Коррупция, в современных условиях, по-прежнему остается одной из главнейших проблем сегодняшней России и представляет собой реальную угрозу функционирования публичной власти, препятствует реализации принципов права, нивелирует эффективность управления и угрожает нормальному существованию государства в целом.

Коррупция как явление действительности представляет собой особенный специфический социальный конфликт, существующий на рубеже права и экономики. Она выступает одним из проявлений социальной дезорганизации общества и ведет к радикальным изменениям в профессиональной идеологии чиновников, а также несет дополнительные глобальные последствия: многомиллиардный ущерб для экономики, потерю авторитета государственной власти, преступную инверсию правоохранительной деятельности и др.

Сущность коррупции заключается в противоречащем социальным нормам перераспределении благ в государственно-организованном обществе с использованием служебных возможностей. Это социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в общественном сознании, правовой         науке и практике, представляет собой негативное, массовое социальное явление,   развивающееся во времени, имеющее исторический характер и существенно  зависящее от социальных условий, культуры и традиций той или иной страны. Психологическая, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны и в значительной мере размыты. Она может проявляться в преступлениях, правонарушениях и различных этических отклонениях в поведении. Коррупция может проявляться в использовании должностным лицом своего статуса для получения незаконных преимуществ (что означает продажность), либо в предоставлении таких преимуществ другому должностному лицу (что означает подкупаемость).

Федеральный закон от 19 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» определяет следующие составляющие коррупции:

  • злоупотребление служебным положением,
  • дача взятки,
  • получение взятки,
  • злоупотребление полномочиями,
  • коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, адекватным российским условиям, по-видимому, является признание коррупционными любых действий, нарушающих нормативное регулирование в той или иной отрасли, сфере деятельности, региона и страны в целом посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным.

Важно заметить, что современная коррупция – это не элементарный сугубо только уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать по конкретной норме Уголовного кодекса РФ в качестве отдельного состава преступления, а негативное, правовое, социально-экономическое явление, обладающее сложной структурой, многокомпонентным содержанием, в объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных и общественно вредных деяний. Можно утверждать, что коррупция проникает во все сферы жизни социума, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом противоправной деятельности субъекта коррупции.

Большинство этих посягательств есть лишь результат подкупа должностных лиц, т.е. следствие коррупции, однако некоторые из них выражают саму суть данного явления, когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконного обогащения. В связи с чем, коррупцию можно воспринять как осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечение выгоды в корыстных целях из своего социального статуса или положения в системе государственной власти, частного бизнеса, в некоммерческой или общественной сфере.

Поскольку коррупция является социальным явлением, оно детерминируется определенными субъективными и объективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы своего проявления, включая, собственно, преступные, специфический субъектный состав, а также определенные социально значимые негативные последствия, выступающие своего рода социальной ценой.

Возможности коррупции прямо зависят от монополии определенных субъектов на выполнение некоторых видов деятельности, монопольной реализации услуг, от их бесконтрольности, но обратно пропорционально зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

Дать подлинную оценку состояния коррупции весьма трудно, поскольку подавляющая часть коррупционных правонарушений остаются латентными. Для эффективного сокращения уровня коррупции в России необходимо скорректировать функционирование как отдельных государственно-общественных институтов, так и всего механизма государства в целом.

Анненков А.Ю., к.ю.н, доц. каф. ГиАП

Сидорова Е.С., доц. каф. ГиАП Тульский государственный университет