+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нормативно-правовые основы в сфере проведения технического осмотра транспортного средства

Технический осмотр транспортных средств (техосмотр, ТО) — проверка технического состояния транспортных средств (ТС), в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за её пределами. До 2011 года водители обязаны были возить с собой талон техосмотра. Сейчас нет ни самого талона и представителей ГИБДД техосмотр больше не интересует. Проверяется он только у водителей такси, автобусов и автомобилей, которые занимаются перевозкой опасных грузов. Функции техосмотра переданы от МВД независимым операторам технического осмотра. Проводить ТО могут не только государственные структуры, но и частные компании, получившие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Российский союз автостраховщиков аккредитовывает операторов техосмотра, ведёт их реестр, контролирует деятельность операторов ТО и проводит проверки. Прохождение техосмотра контролируется страховыми компаниями – он нужен для получения полиса ОСАГО. В настоящее время документ, допускающий транспортное средство к дорожному движению, — диагностическая карта. Вся информация о прохождении техосмотра проверяется по Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО). В настоящее время в эту систему в обязательном порядке отправляются все сведения о проведённых техосмотрах на территории РФ. Проверка проходит по 65 пунктам, все они перечислены в диагностической карте. В том числе проверяются:

  1. Эффективность тормозов,
  2. Состояние элементов тормозной системы и рулевого управления,
  3. Содержание загрязняющих веществ в отработанных газах,
  4. Исправность внешних световых приборов,
  5. Исправность стеклоочистителя и стеклоомывателя,
  6. Уровень тонировки ветрового стекла, передних боковых стѐкол и стѐкол передних дверей,
  7. Укомплектованность огнетушителем и знаком аварийной остановки.
Согласно правилам, легковому автомобилю потребуется всего 30 минут на прохождение необходимых технических процедур. Диагностику автомобиля проводит технический эксперт, который работает у выбранного оператора ТО. Технический эксперт несёт полную ответственность за проведение техосмотра. После осмотра эксперт принимает решение о выдаче диагностической карты, в которой содержится заключение о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности. Операторы технического осмотра будут отвечать за ДТП, которые произошли из-за технической неисправности, которую просмотрели их специалисты по ТО. Основным и обязательным для применения документом, содержащим требования к безопасности транспортных средств, является именно Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а не ГОСТы. Хотя, стоит отметить, что положения Технического регламента во многом повторяют положения соответствующих ГОСТов. В настоящее время, время действуют три основных нормативных акта, которые устанавливают требования к техническому состоянию находящегося в эксплуатации транспортному средству, это:
  1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
  2. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»).
  3. Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»)
Это интересно:  Анализ существующих отечественных и зарубежных методик формирования стоимости паркинг-места
В принципе, все три эти документа содержат аналогичные требования к транспортным средствам, но в той или иной ситуации применяется тот или иной документ. В то же время, правила проведения техосмотра содержат ссылки на некоторые пункты отдельных ГОСТов. В этих случаях, требования этих ГОСТов должны применяться, но только в объеме требований тех пунктов, на которые есть прямая ссылка в Правилах проведения ТО. Таких ссылок немного, ниже представлен список пунктов различных ГОСТов, на которые есть ссылки в Правилах проведения техосмотра, и которые подлежат обязательному применению Операторами ТО при проведении техосмотра: Пункты 4.1, 4.3.4-4.3.11, табл. 6а и таблица 10 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» проверки (см. пункт 1 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра) Раздел 4 ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей» (см. пункт 32 Прило-жения №1 к Правилам проведения техосмотра) Раздел 4 ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» (см. пункт 32 Приложения №1 к Правилам проведения техосмотра) Другие ГОСТы, а также другие пункты перечисленных выше ГОСТов, не применяются при проведении технического осмотра. Общие нормативно-правовые акты регулирующие технический осмотр:
  1. Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 30.11.2011 N 342-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ) Данный закон содержит в себе:
  • Общие положения: понятия, цели и принципы, сфера применения закона, а также основы системы ТО;
  • Полномочия участников системы ТО;
  • Организацию системы ТО;
  • Контроль за деятельностью;
  • Ответственность.
2. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». В постановлении содержатся правила проведения ТО и требования, предъявляемые при техническом осмотре к транспортным средствам. 3. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 857 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств» В постановлении говорится, что проведение передается от подразделений Госавтоинспекции частным организациям — операторам ТО. Они должны получить аккредитацию в профессиональном объединении страховщиков. Оно же будет контролировать их деятельность. Установлено, что следить за соблюдением самим объединением требований законодательства в области техосмотра будет ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) России. 4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 587 «Об утверждении порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра» Реестр операторов технического осмотра формируется и ведется профессиональным объединением страховщиков. Сведения из реестра операторов технического осмотра содержатся в открытом и общедоступном информационном ресурсе, который формируется профессиональным объединением страховщиков и размещается на сайте профессионального объединения страховщиков в сети Интернет. 5. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115 г. Москва «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств». Министерство внутренних дел Российской Федерации является государственным заказчиком создания и эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств и ее оператором, а также осуществляет координацию деятельности органов и организаций по использованию указанной информационной системы. В системе содержится информация об операторах ТО. Последние передают в нее ряд сведений, в т. ч. марку, модель, год выпуска, VIN и номер кузова ТС, ФИО лица, предоставившего автомобиль на ТО, адрес пункта ТО, реквизиты и срок действия талона или международного сертификата ТО, ФИО тех эксперта, электронную диагностическую карту. Информация, содержащаяся в системе, и электронные журналы учета операций ежедневно копируются на резервный материальный носитель. Он хранится 5 лет. Оператором системы, отвечающим за ее функционирование, выступает МВД России. Нормативно-правовые акты, регулирующие прохождение ТО:
Это интересно:  Применение модели возникновения ДТП по причине потери водителем управляемости
  • Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 18 октября 2011 г. N 642-а г. Москва «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра».
Приведены формулы предельного размера платы за проведение ТО, формула ставки работы оператора ТО.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 290 г. Москва «Об утверждении формы талона технического осмотра транспортных средств (в том числе его электронной формы) и правил заполнения талона технического осмотра транспортных средств»
Данный приказ содержит Форму талона ТО и правила его заполнения.
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 14 октября 2011 г. N 573 г. Москва «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра».
Приказ устанавливает форму типового договора, носит рекомендательный характер, в договоре должны быть указаны стороны, права и обязанности, ответственность, а также стоимость предоставляемой услуги. Правовые акты, регулирующие обеспечение пунктами ТО:
  • Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1108 г. Москва «Об утверждении методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований»
В данной методике рассчитываются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований устанавливаются в отношении каждого субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов исходя из необходимости обеспечения проведения в субъекте Российской Федерации технического осмотра транспортных средств различных категорий с учетом возможности их технического диагностирования на диагностических линиях, в том числе передвижных .
  • Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 617 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов Российской Феде-рации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств»
Это интересно:  Необходимость совершенствования регулирования внутридворовых парковок автомобилей
Контроль за исполнением настоящего приказа возложен на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева. Не смотря на выше представленную нормативно правовую базу технические эксперты в большинстве случаев проводят фиктивную техническую экспертизу, в 80% случаев время экспертизы составляет менее 13 минут, у некоторых операторов выходит по 70 осмотров в день, что примерно в 10 раз превышает среднюю производительность реальных операторов. В Минэкономразвития предлагают исключить такую ситуацию, это следует из пакета поправок ведомства, которые необходимы для реформирования процесса техобслуживания транспортных средств. Диагностические карты планируется составлять только в электронном виде и заверяться электронной подписью. Процесс техосмотра должен будет обязательно фиксироваться на видео, а итоговая съемка — загружаться в централизованную базу ЕАИСТО. В случае, если эксперт сформировал карту и допустил не прошедшую техосмотр машину к движению, ему выпишут штраф. Такую норму предлагается ввести в КоАП. Если же выяснится, что сотрудник умышленно передавал в центральную базу заведомо недостоверные сведения, то его смогут привлечь к уголовной ответственности. Совершение таких действий группой лиц по сговору будут наказывать лишением свободы. Также в документе поправок говорится о штрафах для водителей, которые управляют не прошедшими техосмотр автомобилями. Необходимо донести до водителей, что технический осмотр нужно пройти для того, чтобы убедиться в безопасности автомобиля. На техосмотре выявляются неисправности транспортного средства, которые водитель может своевременно исправить, что в свою очередь предотвратит негативные последствия.]]>

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Adblock detector