+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Убытие за пределы гарнизона военнослужащих по контракту 2019 год

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 сентября 2009 года

председательствующего — судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,

старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф.,

представителя Министерства юстиции Российской Федерации консультанта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента законодательной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов Михалевича В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайнетдинова ХИ Щ АИ [ о признании

недействующим пункта 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года №200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Сил Российской Федерации» с момента вступления приказа в силу,

установил:

Зайнетдинов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года №200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее — Руководство) в части, касающейся основания для возмещения расходов, связанных с приобретением проездных документов (билетов) для проезда к месту проведения основного отпуска, предоставление документа, подтверждающего право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, — отпускного билета.

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что пункт 85 Руководства не соответствует законодательству, поскольку содержащееся в нем обязательное условие для возмещения расходов на проезд к месту использования основного отпуска — предоставление военнослужащим отпускного билета, нарушает его право и право других военнослужащих на безвозмездный проезд к месту проведения основного отпуска, предусмотренное статьей 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в которой не содержится требования предоставления отпускного билета с отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска для реализации указанного права военнослужащего.

По мнению заявителя положения пункта 85 Руководства противоречат и статье 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой военнослужащий в период основного отпуска не считается исполняющим обязанности военной службы, следовательно, во время нахождения военнослужащего в отпуске на него не распространяются ограничения в праве на свободу передвижения, предусмотренные статьей 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и разрешения командира войсковой части для перемещения по территории Российской Федерации не требуется. Значит единственным документом, подтверждающим право военнослужащего на проезд к месту проведения основного отпуска за счет Министерства обороны Российской Федерации, является только приказ по воинской части о нахождении военнослужащего в отпуске. Отпускной билет не может являться таким документом.

Кроме того, Зайнетдинов указывает, что судебная коллегия Северо-Кавказского окружного военного суда отказала ему в удовлетворении его требования, сославшись на положения пункта 85 Руководства, что повлекло нарушение его прав.

В судебное заседание заявитель Зайнетдинов Х.А., своевременно извещенный о дате, времени и месте рассмотрения его заявления, не прибыл.

Представители Министра обороны Российской Федерации Кутний А.К. и Балюкин С.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. требования Зайнетдинова Х.А. не признали и просили отказать ему в удовлетворении заявления, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.

Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Кутнего А.К. и Балюкина С.А., и Министерства юстиции Российской Федерации Михалевича В.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым отказать Зайнетдинову Х.А. в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Зайнетдинова Х.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания нормативного правового акта недействующим, не имеется. •

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Согласно подпунктам 7 и 30 пункта 10 этого же Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций. При этом Министр обороны Российской Федерации вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год),

дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

Пунктом 9 статьи 20 указанного Федерального закона определено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований данной статьи закона Правительство Российской Федерации установило порядок реализации указанных льгот, издав 20 апреля 2000 года постановление № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан,* уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (в ред. постановлений Правительства РФ от 14декабря 2004 года N 775 и от 1 декабря 2008 года №900).

Вышеназванным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.

При этом пунктом 6 указанного постановления Правительство Российской Федерации делегировало Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, право определять порядок возмещения этих расходов.

На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 8 июня 2000 года и 6 июня 2001 года изданы приказы №300 О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» и № 200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утверждено Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года № 200 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30

ноября 2001 года за № 3061 и официально опубликован 21 декабря 2001 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете № 248.

Таким образом, вышеупомянутый приказ, утвердивший оспариваемое Руководство, издан должностным лицом — Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам Зайнетдинова Х.А., оснований утверждать, что-оспариваемые им положения пункта 85 Руководства противоречат требованиям статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.

В соответствии с пунктом 85 Руководства, основанием для возмещения расходов являются рапорт, документы, подтверждающие право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации,- отпускной билет с соответствующей отметкой о пребывании в пунктах проведения отпуска, документы о произведенных расходах, неиспользованные воинские перевозочные документы или справка, выданная на бланке требования формы №1.

То есть, согласно оспариваемой норме, одним из документов, подтверждающим проезд военнослужащего к месту проведения отпуска, и дающим основание для возмещения расходов лицам, имеющим право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, и не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, является отпускной билет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными этим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В частности, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами (статья 6 названного Федерального закона).

Согласно статье 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части, исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы, а также с учетом особенностей дислокации воинской части.

Следовательно, решение о предоставлении военнослужащему отпуска, в том числе и разрешение на выезд за пределы гарнизона, принимается командиром (начальником) на основании рапорта военнослужащего. Принятое решение оформляется служебным документом — приказом.

Пунктом 303 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 N 170, в редакции приказа МО РФ от 27 мая 2004 года №158, и приложением №42 к ней определено, что военнослужащим при убытии в отпуск за пределы гарнизона выдается-отпускной билет, в котором указывается наименование населенного пункта, в который уволен военнослужащий, срок отпуска.

В соответствии с Приложением № 13 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», все военнослужащие во время нахождения в отпуске обязаны иметь отпускной билет при себе.

По прибытии к месту отпуска каждый военнослужащий должен встать на учет в военной комендатуре гарнизона, а перед убытием к месту службы сняться с учета. При постановке на учет и снятии с учета на отпускном билете делается соответствующая отметка. Все военнослужащие во время нахождения в отпуске обязаны иметь отпускной билет при себе и предъявлять его по требованию начальников и старших.

Таким образом, отпускной билет с соответствующими отметками подтверждает факт правомерного пребывания военнослужащего в пунктах проведения отпуска, а значит и его право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в эти пункты и обратно к месту прохождения службы при приобретении военнослужащим проездных документов (билетов) за свой счет.

Из анализа положений пункта 85 Руководства усматривается, что он не противоречит нормам статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о проезде военнослужащих на безвозмездной основе, а лишь определяет, в соответствии с делегированными Правительством Российской Федерации Министру обороны Российской Федерации полномочиями, порядок возмещения расходов военнослужащих, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, то есть устанавливает правила возмещения этих расходов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемые Зайнетдиновым Х.А. положения пункта 85 Руководства, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года №200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» соответствуют нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, — статье 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №

76-ФЗ и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а приказ, утвердивший Руководство, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Зайнетдинова Х.А. не подлежит удовлетворению.

решил:

Зайнетдинову X А в удовлетворении заявления о

признании недействующим пункта 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года №200 «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» в части, касающейся основания для возмещения расходов, связанных с приобретением проездных документов (билетов) для проезда к месту проведения основного отпуска, предоставление документа, подтверждающего право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, — отпускного билета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Увольнение из расположения полка

243. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выезд за пределы гарнизонов (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен.

244. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения «, имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка. Военнослужащие с увеличенным сроком военной службы (матросы и старшины кораблей, судов и частей Военно-Морского Флота) имеют право на ежедневное увольнение с кораблей на берег и из воинских частей в период между выполнением учебно-боевых задач. При этом увольнение военнослужащих должно регулироваться между подразделениями полка (корабля), с тем чтобы не снижались боевая готовность полка (корабля) и качество несения боевого дежурства.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения полка командиром роты в назначенные командиром полка дни и часы и в установленном им порядке. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30% военнослужащих. Солдаты первого года службы увольняются из расположения полка после приведения их к Военной присяге. В субботу и предпраздничные дни разрешается увольнение до 24 часов, а в воскресенье и праздничные дни — до вечерней поверки.

С разрешения командира батальона командир роты может предоставить военнослужащему увольнение по уважительной причине и в другие дни недели после учебных занятий до отбоя или до утра следующего дня (но не позднее чем за 2 часа до начала занятий). Увольнение производится в порядке очередности. Очередность увольнения ведут заместители командиров взводов. За несение боевого дежурства и службы в суточном наряде в выходные и праздничные дни увольнение военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не предоставляется.

245. За разрешением на увольнение военнослужащие обращаются к своему непосредственному начальнику.

Например: «Товарищ сержант. Прошу разрешить мне увольнение до 20 часов».

Заместители командиров взводов списки на увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, подписанные командирами взводов, представляют старшине роты для доклада командиру роты. 246. В назначенное время дежурный по роте выстраивает увольняемых и докладывает старшине роты.

Старшина роты осматривает увольняемых, проверяет, хорошо ли они выбриты и подстрижены, состояние и подгонку их обмундирования и обуви, знание ими правил воинского приветствия, поведения на улице и в других общественных местах. Затем старшина выдает увольняемым увольнительные записки (приложение 12) за подписью командира роты. Дежурный по роте записывает увольняемых в книгу (приложение 12), составляет список увольняемых и представляет их дежурному по полку. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняемые из расположения полка, должны иметь при себе военный билет.

Увольнительная записка действительна только в границах своего гарнизона.

247. По возвращении из увольнения военнослужащие прибывают к дежурному по полку и докладывают о прибытии. Дежурный по полку делает отметку на увольнительных записках о времени прибытия. Затем они следуют в подразделение к дежурному по роте, сдают ему увольнительные записки и докладывают своему непосредственному начальнику.

Например: «Товарищ сержант. Рядовой Рыбаков из увольнения прибыл. Во время увольнения замечаний не имел (или имел такие-то замечания от такого-то)».

Если военнослужащий прибывает в подразделение после отбоя, он докладывает непосредственному начальнику на следующий день до утреннего осмотра.

Дежурный по роте в книге увольняемых отмечает время прибытия возвратившихся из увольнения и сдает увольнительные записки старшине роты.

248. Увольнение курсантов 1-го курса из расположения военного образовательного учреждения профессионального образования осуществляется в порядке, установленном для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву. Порядок увольнения курсантов 2-го курса устанавливается начальником военного образовательного учреждения профессионального образования. Курсанты 3-го и последующих курсов, а также курсанты, имеющие право проживания в общежитии, могут находиться вне расположения военного образовательного учреждения профессионального образования после учебных занятий и обязательных часов самостоятельной работы, определенных распорядком дня, до 24 часов, семейные курсанты — до начала занятий следующего учебного дня.

249. В воинской части (отдельном подразделении), находящейся в отдаленной от населенных пунктов местности, и в других случаях, когда увольнение из ее расположения в указанном порядке нецелесообразно, по решению командира воинской части (отдельного подразделения) в дни отдыха проводятся групповые выезды в близлежащие крупные населенные пункты (города).

Выезд за пределы гарнизона

Комментарий к п.

21. В данном пункте установлены случаи, когда военнослужащий не будет считаться исполняющим обязанности военной службы. Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания).

На практике возникает вопрос о полномочиях того или иного командира (начальника) давать разрешение на убытие из части. С учетом ст. 13 УВС ВС РФ, устанавливающей общую обязанность всех военнослужащих строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов (принцип правомерности действия), военнослужащий будет считаться получившим разрешение от соответствующего лица, за исключением случаев, если он достоверно не знал или добросовестно заблуждался относительно законности полученного разрешения.
Под расположением воинской части понимается обособленная территория, на которой размещаются ее подразделения и службы. Не является самовольным уход военнослужащего из одного подразделения в другое в пределах одной части.
Под местом службы, не совпадающим с расположением воинской части, понимается любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей военной службы в течение установленного времени или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования. Местом службы являются: место пребывания в командировке, места проведения учебных, культурно-массовых, воспитательных мероприятий, хозяйственных работ, нахождение команды при передвижении (эшелон, поезд, воздушные, морские и водные суда и др.) и т.д. Местом службы должно признаваться и место лечения, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или больницей, поскольку нахождение на лечении признается исполнением обязанностей военной службы (подп. «з» п. 1 комментируемой статьи).
Самовольное оставление части не связано какими-либо сроками, исключающими признание военнослужащего совершившим правонарушение. В зависимости от тяжести совершенного деяния он может быть признан субъектом уголовной (ст. 337 УК РФ) или дисциплинарной ответственности. Кроме того, признание военнослужащего самовольно находящимся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы влечет нераспространение на него льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в связи с причинением вреда жизни и здоровью.
Комментируемый Федеральный закон не предусматривает условий и перечня каких-либо причин (мотивов), исключающих негативные последствия для военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть или место службы, за исключением нижеперечисленных обстоятельств, в которых они оказались после самовольного оставления части или места службы, т.е. военнослужащий, самовольно находящийся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, будет признан исполняющим обязанностей военной службы в случаях:
1) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
2) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
4) оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

5) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
6) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
23. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние опьянения. Следует обратить внимание на то, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2007 г., из подп. «б» п. 2 ст. 37 комментируемого Федерального закона исключены слова «наркотического или токсического», поскольку они не полностью охватывали все виды опьянения (например, алкогольного). Таким образом, с 1 января 2007 г. военнослужащие, получившие повреждение здоровья в состоянии опьянения любого вида не признаются исполняющими обязанности военной службы.
Неопределенность в вопросе о непризнании военнослужащих получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения, которое не было названо комментируемым Федеральным законом в прежней редакции в качестве исключающего условия, устранено. Указанные изменения в целом корреспондируют Федеральному закону «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с последующими изменениями), которым в качестве одного из оснований освобождения страховщика от выплаты страховых сумм определено наступление страхового случая, находящегося в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица — военнослужащего (п. 1 ст. 10 вышеназванного Закона).
24. Лица, указанные в комментируемом пункте, не признаются получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием совершения ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Общественно опасным деянием признается преступление, понятие которого дано в ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Таким образом, УК РФ определяет преступление как деяние, запрещенное им в связи с тем, что оно является общественно опасным и посягает на охраняемые уголовным законом объекты.
Деяние — это поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия. Действие — активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.

Общественная опасность — это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам).
Преступление — это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, обязательно совершенное виновно (ч. 1 ст. 14 УК РФ), т.е. при определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего это деяние. Если действия лица невиновно вызвали общественно опасные последствия, его поведение не является преступлением (см. п. 10 комментария к ст. 37).
Таким образом, преступлением по российскому уголовному праву является запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние.
25. Общественная опасность как признак преступления предполагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением деяние, формально подпадающее под признаки, указанные в статье Особенной части УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (например, кража коробка спичек).
Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным — это вопрос факта и находится в компетенции органов предварительного следствия и суда. Уголовное дело о таком деянии не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием состава преступления.
Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности не содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного правонарушения (например, административного или дисциплинарного), и в этом случае к лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного, дисциплинарного или общественного воздействия, не являющиеся наказанием. В комментируемом случае признание в установленном порядке органами предварительного следствия и суда в противоправном деянии признака общественной опасности влечет распространение на военнослужащих льгот, гарантий и компенсаций в связи с причинением вреда их жизни и здоровью.
26. В ст. 28 УК РФ «Невиновное причинение вреда» предусмотрены случаи, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, в силу отсутствия вины не признается субъектом преступления: «Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам».
Невиновное причинение вреда именуется в судебной практике случаем, или казусом.
В ч. 1 ст. 28 УК РФ формулируются основные признаки отсутствия интеллектуального момента (осознания и предвидения) у лица, объективно совершившего общественно опасные или иные действия (бездействие), в результате которых наступили общественно опасные последствия.

Отсутствие осознания общественной опасности деяния и непредвидение возможности наступления общественно опасных последствий главным образом связано с личностными свойствами субъекта, его возрастом, опытом, образованием, квалификацией, психическим состоянием и т.д. Когда лицо по обстоятельствам дела не должно было и не могло предвидеть наступление общественно опасных последствий, то на первое место выходят объективные возможности субъекта, включая его служебные, профессиональные и иные функциональные обязанности. Совокупность субъективных и объективных «невозможностей» осознания и предвидения и дает основания признать действия (бездействие) лица, повлекшие общественно опасные последствия, невиновными.
В ч. 2 ст. 28 УК РФ предусмотрена ситуация, когда в психическом отношении лица к общественно опасным последствиям наличествует интеллектуальный момент — оно предвидит наступление общественно опасных последствий, но воля его направлена не на достижение прогнозируемых общественно опасных последствий, а на их предотвращение. Более того, в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам оно не могло предотвратить эти последствия.
Под экстремальными условиями понимаются обстоятельства крайние, необычные по трудности и сложности.
Объективного уровня нервно-психических перегрузок для всех людей не существует. Он может быть определен лишь для конкретного человека, находящегося в конкретных условиях. В указанном случае речь идет о запредельных нервно-психических перегрузках для конкретного лица.
Несоответствие психофизиологических качеств лица требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам означает то, что лицо, имеющее необходимые профессиональные навыки, знания, опыт, состояние здоровья, допуск к таким видам работ и т.д., при всем напряжении своих субъективных возможностей и профессиональной грамотности действий не могло предупредить наступление общественно опасных последствий. В этом случае оно в соответствии с принципом субъективного вменения является невиновным и не может нести ответственность ни за создание опасной ситуации, ни за вредные последствия, наступление которых оно предвидело, но не смогло предотвратить.
Любые отступления от заданных законом условий (субъект не имел прав, допуска, лицензии и т.д. заниматься данным видом деятельности, умышленно или неосторожно создал опасную ситуацию, неправильно действовал при предотвращении последствий и т.д.) при всех прочих условиях, схожих с теми, которые описаны в ч. 2 ст. 28 УК РФ, не исключают уголовной ответственности.
27. Случайное совершение общественно опасного деяния не исключает для лица, его совершившего, наступление последствий, предусмотренных комментируемым пунктом, т.е. независимо от наличия или отсутствия вины и фактора случайности лицо, совершившее общественно опасное деяние, признанное таковым в установленном порядке судом или органами прокуратуры, не признается при этом исполняющим обязанности военной службы в целях получения льгот, компенсаций и гарантий в связи с повреждением здоровья, но может быть признано таковым в иных правоотношениях (например, в случаях, указанных в п. 1 комментируемой статьи).

Для военнослужащих существует большое количество привилегий, в том числе относительно прохождения ими службы по контракту. Одной из них является возможность покинуть на какое-то время часть. Для этого необходим рапорт на выезд за пределы гарнизона. Кроме того, реализация данного права предполагает отдельный порядок выезда, что является средством контроля над офицерами и ограничением их правомочий при необходимости.

Порядок выезда за пределы гарнизона

Выезд за пределы гарнизона является возможностью, предоставляемой исключительно лицам, проходящим военную службу по контракту. Призывники не могут покинуть конкретно определенные территории нахождения военного городка и самой части. Говоря об офицерах, они самостоятельно не могут распорядиться своим временем и решить, когда им удобнее выехать. Все вопросы должно рассматривать руководство.

Порядок убытия за пределы гарнизона офицеров и прапорщиков определяется исключительно командиром воинской части с учетом ряда обстоятельств.

Для того чтобы получить право на выезд, необходимо подать рапорт. Это обязательное условие, так как данный документ выступает основанием для принятия решения. В большинстве случаев отказать военнослужащему не могут, за исключением чрезвычайных ситуаций, требующих присутствия полного состава офицеров.

Согласно Указу Президента РФ, командир, определяясь с тем, выпустить лицо за пределы гарнизона или нет, должен опираться на несколько обстоятельств:

  1. Наличие необходимости поддерживать состав в полной боевой готовности. Если такой нужды нет, то командир может отпустить офицера на некоторое время.
  2. Возможность обеспечить своевременное возвращение военнослужащего в часть. Должна быть уверенность, что офицер окажется в части тогда, когда этого требует начальник.
  3. Дислокация войск. Этот фактор может затруднить выезд из гарнизона, соответственно временное расположение состава в отдаленной местности может послужить причиной отказа в удовлетворении просьбы.

При этом необходимо, чтобы каждое из указанных обстоятельств позволяло лицу покинуть гарнизон.

Воинский устав не содержит в себе оснований для отказа в убытии. Однако сама возможность покинуть гарнизон зависит от начальника части, то есть носит разрешительный характер. Фактически командир может не отпустить офицера просто потому, что не считает нужным, его не устраивает период времени отсутствия, или причина не кажется уважительной. Обязать начальника принять рапорт никто не может. Кроме того, в уставе не закрепляется, что отказ должен быть оформлен документально и передан для ознакомления военнослужащему.

Если же убытие было одобрено, то офицер может без риска покидать гарнизон, однако, очень важно соблюсти условия при получении согласия. Командир должен изначально определиться с периодом отсутствия военнослужащего, а также убедиться в том, что у него будет возможность вернуться в установленное время. Обязательно выясняется способ передвижения, место, куда лицо направляется, причины такого решения.

Рапорт на убытие

Любое действие, совершаемое военнослужащим, контролируется его командиром. Офицер не может самостоятельно решать вопросы относительно своего местонахождения, факта выезда из части и даже гарнизона, времени такого отсутствия и так далее. Именно поэтому всегда необходимо обращаться к командиру, который принимает все просьбы и рассматривает их с учетом обстоятельств.

Средством обращения к командиру может быть только рапорт. Его составление обязательно. Отсутствие документа исключает возможность убытия из гарнизона.

Образец рапорта является свободным. Отдельных требований к составлению документа ни закон, ни устав не предусматривают, однако, для правильного оформления такого обращения следует соблюсти структуру документа:

  1. Шапка. Она размещается в верхнем правом углу, и содержит необходимую информацию о командире. Следует указать звание и полное имя лица, кому обращение будет адресовано. Далее пишется от кого заявление, также с полным именем и званием.
  2. Наименование. Обязательно нужно обозначить, о чем рапорт. Здесь упоминается необходимость выезда за пределы гарнизона.
  3. Основная часть. Сначала необходимо обратиться к командиру с конкретной просьбой о разрешении выезда из гарнизона, после чего следует указать время. Очень важно обозначить весь период отсутствия, чтобы начальник понимал, когда офицер будет в части. Это нужно в первую очередь для обеспечения возврата лица на место службы и ориентира относительно военных мероприятий: учений, сборов и так далее. Кроме этого следует подробно описать причину, почему лицо вынуждено покинуть на время место службы, и указать средство передвижения для выезда.
  4. Заключение. Рапорт непременно должен быть подписан военнослужащим с указанием имени и звания. Завершается документ датой его составления.

Оформляется обращение в письменном виде и лично военнослужащим, желающим покинуть гарнизон.

Воинский устав так же, как и закон о прохождении военной службы, не устанавливает требований к рассматриваемому документу, именно поэтому фактически военнослужащий может составить обращение, как посчитает нужным. Неправильно оформленный документ не может стать причиной для отказа, если только не было зафиксировано отсутствие существенных для принятия решения сведений. Чаще всего готовый образец можно получить в канцелярии или непосредственно у командира, так как только он определяет весь порядок получения возможности выехать из гарнизона.

Выезд за пределы гарнизона. Увольнение из расположения полка. Отправление и следование подразделений (команд)

Выезд за пределы гарнизона. Увольнение из расположения полка

239. Порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы, а также с учетом особенностей дислокации воинской части.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и в пределах местного гарнизона.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выезд за пределы местного гарнизона (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен.

240. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка. При этом увольнение военнослужащих должно регулироваться между подразделениями полка (корабля), чтобы не снижались боевая готовность полка (корабля), качество несения боевого дежурства (боевой службы) и службы суточного наряда.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения полка командиром роты в назначенные командиром полка дни и часы. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30 процентов военнослужащих. В субботу и предпраздничные дни разрешается увольнение до 24 часов, а в воскресенье и праздничные дни — до вечерней поверки. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увольнение из расположения полка может предоставляться после приведения их к Военной присяге (принесения обязательства).

С разрешения командира батальона командир роты может предоставлять военнослужащему увольнение по уважительной причине и в другие дни недели после учебных занятий до отбоя или до утра следующего дня (с учетом его возвращения не позднее чем за два часа до начала занятий).

Увольнение предоставляется военнослужащим в порядке очередности. Очередность увольнения ведется заместителями командиров взводов.

За несение боевого дежурства и службы в суточном наряде в выходные и праздничные дни увольнение военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не предоставляется.

241. За разрешением на увольнение военнослужащий обращается к своему непосредственному начальнику.

Заместители командиров взводов списки на увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, подписанные командирами взводов, представляют старшине роты для доклада командиру роты.

242. В назначенное время дежурный по роте выстраивает увольняемых военнослужащих и докладывает старшине роты.

Старшина роты осматривает увольняемых, проверяет, хорошо ли они выбриты и подстрижены, состояние и подгонку их обмундирования, знание ими правил выполнения воинского приветствия, поведения в общественных местах. Затем старшина роты вручает им увольнительные записки за подписью командира роты. Дежурный по роте записывает увольняемых военнослужащих в книгу увольняемых, составляет список увольняемых и представляет его и увольняемых военнослужащих дежурному по полку.

Военнослужащие, увольняемые из расположения полка, должны иметь при себе военный билет.

243. По возвращении из увольнения военнослужащие прибывают к дежурному по полку и докладывают о прибытии. Дежурный по полку делает отметку на увольнительных записках о времени прибытия возвратившихся из увольнения. Затем военнослужащие следуют в подразделение к дежурному по роте, сдают ему увольнительные записки и докладывают о прибытии своему непосредственному начальнику.

Например: «Товарищ сержант. Рядовой Рыбаков из увольнения прибыл. Во время увольнения замечаний не имел (или имел такие-то замечания от такого-то)».

Если военнослужащий прибывает в подразделение после отбоя, он докладывает непосредственному начальнику на следующий день до утреннего осмотра.

Дежурный по роте в книге увольняемых отмечает время прибытия возвратившихся из увольнения и сдает увольнительные записки старшине роты.

244. Увольнение курсантов из расположения военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы осуществляется в порядке, установленном для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву. Курсанты после заключения контракта о прохождении военной службы, а также курсанты, имеющие право проживания в общежитии, могут находиться вне расположения военного образовательного учреждения профессионального образования после учебных занятий и обязательных часов самостоятельной работы, определенных распорядком дня, до 24 часов, семейные курсанты — до начала занятий следующего учебного дня.

245. В воинской части (отдельном подразделении), находящейся в отдаленной от населенных пунктов местности, и в других случаях, когда увольнение из ее расположения в указанном командиром (начальником) порядке нецелесообразно, по решению командира воинской части (отдельного подразделения) в дни отдыха могут проводиться групповые выезды в близлежащие крупные населенные пункты (города).

Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Отправление и следование подразделений (команд)

246. В служебные командировки направляются подразделения, как правило, во главе со своими командирами. При отправлении в командировку солдат и сержантов разных подразделений из них создается команда и назначается начальник команды из числа сержантов, прапорщиков или офицеров. Командиру подразделения (начальнику команды) в полку выдаются командировочное удостоверение и список личного состава подразделения (команды) с указанием вида и номера оружия, количества выданных боеприпасов, заверенные подписью начальника штаба полка и гербовой печатью воинской части. Кроме того, указываются порядок следования и питания в пути, к какому времени, куда и в чье распоряжение направляется подразделение (команда), требования безопасности, правила хранения и применения оружия, а также даются другие указания, связанные с выполнением подразделением (командой) поставленной задачи.

247. Подготовкой подразделения (команды) для следования в служебную командировку руководит командир того подразделения, от которого оно выделяется.

В установленное время подразделение (команда) под руководством назначенного командира подразделения (начальника команды) прибывает к дежурному по полку. Дежурный по полку проверяет состав и обеспеченность подразделения (команды) и докладывает о его готовности начальнику штаба или командиру полка.

Начальник штаба или командир полка осматривает подразделение (команду), проверяет его готовность, инструктирует командира подразделения (начальника команды), а при необходимости и весь личный состав, направляемый в служебную командировку, обеспечивает своевременную отправку подразделения (команды), выделяя в необходимых случаях транспортные средства.

248. Командир подразделения (начальник команды) отвечает за своевременное выполнение задачи личным составом, соблюдение воинской дисциплины и требований безопасности, а также за сохранность оружия, боеприпасов и другого военного имущества.

По прибытии к месту назначения командир подразделения (начальник команды) докладывает лицу, в распоряжение которого назначено подразделение (команда), а по возвращении — начальнику штаба полка.

249. При перевозке людей и опасных грузов как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. При направлении в рейс двух и более машин назначается начальник колонны. При следовании на машинах командиры подразделений (начальники команд) исполняют обязанности начальника колонны (старшего машины). В других случаях старшие машин назначаются при необходимости по решению командира полка.

Начальник колонны (старший машины) назначается из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, знающих правила дорожного движения. Он отвечает за выполнение поставленной задачи, правильное использование машин (машины) и соблюдение требований безопасности.

Начальник колонны (старший машины) обязан:
— перед началом движения машин (машины) проверять соблюдение норм посадки людей и погрузки груза;
— контролировать порядок посадки (погрузки), высадки (выгрузки) и размещения личного состава (груза) на машинах (машине):
— во время движения машин (машины) следить за соблюдением водителями (водителем) маршрута, установленной скорости движения, правил дорожного движения, а также за соблюдением личным составом, находящимся в машинах (машине), воинской дисциплины и требований безопасности.

Начальнику колонны (старшему машины) запрещается самому управлять машиной или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной; отдавать команды, принуждающие водителя (водителей) нарушать правила дорожного движения и превышать установленную скорость.

Перевозка личного состава на необорудованных, а в зимнее время на открытых машинах запрещается.

Должностные лица, организующие данную перевозку, или их прямые начальники инструктируют начальников колонн (старших машин) и водителей о цели, порядке, сроках выполнения задания и требованиях безопасности движения. Командиры подразделений, кроме того, инструктируют водителей машин о соблюдении правил эксплуатации машин, правил дорожного движения и поведения во время рейса. Водителям категорически запрещается передавать управление машиной кому бы то ни было.

При следовании подразделения (команды) железнодорожным, водным и воздушным транспортом необходимо руководствоваться указаниями, изложенными в главе 12 настоящего Устава.

250. Военнослужащие роты, проходящие военную службу по призыву, направляющиеся для выполнения служебных заданий, а также для коллективного посещения культурно-досуговых учреждений и мест отдыха, следуют в составе команды во главе со старшим, назначенным командиром роты из числа офицеров, прапорщиков или сержантов.

Старший из числа офицеров или прапорщиков собирает личный состав команды, выстраивает и осматривает его, составляет список команды и докладывает о ее готовности командиру роты или лицу, его замещающему.

Старший из числа сержантов строит команду, представляет ее на осмотр старшине роты или лицу, его замещающему, и получает от него список команды за подписью командира роты. Кроме того, старший из числа сержантов, проходящих военную службу по призыву, получает для себя увольнительную записку, в которой указывается общее число военнослужащих команды, следующих с ним.

Получив разрешение, старший представляет команду дежурному по полку и ведет ее к месту назначения.

251. При убытии из подразделения двух и более военнослужащих из их числа всегда назначается старший. Команды следуют к месту назначения в пешем порядке строем (кроме следования в общественные учреждения для отдыха) под руководством старшего.

Во избежание несчастных случаев команды, следующие в пешем порядке строем, должны иметь в ночное время сигнальные фонари в голове и хвосте колонны, а в дневное время — сигнальные флажки.

Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

»

Это интересно:  Документы на служебное жилье военнослужащим 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 сентября 2009 г., Определение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Королёв Леонид Алексеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение