+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Административные правонарушения в сфере коррупции

коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица Статьей 13 указанного закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14 предусматривает ответственность за коррупционные правонарушения юридических лиц. Однако ни в самом федеральном законе, ни в УК РФ, ни в КоАП РФ не дается понятия коррупционных преступлений и правонарушений и не конкретизируется, за какие из них наступает та или иная ответственность. Несмотря на обширную законодательную базу в области противодействия коррупции, меры по борьбе с ней нельзя назвать эффективными. Основной проблемой и недоработкой является толкование понятия «коррупция». Законодатель ограничился лишь перечислением определенных деяний, обладающих частными характеристиками, что делает легальное определение весьма узким и не позволяет в полной мере охватить коррупционные проявления. Основная составляющая коррупционных деяний, согласно закрепленному в федеральном законе определению, имущественная выгода либо корыстные побуждения. «Принятие Федерального закона о противодействии коррупции не повлекло за собой ни установления в УК РФ четкой правовой квалификации коррупции, ни запрета коррупции как преступного деяния нормами Уголовного кодекса». Нет четкой регламентации и коррупции как административного правонарушения. Все это породило немало дискуссий в исследовательской среде. На доктринальном уровне стали предлагаться различные определения понятия «коррупция», а также закрепление в отраслевых законодательных актах таких понятий, как «коррупционное преступление» и «коррупционное правонарушение». Закрепление данных понятий с последующей систематизацией составов деяний коррупционной направленности было бы целесообразным действом. Именно отсутствие такой систематизации не позволяет эффективно бороться с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности. Ведь как бороться с тем, чего нет? Закрепленное в ФЗ «О противодействии коррупции» понятие не дает нам четкого ответа на вопрос, какие деяния все же являются преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности. В данной статье остановимся подробнее на понятии «коррупционное правонарушение» и постараемся понять, какие правонарушения являются коррупционными.

Это интересно:  Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
«Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления. Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии».
Как уже было отмечено, действующее законодательство не дает определения административного правонарушения коррупционной направленности. Соответственно, возникают вопросы, какие же правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, стоит относить к коррупционным. На доктринальном уровне нет единого мнения по данному вопросу, вследствие чего исследователи придерживаются различных подходов. Можно выделить три подхода к определению коррупционных правонарушений. Первый подход можно назвать традиционным. Исследователи данного подхода придерживаются мнения, что к коррупционным правонарушениям, закрепленным в КоАП РФ, относятся статьи 19.28 и 19.29, которые были введены федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» . То есть, данные нормы были внесены в КоАП РФ как раз с принятием антикоррупционного законодательства. Второй подход представляется шире. Его приверженцы считают, что к коррупционным правонарушениям необходимо относить большее число составов, закрепленных в КоАП РФ. Так, например, Илий С. К. считает, что составы административных правонарушений коррупционной направленности необходимо определять по определенным критериям, в частности при наличии элементов подкупа; использования служебного положения; нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции . На основании данных критериев Илий С. К. выделяет 11 статей КоАП РФ, подпадающих, по его мнению, под правонарушения коррупционной направленности.
Это интересно:  Административное судопроизводство: специализация судей
Основная идея третьего подхода – внесение в КоАП РФ новых составов правонарушений коррупционного характера. К данному подходу склоняются исследователи обоих рассмотренных выше подходов. Илий С. К. предлагает предусмотреть административную ответственность за протекционизм; за умышленное представление недостоверных сведений о доходах и расходах; за осуществление предпринимательской деятельности государственным служащим; за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов и др. Несомненно, каждый из трех подходов заслуживает внимания. Однако первый подход представляется достаточно узким и не способен в полной мере отразить реальное положение коррупционных правонарушений, так как их список все же шире, нежели две статьи КоАП РФ. Наиболее целесообразным представляются второй и третий подход, именно они способны обеспечить более эффективное противостояние коррупции, пресекать ее на уровне правонарушений, не позволяя перейти на общественно опасное деяние – преступление. Для эффективного противодействия коррупции необходимо начать с определения понятия «коррупция», закрепленного в федеральном законе, ввиду своей узкой направленности оно нуждается в корректировке. Кроме того, данное понятие не дает реального представления о том, какие деяния являются коррупционными и за какие из них назначается та или иная ответственность (уголовная, административная). Вследствие чего видится необходимым закрепить легальные отраслевые понятия коррупции и систематизировать деяния под них подпадающие. Таким образом, считается целесообразным разработать и закрепить в КоАП РФ легальное определение административной коррупции, систематизировать административно-правовые нормы коррупционной направленности в обособленный раздел, дополнив его новыми составами коррупционных правонарушений. Противодействие коррупции будет эффективным только в случае системного подхода, необходимо знать, чему противодействовать. Современное антикоррупционное законодательство не отвечает данному критерию и требует дальнейшего совершенствования.

Статья на тему административные правонарушения в сфере коррупции

]]>

Это интересно:  Проблемы и перспективы реализации административного судопроизводства в судах общей юрисдикции
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector