Одной из основных и неотложных общечеловеческих проблем современности является охрана окружающей среды. Человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно воздействует на естественную среду, причем воздействие это чаще носит отрицательный характер. И для урегулирования экологических проблем необходима прогрессивная государственная политика. И реализовать данную политику в области экологического развития Российской Федерации необходимо в опоре на Конституцию Российской Федерации.

Статистика в сфере экологии сегодня показывает по большинству показателей сильное снижение качества окружающей среды в РФ, что в ближайшем будущем может обернуться необратимым процессом. За последние годы отмечен рост площади пострадавших земель, загрязненных вод, резко снижена площадь леса. Кроме того, на состоянии экологической безопасности и охраны окружающей среды сказываются происходящие глобальные природные процессы. При этом состояние и качество окружающей среды, ее природных ресурсов и комплексов не остаются неизменными, а зависят от общественного производства как главного фактора воздействия человеческого общества на природную среду и основной формы их взаимодействия.

Конституционное право гражданина на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться государством посредством принятия мер защиты окружающей среды органами государственной власти и местного самоуправления, физическими лицами и хозяйствующими субъектами.

Важной проблемой является тот факт, что обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду требует от государства больших финансовых затрат, что в условиях кризиса вызывает большие затруднения. На основании чего актуальность приобретает реализация права на возмещение ущерба, который был причинен здоровью или имуществу посредством экологического правонарушения. Однако на практике действующее законодательство РФ не закрепляет механизм, который бы позволял рассчитывать вред, нанесенный окружающей среде, а также адекватно рассчитать размер нанесенного здоровью и имуществу граждан вреда. Сегодня, действующее законодательство предусматривает два способа определения размера причиненного окружающей среде вреда: соразмерно фактическим затратам на восстановление окружающей среды или согласно закрепленным таксами методическим исчислениям размера вреда.

Однако данные способы не являются достаточными для формирования и нормального функционирования механизма взыскания с предприятий и организаций нанесенного окружающей среде вреда. Основной проблемой является отсутствие на федеральном уровне действующего нормативного правового акта, который бы закрепил методы и таксы для расчета вреда, который был причинѐн окружающей среде в результате допущенных загрязняющих выбросов в атмосферный воздух, что не дает возможности полноценно реализовать право, закрепленное Конституцией РФ на возмещение ущерба при экологических правонарушениях.

Однако, на наш взгляд, учитывая обширную территорию РФ, а также климатические, гидрологические и иные различия ее регионов, целесообразно законодательно закрепить за регионами возможность самостоятельно рассчитывать таксы, а также разрабатывать методики расчета негативного воздействия в отмеченных правоотношениях. При этом мы закрепим принцип совместного правового регулирования отношений по вопросам оценки экологического ущерба между исполнительными органами на уровне регионов и на уровне Федерации.

Данный принцип сегодня реализуется на основе принципа эксплуатации в иных отраслях, смежных экологической. Так субъекты Российской Федерации имеют право определить, учитывая особенности региона размеры такс, повышенные в том числе, на объекты животного и растительного мира, которые не закрепляет законодательство Российской Федерации.

Обобщая вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что при предоставлении регионам реальной возможности правового регулирования в сфере экологии, можно притворить в жизнь необходимый механизм реализации права граждан, закрепленного Конституцией РФ, на благоприятную окружающую среду в отмеченной сфере.

Коршунов В. В., студент Уральский государственный юридический университет