+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья конституции о службе в армии 2019 год

Текст Ст. 59 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает обязанность по защите Российской Федерации. Формулировка указанной нормы характерна двумя особенностями. Во-первых, Конституция РФ указывает на «долг и обязанность», имея в виду не только юридический, но и моральный аспект рассматриваемой обязанности. Во-вторых, Конституция РФ говорит об обязанности гражданина РФ защищать Отечество, опять-таки подчеркивая особый моральный характер данной юридической обязанности. При этом, в отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России.

Законодательство РФ вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории*(279).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституции России не противоречит ни существующие положения об обязательной службе по призыву, ни введение добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

Федеральный закон, о котором упоминает Конституция РФ, — это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(280). Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. — 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу — в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры у увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы.

Перечень таких возможных исключений уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами*(281).

Отметим, что норма, установленная частью третьей комментируемой статьи, имеет смысл только в случае наличия в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет когда-либо осуществляться исключительно в добровольном порядке по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Данный Закон, прямо предусмотренный частью третьей комментируемой статьи, принимался с большим трудом и вступил в силу только с 1 января 2004 г. Многие недостатки этого Закона обусловлены именно сложностями его принятия.

Статья 59 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 59 Конституции РФ гласит:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 КРФ

1. Защита Отечества — не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 52. ст. 5909), и в Военной доктрине, утв. Указом Президента от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 17. ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч. 3 комментируемой статьи. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

2. Согласно п. м» ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являлись положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред. от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст. 68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.).

Основными актами, конкретизирующими конституционные положения о несении гражданами военной службы, являются законы: от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (СЗ РФ. 1996. N 23. ст. 2750; с изм. и доп., действует в ред. от 3 июля 2006 г.), от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 9. ст. 1014; с изм. и доп., действует в ред. от 25 октября 2006 г.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. N 13. ст. 1475; с изм. и доп., действует в ред. от 12 апреля 2007 г.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. ст. 2331; с изм. и доп., действует в ред. от 16 марта 2007 г.), а также Устав внутренней службы Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы (утв. Указом Президента от 14 декабря 1993 г. N 2140//САПП РФ. 1993. N 51. ст. 4931; с изм. и доп., действует в ред. от 3 августа 2005 г.) и др.

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 225).

Статья 12 ФЗ «Об обороне» устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими — путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления российских, а также иностранных граждан на военную службу, т.е. по контракту; 2) гражданским персоналом. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами как в Вооруженных Силах, так и во внутренних войсках МВД, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В данной сфере действуют, в частности, федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г.), от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 14 февраля 2007 г.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) и др. Общее значение имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 2 марта 2007 г.).

По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п. 1 ст. 22). Указанное положение подпункта «б» п. 1 ст. 22 утрачивает силу с 1 января 2008 г., и применительно к названным в нем гражданам будут применяться несколько иные правила прохождения военной службы, о чем ниже.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от выполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ либо альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Правом на освобождение от призыва обладают граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями):

— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или их окончания.

Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношение которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Исчерпывающе определены в ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основания для отсрочки от призыва на военную службу. В связи с переходом с 1 января 2008 г. на одногодичный срок военной службы по призыву отменен и уточнен ряд отсрочек (ФЗ от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Согласно новой редакции ст. 24, действующей с 1 января 2008 г., право на отсрочку от призыва имеют, в частности, учащиеся-очники, обучающиеся в:

— имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в них получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В указанных случаях отсрочка от призыва предоставляется учащемуся, как правило, только один раз. При этом право на отсрочку от призыва сохраняется за гражданином:

— продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении;

— получившим в период обучения академический отпуск, или перешедшим в том же образовательном учреждении на другую образовательную программу, или переведенным в образовательное учреждение того же уровня (при этом общий срок отсрочки от призыва не должен увеличиваться более чем на год);

— восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением восстановившихся после отчисления за какие-либо нарушения или по другим неуважительным причинам), если срок отсрочки от призыва не увеличивается.

Это интересно:  Служба по контракту в московской области 2019 год

Право на отсрочку от призыва имеют также лица, получающие очно послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям вузах или научных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных нормативными актами и (или) государственными образовательными стандартами, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе.

Право на отсрочку от призыва учащимся может быть дано и на основании указов Президента.

Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 21 октября 1999 г. N 13-П (СЗ РФ. 1999. N 44. ст. 5383) запрос одного из районных судов, в котором утверждалось, что непредоставление законом права на отсрочку от призыва учащимся-очникам негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, нарушает принцип равноправия, гарантии реализации права на образование, требования ч. 3 ст. 55 Конституции, указал следующее. Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая укомплектование армии путем призыва на военную службу — с другой, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для обучающихся в вузах. При этом студентам-очникам негосударственных образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, гарантируется после увольнения с военной службы продолжение образования. Тем самым обеспечивается как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву (как имеющими, так и не имеющими права на отсрочку), права на образование, так и исполнение ими обязанности по несению военной службы — хотя и в различном порядке. Не усмотрел Конституционный Суд также нарушения принципа равенства перед законом и равенства прав, ибо оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется. Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе вуза.

Отсрочка от призыва предоставляется и некоторым другим категориям граждан, в частности признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года. С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

— имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

— поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

Новой, действующей с 1 января 2008 г. является отсрочка гражданам, являющимся опекуном и попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. Сохраняется отсрочка от призыва депутатам органов публичной власти и глав муниципальных образований, если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий. По некоторым основаниям предоставляется отсрочка гражданам, зачисленным в запас с присвоением военного звания офицера.

В то же время с 1 января 2008 г. отменяются отсрочки от призыва гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, другими близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, пожилыми (женщины старше 55 лет, мужчины — 60 лет) или не достигшими 18 лет;

— мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

— поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством, — на время этой работы.

В 2006 г. внесены существенные изменения, касающиеся сроков военной службы. С 1 января 2008 г. этот срок составляет 12 месяцев. В переходный период срок военной службы по призыву регламентируется дифференцированно. Для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., срок — 24 месяца; для призванных с 1 января по 31 декабря 2007 г. — 18 месяцев. Данные положения не распространяются на военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г.; срок их военной службы — 12 месяцев. Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., ее срок — 24 месяца.

Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента два раза в год — с 1 апреля по 30 июня (по 15 июля — с 1 января 2008 г.) и с 1 октября по 31 декабря. Несколько иные сроки призыва установлены для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; являющихся педагогическими работниками.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса РФ). Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета, неявку по вызову в военкомат и др. (гл. 21 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 16 марта 2007 г.). Он определяет в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, а также направленных в вооруженные силы других государств в порядке военного сотрудничества, определяется также в соответствии с международными договорами РФ. Особенности статуса военнослужащих в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации, о чрезвычайном положении и др.

Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Создание в воинских частях религиозных объединений не допускается, но военнослужащие могут отправлять религиозные обряды на территории воинской части с разрешения командира, вправе в свободное от военной службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях, но не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии. Запрещено участие военнослужащих в забастовках, иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования связанных с ее прохождением вопросов. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга: защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливают законодательные акты, воинские уставы и другие федеральные нормативные документы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970), военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в ред. от 24 апреля 2002 г.), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается: охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения и гарантирования правового статуса военнослужащих, направляемых в «горячие точки».

3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030; с изм. и доп., действует в ред. от 6 июля 2006 г.)

Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности. Но он уже не сохранил названный институт.

Замена военной службы альтернативной гражданской, или службой без оружия, по религиозным, политическим или этическим мотивам признают во многих странах. При этом устанавливают более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок; лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим; выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п. В п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговорено, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Часть 3 анализируемой статьи, регламентируя альтернативную гражданскую службу, признает право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

Статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г., конкретизируя рассматриваемое конституционное право, определяет, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В 2006 г. по-новому был определен срок альтернативной гражданской службы. Он в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву. Для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., этот срок — 42 месяца, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г., — 31,5 месяца. Данные положения не распространяются на граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы и направленных для прохождения указанной службы до 1 января 2008 г.; ее срок для таких граждан — 21 месяц. Такой же срок распространяется на граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г.

Несколько по-иному решается вопрос о сроках альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Этот срок превышает срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составляет для аналогичных приведенным выше групп граждан соответственно 36, 27 и 18 месяцев (ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Статья 11 названного ФЗ предусматривает, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. При этом установлены сроки, до которых необходимо подать соответствующее заявление в военный комиссариат в зависимости от того, когда гражданин должен быть призван на военную службу — весной или осенью. Нарушение срока подачи заявления может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Конституционный Суд в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О (СЗ РФ. 2007. N 2. ст. 409). Указывал: исходя из того что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную службу. Статья 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений и вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замете военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Согласно ст. 15 ФЗ от 5 июля 2002 г., решение призывной комиссии от отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано гражданином в суд. В случае обжалования указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Альтернативная гражданская служба проходит, как правило, за пределами территории субъекта Федерации, в котором гражданин постоянно проживает. Исключение может быть сделано лишь при невозможности направления гражданина для прохождения указанной службы за пределы территории этого субъекта Федерации.

ФЗ подробно регламентирует организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения, права, обязанности и ответственность граждан, проходящих данную службу, в том числе предоставляемые им социальные гарантии и компенсации, условия и оплату труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, а также основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.

Статья конституции о службе в армии

Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Это интересно:  Кто освобождается от службы в армии 2019 год

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Правовые основы военной службы регламенти рованы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отноше ний, возникающих в связи с исполнением воин ской обязанности гражданином Российской Феде рации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нор мативных правовых актов. В целом оно представ ляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Феде рации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридиче ской силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответст вии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Другими основными законодательными и нор мативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

закон «О государственной границе Российской Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, прохо дивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»;

общевоинские уставы и др.

Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

Статья 59 .

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Другими основными законодательными и нор мативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

Федеральный закон «Об обороне»

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации.

4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов .

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств .

Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, прохо дивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»

Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.

Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:

16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.

Статья 59 Конституции РФ

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Статье 59 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи сохранилась в окончательном варианте вынесенного на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. проекта Конституции, а затем и принятого Основного Закона, вопреки возражениям ряда участников Конституционного совещания, отождествлявших защиту Отечества с несением гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом и потому считавших ее излишней. Однако уже в тот период развития отечественной конституционно-правовой мысли для многих было очевидно, что такое отождествление различных по своей юридической природе, объему и характеру явлений, а также предъявляемых к гражданину требований, актуализируемых законодателем (и не только им) в различных формах и различными способами, не имеет под собой оснований. В равной мере представляется ошибочным сводить защиту Отечества к обеспечению обороны страны и безопасности государства, что тем не менее является традиционным для интерпретаторов комментируемого положения в настоящее время и вольно или невольно также ведет к отождествлению, но теперь уже государственной функции с одним из элементов конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Между тем уже из буквального смысла словосочетания защита Отечества можно сделать несколько выводов, имеющих существенное значение для адекватной интерпретации природы соответствующей конституционной обязанности, ее назначения, путей конкретизации и способов реализации: во-первых, речь идет именно о защите, т.е. отпоре агрессии или иным формам ущемления интересов Родины; во-вторых, речь идет не о «просто» государстве как корпорации, но об Отечестве — России в смысле страны, многонациональным народом которой как единой государственной гражданской нацией учреждено Российское государство в его современном виде (см. комментарий к ст. 1) и перед интересами независимого суверенного существования которого должны отступать различия в политических взглядах и социальных предпочтениях, оценки деятельности властей государства и его органов и адекватности их социального служения и т.п. В-третьих, словосочетание «защита Отечества» сопрягается со словами «долг» и «обязанность», а это означает, что защита Отечества является, с одной стороны, моральным обязательством каждого гражданина, выступающим в юридически оформленном виде и потому являющимся конституционной обязанностью, с другой — эта обязанность может быть конкретизирована актами законодателя. Стало быть, формы участия гражданина в защите Отечества могут определяться как законодателем (военная служба), так и в случае агрессии, оккупации и т.д. самим гражданином (партизанская борьба, саботаж решений оккупационных властей и т.п.). При этом именно защита Отечества, продиктованная любовью и уважением к Родине, легитимирует, например, ношение оружия и его использование без специального разрешения против живой силы и техники агрессора, разрушение с целью уничтожения или задержания вражеской армии коммуникаций, партизанскую борьбу, участники которой, как и лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления, наряду с лицами, входящими в состав Вооруженных Сил, согласно Дополнительному протоколу 1 от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны, обладают статусом комбатантов, т.е. законно воюющих, на которых распространяются законы и обычаи войны и т.п. В-четвертых, данная обязанность в части, не поглощаемой несением службы в соответствии с федеральным законом, в равной мере распространяется на всех граждан РФ независимо от пола, возраста и прочих обстоятельств и может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. В частности, природа и нормативное содержание защиты Отечества требуют также учета присутствующего в этой конституционной обязанности запрета коллаборационизма, т.е. сотрудничества граждан с властями агрессора, оказания им помощи в какой-либо форме и пр. Такое сотрудничество не может быть оправдано полом, возрастом, убеждениями, вероисповеданием или другими обстоятельствами. В-пятых, содержащаяся в комментируемой норме обязанность не только определяет поведение гражданина в связи с угрозами отечественной государственности извне, но и обязывает его противостоять любым внутренним угрозам суверенитету, независимости, территориальной целостности РФ, ее конституционному строю, от кого бы они ни исходили.

При этом из текста ч. 1 комментируемой статьи следует, что установленная ею обязанность относится к числу гражданских обязанностей, или «обязанностей, вытекающих из российского гражданства» (см. комментарий к ч. 2 ст. 62), которые возлагаются только на физических лиц, состоящих под личным верховенством Российского государства и связанных с ним отношениями гражданства. В частности, защита Отечества является долгом и обязанностью, понимаемыми в смысле ч. 1 ст. 59 Конституции, именно граждан РФ; только граждане РФ согласно ч. 2 данной статьи несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Это означает, что защита Отечества, как и несение военной службы, есть требования, обращенные к индивиду прежде всего как к сочлену государства.

Это интересно:  Приказ о воинской обязанности и военной службе 2019 год

Отсюда, однако, не следует, что в защите России не могут участвовать иностранные граждане или лица без гражданства. Конституция не препятствует участию указанных лиц в защите Отечества или несению ими военной службы при условии, что это допускается федеральным законом и соответствует явно выраженной воле индивида. В связи с этим неприемлема трактовка комментируемой нормы как обращенной исключительно к гражданам России, любовь и уважение к которой далеко не всегда определяются формальной гражданской принадлежностью человека, но нередко являются проблемой нравственного выбора личности и ее сыновнего отношения к России как к Отечеству, нуждающемуся в защите.

Указанная интерпретация ч. 1 ст. 59 охватывает только один аспект ее содержательной характеристики. В связи с этим уместно отметить, что Конституция, как и учредительные акты большинства современных демократических государств, не предусматривает право на сопротивление угнетению, которое впервые было провозглашено Декларацией независимости США 1776 г. и Французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.*(736). Такая «сдержанность» Основного Закона связана с тем, что в обществе постепенно утверждается конституционная идеология демократии, в равной мере отвергающая рецидивы охлократии и популизма или олигархическое ее вырождение, и опирающаяся на принципы верховенства права и связанности государства конституционным строем. Подлинная демократия, институционализированная в Конституции и воплощенная в социальных отношениях и учреждениях, не нуждается в провозглашении права на сопротивление угнетению, которое в прошлом носило характер антиколониальной (США) или антифеодальной (Франция) гарантии.

Образующийся в связи с этим «пробел» восполняется указанием в Конституции на запрет присваивать власть в России, разделение властей и, следовательно, взаимные «сдержки и противовесы», обеспечивающие связанность власти основными правами, правовое государство, самостоятельную и независимую судебную власть, вне контроля которой не могут оставаться никакие правовые акты или действия (бездействие) должностных лиц, и т.п.

В качестве крайней меры выступает в этом случае защита Отечества. В данном контексте, вопреки распространенным в отечественном государствоведении представлениям, защита Отечества не сводится только к обязанности несения военной службы или участию в отпоре внешней агрессии и т.п., т.е. сопротивлению покушениям на государственное единство и целостность извне, а означает также сопротивление узурпации власти или противостояние покушениям на конституционный строй изнутри, от кого бы эти покушения ни исходили. И в этом последнем случае такая защита приобретает также коллективный характер. Причем она ориентирована не просто на единство и целостность государства как корпорации самой по себе, а на единство и целостность Отечества как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, организованного и функционирующего в соответствии с фундаментальными принципами конституционного строя, закрепленными в Конституции.

Для адекватной интерпретации ч. 1 ст. 59 следует иметь в виду, что при характеристике содержащегося в ней требования, обращенного к гражданину, конституционный законодатель воспользовался понятием долга, генетически вырастающим из этики и составляющим универсалию культуры. При этом обратим внимание на то, что термин «долг» при характеристике статуса человека и гражданина встречается в тексте действующей Конституции дважды — в ч. 3 ст. 38 и ч. 1 ст. 59, причем в последнем случае этот термин использован конституционным законодателем в сочетании с термином «обязанность». Одиннадцать раз Конституция пользуется словосочетанием «должны», «не должны» (ст. 15, 17, 21, 55, 56, 90, 92, 93).

Отсюда следует, что категория долга имеет не только этическое, но и юридическое значение и требует своего осмысления и учета как в науке конституционного права, так и в практике реализации Конституции; она сопрягается с категорией обязанности, но не сливается с ней; выступает ее этическим насыщением; является выражением привнесения в сферу конституционного регулирования нравственных начал; указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и правовой защите и не ограничивает личность в выборе способов и форм участия граждан в защите Отечества, поскольку такой выбор, продиктованный чувством гражданственности, не предопределен или не противоречит Конституции и федеральному закону. В данной части не государство диктует этические нормы поведения, но Конституция в качестве общеобязательного веления закрепляет выработанные развитием общества и воспринимаемые общественным сознанием (преамбула) в качестве единственно возможных стандартов поведения индивида этические нормы и принципы.

Во многом именно этим обусловлены способы выявления нормативного содержания комментируемого положения. Оно может как выводиться непосредственно из Конституции, поскольку ее положения в данной части достаточно определенны, так и устанавливаться законодателем в развивающих или конкретизирующих Конституцию законах. В связи с этим речь идет о конкретизации указанной конституционной обязанности законодателем, т.е. выявлении ее нормативного содержания в части, непосредственно не раскрытой в Конституции, форм и способов реализации, а также установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение. А это означает, что долг и обязанность гражданина защищать Отечество обладает объективно-субъективным характером: это субъективная по своей природе конституционная обязанность, поскольку может в определенных ситуациях быть реализована ее носителем в избранных им самим формах и адекватными им способами; это и объективно-правовое веление, поскольку требует законодательной актуализации в части, касающейся несения гражданином РФ военной службы или возможности ее замены альтернативной гражданской службой (см. комментарий к ч. 2 и 3 ст. 59). Существенное значение в связи с внутригосударственным аспектом защиты Отечества имеет законодательство, конкретизирующее условия и порядок реализации политических прав и свобод граждан, в том числе об общественных объединениях в различных организационно-правовых формах, порядке организации и проведения митингов, уличных шествий и демонстраций и др.

2. Из формулировки п. 2 ст. 59 вытекает, что военная служба является конституционной обязанностью граждан РФ, осуществляемой в соответствии с федеральным законом. Основным законом, регулирующим отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также порядок поступления граждан РФ на военную службу, является Закон о воинской обязанности. Данный Закон допускает и регулирует порядок поступления на военную службу также иностранных граждан. Важно подчеркнуть, что, в отличие от ранее действовавшего законодательства, этот Закон установил и урегулировал осуществление военной службы по призыву и добровольное поступление на военную службу (по контракту).

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, железнодорожных войсках, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе спецсвязи и информации, федеральных органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и др.

В связи с многообразием форм, в которых граждане осуществляют обязанность военной службы, кроме указанного Закона отдельные вопросы регулируются также Федеральными законами «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; Уставом внутренней службы, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил России, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также Указом Президента РФ «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации» и другими актами.

В содержание военной службы, осуществляемой в форме воинской обязанности, входят: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время, в условиях чрезвычайного положения особенности исполнения военной службы определяются Федеральными конституционными законами «О военном положении», «О чрезвычайном положении».

Учитывая важность и сложность организации военной службы, законодательство возлагает обязанности на руководителей ряда государственных органов и организаций: военные комиссариаты; руководителей организаций, ответственных за военно-учетную работу; органы внутренних дел; органы ЗАГС; органы дознания и предварительного следствия; федеральные суды; органы здравоохранения и др. Кроме того, ряд органов непосредственно осуществляют меры по обязательной подготовке гражданина к военной службе — получение начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, подготовка по военно-учетным специальностям, медицинское освидетельствование.

Обязанность военной службы носит всеобщий характер, за исключением категорий граждан, четко определенных законом. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Не призываются на военную службу граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности освобождены от исполнения этой обязанности (ст. 23); освобождены от призыва; не подлежат призыву; получившие отсрочку от призыва на военную службу. Следует отметить, что в последние годы количество таких граждан резко увеличилось как по объективным, так и по субъективным причинам. Увеличение числа оснований для получения освобождения от военной службы или призыва, а также неблагоприятная демографическая ситуация в стране и слабое состояние здоровья значительной части призывников привели к серьезным затруднениям в комплектовании войск.

Одним из главных направлений осуществляемой в последние годы военной реформы в нашей стране является переход на контрактную систему комплектования. Этот переход затруднен в связи с историческими, экономическими и другими факторами. Гражданам РФ, а также при определенных условиях иностранным гражданам предоставлено право поступления на военную службу в добровольном порядке (по контракту). Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации — Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

К иностранным гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются особые требования: владение государственным (русским) языком РФ; соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям с прохождением профессионального психологического отбора. Кроме того, иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, а также законно находиться на территории РФ. Закон также предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту для граждан женского пола, не пребывающих в запасе. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Особые условия заключения контракта установлены для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступившим на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и боевым знаменем воинской части. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, дает обязательство соблюдать Конституцию, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Права и обязанности граждан, проходящих военную службу, установлены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 14.07.2008). Они пользуются основными правами граждан РФ с некоторыми исключениями. В частности, они не могут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели, участвовать в забастовках. Кроме того, для ряда прав установлен особый порядок их реализации (право на свободу передвижения, на труд, на отдых, свобода слова и т.д.).

3. В ряде комментариев к Конституции, изданных в последние годы, утверждалось, что введение альтернативной военной службы впервые осуществлено в Конституции 1993 г. Это неточно. Еще в царской России согласно Уставу о воинской повинности верующие-менониты освобождались от ношения оружия и направлялись для прохождения службы в пожарных командах, мастерских Морского ведомства и командах Лесного ведомства. Этот институт существовал и после Октября 1917 г. В 1919 г. был принят Декрет СНК РСФСР об освобождении от военной службы по религиозным основаниям и замене ее санитарной службой в госпиталях или иной общественно-полезной работой по выбору призываемого. Институт альтернативной гражданской службы был отменен в 1939 г.

В 1982 г. в текст ст. 45 действовавшей тогда Конституции РСФСР была принята поправка, предусматривающая право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Конституция 1993 г. расширила основания для замены военной службы, закрепив в ст. 59, что гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит не только вероисповеданию, но и его убеждениям, а также по иным основаниям, установленным федеральным законом.

Такой закон был принят только в 2002 г. — Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 06.07.2006). В период времени между принятием Конституции 1993 г. и указанного Закона сложилась достаточно противоречивая судебная практика. Одни суды, основываясь на принципе прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15) признавали это право в своих решениях, другие — отказывали, ссылаясь на отсутствие федерального закона. Дважды к этому вопросу обращался и Конституционный Суд. В своем Определении от 26.09.1996 N 93-О он установил, что отсутствие закона, регламентирующего порядок и условия прохождения альтернативной гражданской службы, не может служить препятствием для реализации гражданином права на замену военной службы альтернативной. В Постановлении от 23.11.1999 N 16-П Конституционный Суд указал, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

В дополнение к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе» Правительством РФ было принято постановление от 28.05.2004 N 256, которым утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Это право возникает в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Данное право распространяется на граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. На альтернативную службу не направляются те граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву, имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Прохождение альтернативной службы носит, как правило, экстерриториальный характер, т.е. ее несение осуществляется за пределами территории субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает. Однако в данном Законе установлены основания для возможного прохождения альтернативной службы на территории субъекта. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, определяются Положением, утвержденным Правительством. Установлены повышенные сроки альтернативной службы по сравнению с военной службой. Так, для граждан, проходящих альтернативную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, этот срок — полтора года превышает срок действительной военной службы. Для проходящих альтернативную службу в иных органах и организациях этот срок составляет от 42 до 21 месяца в зависимости от срока призыва (ст. 5 Закона).

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector