+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Служба згт в армии что это 2019 год

13 НОЯБРЯ С.Г. СЛУЖБЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Вооруженных Сил РФ исполняется 90 лет. О малоизвестных страницах истории этой специальной службы рассказывает генерал-лейтенант Евгений МАРУСИН, с 2007 года возглавляющий это важное звено в системе управления войсками.

– Товарищ генерал-лейтенант! Ввиду специфики задач, возложенных на руководимую вами Службу, не только ее деятельность, но и история практически неизвестна военной, а тем более – гражданской читательской аудитории нашего журнала. Приоткройте, пожалуйста, некоторые страницы летописи управления.

– За девять десятилетий произошло много интересных и поучительных, трагических и героических событий в жизнедеятельности нашей специальной службы.

Официальной датой ее создания считается 13 ноября 1918 г., когда в ходе реорганизации Всероссийского Главного штаба приказом № 217 Реввоенсовета Республики (РВСР) было сформировано Общее и специальное отделение со штатом в 14 сотрудников.

Этот день отмечается как дата создания специальной службы в Вооруженных Силах нашего государства.

В это же время в составе Полевого штаба РВСР была образована специальная часть. Затем специальные органы были созданы в Главном артиллерийском управлении, Центральном управлении военных сообщений, Управлении связи, Управлении снабжения и ряде других управлений.

К 1920 году создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено, что на деле означало создание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) основ системы скрытого управления войсками (силами).

Следует особо отметить, что в этот период были разработаны и начали применяться первые советские военные спецдокументы, накапливался опыт организации и осуществления скрытой связи, создавались первые руководящие документы по спецслужбе, росли на практической работе кадры специалистов. Другими словами, были заложены основы службы защиты государственной тайны в Красной Армии и на Флоте.

В дальнейшем проходила оптимизация структуры, состава и численности Центрального шифротдела, который с 1926 года был преобразован во 2-й отдел Управления делами Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМД). В сентябре 1930 года этот отдел был преобразован в 7-й отдел штаба РККА, а 13 октября 1930 г. – в 8-й отдел штаба РККА, ставший центральным шифровальным органом РККА.

Его работа в основном велась по следующим направлениям:

  • изучение теоретического и практического наследия прошлого по криптографии;
  • совершенствование издаваемых документов скрытой связи;
  • разработка и ввод в действие единых руководящих документов;
  • подбор и подготовка кадров;
  • совершенствование организационной структуры;
  • внедрение средств механизации специальной связи;
  • обобщение опыта работы спецорганов в боевых условиях.

– Где и как готовились тогда кадры специалистов?

– Как известно, таких специалистов у молодой Красной Армии не было. На первых порах их подготовка осуществлялась на рабочих местах в ходе практической работы. С 15 ноября 1929 г. в Москве при 2-м отделе Управления делами НКВМД начали функционировать специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью слушателей общевойскового отделения 70 чел. и морского – 25 чел. Курсы были сформированы в сокращенном варианте без аппарата управления и командно-преподавательского состава и прикомандировывались к Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Эта дата стала датой образования нынешнего основного военного учебного заведения по подготовке специалистов службы защиты государственной тайны – Краснодарского высшего военного училища (военного института) имени генерала армии С.М. Штеменко.

Выпускники курсов принимали активное участие в боевых действиях у оз. Хасан, р. Халхин-Гол, в войне с Финляндией, в Испании и Китае.

К началу Великой Отечественной войны курсы подготовили и направили в войска около 2000 офицеров. Именно они возглавили большинство спецорганов штабов фронтов, округов, армий и дивизий к началу войны, а также обеспечили мобилизационное развертывание спецорганов.

– Что еще интересного было в 1930-е годы?

– Прежде всего, приказ Народного комиссара обороны (НКО) от 19 июля 1939 г., которым 8-й отдел Генерального штаба РККА был переименован в Отдел специальной службы и включен на правах самостоятельного структурного подразделения в состав Оперативного управления ГШ РККА.

Руководство спецорганами от Генштаба до корпуса возлагалось на соответствующие оперативные управления и отделы, а в дивизиях, им равных и ниже, спецорганы оставались в непосредственном подчинении начальников штабов.

Необходимо также отметить, что в предвоенные годы были расширены и конкретизированы задачи и функции службы. На спецорганы были возложены задачи по руководству и контролю за состоянием работы специальных секторов (делопроизводств). В сентябре 1937 года спецорганам были окончательно возвращены функции по организации скрытого управления войсками (силами).

– Итак, мы пролистали летопись управления до начала Великой Отечественной войны. Насколько были готовы спецорганы к такому суровому испытанию?

– В целом структура, состав и численность спецорганов, организация их работы в предвоенный период соответствовали задачам и требованиям, предъявляемым к системе управления войсками (силами).

Вместе с тем, уже первые дни войны показали, что с довоенной численностью они не могут справиться с работой. Поэтому приказом Народного комиссара обороны от 18 августа 1941 г. было создано Управление специальной службы Генерального штаба РККА общей численностью 197 военнослужащих и 50 служащих.

Приказом НКО от 7 октября 1941 г. это Управление было преобразовано в 8-е управление, а все спецорганы переименовывались в самостоятельные номерные отделы (отделения): в штабах фронтов и армий — в 8-е отделы, в штабах корпусов (дивизий) — в 6-е отделы (отделения), с непосредственным подчинением начальникам соответствующих штабов.

В течение войны организационная структура, состав и численность спецорганов неоднократно подвергались изменениям, обусловленным возросшим значением службы и роли спецорганов в общей системе управления войсками (силами), изменением задач и увеличением объемов проводимых работ.

— Какова была главная задача спецорганов в военные годы?

— Если коротко, то обеспечение командования всех уровней специальной связью.

В первые месяцы войны поток информации в несколько раз превосходил физические возможности личного состава спецорганов. Офицеры сутками напряженно работали, отлучаясь только для приема пищи, отдыхали по два-три часа в сутки.

Большие сложности возникали при осуществлении специальной связи со штабами соединений и частей, попавших в окружение, а также при ведении беспрерывных боев.

Но в любых условиях боевой обстановки спецорганы стремились обеспечить командование бесперебойной спецсвязью, применяя различные методы ускоренной обработки информации.

Следует особо отметить, что личный состав службы во время войны проявил исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных и трудных условиях под бомбежками и артиллерийско-минометным огнем, в землянках и блиндажах.

Высокую оценку работе спецорганов во время Великой Отечественной войны дали видные наши полководцы и военачальники.

— Какие задачи решали спецорганы в послевоенный период?

— Прежде всего, освоение и обобщение опыта организации и осуществления специальной связи в боевых условиях и внедрение его в практику работы спецорганов и специальную подготовку личного состава.

Эта работа проводилась по следующим основным направлениям:

  • подготовка и издание обобщенных материалов, сборников, конспектов с изложением опыта работы спецорганов в боевых условиях;
  • внедрение опыта работы в годы войны в боевую и специальную подготовку личного состава;
  • разработка новых руководящих документов по спецработе с учетом опыта войны и т.д.

Следует отметить, что этот опыт позволил на многие годы определить основные направления развития службы, являющейся важнейшим звеном в системе управления войсками (силами), без которого немыслимо скрытое управление, сохранение в тайне передаваемой информации.

Поэтому основной задачей деятельности спецорганов в мирное послевоенное время явилось постоянное поддержание их в высокой степени боевой готовности.

– А что сегодня, Евгений Николаевич, главное в вашей работе?

– Прежде всего, идти в ногу со временем, уточнять задачи и функции Службы в соответствии с проводимыми и планируемыми мероприятиями по совершенствованию структуры, состава и численности Вооруженных Сил, в тесной связи с изменениями социально-экономической ситуации в стране, процессами демократизации и открытости общества.

В целом же наше Управление, как и прежде, решает специальные задачи по обеспечению Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Министерства обороны Российской Федерации необходимой информацией для выполнения текущих задач по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В числе наших главных задач:

  • организация мероприятий по соблюдению режима секретности в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
  • организация скрытого управления войсками и оружием;
  • организация защиты информации от несанкционированного доступа;
  • обеспечение информационной безопасности Минобороны России в сфере массовой информации;
  • организация работы систем сертификации средств защиты информации Министерства обороны по установленным требованиям безопасности информации и лицензирования деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • координация деятельности органов военного управления Вооруженных Сил, связанной с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Конечная цель этой работы – установление и соблюдение в Вооруженных Силах такого порядка, который бы исключил передачу сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению.

– Какие технические средства используются специалистами Службы при выполнении перечисленных задач?

– В настоящее время на снабжении органов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил находится несколько десятков типов современной специальной техники, вспомогательного оборудования и специальных аппаратных.

При непосредственном участии специалистов Управления ГШ ВС РФ продолжаются работы по созданию новых перспективных образцов техники специальной связи.

– В заключение, Евгений Николаевич, что бы вы хотели передать через наш журнал своим коллегам, ветеранам Службы в связи с ее 90-летием?

– Прежде всего, хочу отметить, что работники специальных органов были и являются сейчас образцом бдительности, преданности долгу, показывают пример беззаветного служения нашей Отчизне. Среди них есть немало тех, кто с честью выполнял свой долг в «горячих точках», участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру в августе с.г. Желаю всему личному составу Службы, уважаемым ветеранам крепкого здоровья, оптимизма, веры в будущее и семейного благополучия!

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

Изменения и поправки

Зарегистрирован Минюстом России 7 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19724

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (далее именуется — Инструкция).

2. Признать утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 285 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1997 г., регистрационный N 1280).

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков

Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей

I. Общие положения

3. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска лиц к государственной тайне:
первая форма — для лиц, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для лиц, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для лиц, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у лиц допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Если по характеру выполняемых должностных (специальных) обязанностей, а также в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лица могут быть назначены на эти должности или допущены к обучению только после оформления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

6. Допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

7. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением лицам допуска к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей (организаций) или их территориально обособленных подразделений.

8. Допуск лиц к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, за исключением:

в) лиц, осуществляющих прием иностранных делегаций и граждан;

г) случаев, если имеются сомнения в достоверности предоставленных лицами анкетных данных.

В случае, если с лицами ранее был заключен контракт, не предусматривающий обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, то такие обязательства оформляются соответствующим дополнением к контракту. Дополнение к контракту подписывается лицом, принимающим на себя обязательства, и командиром воинской части.

При заключении с руководителем организации контракта (дополнения к контракту), предусматривающего обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, текст обязательства (форма N 2) дополняется абзацем следующего содержания:

«Я предупрежден(а) о том, что в случае прекращения мне допуска к государственной тайне и отстранения меня от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, договор (контракт) на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключенный между организацией — заказчиком работ и организацией, руководителем которой я являюсь, может быть расторгнут.».

Это интересно:  Восстановление офицеров запаса на военную службу 2019 год

а) признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у лица неснятой судимости за эти преступления;

б) наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и социального развития;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

д) уклонение лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

11. Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) Министром обороны Российской Федерации — в отношении своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов и родами войск Вооруженных Сил, а также других лиц, подчиненных ему непосредственно;

б) командиром воинской части — в отношении подчиненного личного состава и командиров воинских частей, ему подчиненных непосредственно;

г) начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации — в отношении главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов и руководителей представительств Министерства обороны за рубежом при министерствах (ведомствах) иностранных государств или международных организациях;

д) руководителем организации — заказчика работ — в отношении руководителей негосударственных организаций, привлекаемых к выполнению работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций принимается теми лицами, кем они были назначены на должность.

Оформление допуска к государственной тайне кандидатам для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, для поступления в которые необходимо оформление допуска к государственной тайне, осуществляется военными комиссариатами, а лицам из числа военнослужащих — воинскими частями, в которых они проходят военную службу.

14. Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен должностным лицом, имеющим право принимать решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним контракта в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции основанием для отказа лицу в допуске к государственной тайне.

В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» настоящего пункта могут послужить основанием для прекращения лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну. До принятия такого решения лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Решение командира воинской части о возможности или невозможности лица, нарушившего обязательства, связанные с защитой государственной тайны, осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну, объявляется в приказе.

Прекращение допуска лица к государственной тайне является основанием для расторжения с ним контракта, а прекращение допуска к государственной тайне руководителя организации — основанием для расторжения договора (контракта) на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключенного между организацией — заказчиком работ и организацией, которую он возглавляет, если такое условие предусмотрено в контракте.

Решение командира воинской части о прекращении допуска лица к государственной тайне может быть обжаловано лицом в вышестоящую воинскую часть (организацию) или в суд.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает лицо от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

15. Командиры воинских частей отвечают за подбор лиц, допускаемых к государственной тайне.

16. Службы ЗГТ ведут учет осведомленности личного состава в сведениях, составляющих государственную тайну, по книге учета осведомленности (примерный образец N 2).

Книга учета осведомленности (примерный образец N 2) ведется путем накопления информации на каждое лицо воинской части (организации), допущенное к государственной тайне. При этом учитываются сведения, составляющие государственную тайну, ставшие известными этим лицам, как в данной воинской части (организации), так и в других воинских частях (организациях), куда они командировались, по записям на обороте справок (формы N 6 — 8).

Разрешается вместо учетных данных о носителях сведений, составляющих государственную тайну, с которыми было ознакомлено лицо по месту военной службы (работы), вносить в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) данные о месте нахождения описи носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся у исполнителя (форма N 7 ИРС-2005 *), или реестра на документы, переданные на доклад начальнику (форма N 11 ИРС-2005). В этом случае в графе «количество листов» указанных описей (реестров) дополнительно проставляется аббревиатура грифа секретности носителя сведений, составляющих государственную тайну (его составных частей), например: «1сс кн., 1с шт., 1с/12ов + 2сс + 5нс.».

Описи (реестры) после окончания годовой проверки наличия документов не уничтожаются, подшиваются в отдельные дела или оформляются как самостоятельные документы и учитываются в книге (форма N 15 ИРС-2005). Дела, закрытые ведением, а также описи (реестры), учтенные в книге (форма N 15 ИРС-2005), в архив не сдаются, хранятся в службе ЗГТ в течение 10 лет.

Службы ЗГТ вносят необходимые данные об осведомленности лиц, допущенных к государственной тайне, в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) не реже одного раза в квартал.
Учет осведомленности граждан, пребывающих в запасе, в сведениях, составляющих государственную тайну, к которым они имели доступ в ходе проведения военных сборов, осуществляется воинскими частями, в которых они имели доступ к указанным сведениям, а также военными комиссариатами по месту их воинского учета.

Книги учета осведомленности (примерный образец N 2) в архив не сдаются, хранятся в службе ЗГТ в течение 10 лет после внесения в них последней записи, после чего уничтожаются.

II. Порядок оформления допуска к государственной тайне

17. Перечень должностей, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей (форма N 3).

18. Номенклатура должностей (форма N 3) разрабатывается службой ЗГТ в 2 экземплярах с учетом информации, предоставляемой начальниками структурных и кадровых подразделений воинской части (организации) по данному вопросу, и подписывается руководителем службы ЗГТ.

Номенклатура должностей (форма N 3), при назначении на которые лица являются подчиненными непосредственно Министру обороны Российской Федерации, разрабатывается Восьмым управлением.
Номенклатуры должностей (форма N 3) территориально обособленных подразделений воинских частей (организаций) разрабатываются этими подразделениями отдельно от номенклатуры должностей (форма N 3) воинской части (организации) и согласовываются с вышестоящей службой ЗГТ и органами безопасности по месту нахождения территориально обособленного подразделения воинской части (организации).

19. В номенклатуру должностей (форма N 3) включаются только те должности, по которым допуск лиц к государственной тайне действительно необходим для исполнения ими должностных (специальных) обязанностей, в том числе должности лиц, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие воинские части (организации) для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях (организациях) должно быть максимально ограничено.
На основании письменных решений вышестоящих командиров воинских частей в номенклатуре должностей (форма N 3) определяются должности, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне по форме выше допуска к государственной тайне командира воинской части, в которой лицо проходит военную службу (работает). Решение о допуске таких лиц к государственной тайне в карточке (форма N 1) принимается командиром вышестоящей воинской части.

21. При оформлении номенклатуры должностей (форма N 3) необходимо учитывать следующее:

В случае если пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, предусматривает разные степени секретности, дополнительно указывается абзац (графа) данного пункта, например: «работа со сведениями, раскрывающими. (абз. 1 п. 1 (гр. 6) — совершенно секретно» или «учет, хранение. носителей сведений, раскрывающих. (абз. 1 п. 1 (гр. 8) — секретно»;

з) в дополнениях к номенклатуре должностей порядковые номера указываются в возрастающей последовательности, начиная с единицы, независимо от структурных подразделений.

22. Номенклатура должностей (форма N 3) в 2 экземплярах и ее электронная копия на машинном носителе информации направляются воинской частью (организацией) на согласование в соответствующий орган безопасности.

В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей (форма N 3) на согласование в орган безопасности указываются:

а) сведения о лицензии (разрешении) на проведение работ с
использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи,
наименование лицензирующего органа (воинской части), выдавшего лицензию
(разрешение), срок ее действия и номер. В случае, если воинская часть
лицензированию не подлежит, то указывается: «______________________________
(наименование воинской части)
лицензированию не подлежит»;
б) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей (форма N 3): дата согласования, наименование органа безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей (форма N 3);
в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей (форма N 3) для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей (форма N 3);
г) сведения об отнесении данной воинской части (организации) к перечню воинских частей (организаций), указанных в подпункте «б» пункта 8 настоящей Инструкции;
д) почтовый адрес, по которому необходимо направить номенклатуру должностей (форма N 3) после ее рассмотрения.

В случае отсутствия в воинской части (организации) службы ЗГТ в сопроводительном письме указываются сведения о службе ЗГТ, которая оказывает данной воинской части (организации) услуги по защите государственной тайны.

При направлении изменений в номенклатуру должностей (форма N 3) в сопроводительном письме дополнительно указываются: порядковые номера должностей, подлежащих исключению из номенклатуры должностей (форма N 3), и их количество.

23. После согласования с органом безопасности номенклатура должностей утверждается командиром воинской части.

Военные комиссариаты после получения из воинских частей (организаций) выписок из номенклатур должностей (форма N 3) на военное время в срок не позднее 10 дней направляют в соответствующие органы безопасности их копии.

Военные комиссариаты на основании полученных из воинских частей (организаций) выписок из номенклатур должностей (форма N 3) допускают граждан, перечисленных в подпункте «в» пункта 11 настоящей Инструкции, к государственной тайне по соответствующей форме.

25. Номенклатура должностей (форма N 3) хранится в службе ЗГТ.

При необходимости из номенклатуры должностей (форма N 3) делаются выписки (снимаются копии), которые оформляются в установленном порядке и рассылаются в воинские части (организации), которым они необходимы для работы.

26. Изменения в номенклатуру должностей (форма N 3) вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для ее подготовки.

27. Форма допуска лица к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.
Снижение формы допуска лица к государственной тайне оформляется решением командира воинской части, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (форма N 1). В случае необходимости командир воинской части может восстановить ее без проведения органами безопасности проверочных мероприятий.
В случае изменения формы допуска лица к государственной тайне в орган безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление (примерный образец N 3).

28. Подготовка материалов для оформления допуска лиц к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями.
Направлять лиц в службу ЗГТ и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещается.

30. Работники кадрового подразделения:

а) уточняют в службе ЗГТ должности воинской части (организации), при назначении на которые требуется допуск к государственной тайне. Если должность предусматривает третью форму допуска, то уточняют также и необходимость проведения органами безопасности проверочных мероприятий;
б) знакомят лицо, оформляемое на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
в) сверяют сведения, указанные лицом в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
г) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
д) доводят до лица, оформляемого на допуск к государственной тайне, содержание проекта контракта (расписки (форма N 2)) и разъясняют его обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
е) представляют в службу ЗГТ анкеты (форма N 4), в том числе в электронном виде, списки на оформляемое лицо и его родственников (форма N 11);
ж) подготавливают проекты контрактов или расписок (форма N 2);
з) передают копии контрактов или расписки (форма N 2) на хранение в службу ЗГТ.

31. Анкета (форма N 4) подписывается лицом, которому оформляется допуск к государственной тайне, и уполномоченными работниками кадрового подразделения и службы ЗГТ. Подписи указанных работников заверяются печатью воинской части (организации) или кадрового подразделения.

При оформлении анкеты (форма N 4) необходимо учитывать следующее:

а) в графе 5 таблицы пункта 15 анкеты указывается субъект Российской Федерации, откуда родственник оформляемого лица прибыл в место регистрации в настоящее время. В случае если родственник оформляемого лица ранее проживал за границей, в указанном пункте дополнительно указывается, когда и из какого государства он прибыл в Российскую Федерацию. Если родственники проживали на территории одного субъекта Российской Федерации, сведения о том, откуда и когда они прибыли, не указываются;
б) при заполнении пункта 17 анкеты указываются все субъекты Российской Федерации и государства, где оформляемый проживал с 14-летнего возраста;
в) в случае отсутствия места для полного ответа прикладываются дополнительные листы с указанием соответствующих пунктов. После заполнения они подписываются лицом, заполнившим анкету, и заверяются подписью работника кадрового подразделения, при этом его подпись заверяется печатью организации.

32. Служба защиты государственной тайны:

а) разрабатывает рекомендации для кадрового подразделения по порядку оформления на военную службу (работу) лиц на должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
б) запрашивает (при необходимости) карточки (форма N 1) в службах ЗГТ тех воинских частей (организаций), в которых оформляемые лица служили (работали) в течение последних 5 лет, или сведения о форме допуска к государственной тайне лиц, планируемых к назначению на должность в этой воинской части (организации);
в) анализирует материалы, представляемые кадровым подразделением и полученные от служб ЗГТ с прежних мест военной службы (работы) лиц, оформляемых на военную службу (работу), на предмет выявления наличия возможных оснований для отказа лицу в оформлении допуска к государственной тайне;
г) оформляет, учитывает и хранит карточки (форма N 1), вносит в них необходимые изменения (дополнения) и осуществляет их пересылку;
д) оформляет карточку (форма N 10) и осуществляет их пересылку;
е) хранит копии контрактов, содержащих обязательства лиц по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, и расписки (форма N 2);
ж) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску лиц к государственной тайне;
з) осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма N 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы N 6 — 8);
и) проводит инструктаж лиц, допускаемых к государственной тайне.

Это интересно:  Нужно ли образование для службы по контракту 2019 год

33. В случае отсутствия в воинской части (организации) службы ЗГТ разработка номенклатуры должностей (форма N 3) и оформление допусков к государственной тайне осуществляются службой ЗГТ, которая оказывает данной воинской части (организации) услуги по защите государственной тайны.

34. В отношении лиц, планируемых к назначению на должности, предусмотренные подпунктом «б» пункта 8 настоящей Инструкции, командиром воинской части (организации) могут приниматься дополнительные меры по изучению достоверности предоставляемой указанными лицами информации и определению их психофизического состояния.

35. На каждое лицо, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, служба ЗГТ направляет в орган безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления лицу допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется лицо, ее порядковый номер в номенклатуре должностей (форма N 3), дата и номер согласования номенклатуры должностей (форма N 3), количество работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности.
При оформлении допуска руководителю службы ЗГТ, командиру воинской части, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в воинской части (организации) отсутствует номенклатура должностей (форма N 3)), кратко отражается характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на пункты Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию.

в) карточка (форма N 1), зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск лиц к государственной тайне (форма N 9).
При оформлении карточки (форма N 1) необходимо учитывать следующее:
первичное заполнение карточки (форма N 1), ее вторых и последующих листов, а также дубликатов карточки (форма N 1) от руки не допускается. Последующие необходимые изменения в карточку (дубликат карточки (форма N 1)) разрешается вносить от руки разборчивым почерком;
карточка изготавливается на бумаге плотностью не менее 200 гр/м2;

г) учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма N 10) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия).
При оформлении карточки на допуск к государственной тайне (форма N 10) необходимо учитывать следующее:
карточка изготавливается на бумаге плотностью не менее 200 гр/м2;
размер карточки 14,8 см х 10,5 см;
заполнение карточки от руки не допускается;
в строке «Место службы (работы) и должность» указываются место службы (работы) и должность, на которую оформляется лицо;

36. Органы безопасности могут запрашивать в воинских частях (организациях) дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.
Документы, не соответствующие требованиям настоящей Инструкции, возвращаются органом безопасности для доработки.

37. Карточка (форма N 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в воинскую часть (организацию) и повторно в журнале учета (форма N 9) не регистрируется. В графе 4 журнала учета карточек (форма N 9) проставляются номер ответа органа безопасности, дата окончания проверочных мероприятий, условное наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия.

38. Одновременное направление в органы безопасности документов для оформления допуска к государственной тайне на нескольких лиц, рассматриваемых на замещение одной должности, не допускается, кроме случая проведения конкурса на замещение вакантной должности, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Воинская часть (организация), проводящая конкурс, в установленном порядке направляет в орган безопасности документы на всех кандидатов, допущенных к участию в конкурсе. Результаты проверочных мероприятий орган безопасности сообщает командиру воинской части, проводящей конкурс. После проведения конкурса по соответствующему запросу орган безопасности высылает карточку (форма N 1) на лицо, выигравшее конкурс.

на командиров воинских частей — в службах ЗГТ вышестоящих воинских частей или организаций — заказчиков работ;
на личный состав, допущенный к государственной тайне, воинской части (организации), которой оказываются услуги в области защиты государственной тайны, — в службе ЗГТ воинской части (организации), оказывающей услуги в указанной области;
на руководителей организаций, проводящих работы в интересах воинской части, — в организации — заказчике работ.

40. На лиц, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма N 1), которая регистрируется в журнале учета (форма N 9) отдельно от карточек (форма N 1), оформленных на лиц, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий (отдельным разделом в журнале или в отдельном журнале).

41. Решение о допуске лица к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма N 1), которая заверяется подписью командира воинской части или уполномоченного им должностного лица и печатью воинской части (организации).

42. На лицо, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма N 1). Новая карточка (форма N 1) заводится только в случае, если заведенная карточка была уничтожена в соответствии с пунктом 50 настоящей Инструкции.

43. При переводе (без расторжения контракта) лица в другую воинскую часть на должность, предусматривающую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в том числе после окончания учебных заведений Министерства обороны, указанная карточка (форма N 1) вместе с копией контракта или распиской (форма N 2) по письменному запросу службы ЗГТ соответствующей воинской части пересылается по новому месту службы (работы).

В случае увольнения лица из воинской части (организации) в службу ЗГТ по новому месту военной службы (работы) или в военные комиссариаты по месту его приписки направляется только карточка (форма N 1), оформленная с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

На личный состав расформированных воинских частей (организаций) карточки (форма N 1) вместе с копиями контрактов или расписками (форма N 2) пересылаются в воинские части (организации) — правопреемники. При отсутствии правопреемника указанные документы направляются в службу ЗГТ вышестоящей воинской части (организации) или организации — заказчика работ.
На лиц, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время карточки (форма N 1) пересылаются по запросу воинских частей, в которые данные лица направлены для прохождения военной службы (работы).

Карточка (форма N 1), оформленная на лицо, допущенное к государственной тайне по третьей форме без проведения проверочных мероприятий, при его увольнении в другие организации не пересылается.

44. В случае направления в воинскую часть (организацию Российской Федерации) карточки (форма N 1) должностного лица, не отстраненного от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, службой ЗГТ взамен отправленной карточки (форма N 1) оформляется справка о допуске (формы N 6 — 8), которая в этом случае подписывается командиром воинской части. Данная справка после убытия лица к новому месту службы (работы) подшивается в дело со справками о допуске (формы N 6 — 8).

45. При отсутствии в позициях карточки (форма N 1) места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки (форма N 1), который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке (форма N 1). При этом на первом листе карточки (форма N 1) делается соответствующая предупредительная надпись, например: «Внимание! Оформлен лист N 2», а в графе «Примечание» журнала учета (форма N 9) указывается количество листов в карточке (форма N 1).

На новом листе карточки (форма N 1) в обязательном порядке заполняются позиции 1 и 2, вклеивается фотография, проставляются заверяющие ее записи, в том числе печать воинской части (организации), а также учетный номер карточки (форма N 1) и номер листа, например: «N М-15, лист N 2». Остальные графы заполняются только в случае отсутствия места на первом (предыдущем) листе карточки (форма N 1).
Воинская часть (организация), оформившая допуск к государственной тайне лицам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне.

46. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий решение о допуске лица к государственной тайне не принято, отметка о проведении органами безопасности проверочных мероприятий в карточке (форма N 1) становится недействительной.

В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, службой ЗГТ в месячный срок направляется уведомление (примерный образец N 4).

47. Лицам, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне (находящимся в распоряжении командира воинской части), уволились из воинской части, в том числе при расторжении контракта, в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п., доступ к государственной тайне прекращается решением командира воинской части. Данное решение объявляется в приказе.

48. В отношении лиц, указанных в пункте 47 настоящей Инструкции, на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма N 1), действие допуска прекращается. Решение о прекращении допуска лица к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма N 1), которая заверяется подписью командира воинской части и печатью воинской части (организации).

49. При прекращении допуска лиц к государственной тайне в случае, предусмотренном пунктом 48 настоящей Инструкции, в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации) службой ЗГТ в месячный срок направляется уведомление (примерный образец N 4). Уведомление (примерный образец N 4) о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в органы безопасности не направляется.
При прекращении допуска лиц к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, проставляется соответствующая отметка в позиции 10 карточки (форма N 1), а в орган безопасности в 10-дневный срок направляется уведомление (примерный образец N 4).

50. После прекращения допуска к государственной тайне копия контракта или расписка (форма N 2) и карточка (форма N 1) хранятся в службе ЗГТ до истечения срока наложения ограничений на права лиц, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

51. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения лицу допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем письменно информируют орган безопасности. До принятия такого решения лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

III. Особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству

Служба ЗГТ, изготовившая дубликат карточки (форма N 1), в месячный срок направляет в орган безопасности по месту расположения своей воинской части (организации) уведомление, в котором указывает адрес и наименование воинской части (организации), в которую направлен дубликат карточки (форма N 1).
Дубликаты карточек (форма N 1) учитываются в порядке, установленном для учета карточек (форма N 1).
С карточек (форма N 1), оформленных на лиц, получивших допуск к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, и с дубликатов карточек (форма N 1) дубликаты не оформляются.

53. Воинская часть (организация), в которой лицо работает по совместительству, получив дубликат карточки (форма N 1), в установленном порядке оформляет лицу допуск к государственной тайне и в месячный срок направляет в орган безопасности по месту своего расположения уведомление с приложением учетной карточки (форма N 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также дата решения о допуске лица к государственной тайне.
При необходимости переоформления лицу допуска к государственной тайне в воинской части (организации), в которой лицо работает по совместительству, службой ЗГТ указанной воинской части (организации) запрашивается по постоянному месту военной службы (работы) карточка (форма N 1), которая после переоформления допуска к государственной тайне возвращается одновременно с запросом о направлении ее дубликата. При этом воинской частью (организацией), в которой лицо проходит военную службу (работает) постоянно и где хранится карточка (форма N 1), в установленном порядке оформляется новое решение о допуске лица к государственной тайне, а в орган безопасности по месту расположения этой воинской части (организации) направляется уведомление с приложением учетной карточки (форма N 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, дата принятия решения командиром воинской части о допуске лица к работам и документам по первой (второй, третьей) форме (с указанием конкретной формы допуска), а также адрес и наименование воинской части (организации), в которую направлен дубликат карточки (форма N 1).

54. При прекращении в воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в воинскую часть (организацию), где хранится карточка (форма N 1), направляется уведомление (примерный образец N 4) с приложением дубликата карточки (форма N 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления (примерный образец N 4), направляемого в соответствии с пунктом 49 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1).
При прекращении в воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в воинскую часть (организацию), где хранится дубликат карточки (форма N 1), направляется уведомление (примерный образец N 4) с приложением карточки (форма N 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления (примерный образец N 4), направляемого в соответствии с пунктом 49 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1).

55. В отношении лиц, проходящих военную службу (работающих) в воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1), которые переведены в указанной воинской части (организации) на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из воинской части (организации), в том числе при расторжении контракта, в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п., действие допуска прекращается и дубликат карточки (форма N 1) возвращается в воинскую часть (организацию), где хранится карточка (форма N 1).
В отношении лиц, проходящих военную службу (работающих) в воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1), которые переведены в указанной воинской части (организации) на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, уволились из воинской части, в том числе при расторжении контракта, в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п., действие допуска прекращается и карточка (форма N 1) направляется в воинскую часть (организацию), где хранится дубликат карточки (форма N 1).

Это интересно:  Приказ на службу по контракту сколько ждать 2019 год

56. В случаях, предусмотренных пунктами 54 и 55 настоящей Инструкции, дубликаты карточки (форма N 1) приобщаются к карточке (форма N 1). При этом в графе «Примечание» журнала учета (форма N 9) и позиции 6 карточки (форма N 1) делается отметка «Дубликат. Лист N ___ приобщен к карточке».

57. Лицам, допущенным к государственной тайне в воинской части (организации), в которой они работают по совместительству, запрещается использование сведений, составляющих государственную тайну, полученных в воинской части (организации) по основному месту военной службы (работы).
Указанные сведения могут быть переданы в воинскую часть (организацию), в которой лица работают по совместительству, в установленном порядке.

IV. Переоформление допуска к государственной тайне

58. Переоформление допуска к государственной тайне по первой форме производится через 10 лет, по второй и третьей (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий) формам — через 15 лет с даты окончания проведения проверочных мероприятий органами безопасности в случае перехода (перевода, увольнения) лиц из других органов государственной власти (организаций Российской Федерации) в воинские части (организации).

а) прием лица на военную службу (работу), назначение на должность в структурные подразделения по защите государственной тайны, за исключением случая перевода лица из одного структурного подразделения по защите государственной тайны в другое в рамках Вооруженных Сил или одной организации;
б) вступление лица в брак, кроме случая, предусмотренного пунктом 61 настоящей Инструкции;
в) возвращение из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки;
г) возникновение обстоятельств, влияющих в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции на принятие решения о допуске к государственной тайне;
д) прием на военную службу (работу) бывших членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и судей, которые ранее допускались к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
е) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности;
ж) прием на военную службу (работу) лица, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;
з) призыв лица, пребывающего в запасе, карточка (форма N 1) которого хранится в военном комиссариате, для прохождения плановых военных сборов на воинских должностях, замещение которых предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев;
и) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне.

В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «а» — «и» настоящего пункта являются основанием для переоформления лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну. До принятия такого решения лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Решение командира воинской части о возможности или невозможности лица осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в период переоформления ему допуска к государственной тайне объявляется в приказе.

60. При переоформлении допуска к государственной тайне в органы безопасности направляются документы, указанные в пункте 35 настоящей Инструкции.

вступление в брак с лицом, имеющим допуск к государственной тайне, оформленный с проведением органами безопасности проверочных мероприятий;
смена лицом фамилии, имени или отчества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Служба ЗГТ вносит соответствующие изменения в карточку (форма N 1) и в месячный срок направляет в органы безопасности соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества лиц (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий с приложением учетной карточки (форма N 10).

62. Служба ЗГТ, получив карточку (форма N 1) с прежнего места военной службы (работы) лица, определяет необходимость переоформления ему допуска к государственной тайне и докладывает об этом командиру воинской части (организации).
Если переоформление допуска к государственной тайне не требуется, лицо в установленном порядке допускается к государственной тайне и назначается на должность, а служба ЗГТ не позднее чем через месяц направляет в орган безопасности уведомление с приложением учетной карточки (форма N 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска к государственной тайне, дата окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также дата решения о допуске лица к государственной тайне.

65. Справка о допуске по соответствующей форме (формы N 6 — 8) подписывается руководителем службы ЗГТ и заверяется печатью воинской части (организации). Указанная справка регистрируется в журнале учета (форма N 13) и выдается командируемому на время разовой командировки, на период выполнения задания, но не более чем на год, под роспись. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи (за исключением случаев убытия лиц к новому месту военной службы (работы)), подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета (форма N 13) после его закрытия в установленном порядке хранится в службе ЗГТ не менее 5 лет.
66. Требовать от командированного лица, прибывшего в воинскую часть (организацию) для выполнения задания, не связанного с работами со сведениями, составляющими государственную тайну, справку о допуске (формы N 6 — 8) запрещается. Исключение составляют случаи, когда командированное лицо при выполнении задания неизбежно будет иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

67. Предписание на выполнение задания (форма N 5) подписывается командиром воинской части, заверяется печатью воинской части (организации) и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий (форма N 14), ведущемся в службе ЗГТ.
В предписании на выполнение задания (форма N 5) указывается основание для командирования (номер и дата постановления, решения, приказа, договора, совместного плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.).
Предписание на выполнение задания (форма N 5), в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну, пересылается в установленном порядке.
Предписание на выполнение задания (форма N 5) выдается для посещения только одной воинской части (организации).

68. Командированное лицо может иметь доступ только к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые ему необходимы для выполнения задания, указанного в предписании на выполнение задания (форма N 5), в присутствии лиц принимающей воинской части (организации), ответственных за прием командированных лиц.
Доступ командированных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по письменному разрешению командира принимающей воинской части (организации) или должностного лица, им уполномоченного. Разрешение оформляется на предписании на выполнение задания (форма N 5) с указанием конкретных носителей сведений, составляющих государственную тайну, с которыми можно ознакомить командированное лицо.

69. Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, призванных на военные сборы, осуществляется на основании справок о допуске по соответствующей форме (формы N 6 — 8), выданных военными комиссариатами.
Доступ лиц, прибывших к новому месту службы (работы), в том числе после окончания образовательных учреждений профессионального образования, до получения карточек (форма N 1) с предыдущего места военной службы (работы) к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется на основании справок о допуске по соответствующей форме (формы N 6 — 8), если назначение на должность не требует оформления допуска к сведениям более высокой степени секретности или отсутствуют основания для переоформления допуска к государственной тайне, указанные в пункте 59 настоящей Инструкции. Датой принятия решения о допуске к государственной тайне является дата соответствующего приказа командира (начальника, руководителя) воинской части (организации). После получения карточки (форма N 1) в ней делается соответствующая отметка о допуске лица к государственной тайне с проставлением даты данного приказа командира (начальника, руководителя) воинской части (организации). Справки о допуске (формы N 6 — 8) подшиваются в дело со справками о допуске к государственной тайне по новому месту военной службы (службы, работы) лица.
Службы ЗГТ на основании указаний командиров воинских частей выдают лицам, убывающим к новому месту военной службы (работы), справки по соответствующей форме (формы N 6 — 8) и делают об этом в графе 7 журнала учета выдачи справок о допуске (форма N 13) отметку «Представлена в войсковую часть _____ (организацию)».
Если карточка (форма N 1), направленная по новому месту военной службы (работы) лица в воинскую часть (организацию), не поступила в 6-месячный срок, командир воинской части уведомляет (письменно) об этом вышестоящую службу ЗГТ и воинскую часть (организацию), направившую карточку (форма N 1). Командир воинской части, получивший уведомление, организует служебное разбирательство по данному факту, копию которого направляет в адрес воинской части (организации), обратившейся по данному вопросу. В случае, если место нахождения карточки (форма N 1) служебным разбирательством установлено не было, то лицу в установленном порядке оформляется новый допуск к государственной тайне, о чем информируются вышестоящая служба ЗГТ и орган безопасности. При этом в письме, предусмотренном подпунктом «а» пункта 35 настоящей Инструкции, дополнительно указываются причины оформления допуска к государственной тайне и результаты служебного разбирательства. На период оформления нового допуска к государственной тайне лицо от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, не отстраняется.

70. Предписание на выполнение задания (форма N 5) и справка о допуске по соответствующей форме (формы N 6 — 8) регистрируются в журнале учета (форма N 15). После регистрации справка о допуске (формы N 6 — 8) остается в службе ЗГТ принимающей воинской части, а предписание на выполнение задания (форма N 5) с отметкой о форме допуска командированного лица передается принимающему его должностному лицу. Указанное должностное лицо заполняет на оборотной стороне предписания на выполнение задания (форма N 5) справку, после чего данное предписание передается в службу ЗГТ принимающей воинской части (организации), где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Справка о допуске по соответствующей форме (формы N 6 — 8) возвращается командированному лицу под роспись в графе 9 журнала учета (форма N 15) для сдачи в выдавшую ее службу ЗГТ. На обороте справки о допуске по соответствующей форме (формы N 6 — 8) работником службы ЗГТ делается запись о степени секретности сведений, с которыми ознакомилось командированное лицо, с указанием соответствующего пункта (абзаца, графы) Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, и даты ознакомления, которая заверяется подписью руководителя службы ЗГТ принимающей воинской части (организации) и печатью «Для пакетов» воинской части (организации).
В случае если командированное лицо со сведениями, составляющими государственную тайну, ознакомлено не было, этот факт также отражается на обороте справки о допуске (формы N 6 — 8).
Указанные в справке о допуске (формы N 6 — 8) данные об ознакомлении лица со сведениями, составляющими государственную тайну, переносятся в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) по месту военной службы (работы) лица; для лиц, проходивших военные сборы, — по месту воинского учета в военном комиссариате.
При возвращении должностных лиц из командировок и отсутствии в справках о допуске (формы N 6 — 8) отметок об их ознакомлении со сведениями, составляющими государственную тайну, служба ЗГТ направляет запросы об их осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, в соответствующие воинские части (организации). Полученные в результате запросов сведения об осведомленности лиц в сведениях, составляющих государственную тайну, вносятся в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) с указанием учетных (подписных) номеров и дат ответов об осведомленности.

71. При расформировании воинских частей (организаций) книги учета осведомленности (примерный образец N 2), журналы учета (форма N 13), а также дела со справками о допуске (формы N 6 — 8) и предписаниями на выполнение задания (форма N 5) передаются до окончания сроков их хранения в вышестоящую воинскую часть (организацию) или правопреемнику (организацию — заказчика работ).

VI. Допуск и доступ лиц к государственной тайне при мобилизации, в период военного положения и в военное время, а также лиц, проходящих военную службу (работающих) в воинских частях (организациях), дислоцированных за пределами Российской Федерации

72. Командиры воинских частей лиц, прибывающих из запаса по мобилизации, в период военного положения и в военное время, допускают к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании справок о допуске (формы N 6 — 8), выдаваемых военными комиссариатами. Датой принятия решения о допуске к государственной тайне является дата соответствующего приказа командира (начальника, руководителя) воинской части (организации).

73. Командующие войсками военных округов в период подготовки к ведению военных действий предусматривают мероприятия по передаче на хранение карточек (форма N 1), книг учета осведомленности (примерный образец N 2), журналов учета выдачи справок о допуске (форма N 13), а также дел со справками о допуске (формы N 6 — 8) и предписаниями на выполнение задания (форма N 5) в воинские части (организации), непосредственно не участвующие в боевых действиях.

74. Военные комиссариаты при мобилизации, в период военного положения и в военное время карточки (форма N 1) с обязательствами (форма N 2) высылают в воинские части только по их запросу либо в те воинские части, которые определены командующим войсками военного округа в соответствующих указаниях (распоряжениях).

75. Главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие войсками военных округов, флотами (флотилией), руководители центральных органов военного управления в отношении воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, принимают меры по учету и хранению карточек (форма N 1) с копиями контрактов или расписками (форма N 2) личного состава, допущенного к государственной тайне, в воинских частях, дислоцированных на территории Российской Федерации.
В этом случае в воинские части, дислоцированные за пределами Российской Федерации, направляются дубликаты карточек (форма N 1) в порядке, предусмотренном пунктом 52 настоящей Инструкции.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector