+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Прохождение воинской службы по контракту кратко 2019 год

Служба по контракту — это не просто работа. Военнослужащий по контракту — это профессиональный защитник Родины.
В настоящее время важнейшим направлением деятельности Министерства обороны РФ является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом.
Главным приоритетом в этой работе является безусловное преимущество качественных характеристик перед количественными, что предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа профессионалов-контрактников. В соответствии с поручением Президента РФ численность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, к 1 января 2017 г. составит 425 тыс. человек.
В целях своевременной и качественной реализации указаний Президента РФ в Министерстве обороны РФ разработаны основные подходы к комплектованию войск (сил) военнослужащими по контракту.
В основу работы по комплектованию войск (сил) военнослужащими по контракту заложена жесткая многоуровневая система отбора кандидатов, обязательное направление их на обучение в учебные центры или вузы для подготовки и последующего заключения контрактов, а также многоступенчатая система прохождения военной службы, которая предусматривает в зависимости от квалификации профессиональный рост военнослужащих по контракту.

Алгоритм отбора кандидатов на военную службу по контракту
Процесс отбора кандидатов на военную службу по контракту включает три этапа: начальный, предварительный и углубленный отбор.
Начальный отборвключает:
Во-первых, самотестирование кандидата с помощью сайта Минобороны России. Тесты разработаны научно-практическим центром Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил.
Во-вторых, проведение собеседования, тестирование кандидата на передвижном пункте отбора (во время его работы на местах).
Предварительный отбор проводится муниципальным отделом военного комиссариата субъекта Российской Федерации в случае значительной удаленности места проживания кандидата от пункта отбора. При этом кандидат прибывает в муниципальный отдел самостоятельно или по направлению передвижного пункта отбора.
Предварительный отбор включает:
1) военно-профессиональное ориентирование;
2) заполнение формализованного документа (анкета-заявление);
изучение и проверку персональных данных кандидата и его благонадежности (гражданство, характеристики с места работы и учебы, результаты запросов в правоохранительные органы, изучение состояния здоровья по медицинской книжке из поликлиники);
3) предварительное медицинское освидетельствование (нештатной медицинской комиссией);
4) предварительный профессиональный психологический отбор на соответствующем автоматизированном рабочем месте.
Полученные во время предварительного этапа результаты направляются в пункт отбора для последующего углубленного отбора и изучения.
Начальный и предварительный отбор могут проводиться и в воинской части.
Углубленный (окончательный) отбор проводится на пункте отбора в отношении всех кандидатов, прошедших предварительный отбор или кандидатов, которые самостоятельно прибыли в пункт отбора, в случае их относительно близкого проживания.
Углубленный отбор включает:
1) изучение и проверку персональных данных кандидата и его благонадежности;
2) углубленное медицинское освидетельствование;
3) углубленный профессиональный психологический отбор;
4) проверку физической подготовленности;
5) формирование личного дела кандидата;
6) оформление, при необходимости, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Завершается отбор принятием решения о годности кандидата к военной службе по контракту и направлении его в учебную часть для заключения контракта и прохождения необходимой подготовки.
До внесения изменений в законодательство решение принимается комиссией военного комиссариата субъекта Российской Федерации, а в дальнейшем – комиссией управления кадров военного округа.
В зависимости от дефицитности для Вооруженных Сил имеющегося у кандидата гражданского образования и военной подготовки, места его проживания, а также периодичности сроков обучения в учебных частях, от момента начала отбора до принятия решения о приеме кандидата на военную службу по контракту и направления его в учебную воинскую часть может проходить от 1-2 недель до 6 месяцев.
В отношении военнослужащих, завершающих прохождение военной службы по призыву и изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, алгоритм отбора отличается тем, что начальный и предварительный этапы (при наличии соответствующих ресурсов) осуществляются заблаговременно в воинской части с последующим направлением всех результатов в пункт отбора (в соответствующем субъекте РФ), где принимается решение по кандидату.
Право заключения первого контракта от лица Министерства обороны Российской Федерации с обязательным испытательным сроком 3 месяца предоставлено командиру учебной воинской части, в которую отобранный кандидат направлен для прохождения военной подготовки. Это касается как кандидатов из числа гражданских лиц, так и из числа военнослужащих, завершающих военную службу по призыву.
Факт (юридического закрепления) заключения (расторжения) контракта с гражданином и его поступления на военную службу (увольнения) будет объявляться в приказе Министра обороны.

Причины, по которым контракт с гражданином не может быть заключен:

– в отношении гражданина вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание;

– в отношении гражданина ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело,

– в отношении гражданина дело передано в суд;

– гражданину, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

– гражданину, отбывавшему наказание в виде лишения свободы.

Порядок прохождения военной службы по контракту

Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке — по контракту, отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет. Однако с гражданином, впервые поступающим на военную службу, на воинскую должность, замещаемую солдатами, матросами, сержантами, старшинами, контракт может заключаться только на три года. Постановление «Положение о прохождении военной службы по контракту солдат» -2011г- №186.

Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям, они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.

Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, поступающие на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины (главного корабельного старшины), назначаются командирами воинских частей. Для этих военнослужащих, так же как и для лиц, проходящих военную службу по призыву, установлены войсковые или корабельные воинские звания. Указ Президента РФ Вопросы прохождения военной службы»-2000г. — N 1237.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Во всех случаях продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Помимо основного отпуска, могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, по личным обстоятельствам и др.), которые в счет основного отпуска не засчитываются.

В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

  • а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
  • б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
  • в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
  • г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
  • д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
  • е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»-1999 г. — N 1-ФКЗ.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв), который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запас зачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, не связанным с их убеждениями. Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общая продолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев. Федеральный Закон «Об основах государственной службы РФ»-1995 г. N 119-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождения военнослужащими военной службы. Знание офицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности его практической деятельности.

Реферат: Прохождение военной службы по контракту

1. Понятие контракта о прохождении военной службы 4

2. Порядок заключения контракта о прохождении военной службы 9

3. Содержание контракта о прохождении военной службы 11

Список использованных нормативно – правовых актов и литературы 18

Прохождение службы военнослужащими регулируется Федеральными законами от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и от 27 мая 1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Учитывая, что военная служба является видом федеральной государственной службы, представляющей собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства, изучение вопросов прохождения и поступления на военную службу, в том числе и изучение вопросов контракта на прохождение военной службы является актуальным для современного военного права.

В данной работе мы исследуем вопросы понятия и сущности контракта на прохождения военной службы, как правовой основы для прохождения военной службы, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и содержание (основные условия) контракта о прохождении военной службы в соответствии с действующим военным законодательством.

1. ПОНЯТИЕ КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННЫЙ СЛУЖБЫ

Контракт о прохождении военной службы как следствие добровольного соглашения о поступлении на военную службу впервые в Российской Федерации был предусмотрен Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является новым институтом для нашей правовой системы.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10), т.е. прохождение военной службы является особой разновидностью трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения — оборона и безопасность.

Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту).

Контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид человеческой деятельности в сфере обороны и безопасности, с заключением контракта возникают военно-служебные отношения у конкретного лица с федеральным органом исполнительной власти, что не позволяет отождествлять указанный контракт с трудовым или гражданско-правовым договором. На практике это влечет использование особого правового регулирования.

Контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств.

Сторонами контракта о прохождении военной службы являются, с одной стороны, Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором комментируемым Федеральным законом предусмотрена военная службы, с другой — гражданин, поступающий на военную службу в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический субъектный состав: только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие установленным требованиям.

При заключении контракта о прохождении военной службы стороны (гражданин и должностное лицо) не могут изменить императивно установленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта о прохождении военной службы, за исключением подлежащих согласованию (например, срок). Более того, право внесения в пп. 2 и 3 Типовой формы контракта конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обусловленных особенностями их военной службы, предоставлено только руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта предусмотренные законодательством Российской Федерации конкретные права и обязанности военнослужащих, обусловленные особенностями их военной службы.

Так, приказом министра обороны Российской Федерации «Об уточнении прав и обязанностей военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту в воинские части 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии» от 14 августа 2002 г. N 309 в целях организации прохождения военной службы в воинских частях 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. N 1237 дополнены:

— п. 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы абзацами следующего содержания:

«в) пройти требующуюся подготовку (переподготовку) по соответствующей военно-учетной специальности;

г) исполнять обязанности военной службы, в том числе при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

д) при досрочном расторжении настоящего контракта освободить и сдать в 3-месячный срок служебное жилое помещение»;

— п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы абзацами следующего содержания:

«а) обеспечивает подготовку (переподготовку) по соответствующей военно-учетной специальности;

б) предоставляет для проживания служебное жилое помещение по нормам и в порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь».

Приказом ФСБ России «О контракте о прохождении военной службы» от 18 ноября 1999 г. N 576 на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, предусматривающей наличие у военнослужащих органов федеральной службы безопасности допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, ст.ст. 23, 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-I и ст.ст. 15, 38 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, предусматривающих закрепление в контрактах, заключаемых с лицами, допускаемыми (допущенными) к государственной тайне, их прав и обязанностей, обусловленных необходимостью обеспечения сохранности государственной тайны, установлены частичные временные ограничения прав военнослужащих ФСБ России, которые могут касаться:

— права выезда из Российской Федерации на срок до пяти лет со дня последнего ознакомления с особой важности и совершенно секретными сведениями;

— права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

— права на неприкосновенность частной жизни при проведении органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий в период оформления более высокой формы допуска или переоформления допуска к государственной тайне.

Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Заключение контракта о прохождении военной службы ограничено возрастом гражданина. Первый контракт могут заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Заключение новых контрактов ограничено предельными сроками пребывания на военной службы, установленными ст. 49 комментируемого Федерального закона. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может быть заключен контракт в порядке, установленном ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен на неопределенный срок, поскольку в соответствии со ст. 38 комментируемого Федерального закона он заключается на срок 3, 5, 10 лет и в некоторых случаях на меньший срок.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью трудового договора (контракта).

Контракт о прохождении военной службы опосредует специфическую деятельность граждан Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Указанная специфика предопределяет правовую природу, особенности заключения и расторжения контракта о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. В то же время возникновение военно-служебных отношений связывается не с подписанием контракта о прохождении военной службы, а с изданием административного акта о вступлении его в силу. Следовательно, контракт является одним из юридических фактов, в совокупности образующих фактический состав, влекущий возникновение военно-служебного правоотношения.

Существенными отличиями военной службы от всех других видов государственной службы являются:

1) возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения);

2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей.

Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную. Недостатком указанной классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства.

Особенность военной службы заключается в том, что заранее определить порядок действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий.

2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заключение контракта о прохождении военной службы проходит две стадии:

1) согласование воли, которая характеризуется добровольностью поступления на военную службу по контракту (субъективная сторона). Отсутствие воли не порождает военно-служебных отношений, контракт считается не заключенным;

2) волеизъявление, т.е. подписание контракта и тем самым придание согласованной воле внешнего выражения (объективная сторона). Волеизъявлению предшествует проверка соответствия гражданина (военнослужащего) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Заключение контракта совпадает с моментом вступления его в силу, т.е. с подписанием его не гражданином или военнослужащим, а соответствующим должностным лицом. Указанный порядок заключения контракта и вступления его в силу не может быть изменен соглашением сторон.

Для контракта предусмотрена письменная Типовая форма, утвержденная Положением о порядке прохождения военной службы.

Несоблюдение формы контракта не влечет юридических последствий — возникновения военно-служебных правоотношений. Фактическое допущение к исполнению обязанностей военной службы без надлежащего оформления не считается заключением контракта о прохождении военной службы в отличие от трудового договора.

В контракте закрепляется срок, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. Сроки военной службы установлены ст. 38 комментируемого Федерального закона. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, он равен сроку, указанному в контракте о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня подписания его соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке прохождения военной службы. Иные обстоятельства и условия (например, издание приказа по воинской части) не являются обязательными для вступления контракта в силу.

Первый контракт подписывается от имени Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) должностным лицом, указанным в п. 8 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы.

Новый контракт от имени Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) подписывают должностные лица, указанные в п. 6 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной.

Контракт прекращает свое действие в день истечения его срока. Данное положение хотя прямо и не указано в комментируемом Федеральном законе, но вытекает из смысла п. 3 комментируемой статьи, которым определено, что на военнослужащего возложена обязанность проходить военную службу в течение установленного контрактом срока военной службы. Исключением являются случаи, перечисленные в п. 11 ст. 38 Федерального закона и в Положении о порядке прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы досрочно прекращает свое действие:

а) в день, указанный в приказе об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части при досрочном расторжении контракта, например при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы, а также в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;

б) со дня заключения военнослужащим нового контракта о прохождении военной службы (такой контракт заключается, например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и поступившим в военное образовательное учреждение профессионального образования);

в) со дня исключения из списков личного состава воинской части в связи с назначением на должности министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

г) со дня приостановления военнослужащим военной службы;

д) в иных случаях, установленных федеральными законами.

3. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Федеральный закон и Положение о порядке прохождения военной службы (п. 5 ст. 4) предусматривают следующие виды условий контракта о прохождении военной службы:

а) обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;

б) обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих;

г) порядок прохождения военной службы.

После поступления на военную службу по контракту военнослужащий обязуется проходить ее в течение установленного контрактом срока в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Военнослужащий не имеет права самовольно отказаться от исполнения обязанностей военной службы, изменить место военной службы, за исключением случаев заключения в установленном порядке контракта о прохождении военной службы с другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности определен ДУ ВС РФ. На военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, могут налагаться дисциплинарные взыскания вплоть до досрочного увольнения в запас.

Поступив на военную службу, гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Общие обязанности военнослужащего изложены в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в которой закреплено, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

— быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

— строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

— дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В то же время слово «обязанность», с одной стороны, определяет юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой — подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников.

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение — основа воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.

Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику.

Особенность воинской дисциплины состоит также в повышенной ответственности за ее нарушение по сравнению с ответственностью за служебные проступки других граждан. За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность.

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Основными источниками права вооруженных конфликтов, под которым понимается совокупность правовых норм, применяемых воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных военных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения (в том числе и на оккупированной территории), устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение, являются Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы (I и II) к ним 1977 г.

Гаагские конвенции 1907 г. впервые в договорном порядке сформулировали и закрепили кодекс поведения воюющих сторон. Женевские конвенции 1949 г. закрепили правовой режим раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны. В Дополнительных протоколах решены вопросы, которые недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях.

Основным принципом права вооруженных конфликтов является принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения вооруженной борьбы: «. в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания».

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, обязанных беспрекословно их выполнять; подчиняться строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая при этом подчинение своему непосредственному и другим прямым начальникам.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ указывается, что сотрудники органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ.

Праву граждан на соблюдение их прав и прав членов семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих, корреспондирует обязанность их соблюдения должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиров (начальников).

Единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов их обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы установлена Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Все органы, действуя в рамках своих полномочий, обязаны решать задачу защиты прав и свобод личности, в том числе военнослужащего, присущими ему методами, опираясь прежде всего на требования Конституции Российской Федерации, на федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, на нормы международно-правовых актов.

Военнослужащий, являясь гражданином Российской Федерации, в своих взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами вправе требовать по отношению к себе выполнения определенных обязанностей в целях реализации присущего ему и законодательно закрепленного «особого» статуса, обусловленного спецификой военной службы (предоставить льготы, реализовать права и т.д.).

Если вышеуказанные органы не выполняют своих обязанностей и нарушают права и свободы, военнослужащий имеет реальную возможность использовать правовой механизм судебного или административного обжалования решений и действий, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 33, 45, 46), а также Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. N 4866-I (с изменениями и дополнениями) и гл. 5 ДУ ВС РФ «О предложениях, заявлениях и жалобах», а также использовать права, предусмотренные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.

Порядок прохождения военной службы как условие контракта устанавливается императивными нормами, за исключениями, предусмотренными законодательством. Порядок прохождения военной службы включает в себя совокупность юридических фактов: начало и окончание военной службы; присвоение воинских званий, повышение воинских званий и снижение в воинских званиях, лишение этих званий; назначение на должности и освобождение от них; продвижение и перемещение по службе и т.д. Таким образом, не могут быть согласованы, например, условия о предоставлении в обход установленного порядка жилой площади, последующее увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, досрочное присвоение воинского звания и т.д.

В то же время министр обороны Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы.

Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Можно выделить следующие признаки контракта:

а) особый субъектный состав. Одной из сторон административного договора всегда выступает государство в лице своих органов власти. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации, другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) комплексный характер, т.е. он регулируется одновременно нормами нескольких отраслей права. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля, 30 сентября, 17 октября, 2, 31 декабря 2005 г., 11 марта, 4 мая, 3, 6 июля, 2, 25 октября, 4 декабря 2006 г., 6 января, 12 апреля, 24 июля 2007 г.)

2. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-I

3. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ

4. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. N 1237

5. Приказ министра обороны Российской Федерации «Об уточнении прав и обязанностей военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту в воинские части 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии» от 14 августа 2002 г. N 309

6. Приказ ФСБ России «О контракте о прохождении военной службы» от 18 ноября 1999 г. N 576

7. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9

8. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». — 4-е изд., перераб. и доп. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — «За права военнослужащих», 2005 г.

9. Корнийчук Г.А. Особенности регулирования труда государственных служащих РФ. — Система ГАРАНТ, 2007 г.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, www.bestreferat.ru.

»

Это интересно:  Презентация воинская обязанность альтернативная гражданская служба 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Название: Прохождение военной службы по контракту
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Тип: реферат Добавлен 22:50:55 15 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 6740 Комментариев: 9 Оценило: 11 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать