Аттестационная комиссия военнослужащих при увольнении 2021 год
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АТТЕСТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ.
Главными целями военной реформы являются не только оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новейшими видами вооружения и боевой техники, но и повышение уровня профессионализма личного состава воинских частей, и в первую очередь тех военнослужащих, кто проходит военную службу по контракту. А одним из способов оценки достижения этой цели является аттестация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для проведения в которой в воинских частях создаются аттестацию комиссию.
Целью настоящей статьи является анализ и разъяснение норм законодательства, регулирующих проведение аттестации военнослужащих и деятельность аттестационных комиссий в воинских частях.
Так, нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (далее — Закон № 53-Ф3) установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать:
-в ст. 34 Закона № 53-Ф3 указано: «Определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту (здесь и далее курсив мой. — П. И.), возлагается нааттестационные комиссии воинских частей» и «основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом»;
— в ст. 43 Закона № 53-Ф3 указано: «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность»;
-в ст. 51.1 Закона № 53-Ф3 указано: «2. Взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии.
4. Взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссий). ».
Таким образом, указанные нормы Закона № 53-Ф3 помогают понять, что аттестата — это оценка служебной деятельности и личных качеств военнослужащих, а аттестационная комиссия — это коллегиальный орган, принимающий важные решения-рекомендации, в той или иной меде ограничивающие права граждан (о приеме на военную службу по контракту, о назначении военнослужащего на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, о виновности военнослужащего в дисциплинарных проступках по результатам расследования и др.), на основании которых командир воинской части принимает итоговое решение по всем этим вопросам, затрагивающее права и свободы граждан.
Однако основными нормами для практического правоприменения, которые в настоящее время регулируют как проведение самой аттестации военнослужащих, так и деятельность и полномочия аттестационных комиссий в воинских частях, являются нормы разд. VI («Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии») Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее — Положение).
В соответствии с п. 3 ст. 26 Положения Министр обороны Российской Федерации своим приказом от 29 февраля 2012 г. № 444 утвердил новый Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами рассмотрим порядок проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Так, в ст. 26 Положения указано, что аттестация проводится «в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе» и что «основными задачами аттестации военнослужащих являются:
а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы».
Как правило, в большинстве случаев аттестация военнослужащих имеет строго индивидуальный характер, т. е., проводится не массово, а только в отношении отдельных военнослужащих при конкретно определенных и указанных в Положении условиях и обстоятельствах. И назначать такую аттестацию уполномочен командир воинской части. В связи с этим командир воинской части при назначении аттестации в отношении подчиненных ему военнослужащих должен учитывать условия ограничения, состоящие в том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры. Несоблюдение этих условий может быть основанием для признания итогов аттестации недействительными.
В развитие данных норм в п. 1 Порядка указ но, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования, адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов, которые не позднее чем за две недели до проведения аттестации представляются в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащегоформы для аттестационного листа указан в приложении № 1 к Порядку. В п. 1 Порядка также указано, что аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены, что основано на нормах п. 6 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2000 г. № 380: «Военнослужащие, направляемые по плановой замене, подлежат аттестации в порядке, установленном статьей 26 Положения о порядке прохождения военной службы, при этом аттестационные листы на них должны быть утверждены, а соответствующие выводы и рекомендации объявлены до убытия их по замене».
В то же время нормы Положения и Порядка допускают случаи назначения и проведения не только индивидуальной, но и коллективной аттестации военнослужащих, предоставив Министру обороны Российской Федерации полномочия, в случае необходимости, своим решением назначать время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, ила отдельных их категорий.
Однако следует учесть, что при назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой России кой Федерации, к присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В таких случаях осуществляется рассмотренииeаттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист). В п. 2 Порядка указано, что для проведения аттестации с составлением аттестационных листов в воинской части от отдельного батальона, ему равной и выше, организации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — воинская часть) ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации, и график ее проведения, который утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующего аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под подпись.
В графике указываются:
-наименование воинской части, в которой проводится аттестация;
-наименование аттестационной комиссии, на заседании которой подлежит рассмотрению аттестация военнослужащего;
-дата проведения аттестации каждого военнослужащего, подлежащего аттестации;
-дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов и должностное лицо, их представляющее;
-воинская должность командира (начальника), утверждающего аттестационный лист.
Положением установлены также и обязанности командиров по проведению аттестации. Так, командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:
-всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
-определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
-представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов д ля получения заключения и утверждения.
При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:
-проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
-провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;
-дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.
Данные положения раскрыты и дополнены в нормах п. 3 Порядка, где указано, что отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (Прямым) командиром (начальником) из числа офицеров, федеральных государственных служащих либо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих соответствующие воинские должности (должности), в разд. I аттестационного листа и представляется по команде.
В отзыве, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие как личность и деловые качества аттестуемого военнослужащего, так и его служебную деятельность:
-уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, общевоинских устав, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к данной воинской должности, готовность к выполнению обязанностей при переводе в высшие степени боен ой готовности и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, yменее применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
-качество выполнения должностных и служебных обязанностей по занимаемой воинской должности за период после предыдущей аттестации, устранение отмеченных в последнем аттестационном выводе недостатков (если таковые имелись и была отмечена в выводах предыдущей аттестации);
-личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
-организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
-умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
-оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально- технических средств, наличие (отсутствие) недостачи, порчи и хищения военного имущества, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие кадрового резерва и работа с ним, качество работы с подчиненным личным составом); способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственной тайны, моральные и психологические качества;
-состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и уровень физической подготовленности;
-оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок;
-динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы.
При проведении же аттестации отдельных категорий военнослужащих в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации общие показатели, характеризующие военнослужащих, могут конкретизироваться для каждой аттестуемой в таком случае категории военнослужащих.
Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе. В Порядке же разъяснено, что аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом. Поэтому командир (начальник) аттестуемого военнослужащего, составляющий аттестационный лист, обязан ознакомить его (под роспись) с отзывом в аттестационном листе и предоставить тому возможность сообщить дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период и (или) подать заявление о своем несогласии с представленным отзывом. И даже незначительное отступление от указанных условий может быть оценено как незаконное и являться основанием для отмены выводов аттестации.
Следует учесть, что в силу закона командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций. Кроме того, непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.
В п. 4 Порядка в развитие указанной выше гарантии указано, что командиры (начальники), убывающие из воинской части менее чем за три месяца до начала аттестации, должны составить аттестационные листы, содержащие отзывы, на непосредственно подчиненных военнослужащих и до убытия лично представить их своему непосредственному начальнику или в аттестационную комиссию.
В ст. 27 Положения указано, что для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, ему равных и выше создаются аттестационные комиссии и что аттестационная комиссия подотчетна командиру той воинской части, в которой она создана.
Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии должны входить:
-председатель аттестационной комиссии — им, как правило, назначается первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;
-члены аттестационной комиссии — назначаются из числа: заместителей командира воина ой части, командиров (начальников) подразделений воинской части, представителей кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;
-секретарь аттестационной комиссии — назначается из офицеров воинской части (по мнению автора, целесообразно назначать секретарем офицера кадрового или юридического органа воинской части);
-иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указан и Президента Российской Федерации.
В полномочия аттестационной комиссии воинской части входит рассмотрение:
-результатов аттестации военнослужащего;
-кандидатов для поступления на военную службу по контракту;
-кандидатов для назначения на воинские должности, а также целесообразности заключена новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;
-кандидатов для направления на учебу;
-представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;
-представления к присвоению очередной воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
-представления к досрочному увольнении с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственном; желанию;
-иных вопросов, для решения которых в соответствии с Законом № 53-Ф3, Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;
-иных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.
Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.
В п. 5 Порядка конкретно указано, что аттестационные комиссии обязаны всесторонне изучить аттестационные листы, содержащие отзывы на военнослужащих, установить их соответствие деловым и личным качествам аттестуемых военнослужащих и дать заключения по ним:
а) комиссия отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного) — на военнослужащих отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром отдельного батальона, полка (им равных);
б) комиссия дивизии (бригады) — на военнослужащих дивизии (бригады), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в аттестационных комиссиях полков (отдельных батальонов, дивизионов, кораблей 1 ранга), и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром дивизии (бригады);
в) комиссия армии, флотилии (корпуса) — на военнослужащих армии, флотилии (корпуса), за исключением аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в нижестоящих аттестационных комиссиях, и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командующим (командиром) армией, флотилией (корпуса).
В других аттестационных комиссиях рассматриваются аттестационные листы на военнослужащих данной воинской части, кроме аттестационных листов, рассмотренных в нижестоящих аттестационных комиссиях.
Аттестационные листы, составленные командиром (начальником) воинской части, рассматриваются в вышестоящих аттестационных комиссиях.
Командиры (начальники) воинских частей утверждают все аттестационные листы, которые рассмотрены непосредственно подотчетными им аттестационными комиссиями.
Исключение составляет аттестационный лист, содержащий отзыв, составленный непосредственным (прямым) начальником, выводы прямых начальников, если таковые имеются, заключение аттестационной комиссии и выводы прямых начальников, если таковые имеются, о несоответствии аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, увольнении военнослужащего, проходящего военнуюслужбу по контракту, с военной службы в запас по собственному желанию при наличии у него уважительных причин или в связи с невыполнением им условий контракта. Указанный аттестационный лист, содержащий такой отзыв, заключение и выводы, утверждается вышестоящим командиром (начальником).
Следует учесть, что в настоящее время п. 5 ст. 27 Положения позволяет проводить заседания аттестационной комиссии без участия в них аттестуемых военнослужащих. Правда, оговорено, что в необходимых случаях на заседания аттестационной комиссии воинской части могут быть приглашены как сами аттестуемые военнослужащие, так и командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие и другие должностные лица. А в п. 6 Порядка конкретно указано, что заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом. Таким образом, для Вооруженных Сил Российской Федерации конкретно определены те случаи, когда заседания аттестационной комиссии в обязательном порядке должны проводиться с участием в них аттестуемых военнослужащих и их непосредственных или прямых начальников. Строгое соблюдение указанного условия обязательно, так как именно такие случаи и вопросы чаще всего и бывают предметами жалоб аттестуемых военнослужащих, в том числе в судьи.
В п. 7 Порядка указано, что командиры (начальники), в прямом подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, до командиров (начальников), утверждающих аттестационные листы содержащие отзывы, свои выводы по отзывам на аттестуемых военнослужащих излагают в разд. II аттестационных листов. Аттестационные комиссий отражают свои заключения в этом же разделе аттестационных листов после выводов прямых командиров (начальников).
В заключении аттестационной комиссии указывается о соответствии (несоответствии) аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении.
При этом, могут быть даны следующие примерные рекомендации:
-о включении в кадровый резерв;
-о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность — в порядке продвижения по службе (на какую и когда);
-о направлении военнослужащего на учебу в военно-учебное заведение или на курсы (какие и когда);
-о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
-о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность — командную, штабную, преподавательскую или иную с указанием причин перемещения и сроков;
-о перемещении военнослужащего с высшей воинской должности на низшую с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
-об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации он подлежит аттестации, а также рекомендации о предназначении его в военное время;
-об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий кон
Протокол подписывается председателем, членами и секретарем аттестационной комиссии. Из протокола заключение аттестационной комиссии переносится в разд. II всех экземпляров аттестационного листа (по количеству личных дел) с указанием воинских должностей, воинских званий, инициалов имен и фамилий председателя, членов аттестационной комиссии и заверяется ее секретарем.
Командиры (начальники), утверждающие аттестационные листы, содержащие отзывы, выводы и тракта, как не выполняющего установленные требования по физической подготовленности, имеющего неудовлетворительные оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок.
Выводы и заключение в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыв командира (начальника) аттестуемого военнослужащего.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарь комиссии в обязательном порядке должен вести протокол заседания аттестационной комиссии (в письменной форме и желательно с подробным отражением хода заседания и всех рассматриваемых в нем вопросов, так как именно эти обстоятельства в судебных заседаниях могут оказаться бесспорным доказательством правомерности (или неправомерности) выводов аттестации).
Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии, форма которого приведена в приложении № 2 к Порядку.
Заключения, обязаны лично записать свое решение в разд. III аттестационного листа и подписать его.
Выводы прямых командиров (начальников) и заключение аттестационной комиссии, изложенные в разд. II подлинного экземпляра аттестационного листа, до представления его на решение вышестоящему командиру (начальнику) переносятся в остальные экземпляры аттестационного листа.
Решение командира (начальника), утвердившего аттестационный лист, содержащий отзыв, выводы и заключение аттестационной комиссии, переносится в остальные экземпляры аттестационного листа, которые после сверки с его подлинным экземпляром удостоверяются подписью начальника штаба воинской части или начальника кадрового органа (под чертой, проведенной ниже соответствующего решения, записывается: «Подлинному экземпляру соответствует»). Подписи командира (начальника), принявшего решение об утверждении аттестационного листа, и начальника штаба (кадрового органа) воинской части, заверившего экземпляры аттестационного листа, скрепляются печатью установленного образца.
Утвержденные аттестационные листы рассылаются кадровым органом утверждающей инстанции в 10-дневный срок в следующем порядке:
-подлинный экземпляр аттестационного листа и одна его копия — в воинскую часть по месту военной службы военнослужащего;
-остальные копии аттестационного листа — в штабы (кадровые органы), ведущие личные дела на аттестованного военнослужащего.
В исключительных случаях (при убытии военнослужащего к новому месту военной службы, на учебу до утверждения на него аттестационного листа) все экземпляры аттестационного листа после его утверждения высылаются в 3-дневный срок в штаб (кадровый орган) по новому месту военной службы (учебы) военнослужащего для ознакомления с ним аттестованного военнослужащего.
Утвержденные аттестационные листы доводятся до военнослужащих непосредственными (прямыми) начальниками в 10-дневный срок после поступления аттестационных листов в воинскую часть. При этом, военнослужащий расписывается в подлинном экземпляре аттестационного листа с указанием даты ознакомления. Военнослужащему, находящемуся в командировке, отпуске или на лечении, утвержденные аттестационные листы доводятся по возвращении его в воинскую часть. После доведения военнослужащему аттестационного листа его подлинный экземпляр и одна его копия приобщаются к первому экземпляру личного дела военнослужащего.
Важным условием для соблюдения при проведении аттестации принципов ее объективности и законности является установленное Положением право аттестуемого военнослужащего обжаловать аттестационные выводы и порядок проведения аттестации вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления военнослужащему результатов аттестации, а также в суд. В случае признания вышестоящим командиром (начальником) или судом жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.
Результаты проведенной аттестации должны учитываться штабами (кадровыми органами) воинских частей в установленном порядке и реализовываться при прохождении военнослужащими военной службы.
Командиры (начальники) воинских частей должны ежегодно подводить итоги проведения аттестации военнослужащих, которые отражаются в докладе, представляемом по команде, с изложением следующих положений:
-положительного опыта работы;
-недостатков, имевших место при проведении аттестации;
-предложений, направленных на совершенствование аттестации военнослужащих.
При ежегодной аттестации, назначении аттестации всех военнослужащих или отдельных их категорий штабами (кадровыми органами) воинских частей разрабатываются планы подготовки и проведения аттестации соответствующих военнослужащих. Планы утверждаются должностными лицами, которым эти штабы (кадровые органы) подчинены.
В соответствии с утвержденными планами подготовки и проведения аттестации нижестоящие командиры (начальники) планируют и проводят подготовительную работу к аттестации и аттестации военнослужащих в установленные сроки.
В планах подготовки и проведения аттестации предусматриваются следующие мероприятия:
-проведение занятий с командирами (начальниками), личным составом штабов (кадровых органов) воинских частей, председателями и членами аттестационных комиссий по вопросам предстоящей аттестации с учетом накопленного опыта;
-изучение с военнослужащими, подлежащими аттестации, порядка ее проведения;
-установление сроков составления аттестационных листов, содержащих отзывы, написания выводов прямыми начальниками и представления в аттестационную комиссию аттестационных листов, рассмотрения аттестационной комиссией представ-] ленных аттестационных листов и направления их соответствующим командирам (начальникам) для принятия решения об их утверждении;
-доведение до военнослужащих содержания утвержденных аттестационных листов;
-изготовление и рассылка бланков аттестационных листов, памяток и других методических пособий для проведения аттестации;
-обсуждение на военных советах, совещаниях руководящего состава хода подготовки и проведения аттестации, а также ее итогов с постановкой задач по реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих.
Следует учитывать и то, что аттестация военнослужащих, замещающих воинские должности менее года, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, проводится по прошествии года со дня вступления в воинскую должность, по возвращении из- за границы, после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
На военнослужащего, назначенного на новую воинскую должность (с выходом из подчинения прежнему командиру (начальнику)) менее чем за три месяца до начала аттестации, аттестационный лист, содержащий отзыв, составляется, рассматривается, утверждается и доводится военнослужащему до убытия его из воинской части по прежнему месту военной службы.
Для обеспечения реализации утвержденных выводов по аттестации военнослужащих штабы (кадровые органы) воинских частей обязаны:
-сформировать кадровый резерв;
-разработать планы перемещения военнослужащих, аттестованных для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности;
-разработать планы направления кандидатов на учебу;
-составить списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы;
-сообщить вышестоящему штабу (кадровому органу) о кандидатах для назначения на высшие, равные и низшие воинские должности и направления на учебу, а также подать списки военнослужащих, аттестованных к досрочному увольнению с военной службы.
С учетом того, что все вопросы аттестации существенно затрагивают права и свободы аттестуемых военнослужащих — граждан Российской Федерации, всем командирам (начальникам) и членам аттестационных комиссий воинских частей необходимо тщательно и добросовестно изучить все положения нормативных правовых актов, регулирующие проведение аттестации военнослужащих, и в своей служебной деятельности строго руководствоваться ими, так как любое, даже формальное и незначительное, отступление от установленного порядка проведения аттестации не только незаконно, но и наносит существенный ущерб авторитету военного руководства и Вооруженных Сил Российской Федерации в целом.
В заключение следует отметить, что административно-правовой институт аттестации военнослужащих существует и эффективно действует в Вооруженных Силах Российской Федерации уже многие годы. За это время также уже сформировалась и судебная практика, позволяющая эффективно защищать как нарушенные права и свободы военнослужащих — граждан Российской Федерации, так и законные интересы военного руководства.
Характерным примером является позиция Кассационной коллегии Верховного Суда Российской
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев жалобу уволенного военнослужащего, оспорившего ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проведение аттестации, указа: «Из статьи 27 Положения следует, что аттестационные комиссии создаются в воинских частях для проведения аттестации, а также для решения иных вопросов прохождения военной службы. Пункт же3 этой статьи устанавливает, что на заседаниях аттестационной комиссии рассматриваются как результаты аттестации военнослужащих, так и вопросы целесообразности заключения новых контракте, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по решению командира части.
Анализ указанных норм Положения позволил суду обоснованно указать в решении, что эти нормы не содержат в себе каких-либо положений, освобождающих уполномоченных должностных лиц от обязанности учитывать при решении вопроса о заключении контракта о дальнейшем прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на ней, их деловые качества, состояние здоровья и другие обстоятельства, которые могут послужить причинами невозможности дальнейшего прохождения военной службы
Содержание
- Аттестация военнослужащих
- Справка о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта
- Состав и задачи главной аттестационной комиссии педагогических работников, военнослужащих при увольнении, а также на предприятии
- Какие работники обязаны проходить аттестацию
- Виды аттестации
- Порядок проведения
- Результаты аттестации
- Оценочная комиссия
- О внеплановой аттестации
- Содержание карты аттестации
Аттестация военнослужащих
Порядок аттестации военнослужащих определен Положением о порядке прохождения военной службы.
Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.
Основными задачами аттестации военнослужащих являются:
а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуются при увольнении в запас или при заключении контракта.
На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.
При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой РФ, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).
Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.
Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:
а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:
а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;
в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.
Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.
Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.
Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.
В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.
Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.
Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.
Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.
В состав аттестационной комиссии входят:
а) председатель аттестационной комиссии — первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;
б) члены аттестационной комиссии — заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;
в) секретарь аттестационной комиссии — один из офицеров воинской части.
На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:
а) результаты аттестации военнослужащего;
б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;
в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;
г) кандидаты для направления на учебу;
д) представления к награждению государственными наградами РФ военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;
е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;
з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;
и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по решению командира воинской части.
Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.
На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.
В Министерстве обороны РФ (федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.
Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Справка о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта
военного суда «01» июля 2014 г. № 20
о практике рассмотрения Северо-Кавказским окружным военным судом и подведомственными ему гарнизонными военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с порядком проведения аттестации при принятии решений об увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Частью 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина, в частности, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Невыполнение военнослужащим условий контракта в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 того же Федерального закона и подп. «в» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службе может являться основанием для досрочного увольнения военнослужащего по инициативе командования.
Принятие командованием решения об увольнении в связи с невыполнением условий контракта предполагает наличие таких нарушений со стороны военнослужащего, которые представляют собой грубый дисциплинарный проступок, порочащий честь военнослужащего и исключающий его дальнейшее нахождение на военной службе, либо свидетельствуют о том, что военнослужащий перестал соответствовать требованиям, установленным для граждан, находящихся на военной службе.
До 2013 г. при разрешении гражданских дел суды исходили из того, что по смыслу п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы проведение аттестации военнослужащего не является обязательным, а заключение комиссии носит лишь рекомендательный характер. Принимались судами во внимание и положения ч. 5 ст. 27 названного Положения о том, что на заседания аттестационной комиссии воинской части аттестуемые военнослужащие могут приглашаться лишь в необходимых случаях.
21 марта 2013 г. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта должно приниматься в рамках аттестации, процедура проведения которой предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.
Аналогичная правовая позиция была изложена и в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. 13-7, опубликованном в Информационном бюллетене военных судов № 2 (229) 2013 г.
По этой причине практика рассмотрения подобных дел в военных судах изменилась. Так, перед увольнением М. с военной службы в связи с невыполнением условий контракта командование не провело его аттестацию. Признав это обстоятельство существенным нарушением порядка увольнения, гарнизонный военный суд решением от августа 2013 г. правомерно восстановил заявителя на военной службе.
В настоящее время трудности при разрешении дел анализируемой категории возникают в случаях когда аттестация проведена с нарушением установленного порядка.
Сначала следует отметить, что при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в порядке реализации дисциплинарного взыскания, аттестация не требуется. На это обращается внимание в Обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 г., согласно которой законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
Решением гарнизонного военного суда увольнение старшины Б. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта признано незаконным на том основании, что командование не провело его аттестацию.
В апелляционном порядке решение отменено и принято новое об отказе в удовлетворении заявления, поскольку Б. досрочно уволен с военной службы в порядке реализации дисциплинарного взыскания, а поэтому проведение аттестации заявителя в данном случае не требовалось.
Что же касается других случаев увольнения в связи с невыполнением условий контракта, проведение аттестации военнослужащего и его участие на заседании соответствующей комиссии является обязательным. На это и указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении. Кроме того, на необходимость обязательного участия аттестуемого военнослужащего на заседании комиссии обращалось внимание еще в Обзорной справке Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делам об увольнении за 2012 г.
Между тем гарнизонный военный суд по делу М. признал правомерным увольнение заявителя с военной службы по названному основанию, хотя аттестуемый на заседании аттестационной комиссии не вызывался и в нем не участвовал. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение и принял новое о восстановлении М. на военной службе.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае неявки без уважительных причин своевременно извещенного военнослужащего на заседание аттестационной комиссии, проведение этого заседания без аттестуемого не будет являться нарушением процедуры аттестации.
Основной проблемой у судов при разрешении дел указанной категории является оценка нарушении прав военнослужащего при проведении аттестации.
В вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации изложено, что объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечивается, помимо прочего, предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом, заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях), обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд. Эти меры позволяют избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы.
При этом п. 3 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.
Такой порядок установлен приказами Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 000 и МВД России от 2 сентября 2005 г. № 000 (и иными приказами, изданными ведомствами, в которых предусмотрена военная служба). В них определено, что не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист, содержащий текст отзыва на военнослужащего. Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
Заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.
Нарушение установленной процедуры аттестации военнослужащего, в том числе не ознакомление либо несвоевременное ознакомление его с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, проведение заседания комиссии в отсутствие военнослужащего может свидетельствовать о существенном нарушении порядка увольнения. Это, как правило, влечет за собой признание судом увольнения военнослужащего незаконным и восстановление его на военной службе.
Решением гарнизонного военного суда досрочное увольнение с военной службы лейтенанта Т. признано законным. Между тем в нарушение требований Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, командование лишило его возможности ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом. В связи с нарушением порядка аттестации заявителя судебная коллегия отменила решение и приняла новое о восстановлении Т. на военной службе.
Поэтому судам в аналогичных ситуациях надлежит выяснять, имелись ли у заявителя какие-либо дополнительные сведения о своей служебной деятельности либо возражения на отзыв в опровержение выводов аттестационной комиссии, которые он был лишен возможности представить на заседании этой комиссии.
Необходимо отметить, что наибольшее количество проблем возникает при решении вопроса о том, является ли существенным нарушением процедуры аттестации несоблюдение установленного двухнедельного срока представления в комиссию аттестационного листа, содержащего текст отзыва на военнослужащего, с которым аттестуемый уже должен быть ознакомлен.
Такой срок определен для того, чтобы военнослужащий имел возможность представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
Фактически несоблюдение данного срока свидетельствует о нарушении порядка проведения аттестации, которое может влечь восстановление военнослужащего на военной службе. Об этом в 2013 году неоднократно обращалось внимание судебной коллегией по административным делам окружного военного суда.
Вместе с тем само по себе несоблюдение этого срока не всегда влечет безусловное восстановление военнослужащего на военной службе.
К примеру, согласие военнослужащего на момент рассмотрения дела с аттестующими его документами и отсутствие у него дополнительных данных о служебной деятельности может свидетельствовать об отсутствии оснований для признания увольнения незаконным ввиду несвоевременного ознакомления заявителя с отзывом.
Это же относится и к тем случаям, когда по делу установлено, что у военнослужащего было достаточно времени для представления дополнительных сведений о своей служебной деятельности и возражений на отзыв.
Гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления М. о восстановлении на военной службе, признав нарушения процедуры проведения аттестации незначительными.
К такому выводу суд пришел исходя из пояснений заявителя, согласно которым его за сутки уведомили о заседании аттестационной комиссии и тогда же ознакомили с отзывом, содержащимся в аттестационном листе. При этом ему было достаточно времени для подготовки возражений на этот отзыв, а также для представления на заседание аттестационной комиссии дополнительных сведений о своей служебной деятельности, что им сделано не было. Не представил он каких-либо возражений на отзыв или дополнительных сведений о своей служебной деятельности и в суд первой инстанции.
Следовательно, несоблюдение указанного срока не всегда является основанием для признания проведения аттестации с существенными нарушениями, влекущими восстановление военнослужащего на военной службе.
При наличии таких нарушений в процедуре аттестации судам необходимо выяснять: имелась ли у командования возможность заблаговременно ознакомить военнослужащего с отзывом о его служебной деятельности, а если это не было выполнено, то в связи с чем; согласие военнослужащего с отзывом; какие дополнительные данные о служебной деятельности он желал представить, а если не представил, то в связи с чем; достаточно ли ему было времени после ознакомления с указанным отзывом для представления возражений на него и дополнительных сведений.
Гарнизонный военный суд восстановил П. на военной службе ввиду нарушения проведения процедуры аттестации, поскольку командование лишило заявителя возможности ознакомиться с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом.
В апелляционном порядке решение было отменено и принято новое об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. В последних числах марта 2013 г. командованием проводилась аттестация П. в связи с наличием у него ряда дисциплинарных взысканий. Во время заседания комиссии он был ознакомлен с отзывом о своей служебной деятельности, содержащим негативные характеризующие его данные, в которых не имелось конкретных указаний на совершенные дисциплинарные проступки.
Тогда же ему довели решение комиссии о необходимости досрочного увольнения его с военной службы.
При этом о своём несогласии с указанным отзывом П. не заявлял, а аттестационные выводы и порядок проведения аттестации не обжаловал. В дальнейшем командир воинской части предоставил ему возможность исправиться. Однако в течение следующих 2 месяцев П. вновь совершил два дисциплинарных проступка и вопрос о необходимости увольнения его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта вновь был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии. При этом в комиссию был направлен прежний аттестационной лист с тем же негативным отзывом, который ранее рассматривался и с которым П. был ознакомлен. Каких-либо изменений в его служебной деятельности, за исключением совершения им очередных дисциплинарных проступков, между аттестациями, состоявшимися в течение непродолжительного периода времени, не произошло. С марта 2013 г. П. содержащиеся в отзыве негативные характеризующие данные не обжаловал.
Не был он лишен и возможности представить в комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности и заявление о своём несогласии с отзывом. Участвуя в заседании аттестационной комиссии, заявитель не выразил свое несогласие с отзывом и выводами по аттестации, также, как и на заседании комиссии вышестоящей воинской части, проведенном на следующий день, по результатам которого было принято аналогичное решение о необходимости увольнения П. по вышеуказанному основанию.
Имеют место такие случаи, когда военнослужащий в день заседания аттестационной комиссии без какого-либо мотива отказался знакомиться с содержащимся в аттестационном листе отзывом. При этом он на заседании аттестационной комиссии, а затем в суде заявлял о том, что его отказ знакомиться с отзывом был вызван лишь отсутствием возможности и времени для подготовки возражений.
При рассмотрении по правилам суда первой инстанции гражданского дела по заявлению Д. судебная коллегия окружного военного суда установила, что у командования имелось достаточно оснований для увольнения заявителя с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. В связи с этим была проведена аттестация Д., на заседании аттестационной комиссии он участвовал, давал объяснения и согласился с текстом аттестационного листа. При этом он четко осознавал цель данной аттестации, вопросов и замечаний относительно порядка ее проведения не имел. Кроме того, за 20 дней до проведения аттестации Д. отказался знакомиться с отзывом в подготовленном на него аттестационном листе, который затем был возвращен исполнителю для устранения недостатка лишь в виде неверного указания занимаемой Д. воинской должности.
Данный недостаток был устранен в аттестационном листе, составленном в день заседания аттестационной комиссии, с которым заявитель также отказался знакомиться. При таких обстоятельствах его увольнение было признано правомерным.
Необходимо также обратить внимание судов на то, что при проверке соблюдения порядка проведения аттестации надлежит проверять соответствие состава участвующих на заседании лиц составу, утвержденному приказом командования, в том числе и в количественном соотношении.
По делу М. гарнизонный военный суд установил, что из десяти членов аттестационной комиссии, состав которой утвержден приказом командира воинской части, на заседании по аттестации заявителя, в котором принято решение о необходимости его увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, присутствовали четверо, что составило менее двух третей её членов.
Поэтому суд признал заседание аттестационной комиссии неправомочным, в связи с чем обязал командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России восстановить М. на военной службе. При этом судом правильно обращено внимание на то, что неявка членов аттестационной комиссии на заседание ввиду проведения масштабных учений, не может являться обстоятельством, оправдывающим нарушение порядка аттестации.
В п. 5.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 года указано, что подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он может служить основанием для досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, осужденных за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, в тех случаях, когда совершенное военнослужащим преступление с учетом его характера и иных юридически значимых обстоятельств, а также специфики служебной деятельности этого военнослужащего несовместимо с дальнейшим прохождением им военной службы, что должно подтверждаться заключением аттестационной комиссии, принятым по результатам аттестации.
Военнослужащих, осужденных за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, может производиться лишь до погашения или снятия судимости и не может производиться за пределами срока погашения или снятия судимости.
В сентябре 2012 года прапорщик М. осуждён приговором гарнизонного военного суда по ч. 1 ст. 159 УК РФ к штрафу, в декабре того же года судимость с него снята, а в мае 2013 года он был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Решением того же суда данное увольнение признано законным лишь на том основании, что М. был осужден.
Судебной коллегией решение отменено и принято новое о восстановлении его на военной службе, поскольку ко времени принятия решения об увольнении М. судимость с него в установленном законом порядке была уже снята, что аннулировало все правовые последствия, связанные с осуждением, при этом дисциплинарных взысканий заявитель также не имел.
Одновременно следует обратить внимание на то, что согласно п. 6 вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации увольнение должно производиться своевременно, то есть в срок, достаточный для принятия обоснованного решения, с момента осуждения военнослужащего.
А. был уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта ввиду совершения умышленного преступления корыстной направленности, в котором он признан судом виновным.
На момент решения командованием вопроса об увольнении А., апелляционным постановлением 3 окружного военного суда от 21 октября 2013 г. он освобожден от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (по не реабилитирующему основанию).
Несмотря на освобождение от наказания по данному основанию, гарнизонный военный суд обоснованно признал увольнение А. с военной службы законным. Судебная коллегия признала правильным этот вывод суда на том основании, что в день поступления в воинскую часть вышеуказанного апелляционного постановления командованием было принято решение о вынесении на заседание аттестационной комиссии вопроса о дальнейшем прохождении А. военной службы, тогда же на него был составлен аттестационный лист, с которым его ознакомили. Через четыре дня на заседании аттестационной комиссии управления принято решение ходатайствовать о досрочном увольнении А. с военной службы. На заседании этой комиссии заявитель присутствовал и имел возможность высказаться по содержанию характеризующих документов. На следующий день был издан приказ о его увольнении.
При таких обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о соблюдении командованием процедуры увольнения А., так как она была произведена своевременно, сразу после поступления в воинскую часть судебных постановлений, касающихся осуждения заявителя.
На основании изложенного следует прийти к выводу, что при условии твердого знания и правильного применения судьями норм действующего законодательства, а также внимательного изучения примеров судебной практики, подготовленных Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации и окружным военным судом обзоров и справок о судебной работе, подавляющего большинства ошибок возможно было избежать.
В связи с этим руководителям гарнизонных военных судов необходимо изучить данную справку с судьями, надлежащим образом организовывать юридическую учебу, уделяя особое внимание оказанию им методической помощи, совершенствовать анализ практики рассмотрения гражданских дел и принять действенные меры по недопущению ошибок при их рассмотрении.
Судебная коллегия по административным делам
Состав и задачи главной аттестационной комиссии педагогических работников, военнослужащих при увольнении, а также на предприятии
Аттестация персонала – это основная форма оценки работников на соответствие занимаемой ими должности и профессиональной пригодности. Основная цель – повышение эффективности деятельности, достижение лучших показателей.
Аттестационная комиссия на предприятии должна действовать на постоянной основе. Её главной обязанностью является оценка работы аттестуемого сотрудника. Для этого члены комиссии получают следующие сведения о работнике:
- Данные из анкеты, заполняемой при трудоустройстве (запрашивается из кадрового отдела);
- Рекомендации непосредственного руководителя;
- Итоги проводимых собеседований и тестов.
Отдельное внимание уделяется оценке качества продукции, выпускаемой работником, или иных результатов труда (в зависимости от профессиональной деятельности).
Аттестация сотрудников проводится для оценки их профессиональных навыков и знаний. Цель такой проверки – убедиться, что квалификация работника соответствует его должности или выполняемой работе. Трудовой кодекс позволяет работодателю расторгнуть трудовые отношения с сотрудником, если его квалификации для выполнения данной работы недостаточно согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 .
Какого-либо нормативного документа, в котором были бы оговорены правила и сроки проведения аттестации, на сегодняшний день нет. Есть документы, которые определяют правила проведения аттестаций для некоторых категорий работников. Например, один раз в 5 лет проводится аттестация педработников на соответствие занимаемой должности; предусмотрена подобная процедура для руководителей федеральных государственных предприятий.
Какие работники обязаны проходить аттестацию
Законодательно обязанность проходить аттестацию установлена для следующих категорий работников:
- сотрудников аварийно-спасательных служб, которые приобретают статус спасателя только по результатам аттестации;
- работников прокуратуры, Следственного комитета;
- авиационного персонала гражданской авиации;
- работников опасных производств;
- сотрудников библиотек;
- руководителей унитарных предприятий;
- педагогов;
- сотрудников полиции;
- медицинских работников.
Аттестация военнослужащих
Аттестационная комиссия в армии проводится для объективной оценки деятельности военнослужащих и определения соответствиями занимаемой ими должности. Оценка необходима для установления перспектив дальнейшей службы того или иного военного.
Основные задачи аттестационной комиссии военнослужащих:
- Подбор лиц для назначения на воинские должности;
- Определение целесообразности заключения контрактов с новыми служащими;
- Выбор кандидатов для прохождения образовательного курса;
- Представление определенных служащих к награждению;
- Выявление причин для досрочного увольнения военных.
Состав аттестационной комиссии возглавляет заместитель командира воинской части, в которой будет проведена оценка.
Аттестация педагогических работников
Главная аттестационная комиссия педагогических работников создается для подтверждения соответствия должности, занимаемой работником, и для определения квалификации. Периодичность проведения – 1 раз в 5 лет.
Аттестационная комиссия, действующая на постоянной основе, позволяет установить категорию квалификации педагогического работника в соответствии с составленным им заявлением. Анализ деятельности осуществляется с привлечением специалистов в области педагогики.
Виды аттестации
Проверки квалификации делятся на 2 вида в зависимости от срока их проведения: плановая и внеплановая.
- Плановая или очередная аттестация проходит в соответствии с графиком через определенные промежутки времени, например, раз в несколько лет. График проведения работодатель устанавливает самостоятельно.
- Внеплановую или внеочередную аттестацию работников могут провести в экстренном порядке, если, например, изготовлена партия бракованной продукции или в организации планируется изменить штатное расписание, оплату труда. Внеочередную проверку квалификации могут провести для отдельных сотрудников, если их переводят на другую должность и без аттестации это сделать невозможно.
Кроме того, аттестация может проводиться не периодически, а разово, например, во время приема на работу.
Порядок проведения
Для того чтобы проверить насколько профессиональные навыки работника соответствуют должности, нужно, чтобы в трудовом договоре были четко определены его должностные обязанности. Кроме того, необходимо, чтобы работодатель предоставил соответствующие условия для качественного их исполнения. Если работодатель не обеспечил сотрудника всеми необходимыми материалами, оборудованием и документацией, то работник не может выполнять свои трудовые функции должным образом. В такой ситуации увольнение по итогам аттестации суд может признать неправомерным.
Проведение процедуры оценки квалификации сотрудников состоит из нескольких этапов.
Утверждение Положения
Правила проведения аттестации работодатель устанавливает самостоятельно отдельным внутренним документом. С принятым Положением сотрудников следует ознакомить под подпись. Если работник не будет ознакомлен с документом, к нему нельзя применять взыскания за несоблюдение установленного порядка.
Подготовка к аттестации
Сотрудников следует подготовить к процедуре, разъяснив цель ее проведения. Далее необходимо составить списки работников, оформить на каждого характеристику либо другой документ, содержащий полную информацию о его трудовой деятельности. Следует утвердить приказом график проведения и состав комиссии для аттестации.
Узнать, как получить аттестат профессионального бухгалтера можно здесь
Проведение аттестации
Члены комиссии беседуют с каждым сотрудником либо просят его пройти тест, изучают характеристику или аттестационный лист, при этом вся информация заносится в протокол. В заключение проводят обсуждение полученной информации и принимают решение по каждому работнику, которое фиксируется в протоколе и доводится до сведения сотрудника. Итог аттестации отражается в личной карточке работника.
Итоги оценки квалификации
После завершения процедуры руководитель принимает решение, результаты аттестации на соответствие занимаемой должности фиксируются в приказе.
Результаты аттестации
По итогам проверки комиссия может рекомендовать денежное поощрение или наказание сотрудника, перевод на другую должность, присвоение следующего разряда, повышение или понижение оплаты труда, увольнение.
Выводы комиссии работодатель принимает к сведению, а не следует им безоговорочно. Если профессиональные качества работника признаны не соответствующими занимаемой им должности, работодатель может дать направление на курсы повышения квалификации или прикрепить к нему наставника. Если комиссия рекомендует перевести сотрудника на вышестоящую должность, а вакантных мест в организации нет, его могут включить в кадровый резерв.
Есть категории сотрудников, уволить которых по итогам оценки квалификации законодательство не разрешает. ТК устанавливает запрет на увольнение:
- беременных;
- сотрудниц с детьми в возрасте до трех лет;
- матерей-одиночек или отцов-одиночек, если ребенку не исполнилось 14 лет;
- опекунов детей до 14 лет.
Необходимость аттестации на соответствие занимаемой должности очевидна. Она позволяет работодателю выявить недостатки в профессиональной подготовке сотрудников, сформировать оптимальный кадровый состав организации, а работникам дает возможности для карьерного роста и профессионального развития.
Оценочная комиссия
Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2021 году проводится специальной комиссией, создаваемой из следующих лиц:
- Специалист, работающий на производстве в сфере охраны труда;
- Представитель работодателя;
- Представители профсоюза;
- Уполномоченный представитель организации по аттестации.
Привлечение представителя из аттестующей организации – обязательное условие. Все нарушения, выявленные и зафиксированные без него, не будут являться законными.
К обязанностям комиссии, создаваемой для проведения аттестации, относится:
Обязанности | Их содержание |
---|---|
Контроль над оценкой | Самостоятельное проведение всех мероприятий, направленных на оценку рабочих мест |
Оформление требуемых документов | Документация, подготавливаемая комиссией, носит не только организационный, но и нормативный характер |
Создание списка рабочих мест | Он необходим для проведения оценки и выявления вредных аспектов труда, определения необходимости использования СИЗ |
Подготовка итогового отчета | Указание всей информации, собранной в ходе аттестации рабочих мест на предприятии |
Дополнительной обязанностью создаваемой компании является заполнение аттестационной карты.
Состав и цели комиссии
Периодичность проведения аттестации – не реже 1 раза в 3-5 лет. Оптимальным сроком деятельности комиссии является 3-6 месяцев, но если организация большая, то оценка проводится поэтапно.
Принято выделять 2 формы аттестации:
- Плановая – организуется в установленные сроки.
- Внеплановая (досрочная) – проводится раньше установленного срока.
Внеплановая аттестация может быть назначена при обнаружении существенных просчетов в работе, при совершении работниками дисциплинарных проступков, повлекших за собой некачественное исполнение обязанностей.
К целям аттестации относится:
- Оценка работы сотрудника;
- Установление соответствия должности, им занимаемой;
- Выявление недостатков (если имеются);
- Подготовка плана по развитию или повышению навыков работника.
Председателем аттестационной комиссии является руководитель организации или его первый заместитель. Члены назначаются из руководящих сотрудников – специалистов, имеющих квалификацию. Если имеется профсоюзная организация, то её представители также становятся участниками комиссии.
Деятельность аттестационной комиссии может осуществляться в 2- формах:
- Непосредственная оценка работы;
- Тайная оценка (известная как mystery shopping)
Члены, входящие в комиссию, проходят аттестацию с привлечением независимых оценщиков. Все результаты деятельности фиксируются в Протоколе.
В таблице представлены наиболее эффективные методы проведения профессиональных проверок:
Метод | Описание |
---|---|
Ранжирование | Подчиненных расставляют по способностям выполнять ту или иную работу, т.е. по рангу |
Классификация | Работников классифицируют по заранее определенным категориям достижений (заслуг) |
Шкала оценок | Создается определенная таблица, куда вносятся личные и профессиональные качества сотрудника. Напротив каждого из качеств выставляется оценка по определенной, как правило, пятибалльной, шкале |
Метод открытой аттестации | Это новый, набирающий популярность метод оценки. Вместо галочек, как в предыдущем случае, происходит живое оценивание работника методом устной или письменной характеристики |
Результаты деятельности комиссии
Итоги деятельности аттестационной комиссии подводятся в общем приказе руководителя организации. В него включены следующие сведения:
- О присвоении некоторым работникам категории;
- О повышении заработной платы и выплате поощрений;
- Об отмене надбавок и понижении квалификации;
- О переводе или увольнении сотрудников, навыки которых не соответствуют занимаемой должности.
Дополнительно аттестационная комиссия составляет отчет о прошедшей оценке, в котором указывается количество работников, соответствующих занимаемым должностям и не соответствующих. Результатом деятельности является подготовка предложений по каждому сотруднику.
В видео специалист рассказывает подробно про оценку и аттестацию персонала
Аттестация рабочих мест по условиям труда – это обязательная для всех работодателей процедура, целью которой является выявление и устранение вредных факторов и рисков для работников. Она позволяет улучшить условия труда и избежать несчастных случаев на производстве.
К другим целям её проведения относится (ст. 209 ТК РФ ):
- Выявление потенциально опасных для здоровья сотрудника факторов, определение класса вредности;
- Установление необходимости проведения медицинских осмотров, инструктажа по технике безопасности;
- Определение дополнительной надбавки к заработной плате работников и их будущей пенсии;
- Предотвращение допуска к деятельности сотрудников, не подготовленных надлежащим образом, не имеющих средства индивидуальной защиты.
О внеплановой аттестации
Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 5 лет. Следовательно, каждые 5 лет проводится плановая оценка – предыдущие были в 2009 и 2014 годах.
Может быть организована внеплановая аттестация, если:
- Изменяется главный офис, создаются новые рабочие места;
- Меняется технология производства, используемое оборудование;
- Подобное требование выдвигает профсоюзный орган;
- Необходимо заменить СИЗ;
- Получение работником производственной травмы.
Порядок проведения внеплановой аттестации не отличается от стандартного. По результатам её проведения оформляются другие карты, в которые вносятся все изменения.
- Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).
- Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Компания же может расстаться с суммой 30 000 — 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.
Содержание карты аттестации
Карта аттестации рабочего места по условиям труда – это документ, включающий информацию о фактических рабочих условиях, назначенных льготах и надбавках, об их соответствии действующем законодательным нормам, рекомендации по повышению уровня безопасности.
Карта аттестации требуется в следующих целях:
- Комплексная оценка рабочих мест;
- Оценка травмобезопасности;
- Определение рабочих мест, не соответствующих нормам безопасности;
- Организации мероприятий для повышения уровня безопасности.
Карта может выступать в качестве основания для предоставления льгот и дополнительных компенсаций в связи с условиями труда.
»