+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Нормативно-правовые основы в сфере проведения технического осмотра транспортного средства

Технический осмотр транспортных средств (техосмотр, ТО) — проверка технического состояния транспортных средств (ТС), в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за её пределами. До 2011 года водители обязаны были возить с собой талон техосмотра. Сейчас нет ни самого талона и представителей ГИБДД техосмотр больше не интересует. Проверяется он только у водителей такси, автобусов и автомобилей, которые занимаются перевозкой опасных грузов. Функции техосмотра переданы от МВД независимым операторам технического осмотра. Проводить ТО могут не только государственные структуры, но и частные компании, получившие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Российский союз автостраховщиков аккредитовывает операторов техосмотра, ведёт их реестр, контролирует деятельность операторов ТО и проводит проверки. Прохождение техосмотра контролируется страховыми компаниями – он нужен для получения полиса ОСАГО. В настоящее время документ, допускающий транспортное средство к дорожному движению, — диагностическая карта. Вся информация о прохождении техосмотра проверяется по Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО). В настоящее время в эту систему в обязательном порядке отправляются все сведения о проведённых техосмотрах на территории РФ. Проверка проходит по 65 пунктам, все они перечислены в диагностической карте. В том числе проверяются:

  1. Эффективность тормозов,
  2. Состояние элементов тормозной системы и рулевого управления,
  3. Содержание загрязняющих веществ в отработанных газах,
  4. Исправность внешних световых приборов,
  5. Исправность стеклоочистителя и стеклоомывателя,
  6. Уровень тонировки ветрового стекла, передних боковых стѐкол и стѐкол передних дверей,
  7. Укомплектованность огнетушителем и знаком аварийной остановки.
Согласно правилам, легковому автомобилю потребуется всего 30 минут на прохождение необходимых технических процедур. Диагностику автомобиля проводит технический эксперт, который работает у выбранного оператора ТО. Технический эксперт несёт полную ответственность за проведение техосмотра. После осмотра эксперт принимает решение о выдаче диагностической карты, в которой содержится заключение о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности. Операторы технического осмотра будут отвечать за ДТП, которые произошли из-за технической неисправности, которую просмотрели их специалисты по ТО. Основным и обязательным для применения документом, содержащим требования к безопасности транспортных средств, является именно Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а не ГОСТы. Хотя, стоит отметить, что положения Технического регламента во многом повторяют положения соответствующих ГОСТов. В настоящее время, время действуют три основных нормативных акта, которые устанавливают требования к техническому состоянию находящегося в эксплуатации транспортному средству, это:
  1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
  2. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»).
  3. Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»)
Это интересно:  ДТП с участием пешеходов
В принципе, все три эти документа содержат аналогичные требования к транспортным средствам, но в той или иной ситуации применяется тот или иной документ. В то же время, правила проведения техосмотра содержат ссылки на некоторые пункты отдельных ГОСТов. В этих случаях, требования этих ГОСТов должны применяться, но только в объеме требований тех пунктов, на которые есть прямая ссылка в Правилах проведения ТО. Таких ссылок немного, ниже представлен список пунктов различных ГОСТов, на которые есть ссылки в Правилах проведения техосмотра, и которые подлежат обязательному применению Операторами ТО при проведении техосмотра: Пункты 4.1, 4.3.4-4.3.11, табл. 6а и таблица 10 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» проверки (см. пункт 1 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра) Раздел 4 ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей» (см. пункт 32 Прило-жения №1 к Правилам проведения техосмотра) Раздел 4 ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (см. пункт 32 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра) Другие ГОСТы, а также другие пункты перечисленных выше ГОСТов, не применяются при проведении технического осмотра. Общие нормативно-правовые акты регулирующие технический осмотр:
  1. Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 30.11.2011 N 342-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ) Данный закон содержит в себе:
  • Общие положения: понятия, цели и принципы, сфера применения закона, а также основы системы ТО;
  • Полномочия участников системы ТО;
  • Организацию системы ТО;
  • Контроль за деятельностью;
  • Ответственность.
2. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». В постановлении содержатся правила проведения ТО и требования, предъявляемые при техническом осмотре к транспортным средствам. 3. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 857 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств» В постановлении говорится, что проведение передается от подразделений Госавтоинспекции частным организациям — операторам ТО. Они должны получить аккредитацию в профессиональном объединении страховщиков. Оно же будет контролировать их деятельность. Установлено, что следить за соблюдением самим объединением требований законодательства в области техосмотра будет ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) России. 4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 587 «Об утверждении порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра» Реестр операторов технического осмотра формируется и ведется профессиональным объединением страховщиков. Сведения из реестра операторов технического осмотра содержатся в открытом и общедоступном информационном ресурсе, который формируется профессиональным объединением страховщиков и размещается на сайте профессионального объединения страховщиков в сети Интернет. 5. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115 г. Москва «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств». Министерство внутренних дел Российской Федерации является государственным заказчиком создания и эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств и ее оператором, а также осуществляет координацию деятельности органов и организаций по использованию указанной информационной системы. В системе содержится информация об операторах ТО. Последние передают в нее ряд сведений, в т. ч. марку, модель, год выпуска, VIN и номер кузова ТС, ФИО лица, предоставившего автомобиль на ТО, адрес пункта ТО, реквизиты и срок действия талона или международного сертификата ТО, ФИО тех эксперта, электронную диагностическую карту. Информация, содержащаяся в системе, и электронные журналы учета операций ежедневно копируются на резервный материальный носитель. Он хранится 5 лет. Оператором системы, отвечающим за ее функционирование, выступает МВД России. Нормативно-правовые акты, регулирующие прохождение ТО:
Это интересно:  Функционирование транспортно-пересадочного узла, задействованного в облуживании массового мероприятия
  • Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 18 октября 2011 г. N 642-а г. Москва «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра».
Приведены формулы предельного размера платы за проведение ТО, формула ставки работы оператора ТО.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 290 г. Москва «Об утверждении формы талона технического осмотра транспортных средств (в том числе его электронной формы) и правил заполнения талона технического осмотра транспортных средств»
Данный приказ содержит Форму талона ТО и правила его заполнения.
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 14 октября 2011 г. N 573 г. Москва «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра».
Приказ устанавливает форму типового договора, носит рекомендательный характер, в договоре должны быть указаны стороны, права и обязанности, ответственность, а также стоимость предоставляемой услуги. Правовые акты, регулирующие обеспечение пунктами ТО:
  • Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1108 г. Москва «Об утверждении методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований»
В данной методике рассчитываются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований устанавливаются в отношении каждого субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов исходя из необходимости обеспечения проведения в субъекте Российской Федерации технического осмотра транспортных средств различных категорий с учетом возможности их технического диагностирования на диагностических линиях, в том числе передвижных .
  • Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 617 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов Российской Феде-рации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств»
Это интересно:  Анализ существующих отечественных и зарубежных методик формирования стоимости паркинг-места
Контроль за исполнением настоящего приказа возложен на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева. Не смотря на выше представленную нормативно правовую базу технические эксперты в большинстве случаев проводят фиктивную техническую экспертизу, в 80% случаев время экспертизы составляет менее 13 минут, у некоторых операторов выходит по 70 осмотров в день, что примерно в 10 раз превышает среднюю производительность реальных операторов. В Минэкономразвития предлагают исключить такую ситуацию, это следует из пакета поправок ведомства, которые необходимы для реформирования процесса техобслуживания транспортных средств. Диагностические карты планируется составлять только в электронном виде и заверяться электронной подписью. Процесс техосмотра должен будет обязательно фиксироваться на видео, а итоговая съемка — загружаться в централизованную базу ЕАИСТО. В случае, если эксперт сформировал карту и допустил не прошедшую техосмотр машину к движению, ему выпишут штраф. Такую норму предлагается ввести в КоАП. Если же выяснится, что сотрудник умышленно передавал в центральную базу заведомо недостоверные сведения, то его смогут привлечь к уголовной ответственности. Совершение таких действий группой лиц по сговору будут наказывать лишением свободы. Также в документе поправок говорится о штрафах для водителей, которые управляют не прошедшими техосмотр автомобилями. Необходимо донести до водителей, что технический осмотр нужно пройти для того, чтобы убедиться в безопасности автомобиля. На техосмотре выявляются неисправности транспортного средства, которые водитель может своевременно исправить, что в свою очередь предотвратит негативные последствия.]]>

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector