+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право безработных граждан на досрочное пенсионное обеспечение

Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016г.) «О страховых пенсиях» (далее – закон о страховых пенсиях): право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. До достижения указанного возраста (досрочно) и при определенном стаже работы пенсия может быть назначена по основаниям, установленным главой 6 (статьи 30-32) закона о страховых пенсиях 2013 года. В дополнение к пенсионному законодательству Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» 2 гарантирует право на досрочную пенсию безработным гражданам, трудоустройство которых невозможно или затруднено. Наличие такой нормы – это законодательное признание факта, что пожилой человек сталкивается с трудностями в трудоустройстве, поэтому ему необходимо предоставлять социальную поддержку. Имеет значение и то, что ни квот, ни иного резервирования рабочих мест для таких лиц не предусмотрено. Единственным разумным вариантом поддержки гражданина в такой ситуации является назначение пенсии досрочно. Пункт 2 ст. 32 Закона о занятости предусматривает правила досрочного пенсионного обеспечения безработных. Пенсия назначается:

  • гражданам, признанным в установленном порядке безработными и обратившимся в центр занятости с заявлением о назначении досрочной пенсии;
  • органами Пенсионного фонда РФ на основании письменного предложения органов службы занятости (форма предложения утверждена);
  • при условии невозможности трудоустройства безработных граждан;
  • лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
  • лицам, имеющим не менее 15 лет страхового стажа;
  • на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до достижения соответствующего возраста (по общему правилу: мужчины – с 58 лет, женщины – с 53 лет).
Это интересно:  Особенности регулирования труда иностранных спортсменов в России
Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости. При достижении общего пенсионного возраста или при поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая включается в страховой стаж, выплата данной пенсии, прекращается. При таком, казалось бы, простом и понятном правовом регулировании досрочного пенсионного обеспечения безработных граждан, право на эту меру поддержки реализуется крайне редко, а в условиях сложного экономического положения лишь единицы нуждающихся граждан воспользовались этой гарантией. Полагаем, что причин такого положения дел несколько: отличие от нормы пенсионного права, являющейся безусловным основанием пенсионного обеспечения при определенном возрасте и стаже, право на досрочную пенсию для безработных определяется субъективными критериями «невозможности трудоустройства» и активности безработного в поиске работы. Таким образом, эта мера не является объективно обязательной при соответствующем стаже, возрасте и причине увольнения, но зависит от усмотрения центра занятости. Это, полагаем, нивелирует гарантированность права на защиту. Субъективизм этих норм порождает судебные споры вызывает вопросы насчет наличия в них фактора коррупцигенности. Если в прежние годы при стабильном экономическом положении такие дела решались в пользу безработных, то современная практика в большинстве случаев складывается не в пользу заявителя, если центр занятости, отказавший в выдаче направления на досрочную пенсию, ссылается на низкую мотивацию истца (безработного гражданина) к труду или на якобы имевшуюся возможность трудоустройства. Не менее существенным препятствием на пути к получению безработным предложения на досрочную пенсию является и действующий механизм финансирования такой пенсии. Досрочная пенсия назначается и финансируется ПФР, при этом служба занятости обязана возместить эти расходы из бюджетных средств, выделенных на цели содействия занятости4. Это противоречит интересам службы занятости, которой выгоднее платить такому безработному пособие в минимальном размере или не платить ничего, если право на пособие уже утрачено.
Это интересно:  Проблема исчисления пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве
В итоге право на получение такой социальной поддержки является не только неопределенным, но и не выгодным тому органу, который призван ее предоставлять. Для устранения указанных проблем следует ясно и конкретизировано определить в законе критерии невозможности трудоустройства (сроки трудоустройства, количество предложений работы, основания отказа в трудоустройстве), критерии активности безработного в поиске работы (количество обращений к работодателям, причины отказа в работе, сроки активного поиска). Не менее важно пересмотреть существующие правила о возврате средств досрочной пенсии в ПФР за счет бюджета службы занятости. Досрочная пенсия безработным должна назначаться по общим правилам для всех пенсий – без использования рефинансирования из соответствующих средств службы занятости населения. Только при таком регулировании досрочному пенсионному обеспечению безработных граждан может быть придан статус гарантированной законом социальной выплаты.]]>

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector