Общепризнанной классификацией демократий в зависимости от формы волеизъявления народа является их разделение на представительную демократию и непосредственную демократию. Эта классификация не является закрытой, и постоянно дополняется новыми формами народовластия, что обусловлено отдельными недостатками, присущими этому государственному режиму.

Развитие идей демократии позволили сформулировать теорию партисипаторной демократии (демократии участия), которая была успешно воспринята зарубежным правом. Например, в Конституции Колумбии партисипаторность закреплена как один из основных признаков государства (статья 1). Следует отметить, что концепция партисипаторной демократии становиться весьма популярна, так как позволяет гражданам оказывать непосредственное воздействие на отдельные решения, принимаемые публичной властью.

В нашей стране механизмы демократии участия развиваются весьма неравномерно и фрагментарно, что обусловлено, на взгляд автора, низким уровнем мотивации органов публичной власти, не желающих прикладывать усилия для вовлечения граждан в деятельность по управлению делами государства. У должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) отсутствует четкое понимание, что партисипаторная демократия обеспечивает согласование интересов государства с интересами общества и появление максимально приближенного к идеалу «публичного  интереса». Ю.А. Тихомиров  публичным  интересом называет «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития». В.Ф. Яковлев полагает, что публичный интерес представляет собой «…не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного государства…». Верховный суд РФ предлагает содержание конкретного публичного интереса определять через цели законодательного регулирования той либо иной сферы общественных отношений.

Исследуя сферу публичных отношений, ученые юристы в первую очередь анализируют правоотношения, возникающие в процессе удовлетворения «публичного интереса». Одним из основных способов удовлетворения публичного интереса является участие органов публичной власти в имущественном обороте, посредством осуществления закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей общества. Применение в этой сфере механизмов партисипаторной демократии позволило с 2013 года региональным органам исполнительной власти (далее – РОИВ) в некоторых субъектах России успешно использовать демократию участия для согласования с населением вопросов выполнения конкретных видов ремонтных и строительных работ, проводимых за счет средств бюджета.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что предоставляет потенциал для широкого внедрения партисипаторной демократии именно на этом уровне управления. Предпосылкой реализации данного проекта стало наличие на местах большого количества неразрешенных вопросов (требующие ремонта дороги, школы, крыши многоквартирных домов и т.п.) и отсутствие в местном бюджете достаточного количества денежных средств на их ремонт.

Опыт реализации проекта показал, что население готово не только проявлять активность для создания в рамках своего муниципального образования комфортной среды, но и вложить в данный процесс собственные деньги. Для координации этого процесса РОИВ нескольких субъектов РФ создали интернет-площадки, где инициативным группам и органам местного самоуправления предлагалось разместить наиболее важные и требующие ремонта объекты инфраструктуры, а остальным жителям проголосовать за предложенные варианты. Таким образом, на конкурентной основе были отобраны наиболее важные, по мнению населения и ОМСУ, проекты, которые получили финансирование за счет средств регионального бюджета.

Как справедливо отмечает Т.Я. Хабриева, в настоящее время весьма актуально внедрение новых форм прямой демократии на всех уровнях публичной власти, позволяющих использовать возможности электронных коммуникаций для преодоления отчуждения граждан от осуществления публичной власти. Программа, получившая в Тульской области название «Народный бюджет», стала одной из таких форм. Аналогичные проекты реализуются и в других субъектах Российской Федерации. По оценкам независимых исследований наиболее успешно данные программы реализуются в Тульской, Иркутской, Тамбовской областях.  Также согласно оценки Агентства стратегических инициатив наш регион в этом вопросе является одним из лидеров. По мнению автора, данная форма народовластия является наиболее перспективной, что обеспечивается все большим развитием информационных технологий. Например, развитие технологий блок-чейна снимает технические вопрос для проведения местных и региональных референдумов в электронной форме.

Евсиков К.С., к.ю.н. Тульский государственный университет