+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия

  • соблюдение Конституции РФ, исполнение законов, которые действуют на территории РФ, различными субъектами;
  • соответствие законам правовых актов, издаваемых этими субъектами.
  • Надзор за соблюдением Конституции РФ в рассматриваемой теме сводится к следующим вопросам. Исходя из положений части 2 статьи 44 Конституции РФ, каждый гражданин обладает правом на доступ ко всем культурным ценностям, а согласно части 3 данной статьи, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также беречь памятники истории и культуры. Из вышесказанного следует, что надзор за соблюдением положений Конституции РФ в отношении охраны памятников истории и культуры, безусловно, включает в себя надзор за соблюдением соответствующего права человека. На сегодняшний день насчитывается более пятидесяти различных классификаций прав человека. Некоторые правоведы считают необходимым выделять в самостоятельную группу права в области культуры. Культурные права граждан требуют комплексного подхода при их изучении в связи с их значимостью, ввиду того, что приходится говорить о сохранении культурной самобытности народов, которые проживают в РФ, а также их культурного наследия. К группе прав гражданина в области культуры относится право на доступ к культурным ценностям. Оно основано на праве гражданина на участие в культурной жизни. Эти права освещены и в международных актах. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 15 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» её участники акта обязаны признавать право лиц участвовать в культурной жизни и принимать меры, направленные на охрану достижений культуры. Эти права получили развитие в еще одном важном акте в области культуры – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Их основная задача – охрана и обеспечение права каждого на культурную деятельность. Исходя из положений статьи 3 данного нормативного правового акта культурная деятельность состоит в том числе и из деятельности государства, направленной на сохранение и освоение культурных ценностей. А как ранее говорилось, объекты культурного наследия относятся к числу разновидностей культурных ценностей. Также данным законом закрепляется принцип неотъемлемости права лиц на культурную деятельность. Преамбула Федерального закона «Об объектах культурного наследия РФ» ставит целью государства реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, прав народов, проживающих в РФ, сохранение национальной самобытности, восстановление культурной среды. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 №195 подчеркивается необходимость прокурорам руководствоваться при осуществлении действий положениями о высшей юридической силе Конституции РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Большому количеству положений ФЗ «Об объектах культурного наследия» требуется принятие нормативных правовых актов Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, которые обладают необходимой для этого компетенцией. Отсутствие таких актов делало на протяжении длительного времени невозможным применение данного закона. Большое значение в правовом регулировании отношений по охране памятников истории и культуры отводится правотворческой деятельности субъектов РФ. В законе «Об объектах культурного наследия» можно найти множество указаний на возможность принятия соответствующих актов субъектами РФ, в соответствии с которыми должны регулироваться соответствующие отношения. Примером такого указания может служить пункт 2 статьи 27 данного нормативно-правового акта, согласно которому установка информационных обозначений и надписей на памятниках истории и культуры регионального значения должна определяться законом субъекта РФ. Ещё одной частью предмета прокурорского надзора за исполнением законов по охране объектов культурного наследия выступает надзор за соответствием закону правовых актов, издающихся поднадзорными органами, а также должностными лицами. Анализ материалов практики надзорной деятельности прокуратуры показывают, что в рассматриваемой в данном исследовании сфере общественных отношений данный вид прокурорского надзора, имеет важное значение для обеспечения режима законности в деле обеспечения охраны объектов культурного наследия. По данным государственного доклада «О состоянии культуры в 2016 году», на 2016 год только 17,58% объектов обеспечены зонами охраны, а остальные объекты нуждаются в разработке соответствующих охранных зон. Эти факты часто выявляются при проведении прокурорских проверок. В большинстве случаев только вмешательство органов прокуратуры заставляло соответствующие органы государственной власти начать принимать меры, которые были направлены на исполнение закона в части установления охранной зоны и границ объекта культурного наследия.
    Это интересно:  Изучение личности преступника при расследовании преступлений прошлых лет
    Волков В.А., магистрант Тульский государственный университет]]>

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Adblock detector