в заключении контракта является исчерпывающим и не может расширительно толковаться.
В судебном заседании оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, могущих послужить основанием для отказа К. в заключении нового контракта, установлено не было.
Таким образом, при издании приказов об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава части командованием были неправильно истолкованы требования п. 11 ст. 9 вышеуказанного Положения об определении времени принятия окончательного решения об отказе военнослужащему в заключении нового контракта.
Буквальное же толкование указанного пункта говорит о том, что военнослужащий представляется к увольнению с военной службы в случае его нежелания заключать новый контракт только после окончания срока действия ранее заключенного контракта.
Следовательно, военнослужащий, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, имеет право, при соблюдении прочих условий, установленных п. 10 ст. 9 вышеназванного Положения, на заключение нового контракта о прохождении военной службы даже при подаче рапорта за неделю до окончания срока действия старого контракта и наличии приказа о его увольнении с военной службы.
В связи с вышеизложенным вывод аттестационной комиссии о нецелесообразности заключения с военнослужащим К. нового контракта носил формальный характер и не был основан на нормах действующего законодательства.
Требования п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы определяют исключительно срок принятия командиром (начальником) решения о заключении контракта с военнослужащим, именно на тот момент желающим заключить контракт, и не могут ущемлять права военнослужащего на заключение нового контракта после определенного данным пунктом трехмесячного срока до окончания старого контракта.
Кроме того, п. 9 указанной статьи не определено, за какое время до окончания старого контракта военнослужащий должен подать рапорт с просьбой о заключении нового контракта. Как было сказано выше, четырехмесячный срок подачи рапорта на заключение нового контракта носит рекомендательный характер и не обязателен для применения.
В то же время в ст. 3 вышеназванного Положения определено, что срок военной службы истекает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.
Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и вышеназванным Положением.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
Таким образом, существует неопределенность в правовом регулировании указанных правоотношений.
С одной стороны, военнослужащий может «тянуть» с написанием рапорта о заключении нового контракта буквально до последнего дня действующего контракта. Соответственно кадровые органы и командиры (начальники) не могут издать и подписать приказ об увольнении военнослужащего. В п. 11 ст. 9 указанного выше Положения определено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы, т.е. только с этого момента должны начинаться все мероприятия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы.
С другой стороны, в день окончания срока предыдущего контракта военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава части, а до этого соответственно уволен, что зачастую невозможно из-за отсутствия какого-либо волеизъявления военнослужащего.
Более того, в соответствии с п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и указанным Положением.
Таким образом, между изданием приказа об увольнении и приказа об исключении из списков личного состава части может быть значительный временной интервал, что предполагает издание приказа об увольнении заблаговременно, чтобы у военнослужащего оставалось время для полного расчета по всем видам довольствия и своевременного исключения из списков личного состава части.
Указанную неопределенность можно устранить, если в Инструкции указать четкий срок, к которому военнослужащий должен принять решение о заключении нового контракта либо о нежелании далее проходить военную службу.
После того как военнослужащий выразил свое нежелание заключать новый контракт, издается приказ об увольнении его с военной службы, выписка из которого поступает в часть с учетом сроков, указанных в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Если до окончания срока действующего контракта военнослужащий не изменит своего решения, издается приказ об исключении его из списков личного состава части в последний день действия контракта; если изменит, то военнослужащий подписывает новый контракт, а приказ об увольнении должен быть отменен как нереализованный.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Это интересно:  Льготы военному пенсионеру ветерану военной службы 2019 год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
«ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»)
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 350
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОФИЦЕРАМИ И ПРАПОРЩИКАМИ (МИЧМАНАМИ) В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10

Когда командир воинской части не вправе отказать в заключении нового контракта о прохождении военной службы, майор юстиции , преподаватель Военного университета

Когда командир воинской части не вправе отказать в заключении нового контракта о прохождении военной службы

майор юстиции , преподаватель Военного университета

Редакционная почта является барометром состояния внутренней атмосферы в воинских коллективах, показателем ее благополучия или отсутствия такового. Как только Правительство стало хотя бы немного выплачивать денежное довольствие военнослужащим, изменилось и содержание писем читателей. На дворе 1999 год, а это значит, что для многих пришла пора заключать новые контракты о прохождении военной службы. О некоторых проблемах, связанных с заключением новых контрактов (для военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту) и пойдет разговор в настоящей статье.

Как известно, контракт о прохождении военной службы заключается с Министерством обороны Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Из этого следует, что сторонами в контракте выступают федеральный орган исполнительной власти и военнослужащий. Командир (начальник) воинской части выступает лишь должностным лицом, представляющим одну сторону контракта, а следовательно, при заключении нового контракта с военнослужащим должен действовать от имени этой стороны, а не от себя лично (в зависимости от своих личных амбиций).

До сих пор не утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, а значит не определен порядок заключения контрактов. Вместе с тем Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и другие нормативные акты позволяют при отсутствии вышеназванного Положения определить алгоритм действий при заключении нового контракта.

В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы вправе заключать военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы. Таким образом, волеизъявление о заключении контракта или его незаключении зависит от военнослужащего (это его право). Однако, согласно п. 6 ст. 34 указанного Закона, командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

На первый взгляд получается противоречие: военнослужащий имеет право заключить контракт, но командир ему может отказать. Не напутал ли здесь что-либо законодатель?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая гласит: «Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Давайте остановимся на рассмотрении этой проблемы более подробно:

1). В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» увольнение с военной службы по истечении срока контракта (подп. «б» п. 1) к основаниям досрочного увольнения с военной службы не относится.

2). Предельный возраст пребывания на военной службе установлен ст. 49 названного выше Закона и составляет для:

Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лет;

генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет;

полковника, капитана 1 ранга — 50 лет;

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 45 лет.

Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

3). Согласно ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;

б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел.

Таким образом, командир (начальник) воинской части вправе поставить вопрос об отказе в заключении нового контракта лишь перед военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет при выслуге 20 лет и более, и при его несоответствии требованиям, указанным в ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, не имеющим права на пенсию за выслугу лет, командир (начальник) воинской части не вправе отказать в заключении контракта, если такие военнослужащие не подлежат досрочному увольнению с военной службы, например, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно. Об этом свидетельствует и судебная практика, например, решение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу № 4н-40/96 в связи с жалобой офицера (см.: Право в Вооруженных Силах. 1997 г. № 5. с. 48)

В п. 2 ст. 6 проекта Положения о порядке прохождения военной службы предлагается закрепить такую норму, в соответствии с которой военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, может быть отказано в заключении контракта по основаниям, установленным федеральным законодательством. Решение об отказе в заключении контракта оформляется в письменной форме, подписывается соответствующим командиром (начальником), заверяется гербовой печатью воинской части и выдается гражданину по его просьбе. В решении указывается основания отказа в заключении контракта, а также дата и номер соответствующего заключения аттестационной комиссии воинской части, если таковое имеется.

Если в настоящее время обратиться к основаниям для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы, установленным в п. 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то эти основания касаются кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, а не проходящих ее.

И еще. Обратите внимание на срок отказа в заключении контракта. В п.6 ст. 34 указанного Закона определено, что решение об отказе в заключении нового контракта с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, командир (начальник) воинской части принимает не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

На практике возникает вопрос, как поступать с офицером, признанным военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, не имеющим право на пенсию за выслугу лет, у которого истекает срок контракта? Поскольку в соответствии с подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на увольнение с военной службы по данному основанию принадлежит военнослужащему, а отказать в заключении контракта в силу ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» командир (начальник) воинской части не может, постольку с таким военнослужащим должен быть при его согласии заключен контракт о прохождении военной службы. При этом командир (начальник) вправе возбудить ходатайство о перемещении такого военнослужащего по службе на равную должность для более целесообразного использования, либо, с согласия военнослужащего, на низшую должность — по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. В соответствии с Указом Президента РФ от 4 января 1999 года №4 такой офицер имеет право уволиться с военной службы по состоянию здоровья.

При заключении новых контрактов о прохождении военной службы предусмотрено материальное стимулирование для военнослужащих, желающих продолжить военную службу по контракту. Однако, касается оно не всех военнослужащих.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке — по контракту» от 01.01.01 г. № 000 военнослужащие, принятые на военную службу на должности солдат, матросов, сержантов, старшин в добровольном порядке — по контракту, имеют право на единовременное пособие в следующих размерах:

Это интересно:  Автобиография образец для службы по контракту пример 2019 год

— при продлении контракта (заключении нового контракта) на три года — один оклад денежного содержания;

— при продлении контракта на пять лет — два оклада денежного содержания;

— при продлении контракта на десять лет — пять окладов денежного содержания.

Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 действие указанного постановления распространено на военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и пограничных войск Российской Федерации, принятых на военную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин в добровольном порядке — по контракту.

В Вооруженных Силах Российской Федерации по данному вопросу действует приказ Министра обороны от 01.01.01 г. № 000.

Статья 9. Порядок заключения нового контракта

1. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях:

а) при окончании срока предыдущего контракта;

б) при зачислении в военно — учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) при отчислении из военно — учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

2. Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий:

а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.

3. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица в порядке, определенном Федеральным законом и настоящим Положением.

4. Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно — учебное заведение.

5. Новый контракт заключается:

а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (с гражданином, проходившим военную службу по контракту), — на три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, а также на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе);

(в ред. Указа Президента РФ от 11.09.2007 N 1172)

б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при зачислении в военно — учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру (с гражданином, проходившим военную службу по контракту, при зачислении в военно — учебное заведение) — на время обучения в указанном учебном заведении, в адъюнктуре или военной докторантуре и на пять лет военной службы после их окончания;

в) с гражданином, проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, — на срок от шести месяцев до одного года.

6. Новый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба):

(в ред. Указа Президента РФ от 11.09.2007 N 1172)

а) при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется:

с военнослужащим, который непосредственно подчинен руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинской должности, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего ближайшим прямым начальником;

б) при заключении нового контракта с военнослужащим (гражданином), которого требуется назначить на воинскую должность:

с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;

с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;

с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;

с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;

в) при заключении контракта с военнослужащим, поступающим в военно — учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно — учебное заведение), — начальник военно — учебного заведения.

7. Должностными лицами, указанными в пункте 6 настоящей статьи, новый контракт подписывается:

а) с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта, — в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта;

б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, поступившим в военно — учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно — учебное заведение), — в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отчисленным из военно — учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры, — в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава по новому месту военной службы;

г) с военнослужащим при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации);

д) с военнослужащим, желающим продолжить военную службу, при прекращении оснований для приостановления военной службы — в день прекращения оснований для приостановления военной службы.

8. Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

9. Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта.

Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.

10. Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.

11. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы.

12. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту.

При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.

13. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, поступающий в военно — учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, заключает новый контракт при зачислении в указанное учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру.

Военнослужащий, входящий в постоянный состав подразделения (факультета, кафедры и других подразделений), подчиненного одному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но состоящего при учебном заведении иного федерального органа исполнительной власти или входящего в него, заключает контракт с федеральным органом исполнительной власти, которому указанное подразделение подчинено.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и обучающийся в военно — учебном заведении другого федерального органа исполнительной власти, из списков личного состава федерального органа исполнительной власти не исключается и нового контракта не заключает.

14. Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, направленных для прохождения военной службы по призыву), а также военнослужащий женского пола, имеющий воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, отчисленные из военно — учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры и желающие проходить военную службу, подают рапорт о заключении нового контракта в день прибытия к новому месту военной службы.

15. Военнослужащий, освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и желающий проходить военную службу, заключает новый контракт в месячный срок со дня освобождения от этой должности.

16. Военнослужащий, основания для приостановления военной службы которого прекратились, желающий проходить военную службу, заключает новый контракт со дня прекращения оснований для приостановления военной службы.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawmix.ru, pandia.ru, www.zakonprost.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector