+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Военнослужащий по контракту это госслужащий 2019 год

1. Военная служба как особый вид государственной службы 4

2. Государственный служащий: понятие, правовой статус и виды 15

Список использованных источников 24

Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве, поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека.

Проводимая в последние годы административная реформа позволяет наблюдать положительную динамику в сфере государственного управления. Упорядочение органов исполнительной власти, оформление их организационной структуры, четкое разграничение полномочий позволили повысить эффективность этих органов, что создает благоприятные условия для развития общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности человека. Тем не менее, процесс становления государственного аппарата нельзя считать оконченным, по-прежнему существует ряд направлений деятельности, требующих совершенствования и дальнейшего развития.

1. Военная служба как особый вид государственной службы

Военная служба — сложное социальное и правовое явление. Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, охватывает миллионы граждан России.

Военная служба, представленная в качестве разновидности федеральной государственной службы, обладает свойственными последней признаками, призвана выполнять схожие по своему содержанию функции, подчиняется тем же принципам и внутренним законам существования. Вместе с тем ее особый правовой статус имеет свои специфические свойства.

Как вид федеральной государственной службы военная служба предназначена для решения задач государства в его интересах и от его имени. Ее исполнением достигаются цели обеспечения безопасности личности и общества от внешних угроз, противостояния агрессии, защиты территориальной целостности и суверенитета государства. Посредством военной службы законодатель декларирует решение иных специфических задач, обусловленных особенностями условий их возникновения и требующих четких, скоординированных действий и особой психологической готовности исполнителей.

Правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства России и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством, исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Федерации.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент России — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Президент самостоятельно решает вопрос об использовании Вооруженных Сил по их назначению. В принятии подобных решений Президент не связан какими-либо ограничениями.

Строительство Вооруженных Сил осуществляется на основе подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти, соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; на основе многонациональной кадровой армии, комплектуемой с использованием сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства. 1

К военнослужащим относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. 2

Система органов военного управления создается в соответствии с организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Применительно к структуре Вооруженных Сил эта система включает: центральные органы военного управления; органы управления военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей; территориальные органы военного управления (военные комиссариаты). 3

Будучи особой разновидностью государственной службы, военная служба имеет все ее характерные черты и принципы построения. В частности, можно выделить следующие: принцип законности — военная служба организуется и осуществляется на основании и в соответствии с КонституциейРоссии, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права; обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих органов, должностных лиц и отдельных военнослужащих; подконтрольность и подчиненность военнослужащих и органов военного управления; внепартийность военной службы; 4 равный доступ граждан к военной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; доступность информации о военной службе, предполагающая открытость законодательства о военной службе; ответственность военнослужащих за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей; социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы; определение государством порядка и условий поступления на военную службу, ее прохождение и увольнение.

Вместе с тем, основываясь на общих принципах построения, характерных для федеральной государственной службы в целом, военная служба как особая ее разновидность обладает довольно специфическими содержательными чертами, во многом предопределенными поставленными перед ней задачами и выполняемыми функциями.

Кроме общих признаков военной службе присущи признаки особого вида, которые характеризуют ее как особую разновидность государственной службы: осуществляется в специализированных государственных формированиях, использующих в качестве одного из методов в решении поставленных перед ними задач средства вооруженной борьбы; предназначена для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России; граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине — России; исполнение обязанностей военной службы осуществляется не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства; гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям, предъявляемым к уровню образования, профессиональной и физической подготовке; военная служба в силу прямого указания в действующемзаконодательстве для отдельных категорий граждан носит обязательный характер, ее прохождение последними обусловлено рядом императивных норм и связано с ограничениями в правах и свободах в сравнении с иными гражданами. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России (всеобщность в данном случае означает ее обязательность для всех граждан данной социальной группы); 5 определяющим принципом военного строительства воинской организации государства, ее руководства, формирования взаимоотношений между военнослужащими является принцип единоначалия; предопределяющее влияние на существование принципа единоначалия и построение в соответствии с ним военно-служебных отношений оказывает четкая иерархия воинских званий и должностей; система императивных норм военно-служебного законодательства детально регламентирует весь уклад жизни и быт военнослужащих; принцип единоначалия обусловливает необходимость безусловного служебного подчинения, беспрекословность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников); военная служба, несмотря на декларируемую информативность и гласность, — в большей степени закрытая организация. 6

В настоящее время подход к определению военной службы через профессиональную деятельность верен лишь частично, поскольку профессиональной военная служба является только для части их личного состава — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Профессиональной военная служба станет лишь в том случае, когда признак профессионализма будет главенствующим в ее содержании. Последнее возможно при условии кардинального изменения подходов к вопросам комплектования Вооруженных Сил России, иных войск и воинских формирований. Сохранение призыва на военную службу в качестве первичной формы комплектования войск и воинских формирований требует выделения несколько иных критериев, определяющих содержание военной службы. 7

Прохождение военной службы осуществляется:

— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

— иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. 8

Правовой статус военнослужащего един по своей природе для всех категорий военнослужащих: проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. Но для того, чтобы правильно определить правовое положение такой категории граждан, как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в структуре военной организации и в нашем обществе в целом, необходимо определить и четко конкретизировать их правовой статус.

Исходя из общей теории правового статуса, можно дать следующее определение специальному правовому статусу военнослужащего. Специальный правовой статус военнослужащего — это особое правовое положение военнослужащего в обществе и государстве, обусловленное системой предусмотренных специальными нормами общего и военного законодательства его прав, свобод, обязанностей и ответственности.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство. 9

КонституциейРФ закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства. В то же время она является основой для правового регулирования вопросов, касающихся юридического закрепления конституционно-правового статуса военнослужащих, в том числе ограничений их прав и свобод как человека и гражданина.

Права и свободы военнослужащих – важная часть правового статуса, прямо предусмотренная в законодательстве: защита свободы, чести и достоинства военнослужащих; право на свободу передвижения и выбор места жительства; свобода слова; право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; свобода совести и вероисповедания; право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд; другие права.

Вместе с тем, ряд из этих прав имеют определенные ограничения, связанные со спецификой военной службы.

Как было отмечено ранее, военнослужащие как особая категория граждан обладают специальным правовым статусом, связанным не только с набором определенных социальных гарантий, но и с определенными ограничениями, например на свободу передвижения. 10 Статус военнослужащего хоть и един по своей природе, однако его наличие еще мало о чем говорит, так как более конкретно военнослужащего характеризует его правовое положение, которое определяется как его воинской должностью, так и его воинским званием, квалификацией, классностью и так далее. То есть федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. 11

Ограничения, связанные с прохождением военной службы — это установленные нормами военного права обстоятельства, при наличии или возникновении которых военнослужащие не могут проходить военную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на военную службу.

Запреты, связанные с прохождением военной службы, представляют собой правовые нормы, определяющие действия, несовместимые с исполнением обязанностей военной службы, установленные действующим законодательством в целях эффективного и качественного исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, а также в целях исключения со стороны военнослужащих коррупционных проявлений и иных злоупотреблений служебным положением, нарушение которых влечет юридическую ответственность военнослужащих, в том числе может быть основанием для досрочного прекращения военно-служебных отношений.

С учетом того что некоторые обстоятельства, с которыми связывают ограничения, наступают вне зависимости от воли сторон (например, при достижении предельного возраста пребывания на службе, наличии заболевания, препятствующего прохождению службы), возникает некоторая неопределенность в возможности соблюдать данные ограничения. По всей видимости, принимая во внимание мнения, высказанные в юридической литературе, в данном контексте «ограничения» следует толковать в более широком смысле — как «правовые ограничения», которые на информационно-правовом уровне включают как ограничения, так и запреты, в том числе связанные с прохождением государственной службы. 12

Это интересно:  Как считается переработка у военнослужащих по контракту 2019 год

Особенностью закрепления антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов военнослужащих является то, что данные обязанности не систематизированы в законодательстве отдельным перечнем. На военнослужащих распространены: обязанности, ограничения и запреты, закрепленные напрямую в Федеральном законе«О статусе военнослужащих»; обязанности, ограничения и запреты государственных гражданских служащих, закрепленные в Федеральномзаконе«О государственной гражданской службе Российской Федерации»; обязанности, ограничения и запреты, закрепленные в Федеральномзаконе«О противодействии коррупции».

Отдельные ограничения, запреты и обязанности (например, запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью) представляются чрезмерными, требуют пересмотра. 13

За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность. 14

Прежде чем говорить об особенностях юридической ответственности военнослужащих, необходимо определить понятие и содержание самой юридической ответственности. Будучи сложным социальным явлением, юридическая ответственность является предметом многочисленных исследований и научных споров. 15

Юридическая ответственность способствует строгому и точному соблюдению военнослужащими своих обязанностей, установленных законами, Военной присягой, воинскими уставами, приказами командиров и начальников, если при ее реализации будут строго соблюдаться принципы юридической ответственности, такие как: законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость и своевременность юридической ответственности, презумпция невиновности, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, недопустимость привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз. 16

Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих. Дисциплинарная ответственность наступает за совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, то есть такого виновного нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, которое по степени своей общественной опасности подлежит наказанию властью командира (начальника по службе). 17

Административная ответственность наступает тогда, когда есть нарушение постановлений государственных органов управления (правил дорожного движения, противопожарных правил и так далее), за которые применяются взыскания органами и лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по совместной трудовой или служебной деятельности. 18

За совершенные преступления военнослужащие внутренних войск несут уголовную ответственность. Уголовная ответственность отличается наиболее жесткими мерами государственного принуждения, применяется только судом общей юрисдикции и только к лицу, виновному в совершении преступления. Наряду с ответственностью за общеуголовные преступления военнослужащие привлекаются к ответственности за преступления против военной службы, предусмотренной гл. 33УК РФ.

Вместе с тем, остались пробелы в законодательстве, в том числе, и в части статуса. Практически все законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок прохождения военной службы и правовой статус военнослужащих, отстает от реалий действительности и, за редким исключением, не только не отражает специфику прохождения военной службы военнослужащими женского пола, но зачастую даже не предполагает подобную возможность. Данная ситуация не допускает существование равных возможностей для мужчин и женщин в сфере прохождения военной службы и статуса военнослужащих, а также их реализации, что создает предпосылки для наличия неравного положения, дискриминации по половому признаку. 19 Однако в сложившихся исторических, демографических, экономических и политических условиях в целях поддержания обороноспособности Российской Федерации на должном уровне, а также реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, ввиду наличия правового вакуума, недостаточной регламентированности военно-служебных отношений с участием военнослужащих женского пола, а также их правового статуса необходимо проведение ряда организационных, законодательных и иных мероприятий, использование положительного зарубежного опыта по данному вопросу. 20 Необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части регламентации женщин-военнослужащих.

Военнослужащие — одна из тех категорий граждан, которые находятся под усиленной социальной опекой со стороны государства. Специфика деятельности военнослужащих, особая важность их службы для страны и граждан в целом, высокая ответственность и возможное выполнение задач с риском для жизни обязывают государство всесторонне и надлежащим образом обеспечить жизнедеятельность этой категории населения и защиту их прав.

Кроме того, множество иных нормативно-правовых актов содержат нормы, касающиеся социальных прав военнослужащих.

Необходимо добавить, что социальная поддержка военнослужащих осуществляется после увольнения лиц, проходящих военную службу, в запас. Данные нормы позволяют повысить престиж воинской службы и обеспечить военнослужащим уверенность в будущем. Учитывая низкий уровень общественного мнения относительно службы в армии и нежелание лиц призывного возраста идти служить, государству следует защищать права лиц, призывающихся на военную службу. 21

Таким образом, можно сделать вывод о том, что статус военнослужащего как правовая категория включает в себя права, обязанности, ограничения, ответственность. Несмотря на то, что законодательное закрепление данных элементов достаточно подробно, на практике выявляются проблемы и пробелы законодательства.

2. Государственный служащий: понятие, правовой статус и виды

В любом обществе понятие «служба» подразумевает один из видов общественно полезной деятельности. В системе социальных отношений она существует не только в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, но и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. В первую очередь это относится к процессу производства в целом и его обеспечении в интеллектуальном отношении. Содержательная характеристика процесса труда лежит в основе разграничения существующих в современных условиях основных типов общественно полезной деятельности людей.

Государственная служба имеет свою систему и включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

— правоохранительная служба. 22

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъекта РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам лица, претендующего на замещение должности гражданской службы, устанавливаются нормативным актом соответствующего государственного органа и включаются в должностной регламент.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Проверка сведений, представляемых гражданами, поступающими на государственную или муниципальную службу, обычно осуществляется кадровыми службами соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

В необходимых случаях достоверность сведений, представляемых гражданами при поступлении на государственную или муниципальную службу, может проверяться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 23

Несмотря на законодательную базу и широкую практику применения, существуют определенные проблемы в практической деятельности. Так Иванкина Т.В. отмечает: «На первых порах, когда только был принят Законо гражданской службе, все его недостатки были не слишком заметны, но когда этотЗаконстал активно применяться, они тут же обнаружились. Я считаю, в частности, недостаточно продуманными формулировкиЗаконапо вопросам поступления на службу и увольнения гражданских служащих». 24

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Наиболее общее отличие правоохранительной и военной видов государственной службы от гражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, то есть в выполняемых ими функциях и задачах.

Одной из особенностей военной службы является ее обязательность. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов — очередных и по мобилизации. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России (всеобщность в данном случае означает ее обязательность для всех граждан данной социальной группы). 25

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. 26

Обращаясь к характеристике института государственной службы в современной России, необходимо отметить, что разделение службы на виды отражено в действующем законодательстве. Приняты федеральные законы о государственной службе и о муниципальной службе, а также указы Президента РФ и постановления Правительства России, детализирующие эти законы.

Статья 3. Государственный служащий. 1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Является ли Служба по контракту трудовой деятельностью?

Да, конечно засчитывается. Закон О статусе военнослужащих» (статья 10) предусматривает, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Если ответ Вас устроил, не забудьте поставить отзыв, удачи

Военнослужащий по контракту это госслужащий

Проведем сравнительный анализ статуса военнослужащего и государственного гражданского служащего.

Сравнение будем проводить по следующим критериям:

Понятие гражданский и военнослужащий;

Обязанности гражданского служащего и военнослужащего;

Ответственность в гражданской и военной службе;

1. Итак, начнем с характеристики понятия военнослужащий и гражданский служащий.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006), гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий — субъект и реализатор служебных полномочий. Исходя из понятия и содержания службы, основная особенность служащего лежит в характере его труда; в процессе труда объектом воздействия являются: человек (его интеллект, сознание, свобода, здоровье, поведение и др.), общество и социальные институты и процессы.

Другая особенность социального и правового статуса служащего заключается в том, что он занимает должность, посредством которой определяются содержание и границы воздействия служащего на указанные объекты в процессе труда.

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, и государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации (п. 3 ст. 10). Пункт 4 статьи 10 Закона о системе госслужбы предусматривает, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе.

Это интересно:  Нормативы физо для военнослужащих по контракту 2019 2019 год

В статье 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006) указана необходимая составляющая в понимании особенностей трактовки термина «гражданский служащий» — осуществление профессиональной служебной деятельности на должности гражданской службы. При назначении гражданского государственного служащего на должность заключается служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23).

Теперь рассмотрим понятия военнослужащий.

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.10.2006 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007), граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд.

В рамках единого механизма государства военная и гражданская государственная служба имеют общие основы и принципы организации, функционирования и развития. Сущность и содержание как гражданской, так и военной службы обусловлены органическим единством государственного аппарата.

2. В военной службе можно обнаружить ряд аспектов, характерных для государственной службы.

А. Социологический аспект, т.е. военная служба как социальная категория — это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, проходящими военную службу в государственных органах и организациях.

Б. Под политическим аспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством прохождения военной службы через деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функции отдельных государственных органов, возложенные на них государством в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба исполняется в специфической сфере жизни общества — обороны и безопасности государства.

Для претворения в жизнь принимаемых федеральными органами государственной власти решений в тех или иных специфических сферах деятельности государства необходима постоянная организаторская работа. Эта деятельность, например, в области обороны государства, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями. Основу обороны Российской Федерации составляют Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, управляемая министром обороны через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи государства в области обороны, возложенные на Вооруженные Силы РФ, конкретизированы (персонифицированы) и вышеуказанным Законом закреплены в функциях Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ. Деятельность по реализации их функций ведется военными органами, которые объединены в системе Министерства обороны РФ, учреждены государством, входят в систему органов государственной (исполнительной) власти и призваны решать задачи, определяемые компетентными органами государственной власти.

Деятельность данных органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти. Она представляет собой целенаправленное воздействие на Вооруженные Силы в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними задач. По своей сути эта деятельность носит управленческий характер и, таким образом, является разновидностью государственного управления. Должностные лица, выполняющие функции управления в сфере обороны и безопасности, исполняют свои обязанности в интересах государства.

В целях безопасности государством создаются специальные органы (например, Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба и др.), которые решают задачи в строго отграниченной сфере общественной жизни по реализации нормативно закрепленных за ними функций.

Таким образом, главной целью военной службы является практическое осуществление функций и решение задач в сфере безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

В. Юридический аспект при характеристике военной службы представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.

Таким образом, военная служба как особый вид государственной службы является деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, наделенными Законом особым статусом, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных специфических задач.

Выделение понятия «иные специфические задачи» не говорит о том, что их выполнение не связано с безопасностью и обороной, а указывает на то, что деятельность отдельных органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не связана непосредственно с осуществлением функций государства в области обороны и безопасности, но в то же время имеет к ней прямое отношение (например, деятельность военных судов и органов военной прокуратуры).

На военнослужащих помимо исполнения общих и должностных обязанностей могут быть в отдельных случаях возложены специальные обязанности.

3. Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно — правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих каждого ведомства (отрасли) по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Таким образом, деятельность служащих разных ведомств имеет свою специфику, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных органах и организациях, ее содержание и организационно — правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, выполняемыми ими.

4. Военная служба имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид государственной службы.

В отличие от гражданской государственной службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных военных организациях (Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях). Такой признак государственной службы, как «профессиональная деятельность» не характерен для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся: принятие военнослужащими военной присяги, наличие у военнослужащих воинских званий, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, беспрекословность воинского повиновения, особенности в защите прав участников военно-служебных отношений, право на хранение, ношение, применение и использование оружия, специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально — экономических правах.

2. Права государственных гражданских служащих и военнослужащих

Под правами гражданского служащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006), иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения государственных органов.

Виды службы, виды и компетенции государственных органов, особенности и компетенции структурных подразделений государственных органов, отраженные и закрепленные в конечном счете в должностных регламентах, детерминируют комплекс прав гражданского служащего.

Права военнослужащих установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007).

Сравнение прав государственных гражданских и военнослужащих представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Права государственных гражданских и военнослужащих

Права государственных гражданских служащих

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

1) Право на свободу передвижения и выбор места жительства;

2) Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании;

3) Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица;

4) Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями;

5) Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы;

6) Право на нормальную продолжительность служебного времени и отдых;

7) Право на денежное довольствие и дополнительные выплаты;

8) Право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих;

9) Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений;

10) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

11) Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета;

12) Военнослужащие — граждане имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих;

Это интересно:  Страховые выплаты военнослужащим при травме в 2019 2019 год

13) Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и прочие права.

Сравнивая права государственных гражданских и военнослужащих моно отметить, что права этих двух групп государственных служащих значительно схожи. Так права государственных служащих, так и военнослужащих предусматривают возможности для профессиональной деятельности, социальные гарантии, финансовые выплаты. Разница лишь в том, что предмет деятельности этих двух видов государственных служб разный.

3. Обязанности государственных гражданских и военнослужащих служащих

Сравнение обязанностей государственных гражданских и военнослужащих представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Права государственных гражданских и военнослужащих

Обязанности государственных гражданских служащих

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1) быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

2) строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

3) дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

4) совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

5) быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

6) соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Итак, обязанности государственного гражданского служащего тесно связаны с управленческой работой, выполнением своих профессиональных обязанностей. Обязанности военнослужащего в целом связаны с верностью государству и необходимостью его защиты. Специальные должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

4. Ответственность государственных гражданских и военнослужащих

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по их наложению, а также порядок применения и обжалования с учетом конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Правом регулировать вопросы дисциплинарной ответственности субъекты Федерации не обладают.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Федеральным законом. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 15 этого Закона, предусматривающей обязанность государственного служащего соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п. 4); сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан (п. 7). Наиболее серьезными являются должностные проступки, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Государственные служащие несут уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Уголовным и Гражданским кодексами.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

В теории права под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера. В данном смысле юридическая ответственность, с одной стороны, выступает как средство наказания, кары виновного, а с другой стороны, несет воспитательную нагрузку, стимулируя дальнейшее правомерное поведение как самого правонарушителя, так и других лиц.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие двух оснований — нормативного и фактического. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются правовые нормы, предусматривающие ее наступление в том или ином случае. Фактическим основанием юридической ответственности является конкретное виновное противоправное деяние (правонарушение). Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности или применения мер общественного воздействия.

Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.

При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих (ст. 29 УВС ВС РФ).

За преступления, происшествия и проступки подчиненных, не являющиеся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет (ст. 8 ДУ ВС РФ).

Особенности юридической ответственности военнослужащих состоят в следующем:

— юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими, как правило, в сфере военно-служебных отношений;

— в силу большего числа юридических ограничений, накладываемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений;

— в отношении военнослужащих применяется более строгая, по сравнению с другими гражданами, юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;

— законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, в соответствии с комментируемым Законом военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Личная дисциплинарная ответственность военнослужащих за нарушение общественного порядка предусмотрена, в частности, ст. 48 ДУ ВС РФ.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки).

В настоящее время административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 «Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов», КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих. Таким законом является Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. Им признан не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» от 13 января 1984 г., приведены в соответствие с законодательством нормы о материальной ответственности военнослужащих.

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении служебных обязанностей (например, находясь на отдыхе), возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т.е. либо в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые могли быть получены при нормальных условиях гражданского оборота, если бы не произошло причинения вреда.

Материальная ответственность может быть возложена на военнослужащего лишь при одновременном наличии: реального ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом, вины в причинении ущерба.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с УК РФ. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Итак, статус государственных гражданских и военнослужащих в Российской Федерации регламентирован разными федеральными законами и прочими нормативными актами, регулирующими свое пространство деятельности. Статус военнослужащий более детально рассмотрен действующим законодательством в виду разнообразия военной службы и сильной дифференциацией служебных задач.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector