Особенности правового режима публичных земельных сервитутов. Понятие публичного сервитута не содержится в ГК РФ, однако оно вместе с закрытым перечнем интересов, для обеспечения которых устанавливается публичный сервитут, дано в статье 23 ЗК РФ. Русские цивилисты критиковали концепцию легальных сервитутов, в силу того, что она противоречит значению термина «сервитут».

В. Нечаев полагал, что ограничения собственности, налагаемые легальными  сервитутами  должны называться не «ограничениями» и не «сервитутами», а правом общего пользования и правом соседства. Г. Ф. Шершеневич рассматривал легальные сервитуты как пределы реализации права собственности, не относящиеся к правам на чужие вещи. Мнения современных исследователей по данному вопросу различны. В. Казанцев, Н. Коршунов, рассматривают публичный сервитут  как разновидность сервитута. А. В. Копылов, является сторонником противоположного мнения, т. е. публичный  сервитут  по своей природе к  сервитутам  отнесен быть не может.

Особенности определения сервитута

Термин «публичный  сервитут»  использован в некоторых нормативных правовых актах РФ и в каждом из них данному понятию свойственна различная правовая природа. В ЛК РФ такой сервитут дает гражданам право свободно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (ст. 11 ЛК РФ).

В ВК РФ публичный водный сервитут позволяет гражданам иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, а также пользоваться  береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6). В этом случае теряется главный признак сервитута — возможность его установления на чужую вещь.

Земли лесного и водного фондов являются государственной собственностью и по смыслу не попадают под категорию чужих вещей. С другой стороны, в ЗК РФ, ГрК РФ, ФЗ от  21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указано, что публичным сервитутом обременяется недвижимое имущество, принадлежащее определенным лицам, а не являющая государственной или муниципальной собственностью.

В российском законодательстве в настоящий момент существуют и иные ограничения права собственности на земельный участок, которые некоторые юристы называют отрицательными сервитутами. К примеру, в Правилах охраны газораспределительных сетей установлены ограничения (обременения) земельных участков, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации. Однако, на наш взгляд,  наиболее верной является позиция цивилистов, которые не относят отрицательные сервитуты к сервитутам вообще. Сервитут по своей природе является ограниченным вещным правом. Запрет же пользоваться своим имуществом не содержит реального пользования чужой недвижимостью, из чего следует вывод о том, что отрицательных сервитутов не существует. У законодателя же на этот счет другая позиция, и в Концепции развития гражданского законодательства планируется ввести такой вид сервитута, как отрицательный.