+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Судебная практика по пенсиям за выслугу лет 2019 год

Наличие права на дополнительную общую площадь жилого помещения не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий

Ошибочно выплаченная заработная плата не подлежит возврату (взысканию), если не было допущено счетной ошибки

Военнослужащий, признанный не годным к летной работе, права на получение надбавки за особые условия военной службы не имеет

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3236-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зиновкина Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 17 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих»

С учетом того, что мать заявителя является нанимателем квартиры, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию, для разрешения настоящего заявления имеет значение и выяснение возможности и порядка сдачи этого жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенных категорий военнослужащих, к которым относится заявитель, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что мать заявителя, как наниматель жилого помещения, и администрация ЗАТО г. Заозерска Мурманской области, как собственник этого помещения, обязались передать освобожденную квартиру Министерству обороны Российской Федерации в случае предоставления ей другого жилого помещения в качестве члена семьи заявителя. Не выяснялись судом и обязательства других лиц, проживающих в данном жилом помещении, и их согласие о его сдаче.

Военнослужащий, причинивший ущерб при дорожно-транспортном происшествии, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Миклауша Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав положением пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьями 323 и 324 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коваленко Веры Васильевны на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Орличенко Ларисы Константиновны на нарушение ее конституционных прав статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Решение суда о назначении пенсии за выслугу лет № 2-4288/2013

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2015 года г. Москва

Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Н.В.Рубцовой,

при секретаре Рожкове К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4288/2015 по иску Максименкова имя и отчество к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии за выслугу лет

Максименков В.С. обратился с иском к Военному комиссариату Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, об обязании назначить ему пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации своевременно невыплаченных денежных средств.

В обоснование исковых требований указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, уволен с военной службы с зачислением в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы, исключен из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет составила лет, в льготном исчислении года.

После увольнения он был назначен на должность отдела МВД России с присвоением специального звания « ». после увольнения в ДД.ММ.ГГГГ он получал пенсию по линии МВД России. После повышения пенсии военнослужащим, его пенсия по сравнению с пенсией бывших военнослужащих уменьшилась. Он написал заявление о прекращении выплат пенсии по линии МВД России и обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, но ему в этом было отказано.

Он считает, отказ в назначении пенсии необоснованным, и ссылается на Закон РФ №4468-1, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. №6-П, от 09 ноября 2004 г. №320-О.

Истец в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Асташенков О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик о дате и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в суд не направил.

Судом было постановлено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается доказательствами по делу, Максименко В.С. проходил военную службу, уволен приказом Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по истечению срока контракта о прохождении военной службы. На момент увольнения Максименков В.М. являлся в звании , выслуга лет составила лет, в льготном исчислении- года (л.д.№).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность МВД России (л.д.№-№).

Максименков В.С. после увольнения получал пенсию в Центре пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области (л.д.№).

На основании его заявления выплата пенсии была прекращена ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Максименков В.С. обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, но ему в этом было отказано, так как пенсия выплачивается в зависимости от последнего места службы.

С данным отказом истец не согласен, поскольку он имеет право получать такую пенсию.

Такими образом, с ДД.ММ.ГГГГ подлежали пересмотру как пенсии, выплачиваемые Министерством Обороны Российской Федерации, так и пенсии, выплачиваемые МВД России.

Согласно ст. 7 Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Статьей 11 Закона предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей; б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.

Согласно ст. 51 данного Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании не отрицал, что при увольнении со службы с заявлением на оформление и выплату ему пенсии в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации истец не обращался, пенсия по линии Министерства обороны РФ ему не назначалась. Учитывая указанное, а также то, что пенсия назначается в зависимости от последнего места службы, истец избрал свое право на получение пенсии от МВД России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения Максименкову пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Ссылки истца на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в постановлениях от 18 марта 2004 г. №6-П и от 09 ноября 2004 г. №320-О, суд считает несостоятельными, так как в данных случаях, гражданам перед поступлением на службу в органы внутренних дел было реализовано право на получение пенсии от Министерства Обороны.

В удовлетворении исковых требований Максименкова имя и отчество к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет и об обязании назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Зюзинский районный суд г. Москвы.

РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании действий по отказу в возобновлении пенсии по выслуге лет незаконными и об обязании возобновить выплату пенсии со дд.мм.гггг, мотивируя свои требования тем, что он был уволен с военной службы дд.

Истец обратился в суд с иском к о взыскании с ответчика недополученной пенсии за период с дд.мм.гггг указав на то, что в дд.мм.гггг он получил вид на жительство в Российской Федерации, и обратился в с заявлением о назначении пенсии, но ему в этом .

Судебная практика по назначению пенсий за выслугу лет

Особенности исчисления стажа военнослужащих

Право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, которые:

  • — имеют на день увольнения не менее 20 лет выслуги на военной службе и (или) службе в органах внутренних дел и других предусмотренных законодательством формированиях;
  • — имеют на день увольнения возраст не менее 45 лет, общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет (из них — не менее 12,5 лет военной службы или других видов службы) и увольняются по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или достижением предельного возраста пребывания на службе.

Примечание. Право распространяется на служивших в ВС РФ и других предусмотренных законом формированиях, органах и структурах РФ, СНГ, бывшего СССР (в том числе проживающих в государствах — бывших республиках СССР, законодательством которых не предусмотрено их воинское пенсионное обеспечение). Таким же правом обладают проходившие военную службу в других государствах, но проживающие в РФ (если международными соглашениями РФ предусмотрено их пенсионное обеспечение на территории государства проживания).

Приведу пример из практики, пример основывается и на условии назначения пенсии, т.е. особенность исчисления стажа для назначения пенсии:

«Горелков обратился в суд с иском к Заволжскому комитету социальной защиты населения г. Ульяновска о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему пенсии за выслугу лет как летчику-испытателю, взыскании недополученных сумм пенсии и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 10 февраля 2010 г. он получал указанную пенсию, затем выплата ее была прекращена и назначена вопреки желанию истца пенсия за выслугу лет как работнику летного состава, что, по его мнению, незаконно.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26 июля 2012 г. в иске отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда 19 сентября 2012 г. решение суда оставила без изменения.

Президиум Ульяновского областного суда 28 октября 2012 г. оставил без удовлетворения протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ аналогичный протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ 29 ноября 2012 г. удовлетворила по следующим основаниям.

Согласно ст.79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам — не менее 20 лет.

В силу ст.83 того же Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Во исполнение требований ст.83 указанного Закона Советом Министров РСФСР принято постановление от 5 июля 1991 г. №384, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, действующее в настоящее время.

В силу п.1 названного Положения пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначаются независимо от возраста при выслуге в должностях, дающих право на пенсию, у мужчин не менее 25 лет и у женщин не менее 20 лет.

В под.»а» п.3 того же Положения предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеет летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, в том числе летчики (пилоты)-испытатели.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд сослался на то, что Горелков. имеет стаж работы летчиком-испытателем 20 лет 20 дней, т.е. менее 25 лет, поэтому пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава ему была назначена незаконно и ее выплата ответчиком правильно прекращена. Время же работы истца пилотом гражданской авиации (17 лет 11 месяцев), как указано судом, не может быть включено в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, а учитывается при назначении пенсии за выслугу лет работникам летного состава. Такую пенсию и назначили Г. после прекращения выплаты ранее назначенной пенсии. Поскольку заявитель работает пилотом-инструктором, выплата пенсии в настоящее время, как указал суд в решении, правильно прекращена.

С таким выводом суда согласился президиум областного суда.

Между тем в силу п.5 вышеназванного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается, в частности, время работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсии летному составу гражданской авиации.

Ссылка суда и президиума областного суда на то, что этот пункт определяет лишь порядок исчисления размера пенсии работнику летно-испытательного состава, имеющему не менее 25 лет выслуги только в должностях, указанных в п.3 Положения, несостоятельна, поскольку не соответствует содержанию п.5 Положения и с учетом длительного стажа работы истца летчиком-испытателем (20 лет 20 дней) нарушает его права.

Поэтому решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Заволжского районного суда г. Ульяновска, определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда и постановление президиума Ульяновского областного суда отменила и дело направила на новое судебное рассмотрение».

Для того, чтобы более детально исследовать порядок и условия назначение пенсии за выслугу лет, рассмотрим такой порядок на примере государственных служащих (регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и рядом иных нормативных актов).

В соответствии со ст.7 вышеназванного Закона, к условиям, определяющим право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, относятся:

  • а) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;
  • б) увольнение с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований:
    • — ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а также по сокращению штата в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами;
    • — увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
    • — достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы. Согласно положениям п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. По решению руководителя соответствующего государственного органа допускается однократное продление срока нахождения на государственной службе, но не более чем до достижения федеральным государственным служащим 65 лет, для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного возраста нахождения на государственной службе;
    • — несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья;
    • — увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию;
  • в) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Законодатель не связывает право государственного служащего на указанный вид пенсионного обеспечения с достижением лицом определенного возраста. Вместе с тем пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой досрочно.

Пенсия за выслугу лет может быть также установлена к трудовой пенсии по инвалидности, условия, назначения которой определены в ст. 8 Закона о трудовых пенсиях.

Так же стоит отметить, что на практике с периодичностью возникают споры о признании отдельных Постановлений Правительства РФ, направленных на регулирования назначения пенсии по выслуге лет, противоречащими федеральному законодательству. Приведем пример:

Это интересно:  За какой месяц выплачивается пенсия военным пенсионерам 2019 год

Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет регулируется огромным количеством ведомственных актов.

Базисный акт — новые Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты утверждены постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №44, вступающим в силу с 1 октября 2003 г. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №44 «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 26 августа 2003 г. — №168.

Наряду с Правилами можно выделить:

— Приказ Минобороны РФ от 4 июля 1996 г. №284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» (редакция от 13 января 2008г.) Приказ Минобороны РФ от 4 июля 1996 г. №284 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 17 августа 1998 г. — №19.

Здесь перечислены лишь несколько основных ведомственных актов, на практике же действуют десятки аналогичных актов издаваемых различными министерствами и ведомствами.

Важно подчеркнуть, что для того чтобы ведомственные акты имели юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ и официально опубликованы. Соответственно акты не прошедшие регистрации и публикации юридической силы не имеют.

Большая часть жалоб граждан остается без удовлетворения, но все же, ВС РФ, по отдельным делам подтверждает несоответствие подзаконных актов федеральному законодательству. Приведем пример:

«Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина Новикова Александра Васильевича о признании незаконным абзаца 8 подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, установила:

Заявитель Новиков А.В. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что положения оспариваемой нормы лишают его части льгот, установленных законом для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и Конституции Российской Федерации и нарушает его права, поскольку на ее основании после увольнения с военной службы выслуга лет для назначения пенсии за период службы и участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан в связи с понижением в должности и откомандированием из этой страны засчитана ему в календарном исчислении, а не на льготных условиях.

Заявитель Новиков А.В. в судебном заседании свои требования поддержал.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации полковника Московкина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым абзац 8 подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, признать незаконным, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Новикова А.В. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2 и 3.3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации.

При этом Закон не содержит каких-либо ограничений при исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях.

Указанный закон также не раскрывает понятия «особые условия» военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к «особым».

Правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года, а также Приложения к нему №1 и №2.

Правительство Российской Федерации, также не раскрывая понятия «особые условия» в своем Постановлении, к особым условиям службы относит такие ее периоды, как:

  • — служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации;
  • — участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных действий;
  • — служба в отдаленных местностях, неблагоприятных климатических условиях;
  • — служба на определенных воинских специальностях, при выполнении некоторых видов работ, боевых и других специальных задач, в подразделениях специального назначения и др.

Таким образом, указанные критерии определения особых условий службы отражают объективные факторы прохождения военной службы, конкретизируют установленное законом право военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.

Вместе с тем, как справедливо указано заявителем, обжалуемая им норма (абзац 8 подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941) устанавливает ограничения в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

Однако для военнослужащих, участвовавших в иных военных действиях, в том числе и за пределами бывшего СССР и Российской Федерации, а также в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, а также для всех других указанных в этом нормативном акте категорий военнослужащих, проходивших службу в особых условиях, таких ограничений не установлено.

Таким образом, данное ограничение не является объективным критерием прохождения военной службы.

Не может быть отнесено это ограничение в полной мере, как это определено законом, и к порядку исчисления выслуги лет, установление которого относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

По своей природе рассматриваемое ограничение служит для военнослужащего наказанием (санкцией) за совершение порочащего поступка, которое лишает его части пенсионного обеспечения либо права на него вовсе, поскольку это право находится в прямой зависимости от расчета выслуги лет именно в льготном исчислении.

Преамбулой и п.1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека перед законом и судом.

Исходя из указанных конституционных положений и норм закона, Военная коллегия приходит к выводу, что военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие право на получение пенсии, соответственно должны обладать и равным правом на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» таких ограничений не устанавливает.

Напротив, норма этого закона о зачете времени прохождения службы в особых условиях в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении является императивной.

В соответствии с нормами действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства гражданин может быть лишен прав, льгот и свобод либо ограничен в них только в порядке исполнения уголовного наказания, назначенного по приговору суда.

Таким образом, установив рассматриваемые ограничения, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, определенной законом, а обжалуемая заявителем норма в этой части должна быть признана незаконной (недействительной) как противоречащая ст.ст.19 и 55 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» и ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Жалобу Новикова Александра Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным (недействительным) абзац 8 подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава» Решение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-11.

На мой взгляд, судебная практика, в том числе по делам о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет приобретает все большее значение. И не смотря на то, что судебная практика не является источником права, она применяется нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел.

В заключении подчеркиваю, что ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении” предусматривает возможность установления аналогичных пенсий государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Судебная практика по назначению пенсий за выслугу лет

Общие положения о трудовых пенсиях в РФ, ключевые легальные понятия. Особенности современного правового регулирования основ назначения, условия и порядка выплаты пенсии за выслугу лет. Сравнительная характеристика пенсионных систем РФ и других стран СНГ.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 28.05.2014
Размер файла 586,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Общие положения

1.1 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет

1.2 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в РФ: понятие, значение, специфика

1.3 Условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет

2. Судебная практика по назначению пенсий за выслугу лет

2.1 Особенность исчисления стажа категорий служащих

2.2 Ответственность для служащих, которые вновь поступили на государственную службу и не поставили в известность полномочные органы

3. Сравнительная характеристика пенсионных систем Российской Федерации и других стран СНГ

Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Основной закон Российской Федерации — Конституция Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 25 декабря 2003 г. закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).

Можно ли сказать, что в Российской Федерации сложилось пенсионное законодательство и надлежащая пенсионная система и обеспечение?

На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не поспевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.

Совсем недавно велись споры о том, что необходимо отказаться от пенсии за выслугу лет, ввести иное понятие — пособие за выслугу лет. Между тем, законодатель не отказался от данной формулы, и действующее законодательство оперирует именно категорией «пенсия за выслугу лет».

Итак, какие нововведения принес нам очередной виток пенсионной реформы? Какие правила определения назначения пенсии за выслугу лет закрепляет действующее законодательство? Эти и другие вопросы вызывают многочисленные проблемы на практике.

В этой связи, на мой взгляд, приобретает актуальность исследование вопроса порядка и условий назначения пенсии за выслугу лет, ее правовых основ. Во-первых, актуально рассмотреть пенсию за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения, во-вторых, важно проанализировать особенности порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. И, наконец, такое исследование будет обладать новизной.

Итак, цель данной дипломной работы — исследовать современные правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не поспевают исследователи, судебная практика устаревает.

Исходя из поставленной цели ставятся следующие задачи:

— рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации, дать ключевые легальные понятия;

— исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;

— выявить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в РФ: понятие, значение, специфика;

— проанализировать специфику назначения пенсии за выслугу лет, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию, наметить нововведения и их значение в современной пенсионной реформе.

В работе будет использовано все новейшее законодательство, подзаконные нормативные и ведомственные акты. В исследовании, будет идти напор на комментарии к пенсионному законодательству. К слову сказать, к моменту написания данной работы, статьи конечно есть, посвященные рассматриваемому вопросу, в которых, учитываются нововведения, что в очередной раз подтверждает актуальность данной работы, ее новизну, а также практическое значение.

1. Общие положения

1.1 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет

На данный момент существуют десятки разноуровневых правовых актов, регулирующих условия и порядок назначения и выплаты пенсии (в случае данной работы) за выслугу лет. Это обеспечивает более детальное регламентирование порядка деятельности в данной сфере, но усложняет работу с самой правовой базой. Во избежание ошибок рассмотрим положения основных нормативно-правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Построение регулирования на разноуровневых нормативно-правовых актах подразумевает наличие иерархии.

Важнейшим документом, утверждающим основы государственного устройства РФ и закрепляющим основные принципы, в том числе касающиеся пенсионного обеспечения, является Конституция РФ. Ст. 39 указанного Закона гарантирует каждому социальное обеспечение при наступлении необходимых случаев.

Вторым по иерархии и ключевым по значимости законом является часто упоминавшийся выше ФЗ №166-ФЗ. Именно в нем отражены основные понятия, правообладатели, условия назначения и размеры выплат. Применительно к теме данной работы рассмотрим положения данного Закона с использованием дополнительных нормативных актов по каждой рассматриваемой ранее категории граждан, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет, по следующему плану:

Обязательным условием выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев. При наличии определенных оснований пенсия за выслугу лет назначается лицам, имевшим право на получение трудовой пенсии (инвалидности) с замещением должности непосредственно перед увольнением не менее полных 12 месяцев.

Для расчета стажа службы данной категории граждан используется «Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы российской федерации для установления государственным гражданским служащим российской федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе российской федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу российской федерации», утвержденный Указом Президента от 19 ноября 2007 г. №1532 См.: П. 2 ст. 54 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». .

Помимо данного перечня существует специализированный ФЗ от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 38 которого регламентирует исчисление выслуги лет в органах внутренних дел.

Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Это интересно:  Когда добавят пенсию военным пенсионерам в 2019 2019 год

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:

— период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;

— период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

— период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел

— период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;

— период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

— период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;

— период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

— период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;

— период работы судьей;

— время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего профессионального образования при условии завершения освоения данных образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы;

— срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы:

— в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

— во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел — по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

— в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:

— для назначения пенсии за выслугу лет — периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении);

— для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) — периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

— для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел — периоды, указанные в части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении);

— для предоставления иных социальных гарантий — периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

— для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации — периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— для представления к награждению ведомственными знаками отличия — периоды, определенные федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (в календарном исчислении).

Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней при условии увольнения с должности, за которую назначается данная пенсия, так как при продолжении трудовой деятельности на данной службе пенсия за выслугу лет не выплачивается.

При расчете размера пенсии снова играет роль стаж (выслуга) гражданина на данной службе, так как при выслуге не менее 15 лет выплачивается 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности +3 процента за каждый полный год сверх 15 лет службы = но не более 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего См.: П. 1 ст. 14 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». .

В случае если служащий работал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то размер пенсии увеличивается на соответствующий данной местности районный коэффициент См.: П. 2 ст. 14 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». .

Как уже отмечалось ранее, в государственную гражданскую службу входят несколько видов служб: государственная гражданская, военная и правоохранительная службы. Применительно к двум последним службам лицам, уволенным с данных видов служб без получения права на пенсию за выслугу лет, государство законодательно установило гарантию материального возмещения, путем оказания государственной поддержки. С 17.06.2011 г. вступил в силу ФЗ от 4.06.2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Целью данного Закона является восстановление справедливости в отношении значительного числа граждан, которые по различным причинам были уволены с военной службы после 1.1.2002 г. и на момент увольнения не имели необходимой выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренную Законом от 12.02.1993 №4468-1. Необходимость принятия данного ФЗ обусловлена тем, что с введение с 1.1.2002 г. обязательно пенсионного страхования на всех граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в ПФР РФ открыты индивидуальные лицевые счета, на которые работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы, размер которых зависит от заработной платы работника. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов не включены в систему обязательного пенсионного страхования, поскольку их пенсионное обеспечение после увольнения со службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не Пенсионного фонда Российской Федерации, как иных граждан. В связи с этим в период прохождения военной службы каких-либо отчислений за военнослужащих в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится.

Вследствие такого порядка военнослужащие, которые по каким-либо причинам увольнялись с военной службы и при этом не имели выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, оказывались в заведомо ущемленном положении в сравнении с другими категориями граждан. Накопления на лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации указанных лиц, начинающих трудовую деятельность в зрелом возрасте после увольнения с военной службы, начинаются, что называется, «с нуля», в то время как у их сверстников, чья трудовая деятельность не связана с военной и правоохранительной службой, к этому времени на лицевых счетах уже имеются определенные накопления. В итоге при достижении общего пенсионного возраста (55 лет — женщины, 60 лет — мужчины) при прочих равных условиях размеры трудовых пенсий по старости, назначаемых указанным гражданам, различались весьма существенно. Получалось, что годы, отданные военной службе, оказывались вычеркнутыми из жизни в прямом и переносном смысле и негативно сказывались на размере трудовых пенсий. Таких граждан немало: по данным «Российской газеты», в начале 2010 г. в стране насчитывалось около 60 тыс. граждан, уволенных с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет.

С принятием и вступлением в силу комментируемого Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ данная явная социальная несправедливость устранена.

Установленный указанным Федеральным законом механизм, обеспечивающий право на трудовую пенсию граждан, проходивших военную службу и не имеющих права на пенсию за выслугу лет, выглядит следующим образом.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как указывалось выше, граждане, проходившие военную и иную приравненную к ней службу, не подлежат в период этой службы обязательному пенсионному страхованию. Поэтому комментируемым Федеральным законом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за периоды службы, в расчетный пенсионный капитал.

Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости указанным лицам будет производиться с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы, имевшей место не ранее, чем с 1 января 2002 г., подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.

Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости стоимости страхового года на продолжительность периодов службы. При этом, период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.

Поясним это на следующем примере.

Прапорщик А.А. Лихачева уволена с военной службы с 23 июня 2003 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на момент увольнения 10 лет. После увольнения работала телефонисткой на районном узле связи. 1 сентября 2011 г. ей исполнилось 55 лет, и она обратилась в отделение Пенсионного фонда по месту жительства о назначении ей трудовой пенсии по старости.

Для определения размера средств федерального бюджета, которые должны быть перечислены в Пенсионный фонд и включены в расчетный пенсионный капитал А.А. Лихачевой, необходимо стоимость страхового года (13 509,6 руб.) умножить на продолжительность ее военной службы. В итоге получаем:

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в 2011 г. для расчета трудовой пенсии, составляет 204 месяца.

Для нашего случая размер ежемесячной прибавки к пенсии А.А. Лихачевой составит:

Согласно расчетам, проведенным разработчиками законопроекта при подготовке его финансово-экономического обоснования, в среднем прибавка к трудовой пенсии по инвалидности, исчисленная в соответствии с комментируемым Федеральным законом с момента его введения в действие в 2011 г., будет составлять 596 руб. в месяц, а прибавка к страховой части трудовой пенсии по старости — в среднем 199 руб. в месяц.

Условия для назначения пенсии военнослужащим, на основании ст. 13 выше указанного Закона, разветвляются на два пункта:

— лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

— лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В общий трудовой стаж, упомянутый в пункте «б)», включается:

— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» См.: П. 2 ст. 13 Закона от 12.02.1993 №4468-1. ;

— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер пенсии за выслугу лет устанавливается ст. 14:

— лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

Пример. Подполковнику назначается пенсия за выслугу лет. Он прослужил 30 лет. Размер пенсии будет рассчитываться следующим образом. За 20 лет выслуги ему положено 50% денежного довольствия, а за оставшиеся годы — 30% (10 лет 3%). Таким образом, размер его пенсии составляет 80% от денежного довольствия.

— лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Аналогичным условием, как и у назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, является прекращение служебной деятельности. В случае повторного определения на службу лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

К еще одним особенностям стоит отнести самостоятельный характер пенсии за выслугу лет применительно к военнослужащим и отсутствие ее установление наряду с трудовой пенсией по старости (инвалидности). В качестве доказательства ее самостоятельности можно привести пример возможности получения надбавок к ней, установленных ст. 17:

— пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, — на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии;

— неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи: при наличии одного такого члена семьи, — в размере 32 процентов расчетного размера пенсии; при наличии двух таких членов семьи, — в размере 64 процентов расчетного размера пенсии; при наличии трех и более таких членов семьи, — в размере 100 процентов расчетного размера пенсии. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию;

— пенсионерам — участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, не являющихся инвалидами, — в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, — в размере 64 процентов расчетного размера пенсии.

Существуют также основания, увеличивающие размер самой пенсии, при которых установление надбавки, указанной в пункте «в)» ст. 17:

— лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

инвалидам I группы — на 300 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам II группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам III группы — на 175 процентов расчетного размера пенсии;

— лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной:

инвалидам I группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам II группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам III группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии;

— лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам II группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии;

инвалидам III группы — на 100 процентов расчетного размера пенсии См.: Ст. 16 Закона от 12.02.1993 №4468-1. .

В случае если военнослужащий проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, все выше указанные надбавки, увеличения и сама пенсия исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности.

Гарантия идентична предшествующей — соблюдение законности при осуществлении пенсионных выплат.

П. 1 ст. 71 Закона №166-ФЗ регламентирует, что граждане Российской Федерации из числа космонавтов имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Условием, как и для остальных категорий граждан, является оставление работы, при чем причина ухода (полная выслуга или по состоянию здоровья) ярко отражается на размере выслуги — сокращение выслуги на 5 лет, как для мужчин, так и для женщин.

Гражданам из числа космонавтов при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия за выслугу лет назначается в размере 55 процентов денежного довольствия (заработка). За каждый полный год выслуги сверх указанных сроков (для мужчин и женщин соответственно) пенсия увеличивается на 3 процента, но не более чем до 85 процентов денежного довольствия (заработка). При выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет размер пенсии за выслугу лет уменьшается на 2 процента денежного довольствия (заработка) за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

Это интересно:  Расчет стажа для пенсии по выслуге лет 2019 год

Также для данной категории лиц предусмотрены надбавки к пенсии за выслугу лет, установленные п. 2 ст. 171 См.: Официальный сайт ПФР / Раздел: «Пенсия за выслугу лет». Закона №166-ФЗ:

— гражданам, являющимся инвалидами I группы, или достигшим возраста 80 лет, или нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением медицинской организации, на уход за гражданином — в размере 200 процентов размера социальной пенсии;

— неработающим гражданам, достигшим возраста 55 лет либо являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи: при наличии одного такого члена семьи — в размере 32 процентов размера социальной пенсии; при наличии двух таких членов семьи — в размере 64 процентов размера социальной пенсии; при наличии трех и более таких членов семьи — в размере 100 процентов размера социальной пенсии.

Указанная надбавка начисляется только на тех нетрудоспособных членов семьи, которые не получают трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Регулирование правоотношений по пенсионному обеспечению последней категории граждан осуществляется двумя законами: ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ и Постановлением Совета Министров от 05.07.1991 №384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава». Из-за давности принятия последнего большинство статей утратило силу, а тяжелая формулировка условий назначения изучаемого вида пенсии заставила автора прибегнуть к помощи содержания ст. 7.2 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Стаж работы рассчитывается аналогичным образом, как и у предыдущей категории лиц: полная выслуга у мужчин составляет 25 лет, у женщин — 20, при уходе по состоянию здоровья стаж сокращается на 5 лет (20 у мужчин и 15 у женщин). Условие получения пенсии уже знакомо — оставление работы в должностях, дающих право на данную пенсию.

Пенсия за выслугу лет данной категории граждан из числа работников летно-испытательного состава устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. Размеры государственной пенсии за выслугу лет по работникам летно-испытательного состава лучше всего показаны в виде таблицы

Продолжительность выслуги лет

от 25 лет у мужчин (20 лет у женщин), у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники

от 25 лет у мужчин (20 лет у женщин), у которых работа по непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах летательных аппаратов составляет менее двух третьих указанной выслуги

Таким образом, были рассмотрены основные моменты, касающиеся выплаты пенсионного обеспечения за выслугу лет: условия назначения, порядок и размер выплаты. Сравнив показатели размера выплат различных категорий должностей, установил справедливое соответствие размера пенсии тяжести должности, на компенсацию которой она рассчитана.

В качестве заключительной стадии своей работы посчитал необходимым рассмотреть последний нераскрытый вопрос — о справедливости изучаемого в данной работе вида пенсии. Ведь кажущиеся на первый взгляд большие цифры при математических подсчетах в итоге могут дать небольшой результат.

Для проверки высчитаем пенсию за выслугу лет работнику летно-испытательного состава, непосредственно выполнявшему испытательные полеты более двух третьих выслуги в 25 лет и сравним со средним уровнем заработка и пенсии по старости.

Сравнение размеров материального довольств разных уровней показало, что пенсия за выслугу лет гарантирует поддержание соответствующего материального достатка, являющегося компенсацией за годы труда в особо тяжелых условиях, особенно заметное на фоне обычных граждан.

1.2 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в РФ: понятие, значение, специфика

До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ” федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.

Как уже подчеркнулось выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за выслугу лет. Правовые основы пенсионного обеспечения за выслугу лет Федеральных государственных служащих закреплены в Законе о государственном пенсионном обеспечении.

Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера.

Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности) Комментарий к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»/Под ред. Е.Н.Сидоренко. — М.: Юрайт-Издат, 2003.- 157 с. .

Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать.

Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” но и компенсация утраченного заработка (дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы.

Еще раз подчеркиваю, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой.

Однако трудовая пенсия за выслугу лет может быть назначена досрочно

* невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении указанной пенсии по старости также может быть решен вопрос о

· назначении пенсии за выслугу лет. В данном случае для назначения пенсии;

· за выслугу лет необходимо иметь статус безработного, т.е. требуется официальная;

* регистрация гражданина в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы;

* при установлении инвалидности.

В соответствии со ст.5 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют государственные служащие и военнослужащие (ст. 19 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу). Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации”. Вместе с тем данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц, пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.

1.3 Условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет

Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа (выслуги лет).

Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более; сотрудники таможенных органов, уволенные со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по болезни, либо в связи с проведением организационно — штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющий общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в таможенных органах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют работники, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; данные лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Особенности исчисления стажа отдельных категорий служащих и работников определяется специальными нормативными актами. В частности, необходимо

* Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой

полиции, и их семьям» // Собрание законодательства Российской

1995 . — №9. — С. 752 . ;

* Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. №350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.)[12, С.1453];

* список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781)[21, С.4393];

* Приказ Минобороны Российской Федерации от 17 августа 2002 г. №315 «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей» (с изм. и доп. от 14 октября 2003 г.) и др.

Также необходимо отметить, что отдельным законодательными актами устанавливается льготное исчисления выслуги лет. Так, например, в Законе «О борьбе с терроризмом» устанавливается льготное исчисление выслуги лет (ст.22 Закона): военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).

Таким образом, при расчете стажа конкретного работника необходимо учитывать особенности исчисления стажа для данной категории служащих.

Для того, чтобы более детально исследовать порядок и условия назначение пенсии за выслугу лет, рассмотрим такой порядок на примере государственных служащих (регулируется Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и рядом иных нормативных актов).

В соответствии со ст.7 вышеназванного Закона, к условиям, определяющим право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, относятся:

1) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;

2) увольнение с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований:

* ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а также по сокращению штата в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами;

* увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного исполнения полномочий

* лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации,

в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

* достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы. Согласно положениям п. 3 ст. 25 Федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет. По решению руководителя соответствующего государственного органа допускается однократное продление срока нахождения на государственной службе, но не более чем до достижения федеральным государственным служащим 65 лет, для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного возраста нахождения на государственной службе;

* несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья;

* увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.

3) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Законодатель не связывает право государственного служащего на указанный вид пенсионного обеспечения с достижением лицом определенного возраста. Вместе с тем пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой досрочно.

Пенсия за выслугу лет может быть также установлена к трудовой пенсии по инвалидности, условия, назначения которой определены в ст. 8 Закона о трудовых пенсиях.

Прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

При рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, Пенсионный фонд Российской Федерации:

* осуществляет проверку правильности оформления представленных документов;

* принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

* запрашивает в необходимых случаях от федеральных органов и федеральных служащих недостающие документы , подтверждающие стаж государственной службы (работы);

* принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов.

В соответствии с Правилами обращения, которые регулируют процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 июня 2003 г. №44, федеральный служащий должен подать письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением №1 к настоящим Правилам (см. Приложение А) о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее именуется — федеральный орган), в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением. Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.

В случае реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому законодательством Российской Федерации переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа.

Днем обращения за назначением пенсии за выслугу лет считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами федеральным органом, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением (раздел II Постановления Минтруда от 30.06.2003 №44).

При приеме заявления о назначении пенсии за выслугу лет федерального служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых документов для ее назначения кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением:

1) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность при приеме заявления о назначении пенсии за выслугу лет федерального служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых документов для ее назначения кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением и иным представленным документам;

Статья написана по материалам сайтов: sud-praktika.ru, studwood.ru, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector