+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Собрании": подрыв стабильности или назревшая необходимость?

. С момента принятия Конституции 1993 года был разработан не один проект ФКЗ «О Конституционном Собрании»: первый появился в 1994 году, последний был отклонен Государственной Думой в сентябре 2012 года. Однако соответствующий ФКЗ так и не был принят. Причина видится в том, что существующие политические силы не могут найти консенсус относительно модели Конституционного Собрания как органа, который будет наделен столь существенными полномочиями – вплоть до принятия проекта новой Конституции. Здесь мы задаемся вопросом: а нужно ли это, если за 20 лет острой необходимости в данном ФКЗ обнаружено не было? В литературе имеется точка зрения, согласно которой существование законодательно закрепленной возможности созыва Конституционного собрания дестабилизирует Конституцию РФ и действующую власть. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова видит в существовании Конституционного Собрания опасность для страны. Она также отмечает, что «Конституционное Собрание неактуально».

Оснований видеть в Конституционном Собрании опасность либо дестабилизирующую составляющую нет

По нашему мнению, оснований видеть в Конституционном Собрании опасность либо дестабилизирующую составляющую нет. Это обосновывается двумя группами факторов. Во-первых, представляется, что исполнение предписаний Конституции РФ (а ФКЗ «О Конституционном Собрании» таковым и является) не может и не должно рассматриваться как угроза. Второй момент, на котором необходимо остановиться – это право граждан на изменение Конституции. Если теоретически внесение изменений разрешено, то должен быть разработан и практический аспект — порядок формирования компетентного органа, а именно Конституционного Собрания РФ. Важно подчеркнуть, что принятие ФКЗ «О Конституционном Собрании» не означает, что есть необходимость реформирования Конституции. В то же время к тому моменту, когда таковая необходимость возникнет, ФКЗ «О Конституционном Собрании» уже должен быть принят по двум причинам. Во-первых, его принятие – процесс долгий и трудоемкий, так как необходимо найти баланс между двумя принципами формирования Конституционного Собрания – представительный характер органа и профессионализм и компетентность его состава. Во-вторых, в условиях, когда вопрос о конкретных изменениях Конституции уже будет стоять на повестке дня, прийти к консенсусу будет значительно сложнее. Актуальность вопроса признают и в высших органах государственной власти РФ. Так, в 2012 году Дмитрий Медведев подписал поручение Администрации Президента Российской Федерации представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного Собрания РФ. Таким образом, несмотря на существующую дискуссию по данному вопросу, принятие ФКЗ «О Конституционном Собрании» — назревшая необходимость, и, по нашему мнению, в ближайшее время данный нормативный акт должен быть разработан и принят.]]>

Это интересно:  Статус правовой доктрины в правовой системе России
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector