Проблемы законотворчества в РФ. Процесс законотворчества в современной России переживает существенные изменения. Главная причина этих изменений состоит в развитии новых общественных отношений, возникающих в связи с  распадом Советского Союза и советской системы права.

Однако процесс замены советского законодательства новым до конца еще не завершен.  Бурное развитие капитализма в Российской Федерации, возникновение новых общественных отношений и изменение уже существующих влечет за собой необходимость принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В противном случае может наблюдаться произвол, бесправие и анархия в деятельности субъектов правоотношений.

Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.

Проблема законотворчества в Российской Федерации находит свое отражение в современных научных публикациях

Проблема законотворчества в Российской Федерации находит свое отражение в современных научных публикациях. В частности, следует отметить работы А.И. Абрамовой «Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты»;  А.И. Херсонцева «Дефекты правотворчества и качество законодательных актов»; Д.А Керимова «Законодательная техника», а также ряд других.

Сегодня в процессе законотворчества имеется целый ряд проблем:

  • правом законодательной инициативы обладают только представители государственной власти. Граждане Российской Федерации таким правом не обладают;

Регламентом Государственной Думы допускается только внесение готовых законопроектов, не допускается внесение законодательного предложения;

  • при возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы с целью доработки он может не включаться в программу законопроектной работы Государственной Думы и, таким образом, может осуществляться затягивание его рассмотрения;
  • не всегда в рабочей группе ответственного комитета Государственной Думы участвует субъект права законодательной инициативы;

Неурегулированность сроков рассмотрения Советом Федерации законов, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ отнесены к обязательном рассмотрению Советом Федерации;

  • частое отсутствие публичных комментариев принятого закона со стороны экспертов и специалистов.

Тенденции российского законодательства

Тенденции российского законодательства условно можно разделить на три группы:

  • обеспечение всеобщего законодательного приоритета, интенсификация и стабильность законодательства;
  • спецификация законодательства;
  • унификация законодательства.

Следует отметить, что все тенденции модернизации законодательства и законотворчества в Российской Федерации должны  действовать согласованно и гармонично дополнять друг друга. Лишь комплексно претворяя вышеизложенные направления деятельности в жизнь можно добиться значительных результатов.