+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Служба в армии в специальный стаж 2019 год

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

06 марта 2017

В определенных случаях служба в Вооруженных Силах СССР может быть засчитана в специальный стаж.

При назначении на льготных условиях пенсии по старости рабочим и служащим, которые до 1 января 1992 года работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, действуют следующие нормы:

— периоды службы в армии приравниваются к работе, которая предшествовала службе в армии или следовала за службой в армии и осуществлялась до 1 января 1992 года;

— периоды службы в армии засчитываются в стаж в размере, не превышающем период работы на вредном производстве до 1 января 1992 года.

Например, работа газосварщиком относится к работе с вредными и тяжелыми условиями труда. Предположим, что гражданин до 1 января 1992 года два года служил по призыву, а затем 2 года работал газосварщиком. Это означает, что два года службы в армии зачтутся данному гражданину в специальный стаж.

Или такой пример: гражданин два года служил по призыву. Придя из армии, устроился работать газосварщиком, проработал полгода, и наступило 1 января 1992 года. Это означает, что из службы по призыву ему в специальный стаж зачтется только полгода.

В отличии от граждан, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, работникам просвещения и здравоохранения периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитываются в стаж работы по специальности независимо от того, была ли работа по специальности непосредственно до или непосредственно после службы в армии. Однако служба в составе вооруженных сил должна проходить до 1.10.1993 года.

Например, гражданин работал в школе в качестве завхоза 6 месяцев, а затем 2 года служил в армии по призыву и закончил службу до 1.10.1993 года. После армии он еще полгода работал завхозом, а затем 23 года – учителем общеобразовательной школы. В этом случае период службы в армии полностью зачтется ему в педагогический стаж.

В специальный стаж работников просвещения и здравоохранения может быть засчитана не только срочная служба в армии, но и служба по контракту. Но только при условии, что служба в армии будет составлять всего 1/3 стажа, необходимого для назначения пенсии, а 2/3 стажа будут приходиться на работу в учреждениях и организациях и должностях, работа в которых дает право на назначение льготной пенсии.

Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N АКПИ16-452

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»,

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (далее — Указание), которое было опубликовано в издании «Социальная защита», 1997, N 9.

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 «Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР» были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт «к»).

Это интересно:  Пять месяцев службы в армии сыну 2019 год

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет».

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Дело № 2-683/2013

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2013 года город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Петровой А.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-683/13 по исковому заявлению Пешакова Владимира Васильевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о возложении обязанности по перерасчету досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании суммы недоплаченной пенсии с учетом индексации,

у с т а н о в и л:

Пешаков В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете пенсии и взыскании суммы недоплаченной пенсии с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что при пересчете его досрочной трудовой пенсии по старости в связи со службой в рядах Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ. данный период прохождения военной службы по призыву был засчитан в календарном порядке, однако с данным расчетом не может согласиться, поскольку согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) — один день военной службы за два дня работы.

Поэтому период нахождения на военной службе по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ. составляет четыре года, один месяц, 7 дней и подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

С учетом периода службы в Советской Армии его стаж на соответствующих видах работ составляет: 31 год 08 месяцев 01 дней. Стажевой коэффициент на 01.01.2002 г. составляет: К = 55 + (9 — 31) = 77

Представитель УПФ РФ (ГУ) в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. в судебном заседании исковые требования Пешакова В.В. не признала, полагая, что они не подлежат удовлетворению, поскольку пункт 5 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж работы на соответствующих видах работ периодов приравниваемой деятельности, в том числе прохождения военной службы.

Полагает, что Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в данном случае не применим, поскольку данный закон введен в действие с 01 января 1998 года, то есть, после окончания срока военной службы истца.

Согласно п. 4 ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа именно на соответствующих видах работ.

На основании изложенного, просила отказать Пешакову В.В. в иске в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Согласно трудовой книжке — Пешаков В.В. с 01.11.1969 года по 19 ноября 1971 года проходил службу в рядах Советской Армии.

Размер страховой части пенсии истца был исчислен из специального трудового стажа по Списку №1, выработанного до 01.01.2002, продолжительностью 26 лет 06 мес. 24 дня и среднемесячного заработка за период работы с 01.06.1993 по 31.05.1995, отношение которого к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 3,764.

В подсчёт специального стажа по Списку №1 включены следующие периоды работы: с 01.12.1971 г. по 23.02.1976 г. (подземный проходчик) – 4 года 2 мес. 23 дня; с 30.04.1980 г. по 31.12.1981 г. (подземный горнорабочий очистного забоя) — 1 год 1 месяц 11 дней; с 24.02.1976 г. по 24.02.1979 г. (респираторщик) — 3 года; с 19.03.1979 г. по 29.04.1980 г. (подземный горнорабочий) — 1 год 1 месяц 11 дней; с 01.01.1982 г. по 10.12.1991 г. (горномонтажник подземный, заместитель начальника участка, начальник участка, горный мастер) — 9 лет 11 месяцев 9 дней; с 10.12.1991 г. по 08.12.1997 г. (освобожденный председатель Независимого председателя горняков УМНО ОАО «Воркутауголь» — 5 лет 11 месяцев 28 дней; с 22.05.2001 г. по 31.12.2001 г. (горный мастер) — 7 месяцев 9 дней.

Вступившим в законную силу решением суда от 02.05.2012 г. спорный период службы в Армии был включен в специальный стаж истца по Списку № 1 в кратном исчислении, как и включен в таком же порядке период работы Пешакова В.В. в ООО «Обидимо» с 22.05.2001 г. по 31.12.2011 г., на ответчика возложена обязанность по перерасчет пенсии с учетом приведенных периодов работы и службы с 01.01.2002 г.

Период службы в Армии был включен ответчиком в общий трудовой стаж истца в льготном исчислении как один день военной службы за два дня работы по Федеральному Закону от 20.11.1990 г. № 340-1.

В соответствии с п.2 ст.З0 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ для лиц, проживающих районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП следующих размерах: не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в указанных районах и месте к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8 не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Работа истца протекала в г. Воркуте, где районный коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,6.

Это интересно:  Служба по контракту в таджикистане 2019 год 2019 год

Следовательно, отношение среднемесячной платы к среднемесячной заработной плате по стране учитывается не свыше 1,7. Расчётный размер пенсии на 01.01.2002 составил 2016 руб. 90 коп= (0,71*1,7*1671 руб.), где: 0,71 — стажевый коэффициент, составляющий 0,55 при наличии специального стажа 9 лет по Списку №1 для мужчин, работавших по Списку №1 и достигших на 01.01.2002 г. возраста 51 год и повышающийся за каждый полный год специального трудового стажа сверх требуемого на 0,01, но не более чем на 0,20; 1,7 — предельное отношение среднемесячного заработка пенсионера к заработной плате по стране за тот же период; 1671 руб. — среднемесячная заработная плата по стране за третий квартал 2001 г., принятая для исчисления пенсий.

03.04.2005 Г. к пенсии Пешакова В.В. установлена сумма возмещения страховых взносов, рассчитанная в соответствии с ФЗ от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ за не страховой период службы в армии по призыву продолжительностью 2 года 18 дней.

Стажевый коэффициент Пешакова В.В. на 01.01.2010 года составил 75%.

Продолжительность специального стажа ситца по Списку № 1 на 01.01.2002 г. – 26 лет 06 мес. 24 дня, в том числе до 01.01.1991 г. -19 лет 07 дней. Коэффициент валоризации равен 29 % (10%+19%).

Давая оценку доводам Пешакова В.В. о том, что период военной службы по призыву подлежит включению в его специальный стаж в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы) на основании абзаца 3 пункта 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ О статусе военнослужащих, суд признает их несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании действующего законодательства по следующим мотивам:

В соответствии со статьей 58 Закона СССР от 14.07.1956 О государственных пенсиях пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других), назначенные до введения в действие настоящего Закона, сохраняются.

Во исполнение данной нормы, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно подпункту г пункта 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Указанное Положение не применяется на территории Российской Федерации на основании Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953.

Статья 94 данного закона (в редакции закона от 20 ноября 1990 года), не предусматривала возможность льготного исчисления службы в армии.

В соответствии со статьей 90 указанного закона, военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включалась в общий трудовой стаж в календарном исчислении.

Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации О статусе военнослужащих, часть первая статьи 94 Закона РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации дополнена абзацем седьмым.

После внесения указанного дополнения, в соответствии с абзацем седьмым статьи 94 Закона РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации, при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, военная служба но призыву исчисляется в льготном порядке — в двойном размере.

01 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ О статусе военнослужащих, в редакции, действующей в настоящее время.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 10 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ О статусе военнослужащих время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

В соответствии с текстом абзаца первого пункта 3 статьи 10 ФЗ О статусе военнослужащих время военной службы засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.

Между тем, указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, не имеется, но предусмотрен льготный порядок зачета.

Абзацем вторым пункта 3 данной статьи Федерального закона предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму данного пункта время прохождения военной службы в особых условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет (к пенсиям за выслугу лет в соответствии с Законом РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации относились пенсии учителям и врачам).

01 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Подпункт 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации устанавливает условия досрочного назначения пенсии лицам, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, — Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Данный Федеральный закон, Списки работ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, включение периода службы в армии в стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда не предусматривают.

При таких обстоятельствах, время нахождения истца на военной службе по призыву в спорный период подлежало и ранее уже включено в специальный стаж исходя из принципа правовой определенности на основании утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом г пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом, указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет лицам работающим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах в льготном порядке не было предусмотрено.

При этом, специалист представила расчет пенсии истца в случае определения общего трудового стажа истца по п.4 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом исчисления периода военной службы в двойном размере, а именно:

Это интересно:  Служба по контракту в армии для девушек 2019 год

расчет пенсии за периоды с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г., с 01.01.2010 г. по 30.04.2013 г. с учетом включения в общий стаж периода службы в Армии с 01.11.1969 г. по 19.11.1971 г. в двойном размере Закону № по 340-1: стаж на 01.01.2002 составил 46 лет 8 мес. 15 дней в льготном исчислении, работа на Крайнем Севере в полуторном размере, военная служба по призыву в двойном размере, требуемый стаж 20 лет (Список №1). Стажевый коэффициент — 0,75, осовремененный заработок составил — 6164руб. 31 коп.

0,75*6164,34 = 4623,23, максимальный размер составил 3,5 минимального размера *1,5 (районный коэф. 1,6, ограничивался для макс, размера не более 1,5), соответственно размер пенсии составил 1167,52 + 100 (компенсация) = 1267,52 руб., что свидетельствует о том, что размер пенсии истца в данном варианте будет значительно меньше.

Согласно выбранного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии определяются и правила исчисления общего трудового стажа.

Таким образом, при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав Пешакова В.В. ответчиком, исходя из выгодности применен п.3 ст. 30 вышеуказанного закона, согласно которому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке по фактической продолжительности. При этом, если истец считает для себя наиболее выгодным вариант, предусмотренный п.4 ст.30 ФЗ №173, он и не лишен возможности обратиться в УПФ РФ в г. Туле с заявлением о перерасчете ему пенсии по указанному варианту, при этом, применение одновременно порядка исчисления размера пенсии, установленного п.3 и п.4 ст. 30 ФЗ №173 не предусмотрено Законом. При исчислении пенсии истцу были учтены все составляющие, используемые в формулах, установленных законом для расчета пенсии, в том числе, и периоды определения среднемесячной заработной платы.

Исходя из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 г. № 421- О, Порядок исчисления выслуги лет лицам, проходившим военную службу либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, порядок же исчисления стажа (общего трудового и страхового) для назначения трудовых пенсий — в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом пунктом 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено включение в общий трудовой стаж периодов военной службы по призыву в двойном размере, что согласуется с положением пункта 3 статьи 10 Федерального закона О статусе военнослужащих.

Установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и общий трудовой стаж в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет сотруднику органов внутренних дел или трудовая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам Пешакова В.В., изложенным в судебном заседании, суд исходит из того, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона О статусе военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Вместе с тем, уровень обеспечения зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, но не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

В п. 5 Постановления Правительства РФ О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 закреплено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Из анализа приведенной правовой нормы следует, что она по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях.

Из изложенного следует вывод, что прохождение службы по призыву военнослужащим к указанным случаям не относится.

Таким образом, оснований для исчисления пенсии истца за период службы в Армии в период с 01.11.1969 г. по 19.11.1971 г. из расчета один день службы за два дня работы у суда не имеется.

Отказ во включении спорного периода службы в Армии влечет за собой отказ в удовлетворении требований Пешакова В.В. о возложении обязанности по перерасчету досрочной трудовой пенсии по старости с 01.02.2002 года с увеличением стажевого коэффициента 0,75% и коэффициента валоризации 0,33% с 01.01.2002 г., взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.

в удовлетворении исковых требований Пешакова Владимира Васильевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о возложении обязанности по перерасчету досрочной трудовой пенсии по старости и взыскании суммы недоплаченной пенсии с учетом индексации — отказать

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Управление пенсионного фонда РФ

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Для учета периодов выполнения работ с тяжелыми условиями труда, имевших место до 1 января 1992 года, согласно Постановлению № 665 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) может применяться Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения № 590 при назначении пенсии по Списку № 1 и № 2 период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Списку № 1 и № 2 от 1956 года, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода.

При этом служба, приравниваемая к работе по Списку № 2 от 1956 года, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы до 01.01.1992 года. Этот порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой имела место учеба в высших или средних специальных учебных заведениях. Согласно «Обзору практики применения законодательства о государственных пенсиях за 2 полугодие 1977 года» управления социального обеспечения Госкомтруда СССР в том же порядке засчитывается и учеба, предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109, которая имела место между работой и службой в армии.

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации.

Согласно подпункту «з» пункта 109 Положения № 590 период курсов повышения квалификации приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Главный специалист-эксперт КС Э.В. Норбоева

Статья написана по материалам сайтов: legalacts.ru, www.gcourts.ru, mcuzakamna.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector