+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как проходят военные сборы на военной кафедре 2019 год

Вот бывает же такое: стоит сменить обстановку — и всё меняется, точнее, меняешься ты и обстановка, а старая жизнь остаётся такой же и не приобретает ничего необычного.

Точнее, ты уехал из «жизни», а она осталась и нет в ней изменений. Она не остановилась без меня, никто из толпы людей не сказал:

— А как мы без него?

— А где новые статьи?

Никто и не вспоминает, кроме мамы, друзей и самого себя! Точнее, ты как бы и в «ней» и осталось от тебя что-то, но ты сам остался только в своих мыслях! А приехал, и мало кто заметил, что ты тут, друзья спросили, знакомым вроде и интересно, но в то же время и пофигу.

Выводы сделаны! Ладно, хватит сопли по платку размазывать, пишу что было и пишу максимально честно!

Я изменил имена и фамилии. Если вас при прочтении заденут слова не лексического содержания, то извините, но в данной ситуации без них нельзя! И ещё, это первая часть моего повествования, будет вторая, думаю тоже большая, так что готовьтесь и ко всему относитесь с юмором. Кто в армии служил, то в цирке не смеётся!

Я фото вставлять не стал, по сслыке они все лежат, смотрите!

28 июля сего года у меня начались военные сборы, всего 34 дня, которые я и ещё 230 таких же должны пережить. В 8.00 по Московскому времени явились на станцию КАЛАНЧЁВСКАЯ, посмотрели в лица друг другу и поняли, что проводы даром не прошли. «Лицо-матрас» — это неправильные проводы, но уж очень правильных мальчиков. Я на военной кафедре и сборах был КОМАНДИРом ВЗВОДа, поэтому тяжко было в толпе 230 лиц найти свои и узнать, где остальные. Люди, которые ехали на работу, и местные бомжи были немного в шоке от толпы зелёных человечков, которые мало того что были не совсем вменяемы, но эти существа пытались в палатке с сигаретами, практически в центре Москвы, купить ручки и мыло, некоторые шатались по местным магазинам ещё с 7.00 и всё-таки находили, что хотели! Но это всё ерунда, самое интересное началось при заходе на платформу, когда наши офицеры начали пропускать нас через турникеты; на билетах была надпись «БЕЗДЕНЕЖНО», местные кондукторы были в шоке от количества, но спорить не стали, мало ли! Как сели и ехали — смысла рассказывать нет, потому что два часа жизни прошли бесцельно.

Мы приехали на станцию СЕРПУХОВ и пошли на привокзальную площадь. Город встретил нас радостно, как родных: дождь и слякоть, холодно и мерзко, но нам всё в диковину. Мы стояли строем и ждали наших автобусов, и не поверите, они приехали — старый автобус «ЗИЛ» и «КАМАЗ» армейский. Повезло народу в «ЗИЛе», потому что в армейском автомобиле народ напихали, как кильку в банку, и хорошенечко трясли по дороге 20 минут, радостно!

2. Капитан и прапор.

И вот мы на КПП, построились, прошли и пошли… только не туда куда многие думают, а в казарму, или, точнее, в своё расположение (далее «располага» — местный сленг). Нас встретили аксакалы военной жизни — капитан и прапорщик, и мы попали, по их словам, к себе домой! О них могу сказать одно: матом они разговаривают, например, прапорщик, которого мы видели редко, за 2 мин. 15 сек. сказал:

И русское, по его словам, слово п*зд*ц! Мы не считаем предлоги и остановки в речи; если эти слова перевести на русский, точнее — на общепринятый язык, то это будет значить: «Дорогие курсанты, в расположении соблюдайте чистоту, порядок и всё делайте по Уставу, а то мы вас накажем!» Так что, дорогой читатель, поверь: в этих людях чувствовалась ОСНОВА ГОСУДАРСТВА И СИЛА! Точнее, в капитане чувствовалась, он был немногословен, афористичен и весел по-армейски. Вот построил он нас и сказал: «Я для вас как мать, но сиська у меня одна, сосать будете по очереди…», так что он молодец, он относился ко всем одинаково всегда и не кидал слова на ветер. Вот если народ днём лежал на кровати или спал в каптёрке, то либо те, кто спал или всё подразделение в результате бежало мыть сортир. Причём он был честный, точнее, он умел исправить ситуацию. При сдаче оружия после стрельб он обругал курсанта, якобы за то, что тот без очереди сдавал автомат, но через 3 минуты выяснилось, что курсант был прав, капитан позвал его и сказал: «Извини за то, что я на тебя наорал, иди!»

Один раз он выгнал всех из казармы, оставив командиров взводов, и сказал: «Товарищи курсанты, это ****** какой-то в казарме, почему устав забыт и вы на всё *** положили, так что слушайте! В казарме не должно быть полотенец, бутылок с водой у тумбочки, в тумбочке чистота, так что 15 минут на выполнение или ******». Это всё он сопровождал выбрасыванием в коридор бутылок с водой, яиц, печенья и полотенец неуставных, — и комментариями из серии: «Я вчера тут видел бутылку с водой, хотя вот до сих пор она стоит!» — и вода полетела в коридор. В общем, мы марафет навели, но, как вы понимаете, коридор убирал наряд по курсу, который получил порцию впечатлений он капитана, цитирую:

— Товарищ капитан, а это убрать?

— Съешь, конечно! Голова у тебя зачем?

— А продукты выкинуть?

— Ты их лучше раскидай по расположению и убери тогда всё! Воду разлей и мой!

Бедный мальчик, он на дурацкие вопросы получал умные ответы и был шоке от них.

Ещё капитан был по-военному мудрым. Один раз стоял мой наряд по курсу и пришёл проверяющий, дежурный по институту и, как вы понимаете, всех «наругал». Дежурный подошёл и рассказал капитану, что так, мол, и так, дежурный по институту неправ и что зря он на них гнал. А капитан посмотрел на них и сказал: «Не берите в голову, берите в рот!» Парни подумали, что шутка, но остыв — поняли смысл. Эта фраза была востребована до самого конца сборов.

Когда нас ругал за беспорядок, мы смеялись над его речью, это и вправду забавно. Он всё понимал и говорил: «Смех смехом, а ***** к верху мехом! Хорош жрать, все на уборку!»

Про ночной сон он любил говорить: «Вы после отбоя должны спать в кроватях так тихо, чтобы я услышал, как пердит комар, который только что закусал вас до смерти!»

Ещё мы узнали, что у каждого из нас есть тумблер, который имеет два положения: «Голова-Жо*па». Он всегда призывал нас его ставить в положение «Голова»!

В общем, мы были с ним по максимуму честны, и он нас особо не напрягал!

Кстати, местных курсантов первого и второго курса называют е*б*а*н*а*ш*к*а*м*и, нас тоже так называли.

Ильич очень любил говорить о самоподготовке, он каждое утро вещал на тему работы с литературой и делал всё наоборот, мы могли по 4-6 часов сидеть в закрытой аудитории без какой-либо литературы, могли спать, есть, пить, я даже звонил кому ни попадя, лишь бы время убить. Жизнь проходила бы зря, если б…

Если бы не Тактическая подготовка, которая являлась самым большим развлечением для нас, мы умерли бы со скуки. Первая из них была прямо в располаге; мы построились по взводам и слушали нудную теорию, а потом была практика. Она была суперской! Мы по команде «Отбой!» раздевались и ложились спать, после чего следовала команда «Подъём!» — и мы должны были как можно быстрее одеться и собрать постель. Одеваться нужно было полностью, застегивая все пуговицы и завязывая шнурки, а постель собиралась просто — скатываешь матрас со всем содержимым и прижимаешь табуретом. Весело, но когда это повторяешь пять раз подряд, то как-то совсем невесело становится, зато мы за 1 мин. 15 сек. собирались. После чего было пару тренировок с выдвижением в запасной район, то есть делаешь то же самое, но надо построиться не в располаге, а на улице и после этого бежать около 1 км! В общем, нам понравилось. Из этой тактики я, как командир взвода, почерпнул, что главное — это подразделение и его целостность, я даже после этого на утренней пробежке бежал медленно, чтобы все успевали и не было отстающих, а кто орал — быстрее шёл чугун грузить, ибо не фига рот открывать во время бега, дыхание сбивать не надо!

Ещё было четыре тактики, на одной рыли окоп для стрельбы лёжа и отработки «ОТДЕЛЕНИЕ В ОБОРОНЕ», причём рыли долго, народ руки в кровь разбивал о лопату. Мне копать — не привыкать, так что окопчик был очень даже хорош. Нам выдали по 2-3 патрона и мы отработали действие в обороне подразделения. Мне не понравилось, действий мало. На следующей тактике мы из этих окопов бегали в АТАКУ, было веселее, но 2-3 патрона на автомат — это бред! Вроде две тактики, но мы, по сути, бегали мало и пользы никакой не получили! Зато было и две полезных. На одной из которых мы ползали, а на другой одевали ОЗК. Ползать мы любили, этот вывод сделал я из результатов, народ тянуло полежать, но ухабы и муравейники только гнали вперёд! Потом таскали раненого, тоже результат феноменальный, наш подполковник был рад и бил в ладоши, он в армии такого не видел. На последней тактике мы получили Противогазы и ОЗК. Противогазы мы научились надевать быстро — за 7 секунд, а то и быстрее. Но самое весёлое — это тренировка с ОЗК; нам объясняли, как его надевать, наверно, полчаса, потом мы сами пытались это делать, и конце концов оделись и сфотографировались, потому что мы были похожи на «гуманоидов с Марса»: как вы, наверно, понимаете, когда люди делают в первый раз то, что никогда не делали, они пытаются это запечатлеть, а поскольку это студенты, то глума полно и без смеха не остаётся ни один момент! Но над нами жестоко пошутили: мы оделись на время, получили оценку, после чего побежали 200 метров; ну поймите — расстояние детское, мы же здоровые ребята, но вот ОЗК штука жаркая, а в противогазе бегать тяжело и воздуха не хватает, вообще я чуть не вырубился в конце, но добежал, как и все! Лица были чёрные от угля, который содержится в фильтре противогаза, а противогазы старые, поэтому пыль от угля во рту осела, такое чувство, что ещё и песка наелись!

Что самое главное для студента? Пиво? НЕТ! Деньги? В армии они не так важны! Еда? ДА, ДА, ДА, ДА!

Нас кормили в столовой, там, где и курсанты едят! И мы ели, но не всё, так как кормили таким …, что убежать хотелось!

Нам давали подливку , которая в мясном варианте представляла из себя «мясо белого медведя» и жилы! «Мясо белого медведя» — это ровно нарезанный жир, из которого торчат волосы неизвестного животного, причём разного цвета, и вообще, один раз я даже нашёл длинный женский волос! Мясную подливу мы не ели, по словам местных, её даже свиньи не ели. Была ещё рыбная подлива, вот эту ели, так как простые консервы плавали в тарелке.

Это интересно:  Предельный возраст военнослужащих по контракту в 2019 2019 год

Ещё был на обед салат, разный был салат, некоторые говорили, что вкусный, но я не рисковал. Ещё были рассказы, что в первый день нашего приезда местные солдатики в него напИсали, поэтому мы его более не потребляли.

На обед были супы, это единственное, что ели с удовольствием, по крайней мере это было действительно, хоть немного похоже на пищу. В супах часто плавали мухи, но мы, боясь умереть с голода, ели всё!

Гречка была и картошка, варёные и вкусные только в случае нашей сильной усталости. Гречку варили каждый раз по-разному, вкус тоже разнился, она была либо как жижка, либо её с ложечки еле соскребаешь! Картошка была вкусна всегда, хотя гниловатая, чёрные глазки, и если разрезать, была чётная внутри, мы поначалу выбирали, но потом много ели так! Жесть, одним словом!

Чай — это вообще загадка, мы вроде понимали, что норма сухого чая на котёл одна, но он был, как водичка, либо одни чаинки! Сахар к нему давали, но его сыпали на тарелку с маслом, поэтому в чае всегда была масляная плёнка сверху!

Что можно похвалить, так это сливочное масло, оно всегда было вкусное и хорошее без преувеличений, на гражданке масло порой хуже в разы!

Стоит сказать, что мыли посуду и протирали столы мы сами, а точнее, назначенный наряд из четырёх человек, который заступал на сутки. Сразу было всё понятно, какой взвод как мыл; если плохо, то это всегда четвёртый. Таких клоунов редко где встретишь, но о них отдельно! Учитывая отсутствие горячей воды, народ пользовался ФЕРИ и был рад, только руки сводило от холодной воды!

Столовой руководила ЖЕНЩИНА, но не просто женщина, а ЖЕНЩИНА-ПРАПОРЩИК! Она материлась так, что уши закладывало, и иной раз била посуду у солдат, если они плохо мыли! Про неё рассказывать я не могу, поскольку с ней почти не общался!

Я один раз нашёл стекло в еде и обратился к подполковнику Ильичу, но тот посмотрел и сказал, что болты с гайками находят, страшного ничего нет! Забота о курсанте — главное в этом училище!

6. Быт Студентов

Что могу сказать, мы приспособились! На второй день открыли душ! Точнее, у нас было 8 кабинок с очками, но один парень решил, что кабинка у окна самая чистая и, открутив от бачка шланг, поливал на себя сверху, отличный душ получился. Мы вечером на поверке всем объявили, что не надо туда ходить по нужде — и народ внял. Каждый вечер была очередь в душ! Через неделю прикрутили наконечник от душа. Там было самое чистое место во всей располаге!

Ещё придумали универсальную сушилку, поскольку армейская была очень холодная и влажная. Просто сырая вещь укладывалась под матрас и за ночь высыхала!

Свои собственные полотенца сушились под выданными армейскими, в располаге нельзя иметь гражданские полотенца, так что приходилось складывать и убирать их под выданные.

Из табурета делали стульчак, отрывая крышку. Так делал мало кто, но всё же делали!

Ещё парили комары, и народ начал пользоваться репеллентами, но мы поняли, что против комаров помогает только крепкий сон!

Из бытовки соорудили станцию по зарядке телефонов, покупали удлинители и тройники, так что телефоны работали у всех! Но вот чайник ставили всего один, от двух пробки выбивало. Каптёр даже сделал объявление: если пробки ещё раз выбьет, то он будет пускать всех на подзарядку по расписанию.

В быт могу внести наши походы в ЧеПОК и магазин. На территории было два ЧеПКА и два магазина. Там продавали всё, и цены были как на гражданке, так что с голода мы не умирали. Местные продавцы были нам рады, так как только мы за день выполняли их месячную норму по продаже, и ещё мы выкупили все консервы.

Холодной воды не было, и нас водили в городскую баню, это около 4 км по городу, капитан нас вёл со скоростью пули, мы, можно сказать, бежали туда и обратно. В бане мылись час, там даже парилка была. Мы в бане стирали вещи. Минут 10 привыкали к горячей воде, поскольку холодная была уже в привычке! Мы любили баню за уют, но ненавидели дорогу обратно, потные приходили просто ужас какие!

Это просто люди из Республики ШКИД! Они по воскресеньям одевались в гражданку и были похожи на банду беспризорников. Они были вечно голодные и ненавидели нас, за что — непонятно, поскольку солдаты к нам относились нормально, и стычек с ними не было. Курсанты быковали постоянно, им по 17 лет, у них КМБ — и чего они? Конечно, пару раз им объясняли, что мы мальчики большие и нам это всё на месяц, и мы уедем, но эти клоуны были неумолимы. Они постоянно стреляли сигареты и делали лица обиженных жизнью, но под конец их просто посылали, поскольку было пару случаев, когда эти умники на нас кидали какой-нибудь хренью из окна. Я одному даже по лицу дал за дело. Они всегда пытались нас задеть, но, извините, у нас словарный запас и силёнок побольше, и они всегда было посланы в то место, откуда они пришли!

Нас улыбнуло то, что многие из них поступили за деньги. Мы поверить не могли, но это было так! Они были каждый день замучены своими наставниками. В столовой на сказанное слово во время еды они ровно 5 минут выполняли упражнение «Сесть — Встать!», причём во время упражнения нельзя есть! Они это могли делать весь обед и уйти голодными, они забирали весь хлеб со стола, они были злые и голодные. На вечерней поверке они отжимались столько раз, сколько людей в их батарее, причём за произнесённый звук они могли начинать заново. В одно из воскресений они бегали в ОЗК, пять человек получило обморок. Офицер избил курсанта старших курсов, который до этого довел! С ними делали то, что хотели!

Ещё они мылись раз в неделю, имеется в виду, что они не пользовались душем и вообще гигиену не знали! Когда одному из них я рассказал о его существовании, он сказал, мол, «мы экстремалы, и что когда от тебя плохо пахнет, комары не кусают»!

Они были дети, в которых убивали личность и лепили другую личность, которая должна была стать формой жизни. Мне это понятно, порядок главное, но то, что с ними делали, гадко слишком!

8. Другие полканы и Демоны-лейтенанты

Ещё у нас было два замечательных преподавателя-полковника, Кудла и Сердюк. Это были настоящие полковники, они знали, как замучить, и понимали, что мы ничего не хотим. Поэтому они пытались в максимально короткий срок всё рассказать или наряд помучить, и тут же уходили. Они никогда сильно не наказывали, просто один раз маскировочную сеть над машиной заставили натягивать(машина, поверьте на слово, большая и секретная, поэтому про неё рассказывать не могу). Они всегда подкалывали, но делали это по-особому, по-военному. Они матом ругались редко и делали это при случае, когда без него нельзя.

На последнем занятии студент замучил полковника непонятными тупыми вопросами, и получил уклончивый ответ, но перед этим был рассказан полковником анекдот:

Прапорщик подходит к замполиту и спрашивает:

— Товарищ майор, какая сейчас политическая обстановка в мире?

— Прапорщик, тебе зачем?

— Да солдат спросил!

— А что ты солдату ответил?

— Я дал уклончивый ответ!

В нашем лексиконе фраза «уклончивый ответ» стала заменять много всяких выражений!

За время нашего пребывания Кудла стал подполковником, точнее, ему дали это звание, мы похлопали и даже поздравили отдельно. Он однажды построил наряд и всех командиров и час пояснял, как и что нужно делать. Поскольку до этого над нами пошутили курсанты, которые позвонили как бы из лазарета и сказали, что на вечерней поверке нужно стоять по форме номер один (трусы, тапочки), нас придут осматривать медработники. Кудла смеялся, как будто его щекотал кто-то и ещё КВН показывал. Вот он нам потом час пояснял, что и как делать, а самое главное, как не получить уклончивый ответ от начальства и не загреметь ещё раз в наряд!

Ещё был подполковник Почуев, это монстр строевой подготовки, он 8 лет служил в Кремлёвском полку, тренируя почётный караул и всех тех, кто на торжественных мероприятиях встречает президента. В общем, мастер спорта международного класса взялся за нас крепко, в первый день мы шесть часов шагали и не устали вовсе. МЫ УМЕРЛИ. Зато считать «Раз-Два» или «Раз-Два, Раз-Два, Раз-Два-Три» мы научились в совершенстве. И на всю жизнь, я уверен, запомнил каждый из нас выражение «ТРРР БУМ» — это означает, что строевая будет!

От него мы унаследовали пару выражений: «Молодцеватости не хватает!» и «По инерции можно стать многодетным отцом».

Но он нас так гонял два раза и ещё два раза другой подполковник —Кудла. А просто Почуева укусил зелёный змей в ногу, и он бухал, чтоб отпустил яд, мы понимали и были не против!

Ещё один персонаж это полкан Араев, человек, который опекал 14-й взвод и кряхтел над ними, как курица над яйцами. Он перед сном любил желать: «Спокойной ночи и тёплых поллюций», зачем ему это надо было — не знаю, видимо, воспоминания его терзали из жизни. Мы понимали, что все люди разные, и не обижали его.

А вот самые прикольные были Демоны-лейтенанты, это просто Дольче и Габана отечественной армии. Они всегда вместе, похожи, как две капли воды по походке и манере общения, одежду носят одинаково и приколы однотипные. Ребята странные, любили прийти покричать не по делу и уйти, думая, что мы боимся. Они пили, как и все остальные, но это принимало причудливые формы. Один из них пришёл в момент, когда нас капитан ругал, и, как бы прося капитана сказать, выдал: «Товарищи курсанты, хватит мне звонить по ерунде, вот я сегодня кушал, а мне позвонили и спросили, когда экзамен!» Капитан в шоке стоял минуту и продолжил. Один раз на отбой пришли посмотреть, и сказали: «Если не заснете, будем играть в три скрипа, хотите?», но ответ был «ДАААА!!», он посмеялся и ушёл, а народ серьёзно ждал его, а он после не пришёл!

Под конец сборов они построили старшину и меня, сказали, как вас наказать, за то что наряд не брит, я про себя сказал, поставьте в угол и засмеялся. Они нас отпустили, но услышали это, когда я народу рассказывал и меня, выловив, допрашивали, но, ничего не добившись, отпустили. ОФИЦЕРЫ!

Это интересно:  Военные сборы 2019 сроки проведения санкт петербург 2019 год

Они были странные, особенно «Шмыга», это один из Демонов, урод полный, панты его достали всех. Шмыга был героическим уродом, он вроде не дурак и спортивный, но смотрел на нас всегда свысока и мнил себя как минимум центром вселенной. Короче, ему морду не били только из-за погон!

9. Техническая позиция.

Вот и рассказ о технике. Нас восемь раз водили на неё смотреть. Точнее, техника нам нравилась, поскольку в ней спать удобно, но ТТХ курилки и местных газонов мы изучили лучше.

Короче, мы видели установку «ТОПОЛЬ»! Я никогда не видел таких больших машин, эту машину явно не дурак придумал. Теперь понятно, почему америкосы нас боятся, и слава Богу, что есть «Тополь-М»! Я за Отечество спокоен!

Мы любили ходить на тех. позицию, поскольку нас там никто не напрягал, и мы спали, если ночью недоспали, сколько хотели! У нас была самая короткая пара, за 6 минут нам рассказали о ракете, и мы 5 часов спали! Самое смешное, что про нас даже забывали, и мы сами выходили с территории, которая секретами просто напичкана. Мы спали в секретных машинах, на БТРах, на БРДМах и траве.

Зато мы знали всё, что нам рассказывали и показывали, не зря мы ученики МАИ, а не других вузов! Нас уважали местные преподаватели за подкованность в техническом плане в отличие от других вузов и местных курсантов.

Только одно не нравилось, что фоткаться нельзя, секретность, а так хотелось на память с машинкой, которая весит 100 тонн, сфоткаться!

Я не могу себя сам оценить и сказать, важную или нет роль я там исполнял. Я не могу судить о командирских навыках, так как не имею права это делать, пусть это другие делают. Но хочу сказать огромное спасибо всем 25 парням, с которыми я бок о бок пробыл 34 дня на сборах. Я считаю, что это одни из лучших дней в моей жизни, поскольку МУЖИКИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ МУЖИКАМИ.

10 вопросов студентов о военных кафедрах

Минобороны предложило генералам от образования так изменить военную подготовку студентов, чтобы параллельно с получением гражданской профессии они овладели армейской специальностью. Этот проект вызвал у будущих дипломированных врачей, инженеров, гуманитариев, представителей других студенческих «сословий», да и у их преподавателей кучу вопросов. Ответим на самые типичные.

Чем новая система будет отличаться от той, что действует сейчас?

Если говорить о главном отличии, то студентам, успешно освоившим в институте-университете «военку», в мирное время не придется идти в армию. Одновременно с выдачей диплома их зачислят в мобилизационный резерв. Правда, время от времени запасников будут вызывать на военные сборы, чтобы те не забыли на гражданке армейскую специальность и могли, к примеру, освоить новую боевую технику.

Сейчас действует иной подход — практически все выпускники военных кафедр и факультетов еще во время учебы подписывают обязательство после вуза отправиться в армию как минимум на 3 года. Это время действия первого контракта для офицеров и рядовых профи. А тех, кто в вузе проигнорировал «военку», ждет обязательный призыв на 12 месяцев службы обычным солдатом.

«Военка» будет делом добровольным или обязательным?

Как и сейчас, так и потом к армейской подготовке в вузе постараются привлечь как можно больше студентов. Именно привлечь, а не загонять парней в военно-учебную аудиторию. От таких лекций и армейского сбора в воинской части стопроцентно освободят студентов, которым военная служба противопоказана по состоянию здоровья. Что же касается их соседей по парте, то у них появится веская причина записаться в будущие резервисты.

Студенческую вольницу военная подготовка сильно не ограничит — теоретический курс по армейской специальности впишут в общую образовательную программу вуза. Дополнительно ходить в институт-университет на «военные» занятия молодым людям не придется.

Армейский сбор тоже не украдет у них много времени. Но поднапрячься перед сдачей экзамена или экзаменов по военно-учетной специальности будет смысл. Иначе двоечникам придется шагать в солдатскую казарму.

Что станет с военными кафедрами вузов?

Увеличивать их количество, открывать новые военные кафедры в институтах и университетах в Минобороны не предлагают. Их как было в России 72, так и останется. Более того, по мнению генералов, именно там на первом этапе — с 1 сентября 2014 года — стоит организовать учебу студентов по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса.

В ходе второго этапа — с 1 сентября 2015 года — молодых людей планируют обучать в межвузовских центрах военной подготовки, создаваемых на базе профильных кафедр. К ним «прикрепят» близлежащие вузы, а при необходимости и высшие учебные заведения Минобороны.

Наконец, на третьем этапе — с 1 сентября 2016 года — армейской подготовкой хотят охватить всех студентов, в том числе тех, чьи альма-матер расположены далеко от межвузовских центров военной подготовки. Для этого по всей стране создадут филиалы таких центров.

Кого для армии будут готовить в гражданских вузах — солдат или офицеров?

Этот вопрос напрямую связан с количеством времени, которое студент потратит в институте-университете на военную подготовку. В принципе генералы за то, чтобы вузы выпускали для мобилизационного резерва не только разных специалистов, но и различные категории запасников — офицеров, сержантов и рядовых. Поэтому в новую программу обучения предлагают заложить следующий алгоритм.

Чтобы стать офицером запаса, студенту предложат учиться около двух с половиной лет и непременно пройти войсковую стажировку. Резервиста-сержанта, как полагают в Генштабе, реально подготовить за два года, а такого же солдата — за полтора. При этом упомянутый выше армейский сбор станет обязательным для любого студента.

Смогут ли пройти военную подготовку в вузе студентки?

Строго говоря, они и сейчас имеют такую возможность. В России есть десятки вузов, где эта практика прижилась много лет назад. К примеру, в прошлом году филиал Московского государственного технического университета им. Баумана в Калуге по согласованию с Минобороны впервые набрал девчат для учебы на специальном отделении, где, в том числе, готовят военных связистов. Прежде туда принимали только парней, а теперь каждый пятый студент-первокурсник отделения — девушка. Причем шесть из них имеют шанс по окончании вуза стать офицерами.

Новая система военной подготовки в вузах эту практику только расширит. Хорошие медики, связисты, психологи, специалисты по информационным технологиям, автоматизированным системам управления и другим специальностям, где женщины ни в чем не уступают мужчинам, требуются не только на гражданке и в армии, но и в мобилизационном резерве.

Однако для девчат откроют путь далеко не ко всем военно-учетным специальностям. В Генштабе говорят, что, к примеру, командирами в линейные подразделения все-таки лучше ставить мужчин-резервистов. И, соответственно, именно их заранее готовить в вузах.

Студенту дадут диплом, если на выпускном экзамене по военной подготовке у него «двойка»?

«Военку» в вузе все-таки рассматривают как дополнительное образование. Когда молодой человек успешно освоил в институте, университете или академии гражданскую профессию, лишать его диплома за «неуд» по армейскому курсу неправильно. Диплом такому студенту, конечно, дадут. Но выпускник не будет зачислен в мобилизационный резерв. А следовательно, «военную» учебу в вузе ему не зачтут за срочную службу. Парню придется на год идти в солдатскую казарму или матросский кубрик.

Как быть, если гражданская профессия студента далека от армейской специальности?

По большому счету таких профессий не очень много. Например, студент учится в сельскохозяйственной академии на агронома. Военных совхозов и штатных подсобных хозяйств в армии сейчас нет. Зато в каждой воинской части имеется своя продовольственная служба, где такой специалист наверняка пригодится. Кроме того, глубокие знания по химии, которые молодой человек получил в вузе, востребованы в профильных войсках Минобороны.

Если же говорить в целом, то военную подготовку студентов постараются максимально «привязать» к их будущей гражданской профессии. Обучать в авиационном вузе для мобилизационного резерва механиков — водителей танков или командиров мотострелковых подразделений, разумеется, не станут. Оттуда будут выпускать техников и инженеров для ВВС.

Куда и на сколько студента отправят на военный сбор?

Детали войсковой практики еще прорабатывают. Но главное известно. Прежде всего период военного сбора студентов будет увеличен с нынешних 30 дней до трех месяцев. Это нужно, чтобы молодые люди освоили военно-учетную специальность не только в теории, но получили практические навыки.

Скорее всего, проходить сбор они будут перед выпуском из вуза. Местом его проведения станут армейские и флотские «учебки», вузы Минобороны, а также базы хранения и ремонта вооружения и военной техники.

Как быть, если поблизости от вуза не окажется учебного заведения с военной кафедрой?

Ничего страшного. Военную подготовку студентов в таких городах организуют либо в вузах Минобороны (если они там имеются), либо в одной из расположенных неподалеку от учебного заведения воинских частей.

Сможет ли выпускник межвузовского центра военной подготовки пойти в армию на кадровую службу?

Конечно, сможет. Более того, в Минобороны очень надеются, что военная подготовка в вузе стимулирует многих студентов именно к такому шагу. Тем более что для хороших специалистов в российской армии сейчас делают немало.

Это и материальное стимулирование, и возможность купить квартиру по ипотеке, которую оплачивает государство, и другие весьма значимые преференции. Причем они положены человеку вне зависимости от того, где он обучался — в военном вузе или гражданском институте.

Нужно ли идти служить в армию после военной кафедры

Всегда бесплатная юридическая помощь:

  • Мск: 8 (499) 703-35-33 доб. 579
  • СПб: 8 (812) 309-06-71 доб. 231
  • Общий: 8 (800) 555-67-55 доб. 206

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», вышедший 28.03.1998 г. и зарегистрированный под номером 53, в полной мере определяет порядок призыва на армейскую службу. Несмотря на доступность всех юридических законодательных документов, вопросы, связанные с необходимостью идти в армию, не теряют своей актуальности.

Освобождает ли военная кафедра от службы в армии? Данный вопрос является одним из приоритетных, так как до сих пор поступление в гражданский ВУЗ с такой кафедрой рассматривается, как способ избежать срочной службы.

Вышеуказанная статья постоянно редактируется. Некоторые изменения коренным образом изменяют положение призывников. Так, например, до 2008 года была определена служба после военной кафедры. Сегодня запасников не призывают в армию, однако тонкости статьи 22 ФЗ №53 следует рассмотреть подробнее.

Сложность заключается в том, что многие путают понятие призыва с воинской обязанностью. Граждане, окончившие ВУЗ с военной кафедрой, являются военнообязанными и могут быть привлечены к прохождению учебных сборов.

Добровольное поступление на военную кафедру

Для того, чтобы поступить на военную кафедру при федеральном ВУЗе, необходимо обучаться в этом учебном заведении по очной форме. Право на допризывную подготовку получают только те студенты, которым еще не исполнилось 30 лет. Основные требования к поступающим указаны в статьях 17 и 20 ФЗ№53.

Это интересно:  Расчет денежной субсидии для военнослужащих в 2019 2019 год

Трактовать прохождение допризывной подготовки необходимо правильно. После военной кафедры выпускник может получить одно из следующих званий:

  • офицер запаса;
  • сержант запаса;
  • рядовой запаса.

Наличие такого звания вовсе не обозначает снятия с воинского учета. В определенных ситуациях граждан, пребывающих в запасе, забирают в армию.

В последнее время значительно сократилось количество институтов и университетов, в которых ведется допризывная подготовка. Общее число таких учреждений составляет 35, они расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Владивостоке, Казани, Костроме, Краснодаре Омске, Самаре, Томске и Рязани. Обучение на военной кафедре происходит только по личному заявлению студента, то есть, на добровольной основе.

Требования к поступающим

Для того, чтобы стать слушателем военной кафедры, необходимо пройти определенный отбор, где устанавливается соответствие основным требованиям. Эти требования сформулированы Министерством обороны и являются общими для всех подобных учебных заведений.

  • Возраст абитуриента ограничивается как нижней, так и верхней планкой. На кафедру будут зачислены студенты, которым уже исполнилось 18 лет, но еще не исполнилось 30.
  • У претендента на зачисление не должно быть судимостей, также в отношении него не должно быть заведено уголовных дел.
  • При постановке не первичный воинский учет юноши получают определенную категорию годности, указывающие на способность служить в армии. К поступлению на военную кафедру допускаются граждане, имеющие категорию «А» или «Б».
  • В процессе обучения на военной кафедре выпускники получают не просто офицерские звания, они приобретают одну из военно-учетных специальностей. Эти специальности тоже накладывают определенные требования.
  • Сам конкурс заключается в прохождении медицинского освидетельствования. Вдобавок к этому абитуриент тест на профпригодность.
  • Для дальнейшего обучения необходимо заключить договор.

Дети военнослужащих при проведении конкурсного отбора пользуются некоторыми льготами.

Зачисление в запас

Согласно статье 52 вышеуказанного закона, для зачисления выпускника военной кафедры в запас, необходимо выполнение двух основных условий.

  1. Первое условие заключается в успешной сдаче всех нормативов, зачетов и экзаменов при окончании обучения на кафедре.
  2. Второе условие – окончание ВУЗа.

Здесь необходимо четко понимать, что студент в процессе учебы может быть отчислен с кафедры, но не из образовательного учреждения. Но если по основным предметам у него будут задолженности, по результатам которых он будет отчислен, то с кафедры он будет также отчислен.

После военной кафедры призывают в армию только для участия в военных сборах. В реалии все происходит следующим образом. Военный комиссариат ставит выпускника ВУЗа на учет и фиксирует приобретенную им военно-учетную специальность. После соответствующего указа Президента о проведении военно-учебных сборов по линии Министерства обороны подведомственным организациям поступает запрос о привлечении граждан с теми или иными специальностями. Военный комиссариат готовит списки, а затем осуществляет призыв запасников, то есть, лейтенант запаса может и не попасть под призыв на текущие сборы.

Несмотря на то, что кафедра готовит специалистов запаса, они после окончания ВУЗа имеют возможность служить в армии на добровольных началах, подписав с Министерством обороны контракт. В итоге получается, что запасник станет в строй в качестве участника сборов или в качестве контрактника.

Организация военных сборов

Дата выхода в свет указа Президента заведомо не определена, он может назначить, как запланированные учения, так и внезапную проверку. Но военные сборы часто носят не характер проверки, а повышения профессионализма, квалификации запасников. В данном указе содержится информация о количестве граждан, которых нужно привлечь, а также о дате и продолжительности сборов. Конкретную категорию определяет Генштаб, и информация доносится до подведомственных организаций в виде служебных документов.

Отдельно выделим информацию о том, что военная кафедра не оградит полностью от армии. Если выпускнику не суждено служить по призыву, то на сборы он будет призван с высокой степенью вероятности. Призывать на сборы могут не только в периоды действия призывной кампании. Повестка из военкомата приходит за 10 дней до начала сборов. После сверки всех необходимых документов запасники должны пройти медицинское обследование.

Программа учебных занятий предусматривает усовершенствование полученных на военном факультете знаний. Если при обучении на кафедре были выездные практические занятия на базе военной части, то это время засчитывается в общую продолжительность учебных сборов.

Призывать офицеров запаса могут несколько раз. Законом определено, что общая продолжительность сборов не должна превышать 12 месяцев. Разовый призыв длится не более 2 месяцев. Периодичность привлечения – один раз в три года. В конце сборов предусмотрена сдача нормативов. Если военнослужащий успешно сдает все экзамены, то ему могут присвоить очередное звание.

Заключение контракта

Те, кто военную кафедру рассматривает, как основу для дальнейшей военной карьеры, обычно заключают контракт с Министерством обороны. Действительно, не каждый в состоянии поступить в военный ВУЗ. При этом не стоит опускать руки. Многие предпочитают учиться в обычном гражданском ВУЗе и после окончания кафедры получить звание лейтенанта.

Возрастное ограничение для контрактника – 40 лет. Помимо этого претендент не должен иметь судимости, пройти психологический отбор и сдать нормативы по физподготовке.

Подводим итоги

О том, как рассматривать учебу на военной кафедре, нет единого мнения. Одни считают, что так удастся избежать срочной службы. Другие предпочитают отслужить один год, чем выполнять возложенные на них обязательства, а минусов обучения на самом деле хватает.

  • Во-первых, общая продолжительность сборов равняется 12 месяцам, что ровно столько, сколько юноша пробудет в армии по срочному призыву.
  • Во-вторых, неудобство заключается в том, что срочник уйдет в армию только в установленные сроки. Запаснику же назначить призыв могут в любое время. Вопрос о том, убережет ли от службы военная кафедра, остается спорным.

Чтобы не использовать государственные средства, которые затрачиваются на допризывную подготовку, решено было создать учебные центры, а с текущего года все кафедры могут переквалифицироваться в такие центры. Отличие их от кафедр в том, что в центрах готовят офицеров, обладающих одной из ВУС. Возраст студентов центра остается неизменным, но после окончания обучения слушатели обязаны поступить на контрактную службу.

На данный момент военные кафедры продолжают свою деятельность. От срочной службы они освобождают, но существуют и другие виды воинского долга, так что запасникам с армией попрощаться не удастся.

Что дает военная кафедра

Сегодня многие родные и друзья выпускников школ рекомендуют молодым людям поступать в ВУЗы, которые располагают собственной военной кафедрой.

Кафедра имеет большое преимущество – если обычно молодого человека призывают в качестве солдата, выпускник ВУЗа уже будет иметь звание офицера. Как правило, в подобные заведения поступить не так просто. Попробуем выяснить, есть ли реальная польза от университета/института, обладающего военной кафедрой?

Суть военной кафедры

Не все знают, что военная учеба в ВУЗах в России существует свыше почти 100 лет, это одна из самых славных отечественных армейских традиций. Примерно в том виде, в котором сейчас организована кафедра, она появилась в 1926 г. Суть создания военной кафедры была подготовка качественного офицерского состава младших званий.

В то время на учебу отводилось 180 часов теории, после чего следовали 2 месяца военных сборов в специально обустроенном лагере. После этого будущие офицеры обязаны были отслужить в Вооруженных Силах 9 месяцев, затем сдавали экзамены, и лишь после этого их включали в офицеры запаса.

После Победы в 1945 г. традиция создания военных кафедр лишь укрепилась, возросло количество высших учебных заведений с военными кафедрами, т. к. действия во время войны показали, что данная система действительно была эффективна. Увы, с развалом СССР военные кафедры остались без присмотра, во многих ВУЗах они были попросту упразднены, не все из них восстановлены и по сей день. В настоящее время число высших учебных заведений с военной кафедрой в стране составляет 35 шт.

Однако, помимо традиционных военных кафедр, сегодня созданы специальные военные центры, окончив обучение в которых, студенты также становятся младшими офицерами запаса. Иначе говоря, после такой военной учебы военкомат призвать молодых людей на общих основаниях не сможет.

Как проходит учеба на кафедре

Тем не менее, если ВУЗ содержит кафедры военной подготовки, это еще не означает, что абсолютно все учащиеся смогут стать обладателями ВУС (военно-учетной специальности). Во-первых, существует ограничение по максимальному возрасту – 30 лет, также обращается внимание на здоровье. ВУС на кафедре начинается лишь с 3-го курса ВУЗа, причем перед этим студенты обязаны пройти медкомиссию в военкомате. Лишь после этого они вправе подавать на военную кафедру следующие документы:

Результаты медицинского обследования.

Справку, которая выдается деканатом и свидетельствует о том, что данный студент действительно обучается в ВУЗе.

Учеба на военной кафедре состоит из теоретический и практической частей. Теория преподается в виде обычных лекций, она чередуется с изучением строевой подготовки. Также ведутся занятия по знакомству с оружием, огневая подготовка, студенты знакомятся с военной техникой. Время от времени учащиеся могут выезжать (даже в областные города) на специальное обучение для изучения техники (обычно на срок до недели).

Звание сержанта предполагает, что учащийся обучался не менее 24 месяцев. Если срок учебы на военной кафедре составил 30 месяцев, студент может стать офицером запаса. Тем не менее, есть возможность стать и рядовым запаса, если курс обучения студента на кафедре не превышает 18 месяцев.

По завершении обучения студенты отправляются на военные сборы. Их длительность составляет месяц, для чего студентов вывозят на особую территорию (нередко находящуюся в пределах какой-либо военной части). После прохождения сборов студенты обязаны сдать экзамен, принять присягу, после чего им присваивается звание лейтенанта запаса.

Порой бывает, что в процессе обучения или прохождения сборов студент склоняется с тому, что свою будущую жизнь хочет связать с армией. В этом случае государство предоставляет ему возможность прохождения службы на контрактной основе. В такой ситуации ему предоставляется не только звание, но и должность офицера.

В практическом смысле это означает довольно неплохую зарплату. Кроме того, человеку с высшим образованием карьеру в армии сделать, как правило, легче, так что перспективы довольно широки. Тем более, что в связи с последним серьезным развитием практически всех родов войск, модернизацией техники, пересмотром военной подготовки и обустройством личного состава в лучшую сторону, офицеры, которые подкованы технически, являются довольно востребованными кадрами.

  • Законодательство в военном праве часто меняется, поэтому информация иногда устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию: 8 (800) 775 10 56

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector