+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Воинская обязанность за рубежом 2019 год

Каждый гражданин ФРГ, достигший 18-летнего возраста и постоянно проживающий на территории ФРГ, является военнообязанным. На поздних переселенцев правило воинской обязанности распространяется через два года после их въезда в Германию.

Воинская обязанность принципиально отбывается путем прохождения военной службы. К ней относится 10-месячная служба общей военной подготовки, а также возможные в мирное время, ограниченные по продолжительности военные учения.

Лица, отвергающие военную службу по своим убеждениям, должны пройти особую процедуру для того, чтобы их признали отказавшимися нести военную службу (Kriegsdienstverweigerer). Только тот, кого признали отказавшимся нести военную службу, может отбыть свою воинскую повинность путем прохождения гражданской службы (Zivildienst), заменяющей военную, сроком в 13 месяцев.

Помимо того, лицам, отказывающимся от несения военной службы, предоставляется возможность нести альтернативную службу по оказанию помощи развивающимся странам (Entwicklungsdienst), срок продолжительности которой составляет не менее двух лет. От военной службы освобождаются также лица, вызвавшиеся на добровольных началах участвовать в работе гражданских подразделений по охране населения или организаций по защите населения от стихийных бедствий, если до призыва на военную службу эти лица — не позднее, чем по достижении ими 25-летнего возраста — c разрешения соответствующей инстанции обязались помогать указанным организациям в течение, как минимум, семилетнего срока.

Учет военнообязанных ведется в коммунальных ведомствах прописки. Вызов на прохождение медицинского освидетельствования осуществляет районное военно-призывное управление (Kreiswehrersatzamt). В ходе медицинского освидетельствования проверяются физическая и психическая пригодность военнообязанного к военной службе, а также рассматриваются ходатайства об освобождении от военной службы или о ее временной отсрочке.

Военная служба

Военнообязанные могут быть призваны на военную службу вплоть до достижения ими 25-летнего, в определенных случаях — 28-летнего и в исключительных случаях — 32-летнего возраста.

В настоящее время срок прохождения военной службы составляет 10 месяцев.

Для лиц, желающих на добровольной основе (при повышенном жалованье) служить в войсках кризисного реагирования и принимать участие в операциях по задействованию за границей, срок службы может быть продлен на период от 2-х до 13-ти месяцев.

Военная служба, пройденная в вооруженных силах других государств, может быть полностью или частично засчитана в Германии.

Дальнейшую информацию Вам даст районное военно-призывное управление (Kreiswehrersatzamt) по Вашему местожительству.

Правовой статус военнослужащих Российской Федерации, находящихся за рубежом, как участников уголовного процесса

Печегин А.И., заместитель начальника отдела — старший военный прокурор следственного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции.

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия правовой статус», в которое включаются различные элементы: гражданство, правоспособность, свободы, обязанности, юридическая ответственность и т.д.

Так, А.Б. Венгеров под правовым статусом понимает совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе .

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. С. 503; Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2005. С. 585.

С.С. Алексеев же считает, что когда говорится о правовом статусе лица, то имеется в виду то, что оно обладает и правосубъектностью (т.е. может быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях), и определенным кругом основных прав, определяющим его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни .

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996. С. 94.

Нередко под правовым статусом понимается правовое положение человека в обществе и государстве, определяющее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Так, по мнению Л.Д. Воеводина, правовое положение личности, или, иначе говоря, юридический статус человека и гражданина в обществе и государстве, представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой институт. К элементам статуса он относит гражданство, правосубъектность, права, свободы, обязанности, юридические гарантии .

Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин дополняют рассматриваемую категорию еще таким элементом, как общие принципы статуса личности (равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы и т.п.) .

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. С. 152.

Представляется, что наиболее четко элементы правового статуса личности определила Е.А. Лукашева. По ее мнению, понятия «правовой статус» и «правовое положение» не тождественны, а соотносятся как часть и целое. Так, правовой статус включает в себя лишь такие категории, как права, свободы и обязанности, тогда как гражданство, правосубъектность, ответственность, гарантии и законные интересы выходят за его рамки и относятся к правовому положению личности . Эту позицию разделяют и некоторые другие ученые-юристы.

Действительно, права, свободы и обязанности человека дают наиболее полное представление о том, каков его правовой статус в этом государстве. Все остальные элементы (гражданство, ответственность и проч.) либо выступают в качестве предпосылок к их возникновению, либо являются производными от них (например, ответственность возникает в результате невыполнения обязанностей, нарушения прав).

Теперь рассмотрим вопрос о статусе военнослужащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» под статусом военнослужащих понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих , установленных Конституцией РФ, данным Законом, а также федеральными конституционными и федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Закон РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2001 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1. Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348.
Как видно из этого определения, в понятие «правовой статус военнослужащих» законодателем включены дополнительные элементы: гарантии прав и свобод, а также ответственность, что несколько противоречит поддерживаемой диссертантом точке зрения. Расширительное определение правового статуса имеется и в иных нормативно-правовых актах, в том числе и международных.

Этот статус гражданин, в том числе и иностранный, приобретает с началом военной службы и утрачивает с ее окончанием.

При этом к военнослужащим согласно ст. 2 указанного Закона относятся:

  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Необходимо помнить, что правовой статус военнослужащего выступает в качестве родового по отношению к правовому статусу личности.

В этой связи российские военнослужащие в первую очередь обладают правами и свободами человека и гражданина, которые закреплены в международных правовых актах (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международном билле по правам человека, включающем в себя Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии 1961 г. и т.д.), а также в Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, военнослужащие Российской Федерации, являясь гражданами нашего государства, имеют общегражданский статус, т.е. пользуются правами, свободами и несут ответственность согласно положениям российского законодательства. Некоторые исключения предусмотрены для иностранных граждан, состоящих на службе в Вооруженных Силах РФ.

В то же время федеральными законами могут вводиться некоторые ограничения на указанные выше права и свободы, что связано со спецификой воинской службы, а также устанавливаться дополнительные льготы, гарантии и компенсации.

Все это предопределяет наличие у военнослужащих специального правового статуса. Такой же позиции придерживаются ученые-правоведы, в том числе и зарубежные .

Обязанности, возлагаемые на военнослужащих, заключаются в подготовке к вооруженной защите Российской Федерации и непосредственном ее осуществлении и связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Указанные обязанности подразделяются на 2 большие группы — общие обязанности, должностные и специальные обязанности.

Общие обязанности составляют существо воинского долга, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Воинский долг обязывает военнослужащих:

  • быть верными военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» .

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ, от 12 февраля 2001 г. N 15-ФЗ, от 12 февраля 2001 г. N 16-ФЗ, от 19 июля 2001 г. N 102-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ, от 21 мая 2002 г. N 56-ФЗ, от 28 июня 2002 г. N 75-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 декабря 2002 г. N 186-ФЗ, от 22 февраля 2003 г. N 27-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ, от 22 февраля 2004 г. N 4-ФЗ, от 22 апреля 2004 г. N 20-ФЗ, от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 1 декабря 2004 г. N 149-ФЗ, от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ, от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ, от 30 июня 2005 г. N 77-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 100-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 15 июля 2005 г. N 86-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2001. N 3061; 2002. N 7. Ст. 631; N 26. Ст. 2521, N 30. Ст. 3030; Ст. 3033.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, для них предусмотрены дополнительные льготы, гарантии и компенсации.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Кроме того, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом российским законодательством.

По мнению А.В. Кудашкина, система юридических гарантий статуса военнослужащих включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств его реализации, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в Европейский Суд по правам человека (субъективные гарантии) .

Кудашкин А.В. Указ. соч. С. 9.

Необходимо подчеркнуть, что отдельному регулированию подлежит правовой статус некоторых категорий военнослужащих.

Например, имеются особенности статуса лиц, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данные особенности регулируются соответствующими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это интересно:  Статья 51 федерального закона о воинской обязанности 2019 год

Свою специфику имеет статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях иностранных государств, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества. Эта специфика будет определяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с положениями указанных международных договоров на российских военнослужащих за границей распространяется законодательство принимающих войска государств в части, не противоречащей этим договорам .

Иванченко А.Ю. Указ. дис. С. 72.

Таким образом, правовой статус военнослужащих не только выступает как родовой по отношению к правовому статусу личности вообще, но и имеет определенную специфику в зависимости от категорий военнослужащих, места несения ими службы и т.п. Правовыми же основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также нормы законодательства соответствующих иностранных государств.

А.В. Кудашкин считает (См.: Указ. соч. С. 17), что в структуре специального правового статуса можно выделить общую, специальную, особенную и единичную составные части.

Прежде чем переходить к рассмотрению статуса военнослужащих, находящихся за пределами России в составе российских контингентов, как участников уголовного процесса необходимо определить, какие их группы могут находиться на территории иностранных государств.

На территории государств Содружества находятся следующие группы российских военнослужащих:

  • проходящие военную службу в составе российских войск, находящихся на территории стран СНГ (в том числе и военнослужащие, обеспечивающие эксплуатацию объектов, находящихся в пользовании РФ по договорам аренды, например — объектов космической инфраструктуры в Казахстане);
  • входящие в состав Коллективных миротворческих сил СНГ (например, в Таджикистане);
  • проходящие службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ (например, в Грузии);
  • направленные в вооруженные силы стран СНГ в порядке военного сотрудничества (военные советники и специалисты);
  • военные атташе и его сотрудники;
  • заключившие контракт с Министерством обороны РФ о прохождении военной службы в вооруженных силах государств Содружества (например, в Туркменистане);
  • находящиеся на территории стран СНГ в силу причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (например, в отпуске).

Вместе с тем и в состав российских войск, находящихся за границей, наряду с военнослужащими могут входить следующие группы:

  • гражданский персонал — граждане России, работающие в воинских формированиях Российской Федерации, временно находящихся за границей;
  • лица, командированные Российской Федерацией в такие формирования;
  • члены семей военнослужащих и гражданского персонала: супруги, дети, родители, а также лица, находящиеся на их иждивении .

Иванченко А.Ю. Указ. дис. С. 169 — 172.

Однако вышеупомянутые гражданские лица не будут являться субъектами преступлений против военной службы. Участвуя совместно с военнослужащими в совершении таких преступлений, они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей или пособников .

Военно-уголовное законодательство / Под ред. канд. юрид. наук М.К. Кислицына. М.: НОРМА (Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2002. С. 13.

Российская Федерация в соответствии со ст. 61 Конституции РФ гарантирует своим гражданам, в том числе и военнослужащим, защиту и покровительство за ее пределами. Через свои дипломатические и консульские учреждения Российская Федерация принимает меры к тому, чтобы ее граждане могли пользоваться всеми правами и свободами, предоставленными им законодательством РФ, страны пребывания и международными договорами и соглашениями, принимать при необходимости меры к восстановлению таких прав.

Статья 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в рамках СНГ 22 января 1993 г. , установила, что российские военнослужащие пользуются на территории стран пребывания в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане таких стран. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения стран пребывания, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски, пользоваться бесплатной юридической помощью, освобождаются от уплаты судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также вправе осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане этих стран.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Протокол от 28 марта 1997 г. к ней // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. N 8.

Аналогичные нормы содержат и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и государствами — участниками СНГ по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием российских военнослужащих на территории этих государств. При возникновении правоотношений российских военнослужащих с компетентными органами государств Содружества последние пользуются такими же правами и правовой защитой, что и граждане этих государств (см., например, ст. 7 Соглашения. с Грузией, ст. 13 Соглашения. с Республикой Беларусь, ст. 18 Соглашения. с Казахстаном, ст. 7 Соглашения. с Молдовой) .

Судопроизводство по делам с участием российских военнослужащих, проходящих службу за пределами территории России, будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, а также с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Согласно международным соглашениям расследование и разрешение уголовного дела отнесено к юрисдикции Российской Федерации, и на российского военнослужащего в полной мере распространяется статус того или иного участника уголовного процесса согласно российскому законодательству. Если же юрисдикция принадлежит соответствующему иностранному государству, в отношении его будут действовать нормы уголовного процесса этого государства. При двойной юрисдикции — уголовно-процессуальное законодательство одной из сторон, которое они изберут по согласованию между собой .

См., напр.: Ст. 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан от 21 января 1997 г.

Соглашениями с отдельными государствами предусмотрено, что российские военнослужащие в случае распространения на них юрисдикции иностранного государства не просто пользуются равным с гражданами этого государства правом на защиту — им в случае задержания, ареста, предъявления обвинения, назначения судебного разбирательства по делу может предоставляться российский адвокат.

См., напр.: Ст. 15 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г.; ст. 9 Протокола к Договору между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения; ст. 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан от 21 января 1997 г.

В тех случаях, когда в отношении российских военнослужащих компетентными органами иностранного государства избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на них будут распространяться международные стандарты обращения с правонарушителями.

Эти нормы содержатся, в частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, которые были приняты на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1995 г. и одобрены затем ЭКОСОС, в Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания .

Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994. С. 327.

Указанные правила основываются на принципе недискриминации по многим основаниям и учитывают религиозные убеждения и моральные установки заключенных.

Дисциплинарные наказания заключенных возможны только за поведение, которое законодательством или распоряжением компетентных властей отнесено к разряду дисциплинарных проступков. В таком же порядке определяются вид и мера наказания, телесные наказания недопустимы. Заключенному должна предоставляться возможность приводить в свое оправдание относящиеся к делу факты и мотивы. Наказание в виде строгого содержания или сокращения питания может быть назначено только при наличии письменного заключения врача о том, что заключенный может перенести это наказание.

Запрещается применять такие средства усмирения, как кандалы и цепи. Каждый заключенный по прибытии в заведение должен быть проинформирован о правилах и требованиях, установленных в этом заведении, в таком объеме, чтобы он четко отдавал себе отчет о своих правах и обязанностях. Заключенные должны иметь возможность поддерживать контакты с внешним миром путем как переписки, так и свидания с родственниками и близкими.

Российские военнослужащие, находящиеся под стражей в иностранном государстве, должны иметь разумную возможность поддерживать связь с дипломатическими и консульскими представителями своих государств, если же таковых в стране заключения не окажется, то с представителями тех государств, которые взяли на себя защиту их интересов.

Определенные требования предъявляются также к жилым и рабочим помещениям, одежде, пище и т.п. .

Помимо указанных особенностей необходимо акцентировать внимание на том, что, как правильно заметил Ю.М. Колосов, следует различать «обычных иностранцев», т.е. не пользующихся иммунитетами и привилегиями, и «служебных», пользующихся таковыми , что характерно и для российских военнослужащих, находящихся за границей в составе воинских контингентов РФ.

Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. М., 1998. С. 108.

Например, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира, пользуется личный состав в период прохождения службы в составе КСПМ (см. Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г., Конвенцию о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 г., Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г. и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 19 января 1996 г.).

Таким образом, правовой статус военнослужащих — одна из важнейших политико-правовых категорий и, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Конкретные особенности определения правового статуса военнослужащих как участников уголовного процесса будут обусловливаться в зависимости от того, под юрисдикцию какого государства подпадает судопроизводство по уголовному делу согласно достигнутым международным договоренностям (договорам, соглашениям).

Знание этих особенностей позволит должностным лицам правоохранительных органов Российской Федерации правильно, законно и обоснованно применить нормы уголовного процесса, направленные на:

Порядок прохождения военной службы в зарубежных государствах

Дата 04.05.2016
Размер 87.5 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Порядок прохождения военной службы в зарубежных государствах (США, Великобритания, Франция, ФРГ и др.)

А.Е. Калинин
В современных условиях реформирования порядка прохождения военной службы в Российской Федерации интересно ознакомиться с правовыми базами ведущих иностранных государств, регулирующими указанный вопрос. На основе этого ознакомления выработаем с учетом зарубежного опыта практические рекомендации по совершенствованию действующего военного законодательства Российской Федерации.

Принцип комплектования — контрактный.

Комплектование вооруженных сил США по добровольческому принципу — дело не новое. Согласно издавна существующей в Соединенных Штатах традиции их вооруженные силы в мирное время всегда комплектовались только добровольцами. Обязательная воинская повинность вводилась только в военное время.

Для поднятия престижа военной службы, значительно утраченного в результате непопулярной в народе войны США в Индокитае, повышения уровня боевой готовности армии правительство США решило перевести все свои вооруженные силы с 1 июля 1973 г. полностью на добровольную систему комплектования.

Для новобранцев был установлен испытательный срок — начальная военная подготовка (16 недель) и предварительный год службы, в течение которого определялась пригодность добровольцев для службы в вооруженных силах. Не отвечающие предъявляемым требованиям подлежали увольнению из армии.

Было установлено, что на добровольную военную службу принимаются граждане США: лица мужского пола в возрасте 17—34 лет и одинокие женщины в возрасте 18—34 лет. Зачисление добровольцев осуществлялось по контрактам о прохождении военной службы на срок от 3 до 6 лет для мужчин и от 2 до 6 лет для женщин, после чего добровольцы могли продлить эти сроки еще до 6 лет. Вербовка добровольцев в вооруженные силы осуществлялась в течение всего года (см.: Ерашов А.Ю. Система комплектования и прохождения службы рядовым и сержантским составом вооруженных силах США в Европе: Изд. ГСВГ., 1988. — С. 6).

Окончивший училище офицер обязан прослужить в вооруженных силах США не менее 5 лет.

Прохождение службы офицерами рассчитано на 25—30 лет, до 50—60-летнего возраста. Система присвоения воинских званий требует обязательного их соответствия занимаемым должностям. Поэтому звания офицеров и генералов подразделяются на временные и постоянные. Постоянные звания присваиваются в соответствии со служебной аттестацией, выслугой лет и при наличии вакансии. Временные звания присваиваются при назначении на должности, которые по штату подлежат замещению офицерами в более высоком звании. По своему правовому положению имеющие временные звания приравниваются к офицерам, генералам и адмиралам, имеющим соответствующие постоянные звания, и носят такие же форму и знаки различия.

Вопрос о присвоении воинских званий решается специальными комиссиями, которые каждый год формируются заново из офицеров, звания которых выше, чем звания обсуждаемых кандидатов. В задачу комиссий входят отбор и оценка кандидатов на основе их аттестаций, характеристик и впечатления от личной встречи с офицером, его ответов на вопросы членов комиссии по специальности, из области военной и общей подготовки.

До звания капитана включительно воинские звания присваиваются практически всем, кто аттестован с выводом «полностью готов» к выдвижению. При присвоении более высоких званий применяется принцип «подготовлен лучше всех». Возможность реализации этого принципа создается за счет превышения числа кандидатов над числом вакансий.

Характерно, что система отбора кандидатов на получение очередного воинского звания или заполнение вакансий сохраняется и при назначении высших военных руководителей (рассматривается от 2—4 и более кандидатов, которые обсуждаются в кругу высших офицеров, статьи об этом публикуются в американской военной прессе) (см.: Прибытковский Ф.З. Вооруженные силы США на современном этапе: Изд. ГСВГ, 1987. — С. 43).

Для получения очередного воинского звания офицерскому составу вооруженных сил США необходимо иметь следующую выслугу лет:

первый лейтенант — 1,5—2 года;

капитан — 3,5—4 года;

подполковник — 16 лет;

полковник — не менее 22 лет.

Звания генералов присваиваются по специальному решению.

Звание «уорент-офицер 1 класса» присваивается сержантам после 10 лет службы в вооруженных силах и успешного завершения соответствующего курса обучения в школах родов войск и служб. Присвоение очередных званий уорент-офицерам производится по достижении следующих сроков выслуги в предыдущем звании:

уорент-офицер 1 класса — 3 года;

старший уорент-офицер 2 класса — 6 лет;

старший уорент-офицер 3 класса — 6 лет;

старший уорент-офицер 4 класса — после 15 лет службы в качестве старшего уорент-офицера;

Рядовому и сержантскому составу сухопутных войск (СВ) для получения очередного звания необходимо иметь следующую минимальную выслугу в предыдущем звании и общую выслугу (в скобках — для ВВС):

рядовой — 6 месяцев;

рядовой 1 класса — соответственно 4 мес. и 1 год (6 мес. и 6 мес.);

капрал — 6 мес. и 2 года (8 мес. и 1 год);

сержант — 8 мес. и 3 года (6 мес. и 3 года);

штаб-сержант — 10 мес. и 7 лет (18 мес. и 5 лет).

При этом минимальные сроки присвоения очередных воинских званий рядовому и старшинскому составу в вооруженных силах США различны для сухопутных войск, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты и зависят от выслуги лет, выслуги в должности, характеристики военнослужащего, результатов различных тестов, наград, наличия вакансий и от решения отборочной комиссии (см.: Ерашов А.Ю. Указ. соч. — С. 26).

Вся система продвижения офицеров вооруженных силах США по службе построена на культивировании духа соревновательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора.

Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению. Аналогичные меры могут быть применены к лицам, не сдавшим нормативов по физической подготовке более 2 раз (см.: Прибытковский Ф.З. Там же. — С. 43).

Аттестация офицерского состава проводится ежегодно. Командование вооруженных силах США требует от командиров и начальников неформального подхода к написанию аттестаций, внимательной и объективной оценки деловых и человеческих качеств офицера. Для этих целей специально готовятся списки слов и словосочетаний, которые можно использовать в аттестации, например: общее впечатление — хорошие манеры, энергичен, вежлив, груб, застенчив, уравновешен, привлекателен, благонадежен, ничем не выделяется, эксцентричен и т.п.; характер — смелый, твердый, (не) эгоистичный, терпимый, суеверный, завистливый, упрямый, трусливый, пугливый, простой, нетерпеливый и т.п.; склад ума — богатое воображение, аналитический ум, чувствительный, быстро (медленно) схватывающий, остроумный (не)гибкий и т.п. (см.: Жеглова Ю.Г. Офицерский корпус вооруженных сил США: Изд. ГСВГ., 1987. — С. 9, 12—13).

Ввиду низкой популярности среди военнослужащих США прохождения службы вне пределов страны их срок военной службы как на континентальной части США, так и на «заморских территориях» четко регламентирован. Так, личный состав, дислоцированный на территории США, Аляске и на Гавайях, проходит службу в течение 4 лет; в Европе, Японии — для военнослужащих первого 3—4-годичного контракта — 2 года; для семейных военнослужащих-профессионалов (профессионалами в вооруженных силах США считаются военнослужащие, проходящие военную службу по новому (не первому) контракту), приехавших в Европу с семьей, и для холостяков, прослуживших 2 и более срока, — 3,5 года, а для прибывших без семьи — 2,5 года. Однако многие старшие офицеры, и особенно генералы, служат за границей до 5—7 лет.

Пополнение вооруженных силах США личным составом происходит, с одной стороны, за счет найма добровольцев (около 14% личного состава вооруженных силах), с другой — оставлением в армии лиц, отслуживших установленные сроки, но изъявивших желание продлить свои контракты.

Комплектование вооруженных силах США в зависимости от способа осуществляется двумя путями: индивидуальным порядком и в составе подразделений.

Индивидуальный принцип комплектования был введен в 1973 г., после отказа от воинской повинности. Он основан на найме добровольцев — граждан США в возрасте 17 лет и старше.

Направление офицеров и генералов для прохождения службы на «заморских территориях» является обязательным этапом их карьеры и производится установленным порядком, как правило, на равные должности. Не допускается их направление с понижением. В целях уменьшения текучести кадров, особенно младшего командного звена, перемещение офицеров в период их службы за границей, например в Европе, не практикуется. Такое сравнительно длительное нахождение в одной должности компенсируется имеющейся системой аттестования, предусматривающей обязательную замену в США с повышением тех офицеров, которые аттестованы на вышестоящие должности.

Также заслуживает внимания полковая индивидуальная система комплектования и прохождения службы в вооруженных силах США. Суть ее состоит в формальном сведении однотипных подразделений, дислоцированных на континентальной части США и на «заморских территориях», в отдельные полки, что определяет только их принадлежность к данной части, но не означает формирования полка как штатной боевой единицы.

Тем самым удовлетворяется одно из главных желаний лиц, поступающих на военную службу путем заключения контракта, — проходить ее в желаемых районах на территории США. Полковая система позволяет военнослужащему быть перемещенным только в рамках конкретного полка, в том числе и в подразделения, размещенные на «заморских территориях», после истечения срока службы в которых данный военнослужащий возвращается в подразделения полка, размещенные на территории США.

Другим способом комплектования, получающим все большее распространение в вооруженных силах США, является групповой, в составе подразделения, в соответствии с так называемой программой «Когорты». В соответствии с этой программой подразделения в ротном (батарейном) звене будут в полном составе сменяться, в том числе в Европе, родственными подразделениями, переброшенными из США.

Полный цикл программы «Когорты» длится 3 года и подразделяется на 2 главных этапа:

период укомплектования роты (батареи) и боевой подготовки на континентальной части США (длится 18 месяцев);

период прохождения службы в европейской группировке (или в другом регионе на заморских территориях) в составе данной роты.

Набор в роты (батареи) по программе «Когорты» производится в основном за счет новобранцев первого срока службы (см.: Прибытковский Ф.З. Указ. соч. — С. 20—27).

Офицерский состав подлежит увольнению с военной службы по достижении 62-летнего возраста или ранее этого срока по состоянию здоровья. В среднем до 56% офицеров уходят из армии после 15 лет службы. Офицерам, занимающим руководящие должности в центральном аппарате, а также представителям высших военно-учебных заведений по решению конгресса в индивидуальном порядке служба может быть продлена до 64 лет.

Предельный срок службы для бригадного генерала и полковника — 30 лет, подполковника — 28 лет, для майора — 21 год. Но эти сроки в отдельных случаях могут быть продлены на 5 лет.

Максимальный возраст для сержантов — 60 лет или 30 лет выслуги.

Увольнение рядового состава производится по истечении срока заключенного контракта, по семейным обстоятельствам, инвалидности, за дисциплинарные проступки, воинские и уголовные преступления.

Комплектование вооруженных силах личным составом производится с 1960 г. на добровольной основе лицами в возрасте от 17,5 до 30 лет (в ВМС — до 33 лет). Британские граждане, достигшие установленного возраста и изъявившие желание поступить на военную службу, заключают с министерством обороны на определенный срок контракт, который предусматривает взаимные права и обязанности сторон. Эти права и обязанности, порядок прохождения службы, а также все вопросы, касающиеся личного состава, определяются Законом о военной службе и Королевским указом 1947 г. Они дополняются воинскими уставами и регулярно обновляемыми наставлениями и инструкциями для видов вооруженных сил.

В сухопутных войсках курс начальной подготовки рядового состава состоит из двух этапов. Первый — одиночная подготовка (продолжительность — 6 недель) — включает физическую, строевую, огневую, тактическую и общеобразовательную подготовку. Второй этап — подготовка по специальности (продолжительность от 2 до 6 месяцев) включает изучение специальных предметов и проводится в учебном центре (школе) рода войск.

После получения начальной военной подготовки новобранцам присваивается первичное воинское звание «рядовой» (рядовой 4 класса, матрос 2 класса), и они направляются в войска для прохождения дальнейшей службы в соответствии с подписанным контрактом.

Лица, поступившие на военную службу в сухопутные войска и ВВС, заключают обычный (основной) или краткосрочный контракт. Основной контракт заключается сроком на 22 года, краткосрочный — на 3 года, затем он может быть продлен до 6, 9, 12 и 22 лет. В ВМС контракт заключается на 12 лет, из которых 9 лет добровольцы обязаны прослужить в регулярном флоте и 3 года — в резерве. По желанию военнослужащих срок службы может быть увеличен до 22 лет.

В целях выявления колеблющихся, случайно оказавшихся в армии людей и их своевременного отсева действующая система рекрутирования позволяет лицу, подписавшему контракт, разорвать его в течение 28 дней после подписания без какого-либо ущерба для себя. После указанного срока отказчик от службы понесет значительные убытки, так как он должен будет уплатить определенную сумму, затраченную на его содержание и обучение. Как правило, довольно большая часть новобранцев увольняются в первый месяц после подписания договора, затем это число уменьшается. После 3 лет службы одного набора текучесть кадров сокращается до минимума, состав армии становится стабильным (см.: Мерзликин А.А. Система комплектования вооруженных сил Великобритании: Изд. ЗГВ, 1990. — С. 6—7).

Рядовой состав флота делится на 4 категории: юнга, младший матрос, матрос и старший матрос. Звание младшего матроса присваивается при достижении возраста 17,5 лет. Через 6—18 месяцев (в зависимости от специальности) после успешной сдачи экзаменов моряк получает звание матроса. Средний возраст производства в старшие матросы — 23—24 года.

Сержантские звания допускается присваивать без окончания курсов рядовым, имеющим достаточно большую выслугу, успешно сдавшим экзамены по общеобразовательной и специальной подготовке, при положительном аттестовании командованием. Для получения первичного звания «капрал» (и ему равных) требуется сдать зачеты на свидетельство 3-го класса, для получения звания «сержант» — на свидетельство 2-го класса, «штаб-сержант» — 1-го класса. Общая выслуга лет для получения звания «штаб-сержант» — 18 лет, «сержант» — 12 лет.

Унтер-офицерский состав комплектуется путем отбора наиболее благонадежных и старательных матросов, хорошо подготовленных в профессиональном отношении. Унтер-офицеры составляют до 60% от всего личного состава флота (на надводных кораблях — 40%, на дизельных подводных лодках — 60%, на атомных — свыше 70%).

Подавляющее большинство унтер-офицеров служат на флоте более 10 лет. Унтер-офицерский состав подразделяется на унтер-офицеров и старших унтер-офицеров. Производство в унтер-офицеры происходит по достижении 28—30 лет, т. е. через 10—12 лет службы. Унтер-офицер с высшим образованием может получить звание старшего унтер-офицера через 5 лет безупречной службы и после успешной сдачи экзаменов.

Для сержантов и уорент-офицеров существуют постоянные и временные звания. Постоянное звание — основное. Временное — присваивается лицам, занимающим должность с более высокой штатной категорией сроком не менее 35 суток. Временные звания оплачиваются так же, как и постоянные, но не сохраняются при освобождении от должности.

Предельный возраст службы рядовых и сержантов составляет 47 лет.

Согласно введенным в январе 1982 г. новым правилам прохождения службы унтер-офицеры подводных лодок имеют право служить до 50 лет (ранее возрастной лимит составлял 45 лет). Специалисты, в которых заинтересовано командование флота, могут продлить контракт, получив при этом прибавку к пенсии.

Офицерский корпус вооруженных сил формируется как за счет выпускников военных училищ (кадровый офицерский состав), так и за счет выпускников гражданских вузов, вербуемых по контрактам (состав краткосрочной службы). Помимо этих двух категорий, в британской армии существует небольшая прослойка офицеров (порядка 5%), которые начинали свою службу рядовыми и затем окончили установленные курсы подготовки и переподготовки. Последнюю категорию используют, как правило, на низших административных и технических должностях (см.: Мерзликин А.А. Там же. — С. 9).

Ядро офицерского корпуса и его наиболее привилегированную часть составляют выпускники Дартмутского военно-морского колледжа — для ВМС, Сандхерстского военного училища — для сухопутных войск. Они составляют 95% адмиралов и генералов и основную часть старших офицеров.

Офицерский корпус вооруженных сил Великобритании подразделяется на высший (бригадир, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал), старший (майор, подполковник, полковник) и младший (второй лейтенант, лейтенант, капитан) состав.

Младший офицерский состав укомплектован в основном за счет офицеров краткосрочной службы (до 10 лет, но не менее 3 лет в вооруженных силах и не менее 5 лет затем — в резерве). Это главным образом выпускники гражданских вузов, завербовавшиеся на службу в вооруженных силах по контрактам (летчики, инженеры и техники, врачи, юристы, священники и др.).

Воинское звание строго соответствует занимаемой должности. Если офицер назначается на более высокую должность, а срок его выслуги для присвоения очередного постоянного воинского звания истек, ему присваивается временное звание, соответствующее новой должности. Правовые последствия присвоения временного звания точно такие же, как при получении постоянного звания, но при перемещении с указанной должности, увольнении с военной службы временное звание снимается.

Для получения старшего офицерского звания «лейтенант-коммандер» (соответствует званию «майор» в сухопутных войсках) офицер должен прослужить в звании лейтенанта (соответствует званию «капитан» в сухопутных войсках) 8 лет. Для получения воинского звания «капитан» в сухопутных войсках — 6 лет, «лейтенант» — 4 года (см.: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. — М., 1997. — С. 98).

Предельный возраст службы адмиралов и генералов — 60 лет, офицеров — 55 лет. Однако офицер может подать рапорт об отставке после 5 лет службы (см.: Великобритания. Информационно-справочный материал: Изд. КСФ, 1996. — С. 55, 61—65).

Немаловажная роль в вооруженных силах Великобритании отводится физической подготовке. Ежегодно офицеры сдают нормативы по физической подготовке. Тем, кто их не выполнил, дается две недели на тренировки. Если же офицер повторно не сдает зачет, то его направляют на медицинское освидетельствование. В случае если офицер физически здоров, с него удерживаются деньги. Если и это не помогает, то этот офицер понижается в звании.

Принцип комплектования — смешанный. Количество военнослужащих, проходящих военную службу на постоянной основе (в кадрах) или по контракту в вооруженных силах Франции, постоянно возрастает (профессионалами в вооруженных силах Франции считаются военнослужащие, проходящие военную службу на постоянной основе — в кадрах и проходящие ее по контрактам). Особенно увеличивается число проходящих службу по краткосрочным контрактам.

Комплектование вооруженных сил рядовым составом осуществляется за счет военнослужащих срочной службы, лиц, добровольно продливших срок службы на 4—18 месяцев, а также наемников (50% служат по контрактам). Срок действительной военной службы (с 18 летнего возраста) — 10 месяцев, альтернативной «гражданской» службы — 2 года. В качестве наемников на военную службу принимаются лица в возрасте от 17 до 32 лет.

Комплектование унтер-офицерским составом (90% — кадровые военнослужащие) осуществляется за счет солдат срочной службы, военнослужащих по контракту и выпускников унтер-офицерских школ

Офицерский корпус комплектуется за счет выпускников военных школ, гражданских вузов, офицеров резерва (заключают контракт на службу, сроком до 20 лет), а также унтер-офицеров, прослуживших в армии не менее 8 лет и сдавших соответствующие экзамены.

Для получения очередного воинского звания офицерскому составу необходимо иметь следующую выслугу лет в звании:

младшего лейтенанта — 1 год;

лейтенанта — 4 года;

капитана — 4—6 лет;

подполковника — 3—4 года.

Генеральские звания присваиваются в индивидуальном порядке Советом министров.

Для получения очередного воинского звания унтер-офицера необходимо прослужить в звании:

сержанта — 8 месяцев;

старшего сержанта, старшины, главного старшины — 2 года;

мажора — до достижения возраста 40 лет или окончания специальных курсов;

аспирана — при общей выслуге не менее 4 лет, в том числе 2 года в унтер-офицерском звании.

Для рядового и сержантского состава:

капрал — 4 месяца;

старший капрал — 2 месяца (см.: Зорченко В.Г. Военно-политическая характеристика основных стран Западной Европы и их вооруженных сил. — СПб., 1993. — С. 39—40, 63—72, 86—99).

Предельный возраст пребывания на военной службе составляет 42 года для старшего сержанта, 47 лет — для майора, 54 года — для полковника.

Увольнение французских военнослужащих из армии осуществляется на основе декрета правительства. Военнослужащий может уволиться в запас (отставку) по возрасту, выслуге лет, по личной просьбе при наличии права на пенсию, по состоянию здоровья, за совершение дисциплинарных проступков, в связи с бесперспективностью. Последнее позволяет при увольнении в запас получить воинское звание на ступень выше (см.: Коровников А.В. Указ. соч. — С. 115).

Принцип комплектования — смешанный.

Вооруженные силы комплектуются кадровыми военнослужащими (на профессиональной основе), военнослужащими, заключившими контракты, и призывниками.

Комплектование осуществляется путем призыва молодежи в возрасте 18 — 28 лет (в исключительных случаях — до 32 лет) на основании Закона «О всеобщей воинской повинности» на срок 12 месяцев (55% личного состава), заключения контрактов с добровольцами на срок от 2 до 15 лет (35%), а также набора военнослужащих на кадровой основе (10%).

Для получения очередного воинского звания офицерскому составу небходимо иметь следующую выслугу лет:

старший лейтенант — 2,5 года с момента получения первого офицерского звания;

капитан — 5,5 лет;

подполковник — 13 лет;

полковник — 17 лет.

Для рядового и унтер-офицерского состава установлены следующие сроки:

ефрейтор — 6 месяцев с момента поступления на военную службу;

унтер-офицер — 15 месяцев;

фельдфебель — 4 года;

обер-фельдфебель — 6 лет;

хаупт-фельдфебель — 9 лет;

штабс-фельдфебель — 17 лет (с момента присвоения звания фельдфебеля);

обер-штабс-фельдфебель — 19 лет (с момента присвоения звания фельдфебеля).

Предельный возраст на службе в армии профессионалов составляет:

для младших офицеров — 45 лет (в штабах — 54 года);

для старших — 50 лет (в штабах — 58 лет);

генералов — 60 лет (см.: Коровников А.В. Указ. соч. — С. 88).

В случае служебной необходимости Министр обороны имеет право продлить срок службы офицеру (генералу) на 5 лет.

Документом, стоящим на страже прав военнослужащих, является так называемый «Зольдатенгезетц» — Закон о правовом положении военнослужащих, принятый 19 марта 1956 г. и дополненный 2 марта 1974 г. «Зольдатенгезетц» определяет права и обязанности военнослужащих и включает в себя пункты:

о прохождении воинской службы военнослужащими срочной службы и добровольцами-наемниками;

о присвоении воинских званий;

о пенсионном обеспечении.

В судебном порядке на военнослужащих военно-дисциплинарными судами могут налагаться следующие взыскания, касающиеся прохождения военной службы:

задержка в продвижении по службе и присвоении очередного воинского звания;

понижение в воинском звании;

досрочное увольнение в запас и др.

В стране действует смешанный принцип комплектования вооруженных сил, предусматривающий службу офицерского состава, добровольную службу по контракту, а также службу по призыву согласно Закону о всеобщей воинской обязанности.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, допускается оплата разницы между сроком обязательной военной службы и фактическим временем пребывания в армии (600 долларов США в месяц).

Комплектование унтер-офицерским составом осуществляется из числа лиц, окончивших унтер-офицерские школы или курсы. Продолжительность подготовки унтер-офицера составляет от 2 до 12 месяцев.

Комплектование офицерским составом осуществляется лицами, окончившими военные училища, а также некоторые гражданские учебные заведения (медицинские, технические и т.д.).

Минимальный срок службы офицера после окончания военного училища составляет 10 лет. Предельный возраст пребывания на службе для младших офицеров — 50—52 года, старших офицеров — 54—58 лет, генералов — 59—62 года.

При этом продвижение офицера по службе строго регламентировано. Он должен знать на 5 лет вперед где будет служить и какие перспективы у него будут в служебном росте (см.: Антонов Г.А. Система комплектования, морально-психологической подготовки и социального обеспечения ВС Греции. Информационно-аналитический бюллетень (политика, экономика, вооруженные силы). — Самара, 1997. — Вып. № 2(16). — С. 17—19).

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Португалия 1987 г. «О прохождении военной службы в Вооруженных Силах Португалии» (утвержден Собранием Республики Португалии 28 апреля 1987 г. / Пер. ГРУ ГШ Вооруженных Сил. — М., 1988. — С. 3, 9) комплектование вооруженных силах Португалии происходит по смешанному принципу. В соответствии с указанным Законом действительная военная служба включает:

срочную военную службу;

военную службу в кадрах постоянного состава;

военную службу по контрактам;

военную службу в период призыва на учебные сборы или мобилизации.

Под военной службой в кадрах постоянного состава Законом понимается «прохождение службы гражданами, которые добровольно поступили на военную службу и которые постоянно ее выполняют в вооруженных силах».

Под военной службой по контракту понимается прохождение военной службы гражданами после окончания срочной службы или поступление вновь на службу на ограниченный период времени в зависимости от потребностей вооруженных сил. Возможен набор по контракту в кадровый состав вооруженных сил.

Законом (ст. 22) предусматривается добровольное прохождение военной службы в результате специального призыва. Специальный призыв позволяет гражданам, достигшим 17-летнего возраста (призыв осуществляется в 20-летнем возрасте) и выразившим добровольное желание, проходить военную службу в вооруженных силах постоянно или временно, но продолжительностью не менее периода срочной военной службы в любом виде вооруженных сил и по любой специальности. Предусмотрены следующие виды военной службы:

в постоянном составе;

рядовым добровольно (на период срочной службы).

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о некоторых положительных аспектах и преимуществах прохождения военной службы в вооруженных силах иностранных государств, которые можно использовать при организации военной службы в Российской Федерации.

1. Заслуживает внимания наличие широкой системы способов прохождения военной службы:

на постоянной основе — в кадрах;

Указанные способы прохождения военной службы существуют в вооруженных силах Великобритании (кроме призыва), Франции, ФРГ, Греции, Португалии и т.д.

Подавляющее большинство офицеров армий рассмотренных государств проходят военную службу на постоянной основе (в кадрах). Всячески поощряется длительное прохождение военной службы, перезаключение контрактов, что позволяет повысить профессионализм военнослужащих, сократить расходы на их подготовку.

К сожалению, переход военной службы офицеров Вооруженных Сил РФ на кадровую службу в современных условиях невозможен ввиду низкого престижа военной службы и оплаты ратного труда, государственной нестабильности.

2. В иностранных армиях для получения очередного воинского звания необходима большая выслуга лет (порядка 22 лет до полковника, у нас — 13 лет!). Это — ВС США, Великобритания, Франция, ФРГ и др. Установлен больший предельный возраст военной службы для военнослужащих разных составов (США, Великобритания, Греция), что позволяет более эффективно использовать военнослужащих, не приводит к диспропорции составов военнослужащих, имеющих различные воинские звания. В России при существующем порядке присвоения воинских званий Вооруженные Силы скоро станут «армией капитанов», что, безусловно, сможет повлиять на микроклимат воинских коллективов: звание «капитан» присваивается офицерам Вооруженных Силах России через три года военной службы после окончания военного института, а должностей старших офицеров (вторичного звена) для такой армии кандидатов будет недостаточно. Законодатель, возможно, стремился тем самым повысить престиж военной службы, но своей цели не достиг, а только увеличил количество проблем и отрицательных последствий. Существующий порядок оправдан только при большой текучести кадров, что в принципе и наблюдается в современных Вооруженных Силах РФ.

3. В современных иностранных армиях широко используется система аттестования военнослужащих. Аттестование проводится ежегодно (США). Постоянные звания присваиваются только на основании положительной аттестации (США, ФРГ и др.). Широко используется аттестование при назначении на должность. При этом учитывается мнение вышестоящего командования, сослуживцев, тестирование, мнение общественности (в том числе и в прессе) (США). Военнослужащий, дважды признанный аттестационной комиссией «недостойным выдвижения» или дважды не сдавший нормативов по физической подготовке, подлежит увольнению с военной службы (США, Великобритания и др.). Аттестация проводится и в Вооруженных Силах России, однако ее роль снижена, отменено требование о наличии положительной аттестации при представлении к присвоению очередного воинского звания, очень часто аттестование производится формально с составлением только аттестационного листа, результаты аттестации не влекут серьезных правовых последствий.

4. В иностранных армиях существует повышенная ответственность военнослужащего за расторжение контракта. Расторгая контракт, военнослужащий обязан выплатить государству значительную денежную компенсацию за свое обучение и содержание (Великобритания и др.). Чтобы проверить правильность выбора кандидата, заключившего контракт на прохождение военной службы, пригодность добровольцев для службы в вооруженных силах, в ряде иностранных армий существует испытательный срок. В вооруженных силах США испытательный срок установлен в 1 год. Не отвечающий установленным требованиям, не выдержавший испытаний военнослужащий с военной службы увольняется. Новобранец вооруженных силах Великобритании в течение 1 месяца военной службы может без правовых последствий расторгнуть контракт. Поэтому за рубежом контракты о прохождении военной службы после истечения испытательного срока расторгаются военнослужащими крайне редко.

5. Военнослужащий, который перестал отвечать установленным требованиям, практически во всех иностранных армиях на основании действующего законодательства подлежит увольнению с военной службы. Оплачивать труд неквалифицированного работника в иностранных армиях считается непростительной роскошью. Причем увольняются с военной службы не только военнослужащие, которые не соответствуют установленным требованиям, но и бесперспективные военнослужащие (Франции). В Российской Федерации, как уже говорилось выше, невозможно уволить с военной службы военнослужащего, не соответствующего установленным требованиям, даже если у него закончился контракт, но этот военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания на военной службе и выполняет условия контракта.

Воинская обязанность

Швейцария и Россия

eda.base.components.templates.base.accessKeys

Воинская обязанность

Проживание за границей

В соответствии со швейцарским законодательством, каждый гражданин Швейцарии мужского пола должен нести воинскую обязанность по достижении 20-летнего возраста. Это правило распространяется и на швейцарцев, которые проживают за границей. Однако, делается скидка на их особую ситуацию и выполнение воинской обязанности швейцарцами, проживающими за границей, регулируется специальными правилами.

Перед отъездом из Швейцарии мужчинам в возрасте от 20 до 42 лет рекомендуется проинформировать командование округа (“Kreiskommando”) о намерении покинуть страну. Командование округа сообщит им о необходимых формальностях и оформит нужные документы.

Молодые швейцарцы, зарегистрированные за границей

Молодые швейцарцы обязаны зарегистрироваться в индивидуальном порядке в соответствующем дипломатическом представительстве в том году, когда им исполняется 18 лет. От Представительства они получат информацию об их воинской обязанности (о порядке регистрации можно прочесть, пройдя по ссылке в правой части страницы).

Школа призывников

Ссылки

Contact

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, zodorov.ru, www.eda.admin.ch.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector