+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Воинская обязанность регулируется трудовым кодексом 2019 год

Содержание

Контракт военнослужащего

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Распространяется ли на контракт военнослужащего трудовой кодекс?

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

Отпуск военного срочной службы и по контракту в 2018 году

А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.

По материалам опубликованной ранее статьи в журнале «Работа и зарплата», сентябрь, 2003 года, автор — адвокат Иван Кузьмин

You have no rights to post comments

ТК РФ Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Статья 11. Служебное время и право на отдых

Федерального закона от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Ст. 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

ТК для военнослужащих

—> Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Распространяется ли на военнослужащего действие трудового законодательства, в частности ст. 161 часть 4. Может ли работодатель уволить по своей инициативе работника, отца многодетной семьи, одному из детей не исполнилось 3 года, жена не работает?

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что «контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы».

На военнослужащих (аттестованный состав) распространяются приказы начальства и Уставы Вооруженных сил РФ. Трудовой кодекс может быть применим к вольнонаемному составу, работающих в воинских формированиях, подразделениях, частях и пр.

В соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).
Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Увольнение военнослужащего по собственной инициативе командира в ВС РФ не предусмотрено, порядок и основания увольнения военнослужащего предусмотрены ФЗ «О статусе военнослужащих» и порядком прохождения военной службы.

Статья 349 ТК РФ. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба

Новая редакция Ст. 349 ТК РФ. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это интересно:  Структура и содержание воинской обязанности 2019 год

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Комментарий к Статье 349 ТК РФ

Статья 349 ТК распространяет действие трудового законодательства на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и иных военизированных формирований, а также лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу. Правовое регулирование труда указанных в ней лиц осуществляется в соответствии с нормами ТК, а также с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.

Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.

В их числе можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Особые условия оплаты труда представителей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ предусмотрены и актами федеральных органов по труду. Например, Постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Минобороны России утвердило 8 марта 1993 г. два Приказа: N 129 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала Центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, аппарата округов, групп войск, флотов, армий, флотилий, органов военных прокуратур и военных судов, полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации»; N 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки». Эти акты зафиксировали увеличение размеров тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций Минобороны России:

рабочим независимо от присвоенного разряда по оплате труда;

специалистам при выполнении водолазных работ: подводных, судоподъемных и аварийно-спасательных; дноуглубительных и дноочистительных; при проведении экспериментальных водолазных спусков;

врачам, среднему и младшему персоналу постоянно действующих групп специализированной медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому, отделений скорой медицинской помощи; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу 124-й Центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации Минобороны России, 184-й судебно-медицинской лаборатории Северо-Кавказского военного округа и 632-й судебно-медицинской лаборатории Северо-Кавказского военного округа, занятым исследованием, опознанием и идентификацией тел погибших;

работникам противочумных учреждений;

работникам подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями;

руководителям, специалистам и техническим исполнителям военных представительств Минобороны России и подразделений военизированной охраны;

специалистам, которым установлены разряды оплаты труда до 7 включительно;

медицинским и фармацевтическим работникам военно-медицинских учреждений (подразделений), за исключением перечисленных в п. «а»;

руководителям, художественному и артистическому персоналу Центрального академического театра Российской Армии и Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова;

руководителям и специалистам отдела военной литературы Российской государственной библиотеки, Центральной военно-морской библиотеки и Военно-исторической библиотеки Вооруженных Сил РФ;

членам экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, за исключением перечисленных в п. «а»;

специалистам, которым установлен 8-й разряд оплаты труда;

в) на 30% — остальным работникам.

Среди других подзаконных актов приказы Минобороны России имеют значительный удельный. Многие из них не имеют статуса межведомственных, так как не прошли государственную регистрацию в Минюсте России. Это, например, Приказы Минобороны России:

— от 11 декабря 1993 г. N 557, предписывающий заключать трудовые договоры в письменной форме в соответствии с требованиями трудового законодательства с вновь принимаемыми работниками, учитывая Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 июля 1993 г. N 135. Письменное оформление трудовых отношений с лицами, ранее принятыми на работу, производится только с их согласия;

— от 12 сентября 1995 г. N 302 «О мерах по обеспечению безопасности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», утвердивший: Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны России; Рекомендации по организации работы службы охраны труда вида Вооруженных Сил РФ, округа, группы войск, флота, армии, флотилии, рода войск, главного и центрального управления Минобороны России;

— от 6 мая 1996 г. N 175, утвердивший Перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом. Перечень состоит из введения, классификатора профессий рабочих, классификатора должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей, классификатора государственных служащих Минобороны России и таблицы признаков производственных должностей.

Указанные Приказы Минобороны России должны применяться с корректировкой, так как требования трудового законодательства, предъявляемые к порядку заключения, форме, названию и содержанию трудового договора изменились. Это означает:

а) отказ от использования контракта как отдельного вида трудовых соглашений;

б) надлежащее оформление трудовых договоров со всеми представителями гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, фактически состоящими в трудовых отношениях с соответствующими органами, учреждениями и организациями;

в) заключение (перезаключение) данных трудовых договоров с соблюдением всех требований, предъявляемых ТК.

Таким образом, трудовые договоры (контракты), не соответствующие новым требованиям, должны быть переоформлены в порядке, установленном частью 3 статей 57 и 73 ТК.

Конституция РФ, в части 3 статьи 59 предоставляет гражданину РФ право на замену несения военной службы альтернативной службой, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Порядок реализации данного права установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Отношения, порождаемые данным видом трудовой деятельности, регулируются ТК с непременным учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», к числу которых относится:

1) прохождение службы, как правило, за пределами территорий субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает;

2) срочность альтернативной гражданской службы, период которой составляет 42 месяца;

3) необходимость заключения срочного трудового договора на период службы.

Особенности правового положения граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, проявляются также в возложенных на них обязанностях.

— отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

— занимать руководящие должности;

— участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

— совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим или юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

— покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласия представителя работодателя;

— прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

— оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Другой комментарий к Ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья говорит о возможности установления особенностей правового регулирования труда для:

а) работников органов и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (далее — работники военных органов и организаций);

б) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (далее — работники, проходящие альтернативную службу).

Статья устанавливает общие положения в части регулирования труда тех лиц, которые достаточно тесно связаны с военной службой, но не имеют правового статуса военнослужащих. Этими двумя в определенной степени конфликтующими друг с другом обстоятельствами и обусловливается некоторая двойственность их правового положения. Отсюда же возникают и проблемы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Тесная связь с военной службой обусловливает принципиальную возможность применения в правовом регулировании труда указанных лиц норм военного права, имеющих административный характер, а отсутствие у данных лиц правового статуса военнослужащих создает такую же возможность в отношении применения к ним в процессе труда норм трудового права.

Российский законодатель избрал и закрепил в комментируемой статье второй подход к правовому регулированию, распространив по общему правилу на труд этих лиц трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. В то же время тесная связь труда указанных лиц с военной службой обусловливает необходимость руководствоваться при регулировании их труда принципами обеспечения единства Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения баланса между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, равенства в сфере труда. В силу этого на работников военных органов и организаций и работников, проходящих альтернативную службу, надлежит распространять ряд положений, характерных для военного права.

Это интересно:  Воинские звания военной прокуратуры до 1943 года 2019 год

Именно вследствие этого в состав элементов правового положения данных лиц вводятся, кроме частноправовых, и элементы, обладающие публично-правовой природой.

В отличие от предыдущей редакции комментируемой статьи, на работников, труд которых тесно связан с военной службой, распространяется не только трудовое законодательство, но и иные акты, содержащие нормы трудового права. При этом данные акты могут быть приняты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. При прежнем подходе достаточно трудно было объяснить, почему на этот вид труда распространяются общие положения трудового права, закрепленные, например, в законах субъекта РФ, но не распространяются общие положения, закрепленные, например, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Изменение подхода законодателя к регулированию труда упомянутых работников указывает на то, что законодатель в настоящее время более последовательно реализует конституционный принцип равенства применительно к труду этих работников.

Однако как уже было отмечено, в виду тесной связи с военной службой труд данных работников имеет специфику, которая не учитывается общими нормами трудового права.

Вследствие этого в комментируемой статье предусматривается, что для правового регулирования трудовых отношений с участием работников, труд которых тесно связан с военной службой, применяются нормы специального института трудового права, предназначенные для дифференциации правового регулирования труда соответствующих работников.

Эти нормы могут содержаться не только в ТК, но также в иных федеральных законах и в подзаконных актах. Однако данные подзаконные акты должны приниматься только на уровне Российской Федерации. Тем самым законодатель изменил содержащееся в прежней редакции статьи правило о возможности установления особенностей труда указанной категории работников не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта РФ.

Введенное новой редакцией ст. 349 правило об ограничении источников правового регулирования труда работников, труд которых тесно связан с военной службой, только федеральными нормативными правовыми актами представляется вполне обоснованным. Действительно, предпосылкой для введения таких особенностей является тесная связь труда этих работников с военной службой, а оборона и безопасность, одной из основных гарантий которых является военная служба, относятся исключительно к ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

2. Следует иметь в виду, что работники военных органов и организаций являются составной частью такой категории, как лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (Российская газета. 1996. 6 июня. N 106). В состав этого персонала, кроме работников военных органов и организаций, входят также лица, проходящие государственную гражданскую службу, и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу. Следует отметить, что гражданский персонал Вооруженных Сил РФ вместе с военнослужащими образуют личный состав Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со своим легальным определением Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. В соответствии с содержанием комментируемой статьи перечисленные субъекты могут быть работодателями для работников военных органов и организаций. При этом военные органы, в том числе воинские части, выступая в качестве работодателей, не являются физическими или юридическими лицами, которые, однако, наделены в соответствии с федеральным законом правом заключать трудовые договоры (см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней).

В качестве главной характеристики правоотношений между работниками военных органов и организаций и данными субъектами комментируемая статья указывает на то, что эти правоотношения возникают на основании трудового договора. Это основание возникновения правоотношений, связывающих их с органами и организациями Вооруженных Сил, существенным образом отличается от тех оснований, на которых строятся правоотношения с военнослужащими как основной массой личного состава Вооруженных Сил. Применительно к военнослужащим эти правоотношения возникают на основе публично-правового акта призыва на военную службу или контракта (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475)).

Несмотря на то что военные органы и организации, являющиеся работодателями для соответствующих работников, возглавляют военнослужащие, отношения между данными работодателями и работниками регулируются нормами трудового, а не военного права. Аналогичное правило действует и в отношении тех работников военных органов и организаций, которые замещают воинские должности согласно перечням воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом (п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ разрешено комплектовать гражданским персоналом без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск ряд вакантных воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами, в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы (Приказ Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» (Российская газета. 2004. 28 февр. N 40)).

Такие должности могут замещаться гражданским персоналом только при отсутствии в подчинении соответствующего должностного лица военнослужащих. При этом гражданский персонал не должен допускаться к исполнению обязанностей по данным должностям в порядке совмещения.

Подобные ограничения указывают на определенную «чрезвычайность» замещения воинских должностей гражданским персоналом, что следует признать правильным. Воинские должности предполагают выполнение значительного числа таких публичных полномочий, которым достаточно трудно найти соответствующий эквивалент в сфере трудовых прав и обязанностей. Ввиду этого не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием. В то же время определенный гражданский эквивалент можно найти для выполнения полномочий по таким воинским должностям, как начальник ансамбля, аптеки, бассейна, кафедры, цеха, администратор, врач, инженер, доцент, профессор, старший научный сотрудник, юрисконсульт и др.

Существенной особенностью правового регулирования труда работников военных органов и организаций является правило о распространении ряда норм, регулирующих публичные отношения с участием военнослужащих, в том числе отношения по обеспечению воинской дисциплины, на лиц гражданского персонала, которым в соответствии с занимаемой ими должностью подчинены военнослужащие.

В частности, данные правила предусматривают, что лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ:

1) являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью (п. 31 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931));

2) пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью в отношении подчиненных военнослужащих (п. 16 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931)).

3. Ввиду тесной связи труда работников военных органов и организаций с военной службой, влекущей в том числе риск для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331)), этим работникам так же, как и военнослужащим, устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества. Однако поскольку ограничения конституционных прав и свобод, устанавливаемые для упомянутых работников при осуществлении трудовой деятельности, являются по объему меньшими, чем те, которые устанавливаются для военнослужащих, постольку и социальные гарантии и компенсации, предоставляемые им, как правило, по своему объему меньше, чем гарантии и компенсации для военнослужащих.

Так, например, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций» (САПП РФ. 1992. N 11. Ст. 827) в целях усиления социальной защиты работников воинских частей, соединений, объединений, учреждений, предприятий, организаций и других органов военного управления (далее именуются воинские части) установлено следующее:

1) командирам воинских частей, передислоцируемых с территории государств — бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность предоставлено право увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации;

2) женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеющие право на обязательное трудоустройство в соответствии с действующим законодательством и проживающие на территории РФ, также имеют право на трудоустройство по месту жительства органами государственной службы занятости населения;

3) работникам, указанным выше, за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается средняя заработная плата, предусмотренная действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

Работникам военных органов и организаций Вооруженных Сил РФ выплачиваются (Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360 «Об оплате труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (БНА РФ. 1998. N 25):

— ежемесячная надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) в размере 4 должностных окладов;

— ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;

— ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в порядке и размерах, установленных соответственно Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310, от 3 сентября 1997 г. N 982, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 октября 1997 г. N 54 с учетом утвержденной упомянутым выше Приказом Инструкции;

— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;

— премии по результатам работы в соответствии с утвержденным упомянутым выше Приказом Положением;

Определенные ориентиры по размерам соответствующих выплат содержатся также в Приказе Министерства обороны РФ от 18 апреля 1999 г. N 149 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (Российская газета. 1999. N 117).

4. Работодателями применительно к работникам военных органов и организаций могут также быть федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и подведомственные им организации.

В качестве таких федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в настоящее время выступают (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»): внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; войска гражданской обороны; инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти; Служба внешней разведки РФ; органы федеральной службы безопасности; федеральный орган специальной связи и информации; федеральный орган государственной охраны; федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

5. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030) закреплено легальное определение альтернативной гражданской службы. В соответствии с ним альтернативная гражданская служба определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Ввиду такого определения альтернативная гражданская служба по общему правилу менее связана с военной службой, чем труд работников военных организаций. Однако достаточно тесная связь между данными двумя видами службы все же существует. Это прежде всего обусловлено необходимостью при направлении лица для прохождения альтернативной гражданской службы и при прохождении данной службы соблюдать баланс между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу, в том числе путем установления гарантий отсутствия злоупотребления данным правом.

Предпосылками для замены гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой являются:

1) противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию соответствующего лица;

2) принадлежность к коренному малочисленному народу, ведущему традиционный образ жизни, осуществляющему традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами.

Несмотря на то что в соответствии с комментируемой статьей альтернативная гражданская служба осуществляется на основании трудового договора, баланс между конституционной обязанностью по защите Отечества и конституционным правом на альтернативную гражданскую службу обеспечивается в основном нормами публично-правовой направленности, ограничивающими конституционную свободу труда.

К таким, в частности, относится п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», в соответствии с которым граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

— в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

— в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

— в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Это интересно:  Новый закон о воинской обязанности 2019 2019 год

Кроме трудового договора, дополнительным элементом сложного юридического состава, на основании которого возникают трудовые правоотношения в ходе альтернативной гражданской службы, является получаемое под расписку в военном комиссариате предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы как административный акт, относящийся к военному праву. Направление на альтернативную гражданскую службу осуществляется также на основе административного акта военного права, в качестве которого выступает повестка военного комиссариата.

6. Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки. Началом альтернативной гражданской службы считается день убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием этой службы — день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.

Срок альтернативной гражданской службы определяется по общему правилу следующим образом: он должен в 1,75 раза превышать срок военной службы по призыву, установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Законом предусматриваются и специальные основания для изменения условий и прекращения трудового договора, опосредующего прохождение альтернативной гражданской службы.

В частности, гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Эти, а также ряд иных особенностей осуществления трудовой деятельности в рамках альтернативной гражданской службы урегулированы Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256 (Российская газета. 2004. 2 июня. N 114).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются законом социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности. К ним, в частности, относятся следующие:

1) за гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу; при этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение 3 месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника другой организации;

3) за гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу;

4) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения; указанным гражданам предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ для лиц, совмещающих работу с обучением; при этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя;

5) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы; расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ (Правила компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, а также Правила компенсации за счет средств работодателя расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2004 г. N 518 (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030)).

Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На уровне трудового законодательства труд лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, регулируется ст.

1) Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 829 «О единовременном денежном вознаграждении, выплачиваемом гражданскому персоналу пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;

2) Приказ ФПС РФ от 20 марта 2002 г. N 171 «О предоставлении дополнительных льгот гражданскому персоналу Пограничной службы Российской Федерации»;

3) Приказ Министра обороны РФ от 18 апреля 1999 г. N 149 «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 августа, 30 ноября 2002 г.);

4) Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе» (с изм. и доп. от 14 января 2002 г.).

В соответствии с задачами воинских частей, учреждений, военных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, для данной категории работников устанавливаются особые условия, дополнительные льготы и преимущества. Так, например, особенности увольнения работников и выплаты им в связи с этим компенсаций установлены Указом Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций» (с изм. и доп. от 5 августа 1995 г., 19 ноября 2003 г.). В соответствии с данным Указом в целях усиления социальной защиты работников воинских частей, соединений, объединений, учреждений, предприятий, организаций и других органов военного управления командирам воинских частей предоставлено право при выводе этих частей с территории государств — бывших союзных республик СССР и других государств на территорию Российской Федерации, а также при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность увольнять работников в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Данное положение распространяется и на беременных женщин и женщин, имеющих детей. Женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеют в соответствии с законодательством право на обязательное трудоустройство. В том случае, когда уволенные женщины проживают на территории Российской Федерации, они трудоустраиваются по месту жительства органами государственной службы занятости населения. Уволенным работникам по указанным выше основаниям за второй и третий месяцы трудоустройства выплачивается средняя заработная плата, предусмотренная ТК РФ при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

Регулирование труда работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 6 июля 2006 г.).

Альтернативная гражданская служба является особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, которая осуществляется гражданами взамен военной службы по призыву. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой предоставляется, когда убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение военной службы. Указанный выше Федеральный закон определяет место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, срок, порядок и организацию, порядок прохождения, права, обязанности и ответственность, основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы. Альтернативную гражданскую службу могут проходить подлежащие призыву граждане мужского пола от 18 до 27 лет. Они проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Срок альтернативной гражданской службы для лиц, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований и органов, составляет 36 месяцев, а для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 18 месяцев. При этом в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

2) время нахождения в дополнительных отпусках;

3) время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

4) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

С гражданином, который прибывает для прохождения альтернативной гражданской службы, работодатель должен заключить срочный трудовой договор. Срок такого договора должен равняться периоду прохождения службы. Время прохождения гражданами альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. О заключении трудового договора работодатель обязан в 3-дневный срок оповестить военный комиссариат, федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ.

При прохождении альтернативной гражданской службы данная категория работников не имеет право:

1) отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных срочным трудовым договором;

2) занимать руководящие должности;

3) участвовать в забастовках;

4) совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

5) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

6) покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

7) прекращать срочный трудовой договор по своей инициативе;

8) оставлять рабочее место и покидать рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Для данной категории работников также предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в установленном законом порядке, продолжительность которого увеличивается на количество календарных дней, которые необходимы работнику для проезда к месту использования отпуска и обратно. Заработная плата в период прохождения альтернативной гражданской службы выплачивается в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Окончанием альтернативной гражданской службы считается день прекращения срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. Причем срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. Также гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы. Досрочно уволиться с альтернативной гражданской службы гражданин имеет право по основаниям, предусмотренным ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

После прекращения срочного трудового договора с проходящим гражданскую альтернативную службу работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация (п. 5 ст. 23 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Статья написана по материалам сайтов: flot.com, tkodeksrf.ru, uchebniki-besplatno.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector