+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Процессуальная независимость дознавателя

Процессуальная независимость дознавателя Дознаватель, в его современной правовой регламентации УПК РФ, наделен более обширным кругом полномочий, у него появились права, которые напрочь отсутствовали у лица, производящего дознание, по УПК РСФСР. Согласно п. 1 части 3 статьи 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Согласно же статье 119 УПК РСФСР дознаватель был обязан немедленно уведомлять прокурора о процессуальных действиях на стадии досудебного разбирательства. Тем самым наметилась тенденция укрепления процессуальной независимости дознавателя, данное направление мы считаем полностью обоснованным и верным. Изменился функциональный контекст, в котором реализуются его процессуальные полномочия. УПК РФ предложил для практического применения совершенно иную модель дознания. Эта модель расширяет полномочия дознавателя, однако содержит целый ряд ограничений. Ограничения состоят в том, что согласно ч. 2 статьи 37 УПК РФ прокурор имеет право давать непосредственные указания по квалификации уголовного дела, давать письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ.  Мы считаем, что данная модель мешает правильной и оперативной работе органов дознания.

Усеченная процессуальная независимость дознавателя опирается на особые процессуальные отношения органов дознания и прокурора

Усеченная процессуальная независимость дознавателя опирается на сугубо исторические предпосылки особых процессуальных отношений органов дознания и прокурора. В уголовном процессе Российской Империи и раннем советском уголовном процессе орган дознания действовал под непосредственным управлением органов прокуратуры. Становится явным то что, дознание в широком смысле слова всегда подразумевало прокурорское присутствие. Функция уголовного преследования была их совместной функцией, в этой связи УПК РФ содержит старые черты, где дознаватель находится под чутким контролем прокурора и руководителя органа дознания. Дознаватель, будучи, наряду со следователем, лицом, осуществляющим расследование по уголовным делам, в отличие от последнего, является субъектом наименее защищенным от возможного влияния со стороны прокурора. Это обусловлено тем, что согласно п. 3 части 2 статьи 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания. Данная норма, является единственным источником тех полномочий, согласно которым прокурор имеет возможность осуществлять контроль за следственными органами на досудебном производстве. Поэтому у прокурора и выделяются полномочия, предусмотренные п.п. 3,4, 6, 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. На наш взгляд, необходимо расширить полномочия дознавателя, что позволит дознавателю независимо от прокурора направлять ход расследования. Мы предлагаем признать утратившим силу п. 4, п. 5, п. 6, п. 9, п. 10, п. 13 части 2 статьи 37 УПК РФ. Тем самым дознаватель будет непосредственно подчинен руководителю органа дознания согласно УПК РФ, а не прокурору, что позволит независимо от прокурора самостоятельно направлять ход предварительного расследования.]]>

Это интересно:  Понятие реорганизации юридического лица
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector