+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Правовые основы прохождения военной службы по контракту 2019 год

(Полевец И. М.) («Административное право и процесс», 2013, N 4)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Полевец Игорь Михайлович, соискатель кафедры административного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

Раскрываются правовые основы прохождения военной службы в Российской Федерации на современном этапе развития государства и общества.

Ключевые слова: защита Отечества, правовые основы, прохождение военной службы.

The legal basis of going to military service I. M. Polevets

The legal basis of going to military service in the Russian Federation according to the contemporary level of the government and the society are presented in the article.

Key words: protection of the Motherland, the legal basis, going to military service.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по модернизации экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба. Вооруженным Силам Российской Федерации принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым в обеспечении возможности модернизации российского общества на основе принципов демократии и главенства закона. Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Для этого совершенствуется система комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления . ——————————— Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Среди обязанностей гражданина важное значение имеет воинская обязанность, которая связана со службой в составе вооруженных сил в качестве военнослужащего. Эта обязанность частично существовала и в рабовладельческом, и в феодальном государстве. Но ее подробная регламентация в законах о воинской повинности появилась лишь в буржуазных государствах . ——————————— См.: Лунев А. Е. Военная служба и гражданство // Труды ВЮА. М., 1948. T. VII. С. 38.

После Октябрьской революции 1917 г. первоначально Красная Армия комплектовалась на добровольных началах. Однако с началом Гражданской войны был осуществлен переход от добровольчества к обязательной военной службе. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. в целях защиты Отечества была установлена всеобщая воинская повинность. С принятием 18 сентября 1925 г. Закона СССР «Об обязательной военной службе» была установлена смешанная система устройства и комплектования Вооруженных Сил (постоянная кадровая армия и территориально-милицейские части и соединения), а в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. осуществлен переход к кадровой системе устройства Вооруженных Сил. Советский этап эволюции военной службы как специфической деятельности с оружием в руках в интересах государства характеризуется нормативным закреплением ее как государственной службы особого вида. Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. военная служба была определена как особый вид государственной службы, состоящей в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных Сил СССР. Конституция РФ 1993 г. в ст. 59 установила, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеется право на замену ее альтернативной гражданской службой. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Прохождение военной службы представляет собой специфические общественные отношения, регулируемые совокупностью правовых норм конституционного, административного, гражданского, уголовного, военного права. Предпосылкой возникновения государственно-служебных или военно-служебных отношений является совокупность необходимых и обязательных условий, закрепленных в законодательстве. Современная юридическая наука отмечает специфические особенности как самих военно-служебных правоотношений, так и причин, их порождающих. Наличие предусмотренных законом оснований возникновения военно-служебных отношений является важной юридической гарантией реализации права конкретного лица, с одной стороны, на труд при поступлении на военную службу в добровольном порядке, а с другой — юридической обязанности граждан по прохождению военной службы по призыву. Следовательно, возникновение военно-служебного отношения правомерно лишь в том случае, если одновременно имеются следующие обстоятельства его возникновения: наличие указанных в законе оснований; соблюдение нормативно установленного порядка; наличие юридического акта, с которым связывается возникновение военно-служебного правоотношения (решение о призыве, заключение контракта). Анализируя условия возникновения военно-служебных отношений, А. В. Кудашкин считает, что под ними следует понимать «юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу. А именно: гражданство; достижение определенного возраста; годность по состоянию здоровья; профессионально-психологические качества; уровень образования, профессиональной и физической подготовки и т. д.» . ——————————— См.: Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: Военный университет, 2001. С. 72.

А. Т. Вахидов под условиями поступления граждан на военную службу по контракту предлагает понимать «предусмотренные действующим законодательством обстоятельства, при которых такое поступление становится возможным» . ——————————— См.: Вахидов А. Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Дис. … к. ю.н. М., 1996. С. 60.

По нашему мнению, условиями поступления на военную службу по контракту являются критерии, установленные исключительно федеральным законодательством, при соответствии которым гражданин может поступить на военную службу. Военная служба создана для защиты Отечества, что подразумевает оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории. Термины «долг» и «обязанность» являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования Конституции Российской Федерации носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т. е. подчеркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение . ——————————— См.: Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.

Законодательство Российской Федерации вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории . ——————————— СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 52. Ст. 5598; 2006. N 29. Ст. 3123.

Федеральный закон «Об обороне» устанавливает, что для нужд обороны граждане Российской Федерации: исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является базовым законом, определяющим исходные начала для правового регулирования воинской обязанности и военной службы. ——————————— СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Помимо непосредственно военной службы Закон включает в содержание воинской обязанности: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Военная или аналогичная ей служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Закон «Об обороне» определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. В России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ. При этом граждане Российской Федерации (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. Хотя военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, в последнее время предпринимаются меры по увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву, на что указывается в Военной доктрине РФ. Обязанность несения военной службы возложена исключительно на граждан России. Гражданство как обязательное условие для прохождения военной службы существовало не всегда и не во всех странах. В Римской империи армия наряду с римскими гражданами комплектовалась и иностранцами. Во Франции в XI в. существовали наемные дружины, укомплектованные иностранными гражданами и подданными. Наем иностранцев в армию был развит в Средние века в Италии . ——————————— См.: Лунев А. Е. Военная служба и гражданство // Труды ВЮА. М., 1948. T. VII. С. 39.

Для иностранных граждан военная служба является субъективным правом. Обращает на себя внимание тот факт, что права проходить военную службу и по призыву, и по контракту лишены лица без гражданства. Этот факт представляется пробелом Закона, поскольку лишение лиц без гражданства такого права не имеет никакого логического объяснения. Часть 3 ст. 59 Конституции РФ устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы. Перечень таких возможных исключений оставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане Российской Федерации, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами . Норма, установленная ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, имеет смысл только в случае обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет осуществляться только по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет. ——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 22.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Конституция РФ не устанавливает никаких требований к условиям прохождения альтернативной гражданской службы. В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ закреплены крайне непривлекательные условия прохождения такой службы. В частности, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет от 21 до 42 месяцев в зависимости от даты направления гражданина Российской Федерации для ее прохождения. При этом меньший срок — от 18 до 36 месяцев установлен для лиц, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Кроме того, лица, проходящие альтернативную службу, чаще всего направляются на низкооплачиваемые и не требующие высокой квалификации работы. В силу этого привлекательность альтернативной службы крайне низка. Указанные нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ связаны со стремлением законодателя увеличить количество лиц, призывающихся на военную службу, и фактически нивелируют конституционное право на замену военной службы альтернативной. Таким образом, отсутствие в Конституции РФ гарантий для лиц, стремящихся реализовать указанное право, позволяет законодателю фактически упразднить его . ——————————— Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007.

Правовой статус военнослужащих установлен Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» . ——————————— СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Это интересно:  Служба по контракту в армии для девушек 2019 год

Военнослужащие, как и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, ограничены в субъективных гражданских правах, например в праве на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В связи с этим более отвечающим целям защиты прав и свобод человека и гражданина является военная служба по контракту. Долг и обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества реализуется не только на основании федеральных законов, но и подзаконных актов, в том числе Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 , Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 , Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 222 , Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852, Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 903 «О порядке перевода Вооруженных Сил РФ и других войск РФ на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» . ——————————— СЗ РФ. 2006. N 49 (ч. 2). Ст. 5220. Российская газета. 17.11.2006. Российская газета. 05.03.1999. СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3938.

Кроме Вооруженных Сил РФ, военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Основу правового регулирования, учитывающего специфику исполнения в них военной службы, составляют иные Федеральные законы: от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»; от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке»; от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране»; от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»; от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Указы Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации»; от 16 августа 2004 г. N 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» (вместе с Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства). Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы. Так, Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ (Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульных служб), которые имеют межведомственное значение и регулируют военно-служебные отношения не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, которым определены порядок заключения контракта о прохождении военной службы, назначения и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий, предоставления отпусков, увольнения с военной службы и ряд других вопросов. В пределах своих полномочий Министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают нормативные правовые акты по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих. На протяжении последних нескольких лет активно обсуждается необходимость переработки действующего законодательства, регулирующего правовой статус военнослужащего, а также воинской обязанности и военной службы. Так, Минобороны России подготовлены проекты Федеральных законов «О военной службе Российской Федерации» и «О воинской обязанности граждан Российской Федерации», основные положения которых уже содержат действующие Федеральные законы «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». Правовое регулирование военно-служебных отношений реализуется в законодательных актах о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, которые практически не содержат диспозитивных норм и состоят из императивных норм, что говорит о централизованном регулировании военно-служебных отношений . ——————————— Кудашкин А. В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования // Система ГАРАНТ, 2009.

Таким образом, система источников военной службы характеризуется определенной обособленностью от источников иных видов федеральной государственной службы (гражданской и правоохранительной), в совокупности они образуют единое законодательство о воинской обязанности и военной службе.

Правовые основы воинской службы.

В условиях резкого обострения общественных противоречий возраста­ет роль правового регулирования строительства и использования армии. По­литика военного строительства наглядно свидетельствует, что военные про­блемы невозможно решать без учета проблем экономических, правовых, со­циальных.

Служба в армии всегда сопряжена с лишениями и трудностями, с раз­личного рода опасностями для здоровья и самой жизни военнослужащих. И поэтому очень важно, чтобы человек в погонах был надежно социально за­щищен, чтобы каждый военнослужащий знал о льготах и гарантиях, предос­тавляемых ему и его семье государством. Особенно это актуально сейчас, ко­гда военнослужащие российской армии, внутренних войск, войск других министерств и ведомств, оставаясь верными присяге, выполняет свой воин­ский долг в горячих точках», там, где опасно, там, где льется кровь и где они нужны как гарант мира и безопасности (Таджикистан, Чечня, Абхазия). Да и семьям военных подчас приходится несладко, и это, пожалуй, ни для кого не секрет — жилищные проблемы, удаленность частей и подразделений от большой ци­вилизации и как следствие невозможность для жен устроиться на работу по специальности, определить детей в детские учреждения или в хорошую шко­лу. И, наконец, целая гам­ма проблем социальных, вызванных политической, экономической неста­бильностью в ближнем зарубежье, да и в самой России. Государство, учиты­вая характер и сложности военной службы, установило для военнослужащих и членов их семей ряд льгот, гарантий и компенсаций по вопросам матери­ального обеспечения, предоставления жилья, по транспортным услугам, по получению ссуд на индивидуальное жилищное строительство и другим ост­рым социальным проблемам. Эти льготы и компенсации установлены и за­креплены федеральными законами «Об Обороне», «О воинской обязанности и военной службы», «О статусе военнослужащих», «О ветеранах», другими за­конодательными актами. Закон — лишь тогда является гарантом обеспече­ния предоставленных прав, когда он неукоснительно выполняется. Препятст­вием на этом пути нередко становится недостаточная правовая грамот­ность военнослужащих, и должностных лиц, обязанных по закону исполнять законодательство о льготах. Поэтому, осведомленность военнослужащих о принадлежащих им правах, гласность в практике их предоставления являют­ся важным условием защиты указанных прав и льгот.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются:

-Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

— Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;

— Федеральный закон «Об обороне»;

— Федеральный закон «О ветеранах»;

— Общевоинские уставы ВС РФ;

— Положение о порядке прохождения военной службы;

— другие руководящие документы, законодательные акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» и от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996г. «Об обороне»определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности, главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок про­хождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в доб­ровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Го­сударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее име­нуется — контракт) и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в
соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования.

2.Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Статус военнослужащих — есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными за конами и федеральными законами.

К военнослужащим относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, обладают следующими конституционными правами:

— на защиту свободы, чести и достоинства,

— на свободу передвижения и выбор места жительства,

— на свободу слова,

— на свободу совести и вероисповедания,

— право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями,

— на охрану здоровья и медицинскую помощь,

— на образование, и т.д.

Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются законодательными акта ми Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

Например: право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Под социальной защищенностью офицеров понимают, гарантии, льготы, и компенсации предоставляемые военнослужащим со стороны государства, компенсирующие особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе, по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, и, как следствие, ограничение военнослужащих в некоторых правах и свободах.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

— реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Это интересно:  Когда начинается срок службы в армии 2019 год

Гарантии

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее использование, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе, обращения в суд (субъективные гарантии).

Федеральный закон гарантирует: сохранение статуса военнослужащих за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложника, а так же интернированным в нейтральных странах; исполнение обязательств со стороны государства при осуществлении призыва на военную службу, заключении контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении с военной службы; предоставление военнослужащим жилых помещений и т.д.

Гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя, в том числе, льготы и компенсации.

Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Так, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмот- рены следующие компенсации:

— предоставление отдыха в другие дни недели в случае привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также предоставление отдыха за участие военнослужащих в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

— выплата денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений;

— выплата денежных компенсаций за санаторно-курортное лечение и организованный отдых и др.

Меры социальной защиты военнослужащих в условиях чрезвычайного положения (предоставление льгот, компенсаций и гарантий) установлены Законом РФ “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” от 21 января 1993г.

Так военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

— оклады по воинским должностям и воинским званиям выплачиваются в двойном размере;

— засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначение пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца;

— предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения от пуска и обратно и др.

Под льготами понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правого статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

Льготы — это предусмотренные действующим законодательством преимущества, полная или частичная компенсация военнослужащим и членам их семей за тяготы и лишения материального и морального порядка, переносимые ими в связи с военной службой а также частичное или полное освобождение их от выполнения некоторых государственных обязанностей (уплаты налогов).

Пособия— один из видов материального обеспечения за счет средств государства, которые выдаются в случаях болезни, перевода в другую местность к новому месту службы, за ограничение некоторых прав и свобод в связи с выполнением обязанностей военной службы.

Пособия и компенсации — это тоже определенные льготы и рассматривая далее проблему можно опираться на понятия “льготы” — как основное.

Каждое льготное правоотношение есть определенная связь прав и обязанностей его участников, причем праву на льготы одного субъекта должна соответствовать обязанность другого субъекта.

Как стимулы, льготы оказывают свое воздействие не только на военнослужащих уже участвующих в поощряемой деятельности в плане ее наилучшего выполнения и обеспечения ее продолжения, но и на граждан, не принимающих пока требуемого участия, с целью привлечения их к этому участию.

Правовое регулирование прохождения военной службы в ВС РФ гражданами России. Социальная защита военнослужащих и членов их семей

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ

ТЕМА: Правовое регулирование прохождения военной службы в ВС РФ гражданами России. Социальная защита военнослужащих и членов их семей.

Военная служба – важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению безопасности Отечества, его вооруженной защите.

Военная служба есть особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях. Из этого следует, что:

-военная служба имеет высокую значимость для всего общества;

-к военной службе применимы все общие принципы государственной службы в Российской Федерации.

Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

Особая значимость военной службы проявляется и в более строгих мерах воздействия за нарушение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей. Например за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание.

Прохождение военной службы заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей; в участии в боевых действиях и выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов; повседневной боевой подготовке и учебе; несении боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней служб; нахождении в служебной командировке; выполнении приказов и распоряжений командира (начальника); оказании помощи органам внутренних дел по охране правопорядка; в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.

Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации , Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства России, приказы министра обороны и другие нормативные акты, документы. Причем законом определена их строгая иерархия, которая выражается в том, что документы более низкого уровня создаются в соответствии с документами более высокого уровня и не могут им противоречить.

К числу основных моментов, образующих порядок прохождения военной службы, относятся:

-определение начала военной службы, ее продолжительности окончания;

-правила присвоения воинских званий, повышения и снижения в воинских званиях, лишения этих званий;

-условия назначения на должности и освобождения от них, порядок продвижения военнослужащих по службе;

-условия перемещений, командировок военнослужащих, предоставления им отпусков.

Прохождение военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами может осуществляться по призыву или в добровольном порядке по контракту. Условия и порядок прохождения военной службы по контракту значительно отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Началом военной службы для прохождения ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законодательства о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах. Сроки военной службы для этих военнослужащих составляют 24 месяца, а для тех из них, кто имеет высшее образование (без военной кафедры), — 12 месяцев. В срок военной службы не засчитываются:

-время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

-время отбывания ареста;

-время самовольного оставления воинской части независимо от причин оставления.

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта. Заключить первый контракт о прохождении военной службы могут граждане мужского и женского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба) на срок 3,5 или 10 лет. Первый контракт заключается на три года.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск продолжительностью:

-на воинских должностях солдат и матросов – до 20 суток;

-на воинских должностях сержантов (старшин) – 30 суток.

Продолжительность основного отпуска для военнослужащих по призыву может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказания на срок до пяти суток. Указанным военнослужащим могут предоставляться дополнительные отпуска по болезни и по личным обстоятельствам.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с воинской службы с исключением его списков части в день окончания последнего из отпусков, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей службы связано с тяжелым трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также если военная служба проходит в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Помимо основного отпуска военнослужащим по контракту могут предоставляться дополнительные отпуска ( по болезни, по личным обстоятельствам, учебные и др.), которые в счет основного отпуска не засчитываются. Продолжительность основного отпуска и отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток для проезда к месту отпуска и обратно, но не более 15 суток.

Военнослужащие увольняются с военной службы по истечении сроков их военной службы. Срок военной службы для военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца, установленного для них срока военной службы. Днем окончания военной службы (последним днем) считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава части. Военнослужащие до старшины увольняются с военной службы командирами воинских частей.

Военнослужащие по призыву могут быть уволены с военной службы досрочной в случаях: по состоянию здоровья, при назначении уголовного наказания в виде лишения свободы, по семейным обстоятельствам. Военнослужащий по контракту, кроме того, может быть уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявленным к нему требованиям, а также в случае нарушения условий контракта в отношении военнослужащего.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим должны быть разъяснены права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые вопросы социальной защиты военнослужащих.

Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы.

Под военно-социальной работой понимается деятельность государственного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.

Важно подчеркнуть, что действенную социальную защищенность человека в условиях военной службы можно обеспечить только комплексным использованием правовых, организационных, воспитательных и других средств.

Созданная правовая база открывает перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности для реализации и защиты своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке определен статус военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируются военнослужащим льготами.

Создана и активно действует система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 1993 года военнослужащие могли подавать жалобы на действия должностных лиц, ущемляющих их права, только в порядке, установленном общевоинскими уставами. Устранение такого дискриминационного положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.

Предметом особой заботы государства является обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Всего с начала контртеррористической операции изданы пять постановлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации, шесть приказов министра обороны РФ, устанавливающих дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, основными из которых являются:

-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;

-военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачиваются оклады по воинским должностям для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, ежемесячные надбавки и денежные выплаты в размере, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух получаемых окладов по воинской должности;

-зачет в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — один месяц военной службы за полтора месяца, а в случае получения указанными военнослужащими ранения, контузии, увечья или заболевания, в связи с непосредственным участием в боевых действиях – зачет времени их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных заведениях из расчета один месяц за полтора;

Это интересно:  Служба в армии после вуза 2019 год

-обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время действующего порядка обеспечения их продовольственными пайками по месту постоянной службы.

Новое в нормативно-правовой базе о правах и льготах военнослужащих и перспективы ее развития.

С 1 января 2000 г. вступил в силу Федеральный закон № 229-ФЗ от 31 декабря 1999 года «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данным законом закреплены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми климатическими условиями. Военнослужащие , проходящие военную службу по призыву, получили право на увеличение на срок до 16 суток основного отпуска. Ранее право на увеличение отпуска имели только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Кроме того, изменен порядок дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Вместо выплаты им повышенных окладов по воинской должности и процентной надбавки к окладам по воинскому званию и воинской должности и местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки по всему денежному довольствию (к окладам по воинской должности, воинскому званию и дополнительным выплатам) в размерах и порядке, которые предусматриваются для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Также установлено льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки за службу в этих районах и местностях военнослужащим в возрасте до 30 лет.

Важным событием в сфере социальной защиты военнослужащих явилось принятие решения о повышении с 1 декабря 2000 года на 20 процентов размеров окладов денежного довольствия военнослужащих. Данное решение утверждено Указом Президента РФ № 1638 от 17 августа 2000 года и Постановлением Правительства РФ № 680 от 14 сентября 2000 года.

В целях упорядочения дополнительных денежных выплат военнослужащим и членам их семей принято Постановление Правительства РФ № 524 от 14 июля 2000 года «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». Указанным Постановлением утверждаются:

-правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

-правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга;

-правила оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи;

-правила выплаты супруге (супругу) или членам семьи денежного довольствия военнослужащих, пропавших без вести, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах.

Федеральным законом № 117-ФЗ от 5 августа 2000 года с 1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. Его 23-йглавой установлен налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов, который взимается с денежного довольствия военнослужащих. В целях недопущения снижения уровня социальной защищенности военнослужащих в соответствии с решением Правительства РФ Минфином России проработан вопрос о компенсации потерь от взимании указанного налога.

Под знаком надежды происходят изменения в социальном статусе военнослужащих.

Произошло реформирование денежного довольствия военнослужащих.

Президент В.Путин, говоря о денежном довольствии военнослужащих, отметил, что сама система денежного довольствия военнослужащих на протяжении последних десяти лет почти непрерывно давала сбои. Вместе с тем государство как бы говорило военным: да, вы получаете мало, но зато у вас есть льготы. А в реальности льготы чаще всего не доходили до конкретного человека: средства на их реализацию выделялись не по назначению. Сейчас часть льгот будет переведена в денежную форму, вместе с тем государство не снимает с себя обязательство по социальной защите людей в погонах, сохраняя для них значимые гарантии и компенсации. Как сказал президент, должна быть разработана и четкая система индексации уровня оплаты воинского труда. И этот уровень в силу опасности военной службы, неустроенности семей военнослужащих должен заметно превышать размер доходов других государственных служащих, что полностью будет соответствовать принципу социальной справедливости. Пристальное внимание Президента России к этим вопросам вполне объяснимо. Социальные ожидания в армейской среде уже давно приближались к красной черте, за которой начинается горькое разочарование. Причем уровень этих ожиданий весьма высок, что давно уловил глава государства, провозгласив идею о необходимости значительного повышения денежного довольствия военнослужащих. Собственно говоря, вся социальная политика любого государства сосредоточена в промежутке между запросами людей и тем, что правительство им может дать.

Что же ожидает военнослужащих после окончательного утверждения изменений в ряде законов, регулирующих вопросы денежного довольствия и предоставления льгот?

Как планировалось с самого начала, новые должностные оклады, приравненные к должным окладам государственных служащих, будут введены с 1 июля. А вот оклады по воинским званиям будут повышены не с 1 января 2004 года, как изначально предлагало правительство, а с 1 января 2003 года, как настаивало руководство Министерства обороны и Комитет Государственной думы по обороне во главе с А.Николаевым (следует сказать, что многие важные поправки к законопроекту были проведены в жизнь благодаря его усилиям).

О каком порядке цифр идет речь? Скажем, командир полка, полковник, сейчас получает оклад по должности, равный 997 рублям, а по званию – 720 рублям. С 1 июля его должностной оклад предположительно вырастет до 2250 рублей, за звание с 1 января следующего года ему будут платить 1080 рублей. У командира роты оклад по должности вырастет ориентировочно с 774 до 1800 рублей, а по званию с 540 до 810 рублей. Соответственно с увеличением окладов будут исчисляться дополнительные выплаты и надбавки – единовременное денежное вознаграждение в размере трех окладов денежного содержания, премия в размере трех окладов денежного содержания, материальная помощь, составляющая не менее трех окладов денежного содержания ( пункт 1 статьи 13 Закона «О статусе военнослужащих»), подъемное пособие в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада – на супругу или супруга и половины оклада на члена семьи военнослужащего при переезде к новому месту службы (пункт 3 статьи 13 закона).

При этом отменяется пенсионная надбавка, имеющая немалый вес у тех, кто прослужил более 20 лет.

Но и не полностью, как предполагалось в первоначальном варианте законопроекта. В качестве компенсации увеличивается размер ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет. При выслуге:

-от полугода до года она будет составлять 5%

-от года до двух лет 10%

-от 5 до 10 лет 40%

-от 10 до 15 лет 45%

-от 15 до 20 лет 50%

-от 20 до 22 лет 55%

-от 22 до 25 лет 65%

-свыше 25 лет 70%.

Кроме того, законодательно закреплено увеличение до 70% от должностного оклада ежемесячной надбавки за сложность ,напряженность и специальный режим службы, которое утверждено, как и командирская надбавка, с 1 января указом Президента РФ.

С 1 июля будет отменена компенсация, которая выплачивается вот уже второй год взамен удерживаемого подоходного налога на физических лиц.

Пожалуй, наиболее болезненно будет воспринята людьми в погонах потеря льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Такое решение Государственная дума утвердила большинством всего в 5 голосов.

По данным Госстроя России, 50-процентная скидка, которой ранее пользовались военнослужащие, в 2002 году «потянет» для обладателей трехкомнатной квартиры, соответствующей социальным стандартам, на 619 рублей, двухкомнатной – на 464 рубля, однокомнатной – на 309 рублей. Сумма, на первый взгляд, пока не столь велика, но темпы роста цен в жилищно-коммунальном хозяйстве не внушают особого оптимизма.

Правовые основы прохождения военной службы по контракту

2.1. Правовые основы службы в армии по контракту

Заключение контракта, прекращение его действия, иные отношения, связанные с ним, последствия его несоблюдения, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

а) Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

б) Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

в) иные нормативно-правовые акты (в том числе ведомственные) Российской Федерации, определяющие порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих (п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9).

К законодательным относится ряд правовых актов, которые в той или иной степени закрепляют правовые основы, особенности правового положения, организацию и специфические принципы деятельности военнослужащих в войсках, воинских формированиях и органах. К ним можно отнести федеральные законы: «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О военных судах», «О прокуратуре», «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции», «О Железнодорожных войсках Российской Федерации», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»; «О федеральных органах правительственной связи и информации» и др.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции издает указы, регламентирующие вопросы заключения и прекращения действия контракта о прохождении военной службы. Например, Указом Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, Указом от 14 декабря 1993 г. № 2140 утвержден Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, который в том числе регламентирует досрочное увольнение с военной службы военнослужащего за невыполнение им условий контракта, Указ «О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации» от 21 апреля 1996 г. № 574 и др.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ Правительство РФ должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, подготовке граждан к военной службе и т. д.

Реализуя указанные полномочия, Правительство РФ приняло:

– постановление «Об утверждении Положения о воинском учете» от 25 декабря 1998 г. № 1541;

– постановление «Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы» от 26 февраля 1999 г. № 222;

– постановление «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований» от 19 октября 1998 г. № 1216;

– постановление «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» от 31 марта 1994 г. № 280;

– постановление «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. № 434 и др.

В пределах своих полномочий министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают нормативные правовые акты по вопросам прохождения военной службы и статуса военнослужащих, например:

– приказ министра обороны РФ «О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей» от 6 мая 2000 г. № 230;

– приказ МЧС РФ «Об утверждении Временного положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов в Войсках гражданской обороны Российской Федерации» от 11 апреля 1997 г. № 205;

– приказ МВД РФ «Об утверждении Временного положения о порядке прохождения военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин во внутренних войсках МВД России» от 25 марта 1997 г. № 180;

– приказ ФПС РФ «Об утверждении Руководства по организации прохождения военной службы в Федеральной пограничной службе Российской Федерации» от 18 декабря 1999 г. № 693;

– приказ ФСБ РФ «О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности» от 31 декабря 1999 г. № 714.

На практике подчас возникает вопрос о возможности субсидиарного применения к контракту о прохождении военной службы трудового, гражданского и иного законодательства. Однако подобные случаи уже обсуждались выше.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, shtab.su, www.e-reading.club.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector