+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Аттестационная комиссия военнослужащих при увольнении 2019 год

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АТТЕСТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ.

Главными целями военной реформы являются не только оснащение Вооруженных Сил Россий­ской Федерации новейшими видами вооружения и боевой техники, но и повышение уровня про­фессионализма личного состава воинских частей, и в первую очередь тех военнослужащих, кто про­ходит военную службу по контракту. А одним из способов оценки достижения этой цели является аттестация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для проведения в которой в воинских частях создаются аттестацию комиссию.

Целью настоящей статьи является анализ и разъ­яснение норм законодательства, регулирующих про­ведение аттестации военнослужащих и деятельность аттестационных комиссий в воинских частях.

Так, нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (далее — Закон № 53-Ф3) установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать:

-в ст. 34 Закона № 53-Ф3 указано: «Определение соответствия военнослужащих требованиям, уста­новленным для поступающих на военную службу по контракту (здесь и далее курсив мой. — П. И.), воз­лагается нааттестационные комиссии воинских ча­стей» и «основаниями для отказа кандидату, посту­пающему на военную службу по контракту, в заклю­чении с ним соответствующего контракта являют­ся решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несо­ответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом»;

— в ст. 43 Закона № 53-Ф3 указано: «Военнослу­жащий, проходящий военную службу по контрак­ту, вправе предложить на рассмотрение соответст­вующей аттестационной комиссии свою кандидату­ру для назначения на освобождающуюся или ва­кантную воинскую должность»;

-в ст. 51.1 Закона № 53-Ф3 указано: «2. Взыска­ния, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими норма­тивными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, прове­денной подразделением кадровой службы по про­филактике коррупционных и иных правонаруше­ний, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требова­ний к служебному поведению федеральных государ­ственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на осно­вании рекомендации указанной комиссии.

4. Взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и дру­гими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, приме­няются не позднее одного месяца со дня поступле­ния информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая пери­ода временной нетрудоспособности военнослужа­щего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотре­ния ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных го­сударственных служащих и урегулированию кон­фликта интересов (аттестационной комиссий). ».

Таким образом, указанные нормы Закона № 53-Ф3 помогают понять, что аттестата — это оценка служебной деятельности и личных качеств военнослужащих, а аттестационная комиссия — это коллегиальный орган, принимающий важные решения-рекомендации, в той или иной меде огра­ничивающие права граждан (о приеме на военную службу по контракту, о назначении военнослужа­щего на освобождающуюся или вакантную воин­скую должность, о виновности военнослужащего в дисциплинарных проступках по результатам рас­следования и др.), на основании которых коман­дир воинской части принимает итоговое решение по всем этим вопросам, затрагивающее права и сво­боды граждан.

Однако основными нормами для практического правоприменения, которые в настоящее время ре­гулируют как проведение самой аттестации воен­нослужащих, так и деятельность и полномочия ат­тестационных комиссий в воинских частях, являют­ся нормы разд. VI («Порядок аттестации военнослу­жащих, аттестационные комиссии») Положения о порядке прохождения военной службы, утвержден­ного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее — Положение).

В соответствии с п. 3 ст. 26 Положения Министр обороны Российской Федерации своим приказом от 29 февраля 2012 г. № 444 утвердил новый Порядок организации и проведения аттестации военнослужа­щих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормативными пра­вовыми актами рассмотрим порядок проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Так, в ст. 26 Положения указано, что аттестация проводится «в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив даль­нейшего служебного использования, а также опре­деления предназначения граждан, пребывающих в запасе» и что «основными задачами аттестации во­еннослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразнос­ти заключения новых контрактов с военнослужащи­ми, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения вы­пускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награжде­нию государственными наградами Российской Фе­дерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить осно­ванием для досрочного увольнения военнослужаще­го с военной службы».

Как правило, в большинстве случаев аттеста­ция военнослужащих имеет строго индивидуаль­ный характер, т. е., проводится не массово, а толь­ко в отношении отдельных военнослужащих при конкретно определенных и указанных в Положе­нии условиях и обстоятельствах. И назначать та­кую аттестацию уполномочен командир воинской части. В связи с этим командир воинской части при назначении аттестации в отношении подчи­ненных ему военнослужащих должен учитывать условия ограничения, состоящие в том, что воен­нослужащие, проходящие военную службу по кон­тракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры. Несоблюдение этих условий может быть основанием для признания итогов аттестации недействительными.

В развитие данных норм в п. 1 Порядка указ но, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старши­нами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока во­енной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального об­разования, адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов, которые не позднее чем за две недели до проведения аттестации представляются в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащегоформы для аттестационного листа указан в приложении № 1 к Порядку. В п. 1 Порядка также указано, что аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому ме­сту военной службы в порядке плановой замены, что основано на нормах п. 6 Руководства по организа­ции и проведению плановой замены офицеров, пра­порщиков (мичманов), проходящих военную служ­бу по контракту в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, местностях с неблаго­приятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, утвержденно­го приказом Министра обороны Российской Феде­рации от 21 июля 2000 г. № 380: «Военнослужащие, направляемые по плановой замене, подлежат аттес­тации в порядке, установленном статьей 26 Положе­ния о порядке прохождения военной службы, при этом аттестационные листы на них должны быть ут­верждены, а соответствующие выводы и рекоменда­ции объявлены до убытия их по замене».

В то же время нормы Положения и Порядка до­пускают случаи назначения и проведения не только индивидуальной, но и коллективной аттестации военнослужащих, предоставив Министру обороны Российской Федерации полномочия, в случае необ­ходимости, своим решением назначать время и по­рядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Воору­женных Силах Российской Федерации, ила отдель­ных их категорий.

Однако следует учесть, что при назначении во­еннослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награж­дению государственной наградой России кой Фе­дерации, к присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В таких случаях осуществляется рассмотренииeаттес­тационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о на­правлении военнослужащего на учебу. Вывод атте­стационной комиссии заносится в представление (наградной лист). В п. 2 Порядка указано, что для проведения атте­стации с составлением аттестационных листов в воинской части от отдельного батальона, ему рав­ной и выше, организации Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации (далее — воинская часть) еже­годно составляются списки военнослужащих, под­лежащих аттестации, и график ее проведения, ко­торый утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующе­го аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под подпись.

В графике указываются:

-наименование воинской части, в которой про­водится аттестация;

-наименование аттестационной комиссии, на заседании которой подлежит рассмотрению аттес­тация военнослужащего;

-дата проведения аттестации каждого военно­служащего, подлежащего аттестации;

-дата представления в аттестационную комис­сию необходимых документов и должностное лицо, их представляющее;

-воинская должность командира (начальника), утверждающего аттестационный лист.

Положением установлены также и обязанности командиров по проведению аттестации. Так, коман­дир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттеста­ции обязан:

-всесторонне изучить и оценить деловые и лич­ные качества аттестуемого военнослужащего;

-определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его атте­стации;

-представить по команде в утверждающую ин­станцию все экземпляры аттестационных листов д ля получения заключения и утверждения.

При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (началь­ник) обязан:

-проанализировать и оценить конкретные пока­затели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он ко­мандует, или на участке работы, за который он от­вечает;

-провести с аттестуемым военнослужащим ин­дивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессио­нальной подготовки, стиля и методов его работы;

-дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослу­жащего, улучшению личной подготовки и выпол­нению им служебных и должностных обязанностей.

Данные положения раскрыты и дополнены в нор­мах п. 3 Порядка, где указано, что отзыв на военно­служащего составляется его непосредственным (Пря­мым) командиром (начальником) из числа офицеров, федеральных государственных служащих либо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих соответствующие воинские должности (должности), в разд. I аттестационного листа и представляется по команде.

В отзыве, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие как личность и деловые качества аттестуемого военнослужащего, так и его служебную деятельность:

-уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, общевоинских устав, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к данной воинской должности, готовность к выполнению обязанностей при переводе в высшие степени боен ой готовности и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, yменее применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;

-качество выполнения должностных и служебных обязанностей по занимаемой воинской должности за период после предыдущей аттестации, устранение отмеченных в последнем аттестационном выводе недостатков (если таковые имелись и была отмечена в выводах предыдущей аттестации);

-личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;

-организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;

-умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;

-оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально- технических средств, наличие (отсутствие) недостачи, порчи и хищения военного имущества, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие кадрового резерва и работа с ним, качество работы с подчиненным личным составом); способность критически оценивать свою дея­тельность, творчески подходить к делу, настойчи­вость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение органи­зовать обеспечение защиты государственной тайны, моральные и психологические качества;

-состояние здоровья в соответствии с медицин­скими заключениями, работоспособность и уровень физической подготовленности;

-оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок;

-динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы.

При проведении же аттестации отдельных кате­горий военнослужащих в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации общие показатели, характеризующие военнослужащих, могут конкретизироваться для каждой аттестуемой в таком случае категории военнослужащих.

Военнослужащий должен быть ознакомлен с со­держанием аттестации, о чем расписывается в ут­вержденном аттестационном листе. В Порядке же разъяснено, что аттестуемый военнослужащий име­ет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и пред­ставить в аттестационную комиссию дополнитель­ные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом. Поэто­му командир (начальник) аттестуемого военнослу­жащего, составляющий аттестационный лист, обя­зан ознакомить его (под роспись) с отзывом в атте­стационном листе и предоставить тому возможность сообщить дополнительные сведения о своей служеб­ной деятельности за предшествующий период и (или) подать заявление о своем несогласии с представленным отзывом. И даже незначительное от­ступление от указанных условий может быть оце­нено как незаконное и являться основанием для от­мены выводов аттестации.

Следует учесть, что в силу закона командир (на­чальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней вы­водов и рекомендаций. Кроме того, непосредствен­ные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом по­мощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

В п. 4 Порядка в развитие указанной выше гарантии указано, что командиры (начальники), убывающие из воинской части менее чем за три ме­сяца до начала аттестации, должны составить атте­стационные листы, содержащие отзывы, на непосредственно подчиненных военнослужащих и до убытия лично представить их своему непосредственному начальнику или в аттестационную комиссию.

В ст. 27 Положения указано, что для проведения аттестации, а также решения иных вопросов про­хождения военной службы в воинских частях от от­дельного батальона, ему равных и выше создаются аттестационные комиссии и что аттестационная комиссия подотчетна командиру той воинской час­ти, в которой она создана.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав ат­тестационной комиссии должны входить:

-председатель аттестационной комиссии — им, как правило, назначается первый заместитель (за­меститель) командира или начальник штаба воин­ской части;

-члены аттестационной комиссии — назначаются из числа: заместителей командира воина ой час­ти, командиров (начальников) подразделений воин­ской части, представителей кадрового и юридичес­кого органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

-секретарь аттестационной комиссии — назначается из офицеров воинской части (по мнению авто­ра, целесообразно назначать секретарем офицера кадрового или юридического органа воинской час­ти);

-иные лица в целях рассмотрения отдельных во­просов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указан и Президента Российской Федерации.

В полномочия аттестационной комиссии воин­ской части входит рассмотрение:

-результатов аттестации военнослужащего;

-кандидатов для поступления на военную служ­бу по контракту;

-кандидатов для назначения на воинские долж­ности, а также целесообразности заключена новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

-кандидатов для направления на учебу;

-представления к награждению государственны­ми наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

-представления к присвоению очередной воин­ского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

-представления к досрочному увольнении с во­енной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственном; жела­нию;

-иных вопросов, для решения которых в соот­ветствии с Законом № 53-Ф3, Положением и други­ми нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

-иных вопросов, связанных с прохождением во­еннослужащими военной службы, в случаях, преду­смотренных федеральными законами, указами Пре­зидента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

Для принятия решения командиром воинской ча­сти аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

В п. 5 Порядка конкретно указано, что аттеста­ционные комиссии обязаны всесторонне изучить аттестационные листы, содержащие отзывы на военнослужащих, установить их соответствие деловым и личным качествам аттестуемых военнослужащих и дать заключения по ним:

Это интересно:  201 военная прокуратура гарнизона 2019 год

а) комиссия отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного) — на военнослужащих отдель­ного батальона (ему равного), полка (ему равного), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром отдельного батальона, полка (им равных);

б) комиссия дивизии (бригады) — на военнослу­жащих дивизии (бригады), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в ат­тестационных комиссиях полков (отдельных бата­льонов, дивизионов, кораблей 1 ранга), и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром дивизии (бригады);

в) комиссия армии, флотилии (корпуса) — на во­еннослужащих армии, флотилии (корпуса), за ис­ключением аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в нижестоящих аттестаци­онных комиссиях, и аттестационных листов, содер­жащих отзывы, составленные командующим (ко­мандиром) армией, флотилией (корпуса).

В других аттестационных комиссиях рассматри­ваются аттестационные листы на военнослужащих данной воинской части, кроме аттестационных ли­стов, рассмотренных в нижестоящих аттестацион­ных комиссиях.

Аттестационные листы, составленные команди­ром (начальником) воинской части, рассматривают­ся в вышестоящих аттестационных комиссиях.

Командиры (начальники) воинских частей ут­верждают все аттестационные листы, которые рас­смотрены непосредственно подотчетными им атте­стационными комиссиями.

Исключение составляет аттестационный лист, со­держащий отзыв, составленный непосредственным (прямым) начальником, выводы прямых начальников, если таковые имеются, заключение аттестационной комиссии и выводы прямых начальников, если тако­вые имеются, о несоответствии аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, уволь­нении военнослужащего, проходящего военнуюслуж­бу по контракту, с военной службы в запас по собственному желанию при наличии у него уважительных причин или в связи с невыполнением им условий контракта. Указанный аттестационный лист, содержащий такой отзыв, заключение и выводы, утверждается вышестоящим командиром (начальником).

Следует учесть, что в настоящее время п. 5 ст. 27 Положения позволяет проводить заседания аттес­тационной комиссии без участия в них аттестуемых военнослужащих. Правда, оговорено, что в необхо­димых случаях на заседания аттестационной комиссии воинской части могут быть приглашены как сами аттестуемые военнослужащие, так и команди­ры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие и другие должностные лица. А в п. 6 Порядка кон­кретно указано, что заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием ат­тестуемого военнослужащего, его непосредственно­го или прямого начальника при рассмотрении ат­тестационного листа, содержащего вывод о несоот­ветствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогла­сии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом. Таким образом, для Вооруженных Сил Российской Федерации конкрет­но определены те случаи, когда заседания аттеста­ционной комиссии в обязательном порядке долж­ны проводиться с участием в них аттестуемых воен­нослужащих и их непосредственных или прямых начальников. Строгое соблюдение указанного условия обязательно, так как именно такие случаи и вопросы чаще всего и бывают предметами жалоб аттестуемых военнослужащих, в том числе в судьи.

В п. 7 Порядка указано, что командиры (началь­ники), в прямом подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, до командиров (начальников), утверждающих аттестационные листы содержащие отзывы, свои выводы по отзывам на аттестуемых военнослужащих излагают в разд. II аттестационных листов. Аттестационные комиссий отражают свои заключения в этом же разделе аттестационных листов после выводов прямых коман­диров (начальников).

В заключении аттестационной комиссии указы­вается о соответствии (несоответствии) аттестуемо­го военнослужащего занимаемой воинской должно­сти, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

При этом, могут быть даны следующие пример­ные рекомендации:

-о включении в кадровый резерв;

-о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность — в порядке продвижения по службе (на какую и когда);

-о направлении военнослужащего на учебу в военно-учебное заведение или на курсы (какие и когда);

-о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воин­ской должности и причин перемещения;

-о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность — командную, штабную, пре­подавательскую или иную с указанием причин перемещения и сроков;

-о перемещении военнослужащего с высшей во­инской должности на низшую с указанием конкрет­ной воинской должности и причин перемещения;

-об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законода­тельством Российской Федерации он подлежит ат­тестации, а также рекомендации о предназначении его в военное время;

-об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий кон­

Протокол подписывается председателем, члена­ми и секретарем аттестационной комиссии. Из про­токола заключение аттестационной комиссии пере­носится в разд. II всех экземпляров аттестационно­го листа (по количеству личных дел) с указанием воинских должностей, воинских званий, инициалов имен и фамилий председателя, членов аттестацион­ной комиссии и заверяется ее секретарем.

Командиры (начальники), утверждающие аттес­тационные листы, содержащие отзывы, выводы и тракта, как не выполняющего установленные требования по физической подготовленности, имеющего неудовлетворительные оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок.

Выводы и заключение в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыв коман­дира (начальника) аттестуемого военнослужащего.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии в обязательном порядке должен вести протокол заседания аттестационной комиссии (в письменной форме и желательно с подробным отражением хода заседания и всех рассматриваемых в нем вопросов, так как именно эти обстоятельства в судебных заседаниях могут оказаться бесспорным доказательством правомерности (или неправомерности) выводов аттестации).

Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии, форма которого приведена в приложении № 2 к Порядку.

Заключения, обязаны лично записать свое решение в разд. III аттестационного листа и подписать его.

Выводы прямых командиров (начальников) и за­ключение аттестационной комиссии, изложенные в разд. II подлинного экземпляра аттестационного листа, до представления его на решение вышестоящему командиру (начальнику) переносятся в осталь­ные экземпляры аттестационного листа.

Решение командира (начальника), утвердившего аттестационный лист, содержащий отзыв, выводы и заключение аттестационной комиссии, переносится в остальные экземпляры аттестационного листа, кото­рые после сверки с его подлинным экземпляром удос­товеряются подписью начальника штаба воинской части или начальника кадрового органа (под чертой, проведенной ниже соответствующего решения, запи­сывается: «Подлинному экземпляру соответствует»). Подписи командира (начальника), принявшего реше­ние об утверждении аттестационного листа, и началь­ника штаба (кадрового органа) воинской части, заве­рившего экземпляры аттестационного листа, скреп­ляются печатью установленного образца.

Утвержденные аттестационные листы рассыла­ются кадровым органом утверждающей инстанции в 10-дневный срок в следующем порядке:

-подлинный экземпляр аттестационного листа и одна его копия — в воинскую часть по месту воен­ной службы военнослужащего;

-остальные копии аттестационного листа — в штабы (кадровые органы), ведущие личные дела на аттестованного военнослужащего.

В исключительных случаях (при убытии военно­служащего к новому месту военной службы, на уче­бу до утверждения на него аттестационного листа) все экземпляры аттестационного листа после его утверждения высылаются в 3-дневный срок в штаб (кадровый орган) по новому месту военной службы (учебы) военнослужащего для ознакомления с ним аттестованного военнослужащего.

Утвержденные аттестационные листы доводятся до военнослужащих непосредственными (прямыми) начальниками в 10-дневный срок после поступле­ния аттестационных листов в воинскую часть. При этом, военнослужащий расписывается в подлинном экземпляре аттестационного листа с указанием даты ознакомления. Военнослужащему, находящемуся в командировке, отпуске или на лечении, утвержден­ные аттестационные листы доводятся по возвраще­нии его в воинскую часть. После доведения военно­служащему аттестационного листа его подлинный экземпляр и одна его копия приобщаются к перво­му экземпляру личного дела военнослужащего.

Важным условием для соблюдения при проведе­нии аттестации принципов ее объективности и за­конности является установленное Положением пра­во аттестуемого военнослужащего обжаловать ат­тестационные выводы и порядок проведения аттес­тации вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления военнослужаще­му результатов аттестации, а также в суд. В случае признания вышестоящим командиром (начальни­ком) или судом жалобы военнослужащего обосно­ванной в аттестационный лист вносятся соответст­вующие изменения или составляется новый аттес­тационный лист.

Результаты проведенной аттестации должны учи­тываться штабами (кадровыми органами) воинских частей в установленном порядке и реализовывать­ся при прохождении военнослужащими военной службы.

Командиры (начальники) воинских частей долж­ны ежегодно подводить итоги проведения аттеста­ции военнослужащих, которые отражаются в докла­де, представляемом по команде, с изложением следующих положений:

-положительного опыта работы;

-недостатков, имевших место при проведении аттестации;

-предложений, направленных на совершенство­вание аттестации военнослужащих.

При ежегодной аттестации, назначении аттеста­ции всех военнослужащих или отдельных их кате­горий штабами (кадровыми органами) воинских частей разрабатываются планы подготовки и про­ведения аттестации соответствующих военнослужа­щих. Планы утверждаются должностными лицами, которым эти штабы (кадровые органы) подчинены.

В соответствии с утвержденными планами под­готовки и проведения аттестации нижестоящие ко­мандиры (начальники) планируют и проводят под­готовительную работу к аттестации и аттестации военнослужащих в установленные сроки.

В планах подготовки и проведения аттестации предусматриваются следующие мероприятия:

-проведение занятий с командирами (начальниками), личным составом штабов (кадровых органов) воинских частей, председателями и членами аттестационных комиссий по вопросам предстоящей аттестации с учетом накопленного опыта;

-изучение с военнослужащими, подлежащими аттестации, порядка ее проведения;

-установление сроков составления аттестационных листов, содержащих отзывы, написания выво­дов прямыми начальниками и представления в аттестационную комиссию аттестационных листов, рассмотрения аттестационной комиссией представ-] ленных аттестационных листов и направления их соответствующим командирам (начальникам) для принятия решения об их утверждении;

-доведение до военнослужащих содержания ут­вержденных аттестационных листов;

-изготовление и рассылка бланков аттестацион­ных листов, памяток и других методических посо­бий для проведения аттестации;

-обсуждение на военных советах, совещаниях руководящего состава хода подготовки и проведе­ния аттестации, а также ее итогов с постановкой задач по реализации утвержденных выводов по ат­тестации военнослужащих.

Следует учитывать и то, что аттестация военно­служащих, замещающих воинские должности менее года, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребен­ком, проводится по прошествии года со дня вступ­ления в воинскую должность, по возвращении из- за границы, после окончания отпуска по беремен­ности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

На военнослужащего, назначенного на новую воинскую должность (с выходом из подчинения прежнему командиру (начальнику)) менее чем за три месяца до начала аттестации, аттестационный лист, содержащий отзыв, составляется, рассматривается, утверждается и доводится военнослужащему до убытия его из воинской части по прежнему месту военной службы.

Для обеспечения реализации утвержденных вы­водов по аттестации военнослужащих штабы (кад­ровые органы) воинских частей обязаны:

-сформировать кадровый резерв;

-разработать планы перемещения военнослужа­щих, аттестованных для назначения на высшие, рав­ные и низшие воинские должности;

-разработать планы направления кандидатов на учебу;

-составить списки военнослужащих, аттестован­ных к досрочному увольнению с военной службы;

-сообщить вышестоящему штабу (кадровому органу) о кандидатах для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности и направле­ния на учебу, а также подать списки военнослужа­щих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы.

С учетом того, что все вопросы аттестации суще­ственно затрагивают права и свободы аттестуемых военнослужащих — граждан Российской Федерации, всем командирам (начальникам) и членам аттеста­ционных комиссий воинских частей необходимо тщательно и добросовестно изучить все положения нормативных правовых актов, регулирующие про­ведение аттестации военнослужащих, и в своей слу­жебной деятельности строго руководствоваться ими, так как любое, даже формальное и незначи­тельное, отступление от установленного порядка проведения аттестации не только незаконно, но и наносит существенный ущерб авторитету военного руководства и Вооруженных Сил Российской Фе­дерации в целом.

В заключение следует отметить, что администра­тивно-правовой институт аттестации военнослужа­щих существует и эффективно действует в Воору­женных Силах Российской Федерации уже многие годы. За это время также уже сформировалась и су­дебная практика, позволяющая эффективно защи­щать как нарушенные права и свободы военнослу­жащих — граждан Российской Федерации, так и за­конные интересы военного руководства.

Характерным примером является позиция Касса­ционной коллегии Верховного Суда Российской

Кассационная коллегия Верховного Суда Россий­ской Федерации, рассмотрев жалобу уволенного военнослужащего, оспорившего ряд норма­тивных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проведение аттестации, указа: «Из статьи 27 Положения следует, что аттестационные комиссии создаются в воинских частях для прове­дения аттестации, а также для решения иных вопро­сов прохождения военной службы. Пункт же3 этой статьи устанавливает, что на заседаниях аттестационной комиссии рассматриваются как результаты аттестации военнослужащих, так и вопросы целе­сообразности заключения новых контракте, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по ре­шению командира части.

Анализ указанных норм Положения позволил суду обоснованно указать в решении, что эти нормы не содержат в себе каких-либо положений, освобождающих уполномоченных должностных лиц от обязан­ности учитывать при решении вопроса о заключении контракта о дальнейшем прохождении военной служ­бы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на ней, их деловые качества, состояние здоровья и другие обстоятельства, кото­рые могут послужить причинами невозможности дальнейшего прохождения военной службы

Аттестация военнослужащих

Порядок аттестации военнослужащих определен Положением о порядке прохождения военной службы.

Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, опреде­ления их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предна­значения граждан, пребывающих в запасе.

Основными задачами аттестации военнослужащих явля­ются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым во­инским должностям и перспектив их дальнейшего служебного исполь­зования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские долж­ности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников воен­но-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государст­венными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для дос­рочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока воен­ной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуют­ся при увольнении в запас или при заключении контракта.

На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (пря­мым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую долж­ность, направлении на учебу, представлении его к награждению госу­дарственной наградой РФ, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттеста­ционный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рас­смотрение аттестационной комиссией представления (наградного лис­та) либо решения командира (начальника) о направлении военнослу­жащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в пред­ставление (наградной лист).

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием атте­стации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

Командир (начальник), аттестующий подчиненного военно­служащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

б) определить на основе всестороннего изучения военнослужа­щего содержание выводов по его аттестации;

в) представить по команде в утверждающую инстанцию все эк­земпляры аттестационных листов для получения заключения и утвер­ждения.

При изучении и оценке деловых и личных качеств атте­стуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должно­сти, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он ко­мандует, или на участке работы, за который он отвечает;

б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенство­вания профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной под­готовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекоменда­ций.

Непосредственные начальники должны требовать от подчинен­ных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспе­чивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необосно­ванной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации мо­гут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов ат­тестации, а также в суд.

Это интересно:  Анонимная жалоба в военную прокуратуру 2019 год

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или со­ставляется новый аттестационный лист.

Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного ба­тальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской час­ти, в которой она создана.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом коман­дира воинской части.

В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии — первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии — заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии — один из офицеров во­инской части.

На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

а) результаты аттестации военнослужащего;

б) кандидаты для поступления на военную службу по контрак­ту;

в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрак­тов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребыва­ния на военной службе;

г) кандидаты для направления на учебу;

д) представления к награждению государственными наградами РФ военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотрен­ного штатом для занимаемой воинской должности;

ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Феде­ральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по решению командира воинской части.

Для принятия решения командиром воинской части аттестаци­онная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматри­ваемым вопросам.

На заседания аттестационной комиссии воинской части в необ­ходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых нахо­дятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

В Министерстве обороны РФ (федеральном органе исполни­тельной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа испол­нительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Справка о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта

военного суда «01» июля 2014 г. № 20

о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Частью 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина, в частности, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Невыполнение военнослужащим условий контракта в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 того же Федерального закона и подп. «в» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службе может являться основанием для досрочного увольнения военнослужащего по инициативе командования.

Принятие командованием решения об увольнении в связи с невыполнением условий контракта предполагает наличие таких нарушений со стороны военнослужащего, которые представляют собой грубый дисциплинарный проступок, порочащий честь военнослужащего и исключающий его дальнейшее нахождение на военной службе, либо свидетельствуют о том, что военнослужащий перестал соответствовать требованиям, установленным для граждан, находящихся на военной службе.

До 2013 г. при разрешении гражданских дел суды исходили из того, что по смыслу п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы проведение аттестации военнослужащего не является обязательным, а заключение комиссии носит лишь рекомендательный характер. Принимались судами во внимание и положения ч. 5 ст. 27 названного Положения о том, что на заседания аттестационной комиссии воинской части аттестуемые военнослужащие могут приглашаться лишь в необходимых случаях.

21 марта 2013 г. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта должно приниматься в рамках аттестации, процедура проведения которой предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Аналогичная правовая позиция была изложена и в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. 13-7, опубликованном в Информационном бюллетене военных судов № 2 (229) 2013 г.

По этой причине практика рассмотрения подобных дел в военных судах изменилась. Так, перед увольнением М. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта командование не провело его аттестацию. Признав это обстоятельство существенным нарушением порядка увольнения, гарнизонный военный суд решением от августа 2013 г. правомерно восстановил заявителя на военной службе.

В настоящее время трудности при разрешении дел анализируемой категории возникают в случаях когда аттестация проведена с нарушением установленного порядка.

Сначала следует отметить, что при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в порядке реализации дисциплинарного взыскания, аттестация не требуется. На это обращается внимание в Обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 г., согласно которой законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.

Решением гарнизонного военного суда увольнение старшины Б. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта признано незаконным на том основании, что командование не провело его аттестацию.

В апелляционном порядке решение отменено и принято новое об отказе в удовлетворении заявления, поскольку Б. досрочно уволен с военной службы в порядке реализации дисциплинарного взыскания, а поэтому проведение аттестации заявителя в данном случае не требовалось.

Что же касается других случаев увольнения в связи с невыполнением условий контракта, проведение аттестации военнослужащего и его участие на заседании соответствующей комиссии является обязательным. На это и указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении. Кроме того, на необходимость обязательного участия аттестуемого военнослужащего на заседании комиссии обращалось внимание еще в Обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делам об увольнении за 2012 г.

Между тем гарнизонный военный суд по делу М. признал правомерным увольнение заявителя с военной службы по названному основанию, хотя аттестуемый на заседании аттестационной комиссии не вызывался и в нем не участвовал. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение и принял новое о восстановлении М. на военной службе.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае неявки без уважительных причин своевременно извещенного военнослужащего на заседание аттестационной комиссии, проведение этого заседания без аттестуемого не будет являться нарушением процедуры аттестации.

Основной проблемой у судов при разрешении дел указанной категории является оценка нарушении прав военнослужащего при проведении аттестации.

В вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации изложено, что объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечивается, помимо прочего, предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом, заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях), обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд. Эти меры позволяют избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы.

При этом п. 3 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.

Такой порядок установлен приказами Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 000 и МВД России от 2 сентября 2005 г. № 000 (и иными приказами, изданными ведомствами, в которых предусмотрена военная служба). В них определено, что не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист, содержащий текст отзыва на военнослужащего. Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.

Нарушение установленной процедуры аттестации военнослужащего, в том числе не ознакомление либо несвоевременное ознакомление его с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, проведение заседания комиссии в отсутствие военнослужащего может свидетельствовать о существенном нарушении порядка увольнения. Это, как правило, влечет за собой признание судом увольнения военнослужащего незаконным и восстановление его на военной службе.

Решением гарнизонного военного суда досрочное увольнение с военной службы лейтенанта Т. признано законным. Между тем в нарушение требований Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, командование лишило его возможности ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом. В связи с нарушением порядка аттестации заявителя судебная коллегия отменила решение и приняла новое о восстановлении Т. на военной службе.

Поэтому судам в аналогичных ситуациях надлежит выяснять, имелись ли у заявителя какие-либо дополнительные сведения о своей служебной деятельности либо возражения на отзыв в опровержение выводов аттестационной комиссии, которые он был лишен возможности представить на заседании этой комиссии.

Необходимо отметить, что наибольшее количество проблем возникает при решении вопроса о том, является ли существенным нарушением процедуры аттестации несоблюдение установленного двухнедельного срока представления в комиссию аттестационного листа, содержащего текст отзыва на военнослужащего, с которым аттестуемый уже должен быть ознакомлен.

Такой срок определен для того, чтобы военнослужащий имел возможность представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Фактически несоблюдение данного срока свидетельствует о нарушении порядка проведения аттестации, которое может влечь восстановление военнослужащего на военной службе. Об этом в 2013 году неоднократно обращалось внимание судебной коллегией по административным делам окружного военного суда.

Вместе с тем само по себе несоблюдение этого срока не всегда влечет безусловное восстановление военнослужащего на военной службе.

К примеру, согласие военнослужащего на момент рассмотрения дела с аттестующими его документами и отсутствие у него дополнительных данных о служебной деятельности может свидетельствовать об отсутствии оснований для признания увольнения незаконным ввиду несвоевременного ознакомления заявителя с отзывом.

Это же относится и к тем случаям, когда по делу установлено, что у военнослужащего было достаточно времени для представления дополнительных сведений о своей служебной деятельности и возражений на отзыв.

Гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления М. о восстановлении на военной службе, признав нарушения процедуры проведения аттестации незначительными.

К такому выводу суд пришел исходя из пояснений заявителя, согласно которым его за сутки уведомили о заседании аттестационной комиссии и тогда же ознакомили с отзывом, содержащимся в аттестационном листе. При этом ему было достаточно времени для подготовки возражений на этот отзыв, а также для представления на заседание аттестационной комиссии дополнительных сведений о своей служебной деятельности, что им сделано не было. Не представил он каких-либо возражений на отзыв или дополнительных сведений о своей служебной деятельности и в суд первой инстанции.

Следовательно, несоблюдение указанного срока не всегда является основанием для признания проведения аттестации с существенными нарушениями, влекущими восстановление военнослужащего на военной службе.

При наличии таких нарушений в процедуре аттестации судам необходимо выяснять: имелась ли у командования возможность заблаговременно ознакомить военнослужащего с отзывом о его служебной деятельности, а если это не было выполнено, то в связи с чем; согласие военнослужащего с отзывом; какие дополнительные данные о служебной деятельности он желал представить, а если не представил, то в связи с чем; достаточно ли ему было времени после ознакомления с указанным отзывом для представления возражений на него и дополнительных сведений.

Гарнизонный военный суд восстановил П. на военной службе ввиду нарушения проведения процедуры аттестации, поскольку командование лишило заявителя возможности ознакомиться с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом.

В апелляционном порядке решение было отменено и принято новое об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. В последних числах марта 2013 г. командованием проводилась аттестация П. в связи с наличием у него ряда дисциплинарных взысканий. Во время заседания комиссии он был ознакомлен с отзывом о своей служебной деятельности, содержащим негативные характеризующие его данные, в которых не имелось конкретных указаний на совершенные дисциплинарные проступки.

Тогда же ему довели решение комиссии о необходимости досрочного увольнения его с военной службы.

При этом о своём несогласии с указанным отзывом П. не заявлял, а аттестационные выводы и порядок проведения аттестации не обжаловал. В дальнейшем командир воинской части предоставил ему возможность исправиться. Однако в течение следующих 2 месяцев П. вновь совершил два дисциплинарных проступка и вопрос о необходимости увольнения его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта вновь был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии. При этом в комиссию был направлен прежний аттестационной лист с тем же негативным отзывом, который ранее рассматривался и с которым П. был ознакомлен. Каких-либо изменений в его служебной деятельности, за исключением совершения им очередных дисциплинарных проступков, между аттестациями, состоявшимися в течение непродолжительного периода времени, не произошло. С марта 2013 г. П. содержащиеся в отзыве негативные характеризующие данные не обжаловал.

Не был он лишен и возможности представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом. Участвуя в заседании аттестационной комиссии, заявитель не выразил свое несогласие с отзывом и выводами по аттестации, также, как и на заседании комиссии вышестоящей воинской части, проведенном на следующий день, по результатам которого было принято аналогичное решение о необходимости увольнения П. по вышеуказанному основанию.

Имеют место такие случаи, когда военнослужащий в день заседания аттестационной комиссии без какого-либо мотива отказался знакомиться с содержащимся в аттестационном листе отзывом. При этом он на заседании аттестационной комиссии, а затем в суде заявлял о том, что его отказ знакомиться с отзывом был вызван лишь отсутствием возможности и времени для подготовки возражений.

При рассмотрении по правилам суда первой инстанции гражданского дела по заявлению Д. судебная коллегия окружного военного суда установила, что у командования имелось достаточно оснований для увольнения заявителя с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. В связи с этим была проведена аттестация Д., на заседании аттестационной комиссии он участвовал, давал объяснения и согласился с текстом аттестационного листа. При этом он четко осознавал цель данной аттестации, вопросов и замечаний относительно порядка ее проведения не имел. Кроме того, за 20 дней до проведения аттестации Д. отказался знакомиться с отзывом в подготовленном на него аттестационном листе, который затем был возвращен исполнителю для устранения недостатка лишь в виде неверного указания занимаемой Д. воинской должности.

Это интересно:  Расчет жилищной субсидии для военнослужащих в 2019 2019 год

Данный недостаток был устранен в аттестационном листе, составленном в день заседания аттестационной комиссии, с которым заявитель также отказался знакомиться. При таких обстоятельствах его увольнение было признано правомерным.

Необходимо также обратить внимание судов на то, что при проверке соблюдения порядка проведения аттестации надлежит проверять соответствие состава участвующих на заседании лиц составу, утвержденному приказом командования, в том числе и в количественном соотношении.

По делу М. гарнизонный военный суд установил, что из десяти членов аттестационной комиссии, состав которой утвержден приказом командира воинской части, на заседании по аттестации заявителя, в котором принято решение о необходимости его увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, присутствовали четверо, что составило менее двух третей её членов.

Поэтому суд признал заседание аттестационной комиссии неправомочным, в связи с чем обязал командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России восстановить М. на военной службе. При этом судом правильно обращено внимание на то, что неявка членов аттестационной комиссии на заседание ввиду проведения масштабных учений, не может являться обстоятельством, оправдывающим нарушение порядка аттестации.

В п. 5.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 года указано, что подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он может служить основанием для досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, осужденных за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, в тех случаях, когда совершенное военнослужащим преступление с учетом его характера и иных юридически значимых обстоятельств, а также специфики служебной деятельности этого военнослужащего несовместимо с дальнейшим прохождением им военной службы, что должно подтверждаться заключением аттестационной комиссии, принятым по результатам аттестации.

Военнослужащих, осужденных за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, может производиться лишь до погашения или снятия судимости и не может производиться за пределами срока погашения или снятия судимости.

В сентябре 2012 года прапорщик М. осуждён приговором гарнизонного военного суда по ч. 1 ст. 159 УК РФ к штрафу, в декабре того же года судимость с него снята, а в мае 2013 года он был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Решением того же суда данное увольнение признано законным лишь на том основании, что М. был осужден.

Судебной коллегией решение отменено и принято новое о восстановлении его на военной службе, поскольку ко времени принятия решения об увольнении М. судимость с него в установленном законом порядке была уже снята, что аннулировало все правовые последствия, связанные с осуждением, при этом дисциплинарных взысканий заявитель также не имел.

Одновременно следует обратить внимание на то, что согласно п. 6 вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации увольнение должно производиться своевременно, то есть в срок, достаточный для принятия обоснованного решения, с момента осуждения военнослужащего.

А. был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта ввиду совершения умышленного преступления корыстной направленности, в котором он признан судом виновным.

На момент решения командованием вопроса об увольнении А., апелляционным постановлением 3 окружного военного суда от 21 октября 2013 г. он освобожден от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (по не реабилитирующему основанию).

Несмотря на освобождение от наказания по данному основанию, гарнизонный военный суд обоснованно признал увольнение А. с военной службы законным. Судебная коллегия признала правильным этот вывод суда на том основании, что в день поступления в воинскую часть вышеуказанного апелляционного постановления командованием было принято решение о вынесении на заседание аттестационной комиссии вопроса о дальнейшем прохождении А. военной службы, тогда же на него был составлен аттестационный лист, с которым его ознакомили. Через четыре дня на заседании аттестационной комиссии управления принято решение ходатайствовать о досрочном увольнении А. с военной службы. На заседании этой комиссии заявитель присутствовал и имел возможность высказаться по содержанию характеризующих документов. На следующий день был издан приказ о его увольнении.

При таких обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о соблюдении командованием процедуры увольнения А., так как она была произведена своевременно, сразу после поступления в воинскую часть судебных постановлений, касающихся осуждения заявителя.

На основании изложенного следует прийти к выводу, что при условии твердого знания и правильного применения судьями норм действующего законодательства, а также внимательного изучения примеров судебной практики, подготовленных Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации и окружным военным судом обзоров и справок о судебной работе, подавляющего большинства ошибок возможно было избежать.

В связи с этим руководителям гарнизонных военных судов необходимо изучить данную справку с судьями, надлежащим образом организовывать юридическую учебу, уделяя особое внимание оказанию им методической помощи, совершенствовать анализ практики рассмотрения гражданских дел и принять действенные меры по недопущению ошибок при их рассмотрении.

Судебная коллегия по административным делам

Состав и задачи главной аттестационной комиссии педагогических работников, военнослужащих при увольнении, а также на предприятии

Аттестация персонала – это основная форма оценки работников на соответствие занимаемой ими должности и профессиональной пригодности. Основная цель – повышение эффективности деятельности, достижение лучших показателей.

Аттестационная комиссия на предприятии должна действовать на постоянной основе. Её главной обязанностью является оценка работы аттестуемого сотрудника. Для этого члены комиссии получают следующие сведения о работнике:

  • Данные из анкеты, заполняемой при трудоустройстве (запрашивается из кадрового отдела);
  • Рекомендации непосредственного руководителя;
  • Итоги проводимых собеседований и тестов.

Отдельное внимание уделяется оценке качества продукции, выпускаемой работником, или иных результатов труда (в зависимости от профессиональной деятельности).

Аттестация сотрудников проводится для оценки их профессиональных навыков и знаний. Цель такой проверки – убедиться, что квалификация работника соответствует его должности или выполняемой работе. Трудовой кодекс позволяет работодателю расторгнуть трудовые отношения с сотрудником, если его квалификации для выполнения данной работы недостаточно согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 .

Какого-либо нормативного документа, в котором были бы оговорены правила и сроки проведения аттестации, на сегодняшний день нет. Есть документы, которые определяют правила проведения аттестаций для некоторых категорий работников. Например, один раз в 5 лет проводится аттестация педработников на соответствие занимаемой должности; предусмотрена подобная процедура для руководителей федеральных государственных предприятий.

Какие работники обязаны проходить аттестацию

Законодательно обязанность проходить аттестацию установлена для следующих категорий работников:

  • сотрудников аварийно-спасательных служб, которые приобретают статус спасателя только по результатам аттестации;
  • работников прокуратуры, Следственного комитета;
  • авиационного персонала гражданской авиации;
  • работников опасных производств;
  • сотрудников библиотек;
  • руководителей унитарных предприятий;
  • педагогов;
  • сотрудников полиции;
  • медицинских работников.

Аттестация военнослужащих

Аттестационная комиссия в армии проводится для объективной оценки деятельности военнослужащих и определения соответствиями занимаемой ими должности. Оценка необходима для установления перспектив дальнейшей службы того или иного военного.

Основные задачи аттестационной комиссии военнослужащих:

  • Подбор лиц для назначения на воинские должности;
  • Определение целесообразности заключения контрактов с новыми служащими;
  • Выбор кандидатов для прохождения образовательного курса;
  • Представление определенных служащих к награждению;
  • Выявление причин для досрочного увольнения военных.

Состав аттестационной комиссии возглавляет заместитель командира воинской части, в которой будет проведена оценка.

Аттестация педагогических работников

Главная аттестационная комиссия педагогических работников создается для подтверждения соответствия должности, занимаемой работником, и для определения квалификации. Периодичность проведения – 1 раз в 5 лет.

Аттестационная комиссия, действующая на постоянной основе, позволяет установить категорию квалификации педагогического работника в соответствии с составленным им заявлением. Анализ деятельности осуществляется с привлечением специалистов в области педагогики.

Виды аттестации

Проверки квалификации делятся на 2 вида в зависимости от срока их проведения: плановая и внеплановая.

  1. Плановая или очередная аттестация проходит в соответствии с графиком через определенные промежутки времени, например, раз в несколько лет. График проведения работодатель устанавливает самостоятельно.
  2. Внеплановую или внеочередную аттестацию работников могут провести в экстренном порядке, если, например, изготовлена партия бракованной продукции или в организации планируется изменить штатное расписание, оплату труда. Внеочередную проверку квалификации могут провести для отдельных сотрудников, если их переводят на другую должность и без аттестации это сделать невозможно.

Кроме того, аттестация может проводиться не периодически, а разово, например, во время приема на работу.

Порядок проведения

Для того чтобы проверить насколько профессиональные навыки работника соответствуют должности, нужно, чтобы в трудовом договоре были четко определены его должностные обязанности. Кроме того, необходимо, чтобы работодатель предоставил соответствующие условия для качественного их исполнения. Если работодатель не обеспечил сотрудника всеми необходимыми материалами, оборудованием и документацией, то работник не может выполнять свои трудовые функции должным образом. В такой ситуации увольнение по итогам аттестации суд может признать неправомерным.

Проведение процедуры оценки квалификации сотрудников состоит из нескольких этапов.

Утверждение Положения

Правила проведения аттестации работодатель устанавливает самостоятельно отдельным внутренним документом. С принятым Положением сотрудников следует ознакомить под подпись. Если работник не будет ознакомлен с документом, к нему нельзя применять взыскания за несоблюдение установленного порядка.

Подготовка к аттестации

Сотрудников следует подготовить к процедуре, разъяснив цель ее проведения. Далее необходимо составить списки работников, оформить на каждого характеристику либо другой документ, содержащий полную информацию о его трудовой деятельности. Следует утвердить приказом график проведения и состав комиссии для аттестации.

Узнать, как получить аттестат профессионального бухгалтера можно здесь

Проведение аттестации

Члены комиссии беседуют с каждым сотрудником либо просят его пройти тест, изучают характеристику или аттестационный лист, при этом вся информация заносится в протокол. В заключение проводят обсуждение полученной информации и принимают решение по каждому работнику, которое фиксируется в протоколе и доводится до сведения сотрудника. Итог аттестации отражается в личной карточке работника.

Итоги оценки квалификации

После завершения процедуры руководитель принимает решение, результаты аттестации на соответствие занимаемой должности фиксируются в приказе.

Результаты аттестации

По итогам проверки комиссия может рекомендовать денежное поощрение или наказание сотрудника, перевод на другую должность, присвоение следующего разряда, повышение или понижение оплаты труда, увольнение.

Выводы комиссии работодатель принимает к сведению, а не следует им безоговорочно. Если профессиональные качества работника признаны не соответствующими занимаемой им должности, работодатель может дать направление на курсы повышения квалификации или прикрепить к нему наставника. Если комиссия рекомендует перевести сотрудника на вышестоящую должность, а вакантных мест в организации нет, его могут включить в кадровый резерв.

Есть категории сотрудников, уволить которых по итогам оценки квалификации законодательство не разрешает. ТК устанавливает запрет на увольнение:

  • беременных;
  • сотрудниц с детьми в возрасте до трех лет;
  • матерей-одиночек или отцов-одиночек, если ребенку не исполнилось 14 лет;
  • опекунов детей до 14 лет.

Необходимость аттестации на соответствие занимаемой должности очевидна. Она позволяет работодателю выявить недостатки в профессиональной подготовке сотрудников, сформировать оптимальный кадровый состав организации, а работникам дает возможности для карьерного роста и профессионального развития.

Оценочная комиссия

Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2019 году проводится специальной комиссией, создаваемой из следующих лиц:

  • Специалист, работающий на производстве в сфере охраны труда;
  • Представитель работодателя;
  • Представители профсоюза;
  • Уполномоченный представитель организации по аттестации.

Привлечение представителя из аттестующей организации – обязательное условие. Все нарушения, выявленные и зафиксированные без него, не будут являться законными.

К обязанностям комиссии, создаваемой для проведения аттестации, относится:

Обязанности Их содержание
Контроль над оценкой Самостоятельное проведение всех мероприятий, направленных на оценку рабочих мест
Оформление требуемых документов Документация, подготавливаемая комиссией, носит не только организационный, но и нормативный характер
Создание списка рабочих мест Он необходим для проведения оценки и выявления вредных аспектов труда, определения необходимости использования СИЗ
Подготовка итогового отчета Указание всей информации, собранной в ходе аттестации рабочих мест на предприятии

Дополнительной обязанностью создаваемой компании является заполнение аттестационной карты.

Состав и цели комиссии

Периодичность проведения аттестации – не реже 1 раза в 3-5 лет. Оптимальным сроком деятельности комиссии является 3-6 месяцев, но если организация большая, то оценка проводится поэтапно.

Принято выделять 2 формы аттестации:

  1. Плановая – организуется в установленные сроки.
  2. Внеплановая (досрочная) – проводится раньше установленного срока.

Внеплановая аттестация может быть назначена при обнаружении существенных просчетов в работе, при совершении работниками дисциплинарных проступков, повлекших за собой некачественное исполнение обязанностей.

К целям аттестации относится:

  • Оценка работы сотрудника;
  • Установление соответствия должности, им занимаемой;
  • Выявление недостатков (если имеются);
  • Подготовка плана по развитию или повышению навыков работника.

Председателем аттестационной комиссии является руководитель организации или его первый заместитель. Члены назначаются из руководящих сотрудников – специалистов, имеющих квалификацию. Если имеется профсоюзная организация, то её представители также становятся участниками комиссии.

Деятельность аттестационной комиссии может осуществляться в 2- формах:

  • Непосредственная оценка работы;
  • Тайная оценка (известная как mystery shopping)

Члены, входящие в комиссию, проходят аттестацию с привлечением независимых оценщиков. Все результаты деятельности фиксируются в Протоколе.

В таблице представлены наиболее эффективные методы проведения профессиональных проверок:

Метод Описание
Ранжирование Подчиненных расставляют по способностям выполнять ту или иную работу, т.е. по рангу
Классификация Работников классифицируют по заранее определенным категориям достижений (заслуг)
Шкала оценок Создается определенная таблица, куда вносятся личные и профессиональные качества сотрудника. Напротив каждого из качеств выставляется оценка по определенной, как правило, пятибалльной, шкале
Метод открытой аттестации Это новый, набирающий популярность метод оценки. Вместо галочек, как в предыдущем случае, происходит живое оценивание работника методом устной или письменной характеристики

Результаты деятельности комиссии

Итоги деятельности аттестационной комиссии подводятся в общем приказе руководителя организации. В него включены следующие сведения:

  • О присвоении некоторым работникам категории;
  • О повышении заработной платы и выплате поощрений;
  • Об отмене надбавок и понижении квалификации;
  • О переводе или увольнении сотрудников, навыки которых не соответствуют занимаемой должности.

Дополнительно аттестационная комиссия составляет отчет о прошедшей оценке, в котором указывается количество работников, соответствующих занимаемым должностям и не соответствующих. Результатом деятельности является подготовка предложений по каждому сотруднику.

В видео специалист рассказывает подробно про оценку и аттестацию персонала

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это обязательная для всех работодателей процедура, целью которой является выявление и устранение вредных факторов и рисков для работников. Она позволяет улучшить условия труда и избежать несчастных случаев на производстве.

К другим целям её проведения относится (ст. 209 ТК РФ ):

  • Выявление потенциально опасных для здоровья сотрудника факторов, определение класса вредности;
  • Установление необходимости проведения медицинских осмотров, инструктажа по технике безопасности;
  • Определение дополнительной надбавки к заработной плате работников и их будущей пенсии;
  • Предотвращение допуска к деятельности сотрудников, не подготовленных надлежащим образом, не имеющих средства индивидуальной защиты.

О внеплановой аттестации

Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 5 лет. Следовательно, каждые 5 лет проводится плановая оценка – предыдущие были в 2009 и 2014 годах.

Может быть организована внеплановая аттестация, если:

  • Изменяется главный офис, создаются новые рабочие места;
  • Меняется технология производства, используемое оборудование;
  • Подобное требование выдвигает профсоюзный орган;
  • Необходимо заменить СИЗ;
  • Получение работником производственной травмы.

Порядок проведения внеплановой аттестации не отличается от стандартного. По результатам её проведения оформляются другие карты, в которые вносятся все изменения.

  • Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).
  • Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Компания же может расстаться с суммой 30 000 — 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Содержание карты аттестации

Карта аттестации рабочего места по условиям труда – это документ, включающий информацию о фактических рабочих условиях, назначенных льготах и надбавках, об их соответствии действующем законодательным нормам, рекомендации по повышению уровня безопасности.

Карта аттестации требуется в следующих целях:

  • Комплексная оценка рабочих мест;
  • Оценка травмобезопасности;
  • Определение рабочих мест, не соответствующих нормам безопасности;
  • Организации мероприятий для повышения уровня безопасности.

Карта может выступать в качестве основания для предоставления льгот и дополнительных компенсаций в связи с условиями труда.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector