Коррупционные преступления в войсковых частях Тульской области

Армия является одним из наиболее закрытых государственных институтов. Учитывая задачи, стоящие перед военной организацией, с другой — это создает благодатные условия для произвола и коррупции.

В настоящее время в войсковых частях современной Российской армии наибольшее распространение, наравне с самовольным оставлением части (СОЧ) или места службы, имеет сфера коррупционных преступлений, куда принято относить мошенничество, присвоение или растрату, кражу, получение взятки и превышением должностных полномочий.

Судебная практика Тульского гарнизонного военного суда показывает, что в промежуток 2015 – 2017 годов следственными органами было направлено 55 уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 158, 159, 160 и 290 УК РФ.

Статистика показывает, что в последние несколько лет количество уголовных дел, возбуждаемых по «коррупционным статьям» в отношении военнослужащих, растет. Так, за промежуток 2006 – 2015 годов было направлено 31 уголовное дело, в то время как за промежуток 2015 – 2017 годов – 55. Данный факт свидетельствует о снижении уровня морально-нравственных качеств военнослужащих армии современной России.

Анализ судебной практики войсковых преступлений

Анализ судебной практики отображает следующие статистические данные: наиболее распространенным преступлением коррупционной направленности является мошенничество (159 УК РФ), связанное с получением «денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» –30%; кража денежных средств с банковских карт военнослужащих (158 УК РФ) – 29%; присвоение или растрата вверенного имущества (160 УК РФ) – 22%; получение взятки должностным лицом (290 УК РФ) – 19%.

Неисполнение начальниками служб своих прямых должностных обязанностей, таких как «знание деловых и морально-психологических качеств каждого офицера, прапорщика и сержанта непосредственно подчиненных им», влечет за собой совершение данными лицами преступлений. Чаще всего подобное встречается в службах горючего и смазочных материалов, вещевых службах.

В соответствии со ст. 240 Устава внутренней службы ВС РФ «военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка». С целью получения внеочередного увольнения, военнослужащие срочной службы прибегают к коррупционной составляющей, передавая командирам рот денежные средства или иное имущество.

Проведенная работа демонстрирует, что субъектами в большинстве совершаемых в войсковых частях преступлений являются офицеры и прапорщики, наделенные властными полномочиями и ответственностью. Данный факт свидетельствует о низком уровне культуры и правосознания среди командиров и начальников, что также отражается на воспитании личного состава солдат и сержантов. Руководствуясь низменными личностными качествами и собственной жадностью, командующий состав развивает коррупционную составляющую в рядах войск.

При этом зачастую назначаемого наказания недостаточно для исправления совершившего преступление военнослужащего. Судебная практика показывает, что наиболее распространенным наказанием за коррупционные преступления является штраф, причем в большинстве случаев минимальный.

Для пресечения противоправной деятельности в войсках необходимо повысить уровень правовой грамотности личного состава; увеличить количество проводимых проверок органами военной прокуратуры; расширить сферу проведения оперативно-розыскных мероприятий органами военной контрразведки; ужесточить назначаемые наказания военнослужащим за совершение коррупционных преступлений.

Таким образом, в качестве итога делаются следующие выводы:

  • во- первых, коррупционные преступления в рядах армии России занимают второе место после СОЧа;
  • во-вторых, субъектами преступлений чаще всего выступают военнослужащие контрактной службы в званиях офицеров и прапорщиков;
  • в-третьих, низкий уровень правовой культуры личного состава подталкивает таковой на совершение коррупционных преступлений;
  • в-четвертых, назначение слишком мягких наказаний за совершение преступлений не обеспечивает должное исправление военнослужащих.

Аксенов М.Э., магистрант Тульский государственный университет