+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Положение о воинской обязанности и военной службе 2019 год

от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.05.2002 N 56-ФЗ, от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 113-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 22.02.2003 N 27-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.02.2004 N 4-ФЗ, от 22.04.2004 N 20-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 30.06.2005 N 77-ФЗ, от 15.07.2005 N 86-ФЗ, от 21.07.2005 N 99-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 02.12.2005 N 149-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ, от 04.05.2006 N 61-ФЗ, от 03.07.2006 N 96-ФЗ, от 06.07.2006 N 103-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. 24.10.2007), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 02.10.2006 N 159-ФЗ, от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 06.01.2007 N 3-ФЗ, от 12.04.2007 N 50-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 09.02.2009 N 1-ФЗ, от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее – граждане) предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации) и их должностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

1. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (далее – военные комиссариаты);

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

Федеральный закон О воинской обязанности и военной службы

ПЛАН

проведения правового информирования с личным составом

ТЕМА: Федеральный закон О воинской обязанности и военной службы

ВРЕМЯ: 20 минут

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ _______

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53 ФЗ

от 28 марта 1998г.;Федеральный закон «О статусе военнослужащих»№76-ФЗ от 27 мая

В силу особой значимости военной службы государство законодательно определяет порядок ее прохождения, основные вопросы ее содержания, права, обязанности и степень от-

ветственности военнослужащих. Знание всего этого поможет качественно выполнять возло-

женные на них обязанности, а в случае необходимости и защищать свои права.

Под законодательством о военной службе понимается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих организацию военной службы в РФ, и правовое положение

военнослужащих, в том числе условия и порядок прохождения военной службы, их права и

обязанности, степень ответственности, виды поощрений, основания увольнения с военной службы и другие вопросы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воен-

ной службе» военная служба- особый вид федеральной государственной службы, испол-

няемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в других войсках и воинских формированиях.

Она имеет следующие отличия и особенности :

  1. К гражданам, поступающим на военную службу, представляются повышенные

требования по части состояния здоровья, уровня образования и профессиональнальной под-

готовки, морально- психологических качеств и физической подготовленности.

  1. Важной особенностью военной службы является обязательное принятие воен-

ной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на нее. Военная присяга имеет не только нравственное, но и правовое значение. После ее принятия военнослужащий приобре-

тает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение присяги влечет за со-

бой дисциплинарную или уголовную ответственность.

  1. Другая особенность военной службы- ее строго обязательный характер. В пе-

риод прохождения военной службы военнослужащий не может по собственному желанию изменить должность, место службы, условия выполнения служебных обязанностей, прекра-

тить их выполнение.

  1. Особая значимость военной службы проявляется и в более строгих мерах воз-

действия за нарушения или уклонение от выполнения воинских служебных обязаннос-

тей. Например, за самовольное оставление части (место несения службы) военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие

Это интересно:  Бронхиальная астма и служба в армии 2019 год

государственные служащие несут более мягкое наказание.

  1. Военная служба по своей сути связана с риском и ответственностью за жизнь

других людей и требует от военнослужащих не просто исполнительности, как на других ви-

дах государственной службы, а беспрекословности подчинения, повиновения военнослу-

жащих требованиям командиров (начальников) в любых условиях. Поэтому командиры по отношению к подчиненным наделены большим объемом властных полномочий, чем соответ-

ствующие должностные лица невоенных государственных организаций.

  1. Для военнослужащих характерно наличие воинских званий. Они обеспечи-

вают ясность и четкость в служебных взаимоотношениях, помогают ориентироваться в но-

вом коллективе, в сложных, меняющихся условиях служебно-боевой деятельности. Объем служебных полномочий ( особенно властных) зависит не только от занимаемой военнослу-

жащим должности, но и от его воинского звания.

  1. Для военнослужащих предусмотрены особые формы одежды и знаки разли-

чия. В соответствии с установленным порядком военнослужащие имеют право на хранение,

ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Эти и другие особенности военной службы определяют особый статус воен-

нослужащих, предъявляют к ним повышенные требования, ограничивают ряд их прав и сво-

бод. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им пре-

доставляется ряд льгот и компенсаций.

Кроме Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 г (см. схему) порядок прохождения военной службы определяется

такими нормативно-правовыми актами, как :

  1. Федеральный Закон «Об обороне» №61-ФЗ от 31 мая 1996 г;
  2. Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998г;
  3. Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ №1237 от 16 сентября 1999г)
  4. Другие федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Прави-

В соответствии с организационной структурой, а также системой штатных долж-

ностей можно выделить следующие формы военной службы : военная служба солдат, мат-

росов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба

По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Военную службу по контракту проходят : офицеры; прапор-

щики и мичманы; курсанты военных образовательных учреждений профессионального обра-

зования; сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по кон-

Военную службу по призыву проходят : солдаты, матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из

запаса; курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, до

заключения контракта. Условия и порядок прохождения военной службы по контракту зна- чительно отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Началом военной службы по призыву для граждан, призванных на военную служ-

бу, не пребывающих в запасе, считается день убытия из военного комиссариата к месту про- хождения военной службы. С указанного момента они становятся военнослужащими, на ко- торых распространяется действие законодательства, устанавливающего права, обязанности,

степень ответственности военнослужащих, а также льготы для них и членов их семей.

Срок военной службы для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, установлен 24 месяца. Для солдат, матросов, сержантов и стар- шин, проходящих военную службу по призыву и окончивших государственные, муниципаль-

ные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные уч-

реждения высшего профессионального образования,-12 месяцев.

В срок военной службы не засчитывается время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части; время отбывания дисциплинарного взыскания в виде арес-

та; время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжи-

тельностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Первое воинское звание рядовой присваивается призванному на военную службу при убытии его из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Воинское

звание матрос присваивается призванному на военную службу при зачислении его в списки

личного состава части, где штатом предусмотрено такое воинское звание.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает соответствую-

щую должность ( для которой штатом предусмотрено присваиваемое или более высокое зва-

ние). Установлены следующие сроки для прохождения военной службы в воинских званиях:

  • рядовой, матрос — пять месяцев;
  • младший сержант, старшина 2-й статьи три месяца;
  • сержант, старшина 1-й статьи — три месяца;
  • старший сержант, главный старшина – три месяца.

Звание ефрейтор и старший матрос также могут быть присвоены в качестве по-

ощрения рядовым и матросам за особые личные заслуги ( образцовое выполнение своих обя-

занностей, отличные показатели в учебе и примерная дисциплина ). Звание младшего сер-

жанта ( старшины 2-й статьи) присваивается военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Понижение в воинском звании сержантов и старшин в качестве меры дисципли-

нарного взыскания производится на основаниях, указанных в Дисциплинарном уставе Воо-

руженных Сил РФ. Оно может сопровождаться переводом на низшую должность.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины по призыву назначаются на штатные

должности в соответствии со специальностью ( полученной в учебных воинских частях, тех-

никумах, профессионально-технических училищах и колледжах, Российском оборонном спортивно-техническом обществе)и присвоенным воинским званием. Право назначения на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины, принадлежит командирам воинских частей. Продвижение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производится в зависимости от наличия вакантных должностей и служебного соот-

ветствия данных лиц этим должностям. Преимущественным правом назначения на вышесто-

ящие воинские должности пользуются военнослужащие по призыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками боевой подготовки и не имеющие дисциплинар-

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, как правило, проходят службу в тех во-

инских частях, в которые они были направлены при призыве или прибыли из учебных час-

тей. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может быть переведен к новому месту службы без его согласия. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской

части) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов ( для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно- учетным специальностям.

В соответствии с п. 8 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск следующей продолжительности :

  • на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские

звания солдат и матросов 20 суток;

  • на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские

звания солдат и матросов, — 30 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказа-ния на срок до пяти суток в порядке, определяемом общевоинскими уставами.

Военнослужащим продолжительность основного отпуска увеличивается в соот-ветствии с нормами :

  1. Военнослужащим, проходящим военную службу :

— в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями -на 15 суток;

— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, -на 10 суток;

— в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе

отдаленных, -на 5 суток;

  1. Военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязан-

ностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоро-

вья, — на 15 суток.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, могут предостав-

ляться отпуска по болезни и по личным обстоятельствам. По личным обстоятельствам от-

пуск предоставляется на срок до 10 суток : в случае тяжелого состояния здоровья или смер-

ти близкого родственника военнослужащего; в случае пожара или другого стихийного бед-

ствия, постигшего семью или родственника военнослужащего, и в других исключительных случаях, когда командир части решит, что присутствие военнослужащего в семье необходи-

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовав-

шему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с военной службы с исключением его из списков части в

день окончания отпуска, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.

Военнослужащие по призыву могут быть уволены с военной службы досрочно в следующих случаях : по состоянию здоровью, при назначении уголовного наказания в виде

лишения свободы, по семейным обстоятельствам.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из ВС РФ, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас, который создается для доукомплектования ВС РФ по мобилизации и в военное время. Находясь в запасе, они могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе.

Это интересно:  Служба в армии юристом 2019 год

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта. Заключить первый контракт о про-

Хождении военной службы могут граждане мужского и женского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Военнослужащие по призыву после того, как они прослужили не менее 12 месяцев, мо-

гут подать рапорт по команде с просьбой о заключении с ними контракта. Он заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны на срок 3, 5 или 10 лет. Первый контракт заключается на три года.

Все кандидаты, поступающие на военную службу по контракту, проходят ме-

дицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, проверку уров-

ня его образования, профессиональной и физической подготовки. Кандидату может быть отказано в заключении с ним первого контракта при несоответствии его предъявляемым тре-

бованиям, отсутствии вакантных должностей и др.

Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск,

продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и ус-

танавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с

тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья или прохождением ее военнослужащим в районах Крайнего Севера и т. д., продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Помимо основного отпуска военнослужащим по контракту могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, учебные). Про-

должительность основного отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количес-

тво суток для проезда к месту отпуска и обратно.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Сле-

довательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы.

Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии со ст. 51 Фе-

дерального закона «О воинской обязанности и военной службе» производится по одному из

оснований данной статьи. При этом военнослужащие увольняются по истечении срока воен-

ной службы или досрочно. Существует три группы оснований увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту :

  1. военнослужащий подлежит увольнению
  2. военнослужащий может быть уволен
  3. военнослужащий имеет право на увольнение

Для примера перечислим основные увольнения, входящие во вторую группу

оснований увольнения с военной службы. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы :

а).- В связи с организационно- штатными мероприятиями и при отсутствии

других оснований для увольнения (пп. «а» п.2 ст.51 Фед. Закона)

— При сокращении занимаемой им должности, в том числе при ликвида-

ции воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согла-

сия с назначением на другую воинскую должность;

— При признании его военно –врачебной комиссией негодным к военной

службе по имеющейся военно-учетной специальности

б).- Всвязи с переходом на службу в органы внутренних дел РФ, феде-

ральные органы налоговой полиции (пп. «б»п.2 ст.51 Фед. Закона)

в).- По собственному желанию- по значению аттестационной комиссии во-

инской части при наличии у военнослужащих уважительных причин

(п.6 ст.51 Фед. Закона)

г).- В связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно- при

вступлении в законную силу приговора суда о назначении военнослу-

жащему наказания в виде лишения свободы условно (пп. «д» п.2 ст.51

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

(ред. от 27.12.2018)

Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Воинская обязанность
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Раздел II. ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Статья 8. Организация воинского учета
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету

Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ГРАЖДАНИНА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Статья 16. Утратила силу
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
Статья 20. Обучение граждан на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса
Статья 20.1. Обучение граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах
Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе

Раздел IV. ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
Статья 27. Состав призывной комиссии
Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Раздел V. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Статья 36. Прохождение военной службы
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Статья 40. Военная присяга и обязательство
Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства
Статья 42. Воинские должности
Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей
Статья 44. Перевод военнослужащих
Статья 45. Приостановление военной службы
Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
Статья 47. Присвоение воинских званий
Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе

Это интересно:  Первый контракт о прохождении военной службы заключается 2019 год

Раздел VII. УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Раздел VIII. ЗАПАС ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 51.2. Запас
Статья 52. Зачисление в запас
Статья 53. Состав запаса
Статья 54. Военные сборы
Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе

РАЗДЕЛ VIII.1. МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК,
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ

Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
Статья 57.6.Пребывание в резерве
Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
Статья 57.8. Основания исключения из резерва

Раздел IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации
Статья 59. Утратила силу
Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом
Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
28 марта 1998 года
N 53-ФЗ

Закон о воинской обязанности и военной службе с последними изменениями

В Российской Федерации все граждане мужского пола привлекаются к исполнению обязанности по защите Отечества, в первую очередь путем прохождения военной службы. Процедура призыва и другие аспекты прописаны в Федеральном Законе № 53, содержание и суть которого будет рассмотрена далее.

Общие положения

Федеральный закон N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации РФ в марте 1998 года.

Предметом регулирования настоящего закона являются вопросы, связанные с воинской обязанностью, реализацией гражданами России их конституционного долга по защите Родины, а также с порядком поступления на военную службу и прохождения ее иностранными гражданами.

Структурно закон представлен девятью разделами, содержащими 65 статей. Рассмотрим краткое содержание, отметив основные тезисы данного нормативно-правового акта:

  • Общие положения содержат информацию о правовой основе воинской обязанности и военной службы, обязанностях военнослужащих, должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами своего долга по защите Отечества и соответствующих мероприятиях, о медицинском освидетельствовании и обследовании при поступлении (т.н. «медкомиссии»), материальном обеспечении граждан, которые служат по контракту или поступили в мобилизационный людской резерв;
  • Воинский учет: организация, первоначальная постановка на учет и связанные с ним обязанности граждан;
  • Подготовка гражданина к службе: обязательная, добровольная, получение начальных знаний в сфере обороны, подготовка по военным основам в учреждениях среднего и средне-специального образования, а также в учебных пунктах, военно-патриотическое воспитание, подготовка по профильным специальностям, занятия по военно-прикладным видам спорта, обучение несовершеннолетних по дополнительным предпрофессиональным программам, на военных кафедрах;
  • Призыв: указан перечень граждан, подлежащих призыву, освобождение от призыва и от исполнения воинской обязанности, отсрочка, сроки призыва, состав призывной комиссии, ее обязанности и порядок работы, обязанности граждан, подлежащих призыву;
  • Поступление на службу по контракту: представлено понятие контракта, требования к лицам (в том числе иностранцам), прибывающим на службу по контракту, обучение в военных профессиональных образовательных организациях (военных училищах и академиях), заключение с учащимися контракта, испытание при поступлении для служащих по контракту;
  • Военная служба: описаны особенности прохождения службы, исполнения обязанностей, сроки (для поступивших по срочному призыву и по контракту), форма одежды, знаки отличия, присяга, должности и порядок назначения, перевод военнослужащих, составы и воинские звания, их присвоение и лишение, предельный возраст пребывания на службе;
  • Увольнение: основания и порядок осуществления обозначенного действия;
  • Запас Вооруженных Сил РФ, ФСБ и Службы внешней разведки РФ: зачисление в запас, состав, военные сборы и освобождение от таковых, порядок их проведения, присвоение воинских званий гражданам, находящимся в запасе;
  • Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов: граждане, находящиеся в резерве, заключение соответствующего контракта, срок и порядок его заключения, аттестация резервиста, квалификационный экзамен, обязанности и ответственность лица в связи с пребыванием в резерве, а также основания для исключения из обозначенного списка лиц. Также полезная информация содержится в ФЗ №324. Подробности тут:;
  • Заключительные положения: особенности правового регулирования сферы исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан РФ, о воинских званиях, не предусмотренных настоящим законом и др.

В 2017 году изменения в настоящий закон вносились многократно. Самые последние правки датируются 27 декабря прошлого года. Рассмотрим подробнее.

Вам будет интересно: ФЗ 331 в новой редакции. Подробности по ссылке:

Последние поправки

Согласно п. 1 ст. 38 закона РФ о воинской обязанности, молодым людям по срочному призыву полагается отслужить 12 месяцев независимо от рода войск. Напомним, что 10 лет назад указом Президента России срок нахождения по призыву в российской армии был сокращен с 2-ух лет до одного года.

С того момента в России берет начало кардинально новая тактика: основная ставка делается на формировании контрактной армии, где будут служить профессионалы в своей области. Такой подход обеспечивает профессионализм и дееспособность армии, поскольку граждане, отправляющиеся в армейские ряды по собственному желанию, глубже осознают ответственность за свои действия и выполнение обязательств.

Рассмотрим изменения, которые были внесены в закон в ноябре и декабре 2017 года.

Со вступлением в силу Федерального закона N 357-ФЗ от 27.11.2017 года «О внесении изменений в ФЗ-53», пункт 6 статьи 47-ой о присвоении воинских званий был изложен в новой редакции.

Так, гражданам, которые в настоящий момент служат либо служили ранее в перечисленных ниже органах и имеющих специальное звание (чин), при поступлении на службу воинское звание присваивается согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному указом Президента РФ в 1999 году.

Это положение касается бывших или действующих сотрудников следующих учреждений:

  • Органы внутренних дел;
  • Прокуратура РФ;
  • Следственный коммитет РФ;
  • Войска нацгвардии России;
  • Противопожарная охрана;
  • Органы уголовно-исполнительной системы;
  • Иные правоохранительные учрежения.

Внесенная в декабре Федеральным законом N 415-ФЗ поправка коснулась статьи 36-ой: абзац второй пункта 3 данной статьи был изменен. Таким образом, в воинские формирования и органы для прохождения службы по призыву лица направляются согласно указу Президента РФ после укомплектования должностей, занимаемых военнослужащими, которые служат по призыву в Вооруженных Силах России, органах государственной охраны и других войсках.

Настоящим законом предусматривается возможность призыва в армию граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденных от призыва на срочную службу в связи с тем, что они был признаны ограниченно годными по состоянию здоровья и зачислены в запас Вооруженных Сил России после прохождения медицинского освидетельствования и признания их полностью или с незначительными ограничениями годными к военной службе.

Текст последней редакции 53 ФЗ

Закон 53-ФЗ о воинской обязанности и военной службе в Российской Федерации является одним из базовых законов в сфере военного законодательства наряду, к примеру, с законом «О статусе военнослужащих».

Для ознакомления с основными положениями Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предлагаем скачать последнюю редакцию закона с нашего сайта.

Статья написана по материалам сайтов: shtab.su, www.prizyv.net, lawlinks.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector