Вопрос о способах рассмотрения обращений граждан весьма сложен. В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Содержание данного права конкретизируется в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

Говоря о формах обращений граждан, исходя из норм законодательства, выделяют следующие способы обращения граждан в государственные органы:

  • личное обращение;
  • обращение гражданина в письменной форме;
  • обращение гражданина в форме электронного документа.

Каждое из перечисленных обращений должно содержать индивидуальные данные гражданина, иначе будет считаться анонимным, а согласно ст. 11 указанного ранее Федерального закона ответ на такие обращения не даётся. На практике складывается использование еще одной формы обращения граждан — так называемые «телефоны доверия». В качестве примера можно привести Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2012 г. № 1034 «Об утверждении Положения о «телефоне доверия» по вопросам противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Российской Федерации», где устанавливается порядок работы «телефона доверия», определен номер горячей линии, а так же установлен регламент обращения гражданина по телефону и обязательность указания данных, которые помогут идентифицировать личность и обеспечат возможность отправки ответа на данное обращение.

Согласно данному положению, поступившее обращение подлежит обязательной регистрации, а также рассмотрению, в соответствии с Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2012 г. № 231.

Однако, в базовом законе об обращениях граждан такой формы обращения не предусмотрено. Следовательно, возникает вопрос, а можно ли предполагать, что формулировка «личное обращение гражданина» в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» включает в себя обращение гражданина по телефону? В настоящее время практика складывается именно так. В подтверждение этому служат многочисленные ведомственные нормативно правовые акты, закрепляющие право и порядок обращения гражданина по телефону.

На наш взгляд, фундаментальной основой любого правового института, является законодательное закрепление смыслового значения всех необходимых терминов. По нашему мнению, это позволяет практически полностью исключить вероятность произвольного восприятия терминов субъектами права. Таким образом, мы считаем необходимым внесение изменений в законодательство о порядке обращений граждан путём выделения отдельной статьи, посвященной возможности обращения граждан в государственные органы по телефону.

Закрепление данной нормы укрепит правовое положение гражданина в области обратной связи с государственными органами, исключит возможность нарушения прав граждан на волеизъявление и защиту своих законных прав и интересов. Следует отметить, что нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривают ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций лишь с ссылкой на Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, в случае нарушения права гражданина на обращение при использовании такой формы как «телефон доверия» исключает возможность привлечения субъекта этих правоотношений к ответственности по нормам административного законодательства. Данный факт является, на наш взгляд, существенным пробелом в законодательстве и является неоспоримой причиной для реконструкции норм права с целью защиты прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Основная задача государственной власти в наше время – это создание правого государства. А государство будет считаться правовым, лишь при полноценном, всестороннем и детальном регламентировании наибольшего количества правоотношений, возникающих в современной жизни общества.

Аникина О.А., студент Саратовская государственная юридическая академия