+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Экологическая культура как условие формирования и сохранения «культурного генома» человека

В.И. Вернадский в своих трудах неоднократно выделял особую роль духовного культурного начала в становлении ноосферы, констатируя, что сегодня люди сплошь и рядом действуют неразумно, бессознательно. Тем не менее, В.И. Вернадский предсказывал усиление роли научных знаний («научной мысли») в человеческой деятельности. В наших трудах мы, активно развивая эту мысль, неоднократно подчеркивали сущность новых задач образования в современном обществе, принимая во внимание культурные ноосферные принципы. Как мы неоднократно указывали в своих трудах экологическая культура есть качественно новая культура личности, наполняющая свойства ее отношений с окружающей социоприродной средой конкретным (в зависимости от уровня экологической культуры) содержанием. «Экологически культурная личность», в свою очередь, представляется нам как уникальный обладатель и трансформатор собственной экологической культуры в направлении развития и обогащения ее внутреннего содержания и внешних проявлений. Проблема сохранения природного и культурного наследия и, собственно экологическая культура отдельной личности, соотносятся между собой, на наш взгляд, через феномен целостного эколого-ориентированного мировоззрения личности. Содержание экологической культуры распространяется на все окружающие объекты без исключения (как природные, так и антропогенные). Очевиден факт, что как естественные, так и антропоэкосистемы существуют как открытые системы, то есть их жизнедеятельность поддерживается за счет постоянного обмена веществом, энергией и информацией. Рассматривая проблему деградации, например, естественных экосистем с позиции уменьшения человеком своего «культурного генома», важно понимать, что он («культурный геном») формируется и поддерживается только во взаимосвязи с окружающей природной средой, с «миром природы». Как известно, вне культуры человек существовать не может, ибо культура и есть модель взаимоотношений человека и природы. Культура создается человеком, поддерживается множеством связей, ведь это и есть информационная суть человеческой цивилизации. Изменяя естественные экосистемы, человек изменяется сам. Важен вектор изменений и его осознанность человеком и человечеством. В этой связи возрастает роль образования как регулятора формирования и сохранения «культурного генома человека». Важно понимать, что культурный контекст решения проблем экологического кризиса обеспечивает, несомненно, понимание и «проникновение» экологических идей в очень разные образовательные пространства. Другими словами, идеи экологического образования сегодня понятны всем, и могут быть реализованы на разных уровнях образования, в образовательных организациях различных типов и видов, имея в виду проектирование эколого-культурного образовательного пространства.

Это интересно:  Образовательный потенциал всемирного наследия
Таким образом, основной и единственной целью целенаправленного экологического образования выступает, на наш взгляд, формирование экологической культуры личности обучающегося. В отношении результата экологического образования на уровне высшей школы мы предлагаем применять понятие «эколого-профессиональная компетентность личности» как частный случай ментальной адаптации понятия «экологическая культура личности» для характеристики качества экологической культуры выпускника вуза. Каковы же основные направления модернизации экологического образования (на примере экологического образования в высшей школе), обеспечивающие наличие адекватного уровня экологической культуры личности? Отметим, что задачи модернизации образовательной системы в России в современных условиях и одновременно цели политики экологического развития государства, утвержденные на уровне Правительства РФ, представляют собой объективные факторы совершенствования экологического образования в высшей школе. 30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В качестве основных задач государственной политики в области экологического развития в том числе было заявлено «…формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания». Важно отметить, что в данном документе указано, что при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:
  • формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;
  • государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
  • включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
  • обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
  • государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Принимая во внимание сказанное выше, однако, отметим, что начиная с 2014 г. мы можем констатировать резкое уменьшение объемов инвестиций в природоохранную сферу РФ. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ c 2014 по 2016 гг. снизились соответственно: с 158636 млн. руб. в 2014 г. до 139677 млн.руб. в 2016 г.
Это интересно:  Cовременное информационное общество и экология личности
Из них на охрану атмосферного воздуха с 55587 млн. руб. в 2014 г. до 40340 млн. руб. в 2016 г. На охрану водных ресурсов с 76315 млн. руб. до 67469 млн. руб. На охрану земель 14540 млн. руб. в 2014 г. до 12228 в 2016 г. Это говорит, прежде всего, о трудностях (политических, финансовых, социальных и т.д.) соблюдения последовательной интенсивной природоохранной политики в России в современных условиях. В этой связи роль экологического образования и культуры представляется особенно актуальной для достижения целей экологического развития государства. Итак, содержание экологического образования и его результата  эколого-профессиональной компетентности выпускника университета, должно зависеть от специфики, качества и уровня развития экономики (а значит от содержания и направления природоохранной политики) того или иного государства (региона). В России, например, возможно увеличивать площади особо охраняемых природных территорий, снижая затраты на образование и охрану окружающей среды. Тогда как, например, в Японии уровень экологической культуры будущего выпускника университета (вне зависимости от его будущей специальности) коррелируется в специальных исследованиях с критериями устойчивости городской среды того региона, где находится университет. А экономическое состояние региона обусловлено результатами работы специалистов с экологическим образованием. Приведем пример как экономические затраты на экологическое образование студентов университета приносят дивиденды государству и бизнесу в Японии. Под устойчивостью городской среды японские исследователи понимают возможность управлять своими запросами и потребностями, адаптироваться к неизбежным изменениям в рамках своего развития. Устойчивый город должен развиваться без ущерба для прилегающих территорий сегодня и в будущем. Исследователь из университета Китакьюшу (Япония) Фриц Ахмад Нузир (Fritz Akhmad Nuzir, Japan, 2014) и исследователь из университета Бандар Лампунг (Индонезия) Барт Джулиан Деванкер (Bart Julien Dewancker, Indonezia, 2014) в своем совместном труде, посвященном изучению влияния университетского образования (деятельности крупного университетского кампуса Китакьюшу) на экономику, социальную жизнь и состояние окружающей среды в городе Китакьюшу, обосновывают важное социально-экологическое значение университетского образования для всестороннего развития устойчивой городской среды. Целью их исследования стало выявление условий еще большей эффективности взаимодействия университетского центра с экономикой города, определения критериев эффективности такого взаимодействия. Важно отметить, что главным критерием эффективного взаимодействия университет – городская среда выступает «экологичность города». Авторы убедительно обосновывают в своей работе, что от уровня экологической культуры выпускников университета напрямую зависит устойчивость городской среды, в которой они будут жить и работать. При этом в работе особо акцентируется необходимость создания рабочих мест для выпускников данного университета здесь же в Китакьюшу для применения на практике полученных компетенций, направленных на улучшение качества окружающей природной среды.
Это интересно:  Природное наследие республики Ингушетия
Исследователи, подробно представляя анализ экологической ситуации своего региона – агломерации Китакьюшу – определяют конкретное содержание образовательных программ высшего образования, направленных на решение насущных экологических проблем. Такая «стыковка» интересов различных сфер экономики, а, в конечном счете, и самого жителя агломерации выступает предметом постоянных исследований специалистов в области образования, с одной стороны, и специалистов в области социально-экономического развития данного региона, с другой стороны. Следует отметить, что такие исследования являются весьма востребованными для обеих сторон. Реализация подобного социального заказа на подготовку специалистов осуществляется преимущественно на уровне магистратуры. В качестве положительного социального эффекта выступает обеспечение занятости выпускников и, конечно, улучшение качества городской среды в условиях перенаселения. Таким образом, проблема формирования и сохранения «культурного генома» человека сегодня – проблема, в первую очередь, сферы образования. Экологическое образование, имеющее своей целью формирование экологической культуры личности, сегодня переживает период модернизации. Образ жизни современного человека и его культурные связи сегодня имеют все больший прагматический характер. В связи с этим следует ориентировать дидактические возможности целенаправленного экологического образования на решение локальных экологических проблем, например, как это делают в университете Китакьюшу (Япония).]]>

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector