+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Актуальные вопросы тактики осмотра места происшествия (на примере ДТП)

Осмотр места происшествия – это безотлагательное следственное действие, промедление, с проведением которого может привести к утрате или видоизменению следов преступления. При совершении преступления в условиях транспорта, когда место преступления находится на определенном расстоянии от следственного подразделения МВД России на транспорте, немедленное осуществление осмотра в ряде случаев невозможно. Однако в этой ситуации остается угроза утраты и видоизменения следов на месте совершения преступления. В этой связи представляют интерес организационные и тактические аспекты осмотра транспортного средства, осуществляемого при расследовании преступлений. Осмотр места происшествия на транспорте имеет особенности, не присущие другим видам осмотра. Во-первых, при осмотре места происшествия следует как можно быстрее провести следственное действие, для восстановления дальнейшего движения. Во-вторых, само место происшествия часто занимает значительную территорию, что требует применения научно-тех- нических средств для точной фиксации, как и самого места происшествия, так и его деталей. В-третьих, при расследовании транспортных преступлений требуются специфические знания, которыми следователь может не обладать, поэтому существует необходимость привлечения к осмотру широкого круга специалистов, способных выявить как первичные причины происшествия, так и «вторичные» причины возникновения конкретных следов. Особенностью производства следственного осмотра места происшествия стало сегодня то, что федеральным законом № 23 от 4 марта 2013 года исключено участие понятых при его производстве, и это вызвало недовольство сторонников данного института. Ведь в соответствии со ст. 60 УПК обязанность понятого заключается в том, чтобы удостоверить факт производства следственного действия, его содержание, ход и результаты. Считаем, что обязательное участие понятых в осмотре места происшествия необходимо, а исключение их из участников осмотра не продуманный и опасный шаг, затрудняющий осуществление правосудия. Даже КоАП РФ требует наличия понятых при осмотре места события. Требование законодателя о применении вместо понятых технических средств фиксации процесса и результатов осмотра места происшествия (часть 1.1 ст. 170 УПК) не устраняет возникающие опасения, ибо не уточнено, что относится к таким техническим средствам. УПК РФ разрешает производить осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела, чтобы исключить изменения обстановки и определить, было ли преступление или некое другое не преступное деяние. Следы и вещественные доказательства, подлежащие осмотру при происшествии с ТС, располагаются на дороге либо вблизи самого ТС, что требует применения фронтального осмотра, охватывающего полотно по его ширине и в зоне движения вдоль него. Подготовка к осмотру включает решение довольно широкого круга вопросов. Прежде всего, фиксируются объекты транспортной инфраструктуры, которые относятся к месту события. Очень важно определить состав следственной группы, в которую помимо работников следствия и дознания необходимо включить специалистов по транспорту, как консультантов по данному происшествию. По большинству происшествий с транспортом назначаются экспертизы по установлению непосредственных причин случившегося, относимости тех или иных предметов, деталей, неисправностей и дефектов к данному происшествию. Ко времени назначения экспертизы у следователя должны быть заключение о причине происшествия; протокол осмотра транспортного средства; показания водителя ТС. Изучение представленных материалов позволит установить, действительно ли необходимо назначение экспертизы, и если да, то какие вопросы следует поставить перед экспертом. В тоже время необходимо отметить, что основной формой применения специальных технических знаний при расследовании ДТП является проведение судебной автотехнической экспертизы. Исходя из вышесказанного следует, что криминалистические экспертизы по рассматриваемым делам могут быть очень разнообразными и включать в себя трасологические исследования транспортных средств, следов ног человека, дактилоскопические исследования пальцевых отпечатков, почерковедческие и технико-криминалистические исследования документов, исследование целого по части и другие исследования. Наиболее распространены трасологические исследования различных следов, среди которых наибольшее значение имеет идентификация транспорта по двум видам следов:

Это интересно:  Особенности правовой регламентации лишения родительских прав по законодательству государств участников СНГ и их отличие с Российской Федерацией
  1. следам столкновения, наезда, которые образуются от удара бампером, крылом, кузовом, радиатором автомашины о различные предметы;
  2. следам от протекторов шин.
Подводя итог, отметим, что проблемы, относящиеся к тактике проведения следственного осмотра места происшествия, связанного с транспортом, чрезвычайно важны и актуальны и требуют более подробного рассмотрения. Ковалева М.А., магистрант Тульский государственный университет]]>

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector