+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Воинская обязанность это вид трудовой деятельности 2019 год

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооруженные Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и имеют целью нанесение поражения противнику.

До появления огнестрельного оружия бой представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием. С появлением ружей и пушек важнейшим элементом боя стал огонь из огнестрельного оружия. Увеличение скорострельности, дальности и меткости огнестрельного оружия, оснащение войск артиллерией, танками и авиацией привели к тому, что успех на поле боя стал достигаться согласованными усилиями разных родов войск. Основными чертами современного боя являются маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность его развития по фронту и в глубину, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава. Он требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности. Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому важное значение в бою имеет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состояниями, контролировать свое поведение и деятельность. Вооруженное противоборство требует от человека высоких духовных и моральных качеств. История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а морально-психологическая готовность воинов до конца выполнять свой долг. Поэтому каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию. Эти качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.

Представление об особенностях воинской деятельности в разных видах Вооруженных Сил РФ дает характеристика приведенных ниже классов воинских должностей.

Особенности военно-профессиональной деятельности

При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.

Конец XX — начало XXI в. характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряженности, которые связаны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в новом XXI в. существует необходимость вооруженной защиты страны, а следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость. Каковы же особенности этой деятельности?

Военно-профессиональная деятельность — это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два следующих основных вида: деятельность в боевых условиях (боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности более подробно.

Боевая деятельность — это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.

Как было сказано выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровне государства, то основной причиной здесь практически всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определенной активности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.

Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия — как для конкретного человека, так и для его социального окружения. Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е. проявляет трусость [ 36].

В то же время следует задуматься над следующим вопросом: если потребность в самосохранении является биологически целесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечества знает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собой во имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом, обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуре иерархии потребностей, как вы уже знаете, занимают более высокое положение. Следовательно, боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколько социальными потребностями.

Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Именно этот мотив побуждал тысячи людей в годы Великой Отечественной войны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении и убеждениях. Поэтому обязанность каждого военнослужащий сверхсрочной службыа состоит в воспитании у своих подчиненных патриотических чувств, в формировании у них готовности 1 выступить на защиту Родины.

Как известно, любая деятельность преследует определенные цели. Посредством боевой деятельности военнослужащие добиваются достижения ближайших и более отдаленных целей. Ближайшая цель боевой деятельности может заключаться в точном исполнении своих обязанностей, связанных с задачей, поставленной перед отделением, расчетом, экипажем, взводом. Отдаленная цель боевой деятельности — разгром врага, достижение полной победы над ним.

Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих характер войны в целом, — в опасной, полной неожиданностей и сильных воздействий обстановке. Поэтому боевая деятельность — это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.

Следует отметить, что в любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевой деятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условиях должен произойти срыв адаптации, причем у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано не только с условиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями. Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчиненных те личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральной и психологической готовности личного состава частей и подразделений при достижении целей вооруженной борьбы. Поэтому особенно актуальным является выявление психологических условий эффективности и надежности боевой деятельности военнослужащих. Для военной теории и практики важно знать, как влияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условиях боевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.

Другой вид военно-профессиональной деятельности — это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд она вряд ли существенно отличается от той деятельности, которой человек занимался до призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту. Но такое мнение ошибочно. Молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего, вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека — командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).

Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время — это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.

Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.

Следовательно, с призывом на военную службу или поступлением на нее по контракту человек оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях.

Психологические исследования позволили выявить основные особенности военно-профессиональной деятельности в мирное время. В процессе данных исследований примерно тысяче военнослужащих срочной службы, прослуживших не менее 6 месяцев, было предложено указать 10 основных, по их мнению, отличий военной службы от предшествующей деятельности. Полученные результаты были подвергнуты всестороннему анализу, результаты которого представлены в Табл.1.

Классификация специфических факторов военной службы

в зависимости от характера, предъявляемых ими требований и уровня

воздействия на субъект деятельности

Как следует из данной таблицы, существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие на военнослужащих. При этом данное воздействие в зависимости от особенностей того или иного фактора может осуществляться на одном из трех уровней: биологическом, психическом и деятельностном. Проведенные исследования позволяют говорить о том, что военно-профессиональная деятельность существенно отличается от других видов социальной деятельности. Данные отличия обусловливают необходимость адаптации человека к новым условиям при поступлении его на военную службу.

Это интересно:  Отношение к воинской обязанности не имею 2019 год

В структуре современных Вооруженных сил военнослужащий сверхсрочной службы является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки военнослужащего сверхсрочной службы в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки военнослужащих сверхсрочной службы.

Профессиональная деятельность современных военнослужащий сверхсрочной службы весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой — с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. В военно-профессиональной деятельности военнослужащего сверхсрочной службы можно выделить несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний. [ 19 ]

Вообще, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов-действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель [37].

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью являясь выражением нужды субъекта в чем либо, потребность вызывает его поисковую активность , в которой проявляется пластичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующим от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблением ему заключается детерминированность деятельности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит » нащупывание» потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности . В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации [ 30 ].

Содержание деятельности не определяется лишь предметным содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельности. Человек учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей, наличие цели отсутствие противоположных потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И лишь затем он на основании мотива, который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путем создает возможность определенной деятельности.

Однако анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции поведения является эмоциональная устойчивость. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но поведение осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказалось, что мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; — связь с общей тренированностью человекав произвольной саморегуляции различных процессов [ 15 ]

Особенно ясна эта тенденция сдвига интереса с мотивационной регуляции к регуляции эмоциональной проявилась в деятельности людей военных специальностей, т. к. военная служба — это специфический вид деятельности, отличающийся высокой слаженностью. напряженностью, огромным разнообразием форм. Содержание воинской деятельности определяется сущностью войны как продолжения политики другими средствами, средствами вооруженной борьбы. Эта борьба — бой или боевая деятельность — и выступает наиболее концентрированным выражением, самой интенсивной воинской деятельности. Вместе с тем она интегрирует в себе многие другие виды деятельности : политечеекую, правовую, нравственную, педагогическую, хозяйственную и т. д..

Более частичным понятием по отношению к воинской деятельности является понятие » военно-профессиональная деятельность» отражающее процесс все более глубокого и полного разделения воинского труда, усложнения его содержания, повышения требований к личностным и специальным качествам военнослужащего. Субъектом воинской деятельности в целом является весь личный состав армии и флота.

Рассматривая воинскую деятельность как процесс выполнения военнослужащими задач воинской службы, изучения боевой техники, несения боевого дежурства, ведение боевых действий против врага и т.д. В ней выделяются следующие компоненты: осознание воином поставленной перед ним задачи; оформлением мотивов и выработку планов предстоящих действий; применение средств и приемов деятельности (оружия и боевой техники); регулирование действий в соответствии с задачей; оценку и сличение полученных результатов с тем, что требовалось или предлагалось сделать [ 11 ].

Для большинства современных психологических разработок характерно выделение ведущей роли мотивационных аспектов в психологической структуре деятельности. И это не случайно непосредственное обращение к мотивационно-личностному анализу деятельности является одним из ведущих требований системного подхода. В настоящее время резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности воинского труда ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании : увеличению скорости обработки информации, принятия решения и производства исполнительных действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, отсутствия во многих случаях прямого контакта с противником, дистанционному управлению средствами вооруженной борьбы, возрастанию значимости для исхода боя каждого отдельного решения и практического действия; необходимости длительное время находиться в высокой степени готовности к уничтожению противника способного неожиданно, в считанные секунды появиться в зоне боевого действия и др. Все это, не снижая требований к готовности человека переносить большие физические нагрузки, по-новому ставит вопрос о позновательно-теоритических возможностях военнослужащего — устойчивости его внимания, скорости и точности восприятия , быстроты и гибкости мышления, самостоятельности, готовности принять решение в условиях жесткого лимита времени, психологической устойчивости, решительности [22].

Воинская деятельность сегодня носит выраженный коллективный характер. Использование современных технических систем не только предполагает распределение функций между членами расчета, экипажа иметь коллективисткую внутренную направленность. Как отмечал советский психолог Горбов Ф., » В некоторых случаях даже беспорное личное качество, определенное в индивидуальном плане . имеет лишь относительную готовность для определения того вклада, который будет сделан данным лицом в период совместной групповой деятельности.» [8].

Современное оружие, способы его применения вызывают необходимость объединять значительные массы людей и техники в различные комплексы и сложные системы. Элементы этих систем находятся в сложной взаимосвязи на больших пространствах. Роль каждого элемента (расчет, экипаж, отдельный человек) небывало возросла. Нередко от одного человека зависит успех всей системы. Но и роль отдельного человека высоко оценивается лишь в том случае, если безошибочно действовал весь комплекс [ 22 ]

Таким образом, как и во все времена, воинская деятельность сегодня характеризуется постоянной опасностью; она связана с риском для жизни т.к. военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлены, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности солдат к выполнению должностных обязанностей, а также требует от них мужества, смелости, самообладания, выдержки, способности преодолеть страх, готовности к самопожертвованию и других волевых качеств личности.

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 29. Воинская обязанность

Перечень вопросов рассмотренных на уроке

  1. Воинская обязанность.
  2. Военная служба по контракту.
  3. Альтернативная гражданская служба.

Глоссарий по теме

Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Воинская служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в иных войсках, предусмотренных федеральными законами.

Призывник — лицо, подлежащее по законам государства призыву на военную службу.

Военкомат – это военный комиссариат, учреждение, предназначенное для организации и учета военного призыва.

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Военная служба по контракту – это возможность осознанно и профессионально выполнить свою конституционную обязанность и долг по защите Отечества.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. С. 207-217.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Граждане РФ несут военную службу в соответствии с Федеральным законом. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Воинская обязанность гражданина РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Остановимся на тех аспектах воинской обязанности, которыми юношам – выпускникам школы предстоит соприкоснуться в обозримом будущем.

Прежде всего, подчеркнем, что в год достижения 17 –летнего возраста молодой человек обязан встать на воинский учет. Он должен являться по повестке в установленное время в военкомат. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Правовой основой воинской обязанности является Конституция РФ. Остановимся на тех аспектах воинской обязанности, которыми юношам – выпускникам школы предстоит соприкоснуться в обозримом будущем.

Прежде всего, подчеркнем, что в год достижения 17 –летнего возраста молодой человек обязан встать на воинский учет. Он должен являться по повестке в установленное время в военкомат. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Правовой основой воинской обязанности является Конституция РФ. Закон предусматривает возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят ее в срок, указанный в контракте. Закон предусматривает возможность отсрочки от призыва на военную службу для некоторых категорий граждан. Основанием для этого являются временные проблемы со здоровьем; необходимость ухода за родственником или близким человеком; воспитание ребенка без матери. Призыву не подлежат граждане, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук. Отсрочку получает и гражданин, имеющий двух и более детей или одного ребенка инвалида в возрасте до 3 лет. Право на отсрочку предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения в средних школах, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в учреждениях высшего профессионального образования. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: 1) получение начальных знаний в области обороны; 2) подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении; 3) военно–патриотическое воспитание; 4) подготовку по военно–учетным специальностям солдат; 5) медицинское освидетельствование и медицинское обследование; 6) проведение лечебно–оздоровительных мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей. При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе: 1) годен к военной службе; 2) годен к военной службе с незначительными ограничениями; 3) ограниченно годен к военной службе; 4) временно не годен к военной службе; 5) не годен к военной службе.

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Условия для замены военной службы альтернативной гражданской службой

  • Несение военной службы противоречит убеждениям гражданина
  • Несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина
  • Гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведущему традиционный образ жизни

Граждане, освобожденные от воинской обязанности

  • Лица мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет
  • Лица женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет
  • НЕ годные к военной службе по состоянию здоровья

Примеры и разбор решения заданий

  1. Как называется особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в иных войсках, предусмотренных федеральными законами?

1) воинская обязанность;

2) военное положение;

3) воинская служба;

4) военное время.

Правильный вариант: 3) воинская служба.

  1. Вставьте слова в предложение:

Право на ________(А) предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме ________(Б) в средних школах, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в учреждениях _______(В) профессионального образования.

Правильный вариант: А — 2 (отсрочку); Б – 1 (обучения); В – 4 (высшего).

Воинская обязанность это вид трудовой деятельности

3 мая Ещё один вариант досрочного ЕГЭ по математике.

15 мая Повтори весь материал ЕГЭ на курсе Умскул и прибавь к результату 20 баллов.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «альтернативная гражданская служба (АГС)»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о сроках АГС;

− одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о сроках АГС, опирающейся на знания курса, например: Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о сроках АГС.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность конституционного права гражданина РФ на АГС, например: Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность конституционного права на АГС.)

В соответствии с законом Константин работает лесорубом на государственном предприятии. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что его работа обусловлена прохождением альтернативной гражданской службы?

Запишите цифры, под которыми указана соответствующая информация. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Константин не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор.

2) Константин не может подрабатывать по совместительству в других организациях.

Это интересно:  Воинская обязанность это установленный законом долг 2019 год

3) Константин не имеет права обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия работодателя.

4) Константину не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.

5) Время прохождения Константином АГС не будет засчитано в общий и непрерывный трудовой стаж.

6) Константин может быть занят только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития.

1) Константин не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор. Да, верно.

2) Константин не может подрабатывать по совместительству в других организациях. Да, верно.

3) Константин не имеет права обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия работодателя. Нет, это его право.

4) Константину не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Нет, неверно.

5) Время прохождения Константином АГС не будет засчитано в общий и непрерывный трудовой стаж. Нет, неверно.

6) Константин может быть занят только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития. Да, верно.

За укло­не­ние от про­хож­де­ния во­ен­ной служ­бы установлена

1) ад­ми­ни­стра­тив­ная ответственность

2) гражданско-правовая ответственность

3) уго­лов­ная ответственность

4) дис­ци­пли­нар­ная ответственность

Статья 328 УК преду­смат­ри­ва­ет от­вет­ствен­ность за укло­не­ние от про­хож­де­ния во­ен­ной или аль­тер­на­тив­ной службы.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

В со­от­вет­ствии с за­ко­ном Иван ра­бо­та­ет са­ни­та­ром в рай­он­ной боль­ни­це го­ро­да Н. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что он ра­бо­та­ет там, про­хо­дя аль­тер­на­тив­ную граж­дан­скую службу? Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Иван не имеет права на оче­ред­ной отпуск.

2) Иван не может рас­торг­нуть сроч­ный тру­до­вой до­го­вор по своей инициативе.

3) Иван не имеет право со­че­тать дан­ную ра­бо­ту с ра­бо­той в иных организациях.

4) Ивану не вы­пла­чи­ва­ет­ся за­ра­бот­ная плата.

5) Не­се­ние во­ен­ной служ­бы про­ти­во­ре­чит убеж­де­ни­ям Ивана.

6) Иван не может всту­пить в брак.

Призывники, убеж­де­ни­ям или ве­ро­ис­по­ве­да­нию ко­то­рых про­ти­во­ре­чит не­се­ние во­ен­ной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Кон­сти­ту­ции РФ, право на за­ме­ну во­ен­ной служ­бы аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бой (АГС). Пе­ре­чень ос­но­ва­ний за­ме­ны — убеж­де­ния и ве­ро­ис­по­ве­да­ние – Кон­сти­ту­ция РФ оста­ви­ла открытым, ука­зав на воз­мож­ность су­ще­ство­ва­ния иных оснований, преду­смот­рен­ных законом. Порядок на­прав­ле­ния на АГС и про­хож­де­ния АГС опре­де­ля­ет­ся ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской службе» и при­ня­ты­ми в его раз­ви­тие под­за­кон­ны­ми актами. Закон ука­зы­ва­ет на до­пол­ни­тель­ное ос­но­ва­ние за­ме­ны во­ен­ной служ­бы аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской – при­над­леж­ность при­зыв­ни­ка к ко­рен­но­му ма­ло­чис­лен­но­му народу, ве­де­ние тра­ди­ци­он­но­го об­ра­за жизни, осу­ществ­ле­ние тра­ди­ци­он­но­го хо­зяй­ство­ва­ния и за­ня­тие тра­ди­ци­он­ны­ми промыслами. Таким образом, три ка­те­го­рии граж­дан имеют право на за­ме­ну во­ен­ной служ­бы аль­тер­на­тив­ной гражданской: призывники, убеж­де­ни­ям ко­то­рых про­ти­во­ре­чит не­се­ние во­ен­ной службы; призывники, ве­ро­ис­по­ве­да­нию ко­то­рых про­ти­во­ре­чит не­се­ние во­ен­ной службы; призывники, при­над­ле­жа­щие к ко­рен­но­му ма­ло­чис­лен­но­му народу, ве­ду­щие тра­ди­ци­он­ный образ жизни, осу­ществ­ля­ю­щие тра­ди­ци­он­ное хо­зяй­ство­ва­ние и за­ни­ма­ю­щи­е­ся тра­ди­ци­он­ны­ми промыслами.

1) Иван не имеет права на оче­ред­ной отпуск — нет, неверно.

2) Иван не может рас­торг­нуть сроч­ный тру­до­вой до­го­вор по своей инициативе — да, верно.

3) Иван не имеет право со­че­тать дан­ную ра­бо­ту с ра­бо­той в иных организациях — да, верно.

4) Ивану не вы­пла­чи­ва­ет­ся за­ра­бот­ная плата — нет, неверно.

5) Не­се­ние во­ен­ной служ­бы про­ти­во­ре­чит убеж­де­ни­ям Ивана — да, верно.

6) Иван не может всту­пить в брак — нет, неверно.

Выберите верные суждения о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Воинская обязанность граждан РФ предусматривает пребывание в запасе.

2) Граждане не могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности.

3) Прохождение военной службы может осуществляться в добровольном порядке (по контракту).

4) Иностранные граждане не могут осуществлять военную службу в Вооружённых Силах РФ.

5) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его вероисповеданию.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Прохождение военной службы осуществляется: гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

1) Воинская обязанность граждан РФ предусматривает пребывание в запасе — да, верно.

2) Граждане не могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности — нет, неверно.

3) Прохождение военной службы может осуществляться в добровольном порядке (по контракту) — да, верно.

4) Иностранные граждане не могут осуществлять военную службу в Вооружённых Силах РФ — нет, неверно.

5) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его вероисповеданию — да, верно.

с каких это пор иностранные граждане могут осуществлять службу в РФ?

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статья 2, пункт 2:

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния за­ме­ны во­ен­ной служ­бы аль­тер­на­тив­ной гражданской. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) если ве­ро­ис­по­ве­да­ние граж­да­ни­на про­ти­во­ре­чит не­се­нию во­ен­ной служ­бы. (Например, граж­да­нин К. яв­ля­ет­ся духобором, его религия воспрещает брать в руки оружие, он обратился в военкомат с требованием заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой);

2) если граж­да­нин от­но­сит­ся к ко­рен­но­му ма­ло­чис­лен­но­му народу, ве­ду­ще­му тра­ди­ци­он­ный образ жизни, осу­ществ­ля­ю­ще­му тра­ди­ци­он­ное хо­зяй­ство­ва­ние и за­ни­ма­ю­ще­му­ся тра­ди­ци­он­ны­ми про­мыс­ла­ми. (Например, граж­да­нин А. яв­ля­ет­ся коряком−оленеводом, ведет кочевой образ жизни, он обратился в военкомат с требованием заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой);

3) если убеж­де­ния граж­да­ни­на про­ти­во­ре­чат не­се­нию во­ен­ной служ­бы. (Например, граж­да­нин Б. по убеж­де­ни­ям пацифист, вы­сту­па­ет про­тив любых во­ен­ных действий, он обратился в военкомат с требованием заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой).

Верны ли следующие суждения об альтернативной гражданской службе?

А. Альтернативная гражданская служба — это обязательный вид трудовой деятельности, осуществляемой гражданами, имеющими среднее образование.

Б. Срок альтернативной гражданской службы такой же, как и срок военной службы по призыву.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Связана с наличием убеждений противоречащим военной службе или религиозными взглядами.

Срок АГС — 21 месяц (включая два отпуска), а для проходящих её на гражданских должностях в организациях военной сферы (строительные управления Спецстроя, заводы) — 18 месяцев, также с двумя отпусками. Граждане направляются на АГС, как правило, по экстерриториальному принципу.

Срок военной службы по призыву с 1 января 2008 года составляет 12 месяцев.

Правильный ответ указан под номером 4.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о нор­мах кон­сти­ту­ци­он­но­го права?

А. За­щи­та Оте­че­ства яв­ля­ет­ся дол­гом и обя­зан­но­стью граж­да­ни­на Рос­сий­ской Федерации.

Б. Срок аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы сов­па­да­ет со сро­ком не­се­ния во­ен­ной служ­бы в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ным законодательством.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Срок аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы в 1,75 раза пре­вы­ша­ет уста­нов­лен­ный Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной службе» срок во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву и со­став­ля­ет 21 месяц.

Срок аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бы для граждан, про­хо­дя­щих дан­ную служ­бу в ор­га­ни­за­ци­ях Во­ору­жен­ных Сил Рос­сий­ской Федерации, дру­гих войск, во­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний и органов, в 1,5 раза пре­вы­ша­ет уста­нов­лен­ный Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О во­ин­ской обя­зан­но­сти и во­ен­ной службе» срок во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву и со­став­ля­ет 18 месяцев.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Здравствуйте, первое суждение, на мой взгляд, сформулировано неверно, потому что моя мама тоже гражданин РФ. значит она обязана служить?

Так как в суждении А, не указано «любой гражданин», значит речь идет только о тех гражданах, на которых распространяется Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе».

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Альтернативная гражданская служба в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие альтернативной гражданской службы (АГС).

2. Основания для замены воинской службы по призыву на альтернативную гражданскую службу:

а) убеждения (миротворческие, философские, морально-этические);

в) принадлежность к коренному малочисленному народу, занимающемуся народным промыслом.

3. Особенности службы на альтернативной основе:

а) заключается срочный трудовой договор;

б) трудовой договор нельзя расторгнуть по инициативе работника;

в) действует принцип экстерриториальности и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Найдите в приведённом списке категории лиц, для которых НЕ устанавливается испытание при приёме на работу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) лица, не достигшие возраста 18 лет

2) лица, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу

3) лица, заключающие трудовой договор на срок от двух месяцев

4) беременные женщины

5) уволенные в запас военнослужащие срочной службы

Категории работников, которым не может быть установлен испытательный срок

По общему правилу, установление испытания при приеме на работу – это право работодателя. Работодатель вправе установить условие об испытании любому работнику. Однако ст. 70 ТК РФ и другими нормативными правовыми актами устанавливаются категории работников, которым испытательный срок не может быть установлен.

Итак, испытание при приеме на работу не устанавливается для:

1. Лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.

Применительно к этой категории работников можно отметить, что ни беременные женщины, ни женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет не обязаны информировать работодателя о своей беременности и наличии детей при приеме на работу. Напротив, ст. 65 ТК РФ запрещено требовать от работника представления документов, которые не перечислены этой статьей. А ст. 64 ТК РФ запрещает отказывать в приеме на работу по мотиву беременности. Таким образом, данная категория может при устройстве на работу скрыть факт беременности или факт наличия детей до полутора лет. Даже если в трудовой договор с ними будет включено условие об испытание, оно будет ничтожно.

3. Лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.

То есть несовершеннолетние лица. Факт несовершеннолетия устанавливается при изучении документов, удостоверяющих личность.

4. Лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Обратите внимание не следующее. Образовательные учреждении обязательно должны иметь государственную аккредитацию. Работник поступает на работу по полученной специальности, то есть по специальности которая указана в дипломе. Льготный срок – один год со дня окончания образовательного учреждения. Устанавливается по диплому. В принципе, даже если выпускник ранее работал по специальности, он может сообщить работодателю, что впервые поступает на работу по специальности и сокрыть факт наличия трудовой книжки.

5. Лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу.

6. Лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.

7. Лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

Здесь речь идет о срочном трудовом договоре до двух месяцев.

Успешно завершившие ученичество и заключающие трудовой договор с работодателем, у которого они проходили обучение.

Согласно ч. 1 ст. 207 ТК РФ лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

8. Граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.

В силу п. 41 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

9. Отдельных категорий государственных служащих, предусмотренные ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п. п. 1, 3 ч. 10 ст. 24 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Гражданин А. два­жды вызывался на за­се­да­ния призывной комиссии, рас­смат­ри­ва­ю­щей его за­яв­ле­ние о за­ме­не военной служ­бы по при­зы­ву альтернативной граж­дан­ской службой (АГС), но не яв­лял­ся на них без ува­жи­тель­ной причины. В таком случае

1) граж­да­ни­ну выносится предупреждение

2) за­се­да­ние комиссии пе­ре­но­сит­ся на более позд­ний срок

3) граж­да­ни­ну может быть от­ка­за­но в за­ме­не военной служ­бы по при­зы­ву АГС

4) с граж­да­ни­на взимается штраф

Альтернативная граж­дан­ская служба (АГС) — осо­бый вид тру­до­вой деятельности в ин­те­ре­сах общества и государства, осу­ществ­ля­е­мой гражданами вза­мен военной служ­бы по призыву.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской службе? Граж­да­нин имеет право на за­ме­ну во­ен­ной служ­бы по при­зы­ву аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бой в случае, если он

А. от­но­сит­ся к ко­рен­но­му ма­ло­чис­лен­но­му народу, ко­то­рый ведёт тра­ди­ци­он­ный образ жизни, осу­ществ­ля­ет тра­ди­ци­он­ное хо­зяй­ство­ва­ние и за­ни­ма­ет­ся тра­ди­ци­он­ны­ми промыслами.

Б. имеет не­сня­тую или не­по­га­шен­ную су­ди­мость за со­вер­ше­ние преступления.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Гражданин может вы­брать АГС в случаях, если:

не­се­ние во­ен­ной служ­бы про­ти­во­ре­чит его убеж­де­ни­ям или вероисповеданию;

он от­но­сит­ся к ко­рен­но­му ма­ло­чис­лен­но­му народу, ведет тра­ди­ци­он­ный образ жизни, осу­ществ­ля­ет тра­ди­ци­он­ное хо­зяй­ство­ва­ние и за­ни­ма­ет­ся тра­ди­ци­он­ны­ми промыслами.

Это интересно:  Условия выполнения воинской обязанности 2019 год

Поэтому А — верно, а Б — нет.

Двадцатипятилетний гражданин К., не имеющий противопоказаний по здоровью, был освобождён от призыва на военную службу. Что явилось основанием такого решения?

1) женат и воспитывает ребёнка

2) имеет родителей-пенсионеров

3) прошёл службу в другом государстве

4) является православным верующим

на основании Закона РФ «О воинской обязанности и военной службы» от военной службы освобождаются:

1. граждане, ограниченно годные или признанными негодными по по состоянию здоровья

2. граждане, проходящие и прошедшие военную службу в РФ

3. граждане проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

4. граждане прошедшие военную службу в другом государстве.

5. имеющие учетную степень кандидата или доктора наук

6. имеющие погибших при исполнение обязанностей военной службы отца, мать, родного брата или сестру;

Найдите в приведённом списке конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) забота о своих несовершеннолетних детях

2) проведение собраний, митингов, демонстраций

3) сохранение исторического и культурного наследия

4) обращение в органы государственной власти

5) доступ к государственной службе

1. Система конституционных обязанностей. Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

2. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, статьёй 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(1994)). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

6. Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время — 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

1) забота о своих несовершеннолетних детях — да, верно.

2) проведение собраний, митингов, демонстраций — нет, неверно.

3) сохранение исторического и культурного наследия — да, верно.

4) обращение в органы государственной власти — нет, неверно.

5) доступ к государственной службе — нет, неверно.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ос­но­ва­ни­я­ми пре­кра­ще­ния тру­до­во­го до­го­во­ра в РФ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) Ат­те­ста­ци­он­ная ко­мис­сия под­твер­ди­ла от­сут­ствие у Марка Г. до­ста­точ­но­го уров­ня ква­ли­фи­ка­ции для за­ни­ма­е­мой должности.

Б) Вик­тор П. не­од­но­крат­но не ис­пол­нял без ува­жи­тель­ных при­чин тру­до­вые обязанности, имел не­сколь­ко дис­ци­пли­нар­ных взысканий.

В) 24-летний Роман В. был на­прав­лен на во­ен­ную служ­бу по призыву.

Г) Ирина А. вышла замуж и пе­ре­ез­жа­ет в дру­гой город.

Д) По ис­те­че­нии срока тру­до­во­го до­го­во­ра Пётр М. не был из­бран на ранее за­ни­ма­е­мую им долж­ность за­ве­ду­ю­ще­го ка­фед­рой философии.

1) инициатива работодателя

2) инициатива работника

3) обстоятельства, не за­ви­ся­щие от воли сторон

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

ПРИ­МЕ­РЫ ОСНОВАНИЯ ПРЕ­КРА­ЩЕ­НИЯ ТРУ­ДО­ВО­ГО ДО­ГО­ВО­РА В РФ
A Б В Г Д

Расторжение трудового договора по инициативе работника. Договор прекращается по собственному желанию работника (ст. 80 ТК РФ). При этом работник должен письменно уведомить работодателя о своем желании прекратить трудовые правоотношения не менее чем за две недели. Иной срок может быть закреплен соглашением сторон либо указан в законе (например, руководитель должен предупредить работодателя не менее чем за месяц — ст. 280 ТК РФ). А если трудовой договор заключен с работником на срок до двух месяцев либо с сезонным работником, то работодатель извещается о досрочном расторжении трудового договора за три календарных дня (ст. 292, 296 ТК РФ). В случае если после подачи заявления об увольнении работник изменил свое решение, то он имеет право в любое время до истечения срока предупреждения об увольнении отозвать свое заявление. Это возможно всегда, кроме ситуации, когда на место увольняющегося работника в письменной форме приглашен другой работник, которому в соответствии со ст. 64 ТК РФ или иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно в следующих случаях.

1. Ликвидация организации либо прекращение деятельности работодателем — физическим лицом.

2. Сокращение численности или штата работников организации.

3. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

4. Смена собственника имущества организации.

5. Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

6. Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.

7. Совершение виновных действии работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя

8. Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

9. Принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации.

10. Однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

11. Представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

В соответствии со ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1. Призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. При прекращении трудовых правоотношений по указанному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ). Прекращение трудового договора по данному основанию осуществляется на основании заявления работника по предъявлении работником повестки военкомата о явке на призывной пункт для прохождения службы. Только в этом случае Федеральный закон «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащего, работавшего до призыва на государственном (муниципальном) предприятии, вернуться на прежнюю работу в течение грех месяцев со дня демобилизации.

2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. Прекращение трудового договора по данному основанию возможно лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. При этом в данном случае работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

3. Не избрание на должность. По логике вещей данный пункт применяется в случае непереизбрания работника занимающего определенную должность, на новый срок. Так как в конкурсном замещении должности, кроме такого работника могут участвовать лица, замещающие иные должности, и в случае их неизбрания они остаются на своих должностях и их увольнять не нужно. Также в конкурсном отборе может участвовать претендент с улицы, т. е. не работник организации, и в случае его неизбрания — его тоже увольнять не нужно, так как он и не стал работником.

4. Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу. В соответствии со ст. 392 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических или юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Если наказание, избранное в приговоре, препятствует продолжению работником своей трудовой деятельности (например, лишение свободы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью), то в таком случае трудовой договор подлежит прекращению посредством издания работодателем соответствующего 11 приказа. Согласно ч. 3 ст. 77 ТК РФ днем увольнения работника является последний день его работы. Если работник до суда находился под арестом, то днем его увольнения будет считаться последний день его работы. Это один из немногих случаев увольнения работника с прошлого числа.

5. Признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением. В данном случае работодатель обязан прекратить трудовые правоотношения с работником. Основанием для издания соответствующего приказа может быть только медицинское заключение уполномоченных экспертов МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии).

6. Смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим. Если первая половина данного основания достаточно понятна, то вопрос признания лица безвестно отсутствующим или умершим растянут во времени и приводит также к увольнению прошлым числом после признания лица таковым в судебном порядке.

7. Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношении (военные действия, катастрофа, с тихи иное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. Должно иметь место не только событие, но и решение о признании его чрезвычайным соответствующего органа власти.

8. Дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

11. Отмена решении суда или отмена (признание незаконным) решении государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

12. Приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

13. Возникновение установленных Трудовым Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнении работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Допускается такое увольнение, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

А) Ат­те­ста­ци­он­ная ко­мис­сия под­твер­ди­ла от­сут­ствие у Марка Г. до­ста­точ­но­го уров­ня ква­ли­фи­ка­ции для за­ни­ма­е­мой должности — инициатива работодателя.

Б) Вик­тор П. не­од­но­крат­но не ис­пол­нял без ува­жи­тель­ных при­чин тру­до­вые обязанности, имел не­сколь­ко дис­ци­пли­нар­ных взысканий — инициатива работодателя.

В) 24-летний Роман В. был на­прав­лен на во­ен­ную служ­бу по призыву — обстоятельства, не за­ви­ся­щие от воли сторон.

Г) Ирина А. вышла замуж и пе­ре­ез­жа­ет в дру­гой город — инициатива работника.

Д) По ис­те­че­нию срока тру­до­во­го до­го­во­ра Пётр М. не был из­бран на ранее за­ни­ма­е­мую им долж­ность за­ве­ду­ю­ще­го ка­фед­рой философии — обстоятельства, не за­ви­ся­щие от воли сторон.

Статья написана по материалам сайтов: med-books.info, resh.edu.ru, soc-ege.sdamgia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector