Внутренний государственный финансовый контроль является одним из видов государственного финансового контроля и представляет собой контрольную деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Поскольку в настоящее время мы живем в постиндустриальном обществе, информационные технологии с каждым днем проникают во все сферы жизни общества. В такие периоды роль внутреннего государственного контроля возрастает, ведь расширяется сама сфера регулирования, а значит государству требуются некоторые нововведения, для полного осуществления своей власти.

Говоря об основных положениях выбранной темы, следует раскрыть такое понятие, как цифровизация экономики. Сама идея цифровой экономики зародилась в конце ХХ в. В 1995 г. американский информатик Николас Негропонте в своей книге «BeingDigital» сформулировал концепцию электронной экономики, основанной на переходе человечества в своей хозяйственной деятельности от обработки атомов к обработке электронных битов.

В настоящее время в науке нет четкого определения, поэтому нам следует обратиться к мнениям различных ученых. Так, Мещеряков Роман Валерьевич выделяет два подхода к определению термина «цифровая экономика». Первый подход «классический»: цифровая экономика —  это экономика, основанная на цифровых технологиях и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг. Второй подход — расширенный: «цифровая   экономика» —   это   экономическое   производство с использованием цифровых технологий.

Энговатова Александра Андреевна дает такое определение: «Цифровая экономика — это экономика, основанная на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях». Она считает, что: «В рамках данной экономической модели кардинальную трансформацию претерпевают существующие рыночные бизнес- модели, модель формирования добавочной стоимости существенно меняется, значение посредников всех уровней в экономике резко сокращается.»

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что цифровая экономика охватывает все то, что   поддается   формализации, то есть, превращению в логические схемы.

В Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая раскрывает основные аспекты в вопросе развития цифровой экономики.

Достаточно большое внимание данная тема получила на ежегодной международной научно-практической конференции России в области экономики, проводящейся с 2010 года — Гайдаровском форуме 2018 года. Были обсуждены темы институциональных новаций в сфере государственного финансового контроля, финансовый контроль в условиях цифровизации экономики и другие.

Основная проблема заключается в том, что в условиях появления новых информационных технологий, увеличивается и число преступлений с применением этих новшеств. Тем самым, государству сложнее бороться с так называемыми «кибер – преступлениями».

Необходимо улучшать нормативную базу. Например, необходимы изменения в Гражданский кодекс в части определения совершаемых в электронной форме сделок. Для этого потребуется уточнение и определение новых:

  • форм сделок (например, сделка в электронной форме);
  • требований к содержанию и форме цифровой оферты и акцепта;
  • требований к публичным офертам, и т.д.

Также возможно введение режима электронного (цифрового) резидентства юридических лиц. Это предполагает переход от регистрации организаций в уведомительной электронной форме через портал «Госуслуг» к альтернативному формату электронного (цифрового) резидентства.

В России необходимо создать цифровое министерство обороны, цифровое министерство промышленности, цифровое министерство экономики, и т.д.

Эти и другие цифровые структуры правительства должны:

  • а) аппаратно
  • б) программно надежно обеспечить кибербезопасность всей страны, при этом
  • в) право должно стать третьей несущей опорой кибербезопасности и цифровой экономики России.

Для повышения защиты от таких «атак» государство должно разрабатывать новые, более эффективные и быстрые методы борьбы, повышая уровень защиты и конфиденциальности. Активное участие государства в текущих процессах становится одним из решающих факторов, так как может как сдерживать развитие, так и способствовать ему.

Агаркова Ю. Г., студент Кубанский государственный университет