+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Срок проведения ввк у военнослужащих по контракту 2019 год

(«За права военнослужащих», 2006)

НАПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ВВК — ПРАВО

ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ КОМАНДИРА?

Криштопа М. В., старший лейтенант юстиции, начальник юридической службы войсковой части 30778.

На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее.

Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность.

Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК).

Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п. 124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г. N 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.).

Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде. По рассмотрении рапорта, в соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата. Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником).

В отличие от указанного случая в соответствии с п. 6 ст. 10 Положения решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его состояния здоровья, а потому, при необходимости, указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Соответственно требование военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и желающего заключить новый контракт, основанное только на волеизъявлении самого военнослужащего, командир вправе оставить без удовлетворения.

При переводе к новому месту военной службы. Согласно п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Непосредственно из формулировки рассматриваемого основания перевода следует, что он правомерен постольку, поскольку необходимость в нем имеет служебный характер, вызвана интересами службы. Осуществление перевода к новому месту службы по служебной необходимости без согласия военнослужащего можно считать общим правилом данного вида перевода. Однако командир обязан при переводе учесть те случаи, когда в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии прохождение военной службы в местности, куда осуществляется перевод, невозможно для военнослужащего и/или членов его семьи (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним). Перечень медицинских противопоказаний установлен приложением N 13 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы только для отдельных районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями.

Таким образом, при решении вопроса о переводе того или иного военнослужащего к иному месту службы командир (начальник) должен выяснить у него данные обстоятельства. При этом обязанности командира направлять на медицинское освидетельствование родственников данного военнослужащего не возникает: сам военнослужащий должен доказать командованию невозможность такого перевода, для чего написать рапорт с просьбой о направлении его и/или членов его семьи на медицинское освидетельствование для проведения соответствующей военно-врачебной экспертизы. Только утвержденное заключение соответствующей экспертизы является основанием для признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в данной местности. В случае если такое заключение не будет получено или уведомленный о готовящемся переводе военнослужащий не обратится к командованию с такой просьбой, командир уполномочен представить соответствующему начальнику, имеющему право издания приказа о переводе к новому месту службы, необходимые документы на подчиненного.

Рассматривая отдельный вид перевода — перевод в порядке плановой замены, т. е. перевод в местности, где установлен срок военной службы, — следует отметить, что согласно п. 7 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию в этих местностях). Согласно абз. 2 ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных учебных заведениях, которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях.

Непредставление командиром военнослужащему, членам его семьи возможности прохождения ВВК на предмет годности к прохождению военной службы в местностях, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. N 434, равно как неуведомление военнослужащего о готовящемся переводе, является основанием для отмены как приказа соответствующего начальника о переводе, так и изданного на его основе приказа об исключении из списков личного состава воинской части. Именно на наличие данных обстоятельств, предшествующих переводу, обращают внимание военные суды при рассмотрении подобных дел.

Таким образом, осуществляя подбор военнослужащих для направления в местности, где установлен срок военной службы, командир обязан предоставить время и возможность военнослужащему для написания соответствующего рапорта, а не просто поставить последнего перед фактом, ознакомив с приказом уполномоченного начальника о переводе.

При увольнении военнослужащих. Согласно подп. «а» п. 21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.) командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию. Таким образом, в направлении на ВВК военнослужащему не может быть отказано при увольнении по указанным основаниям, если он подал соответствующий рапорт.

Командир вправе, не учитывая мнения военнослужащего, уволить его досрочно при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность), однако увольнение производится не в связи с состоянием здоровья военнослужащего, а в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения. Следовательно, командир (начальник), учитывая деловые качества и состояние здоровья конкретного военнослужащего, уполномочен принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование по своей инициативе, однако военнослужащий вправе отказаться от такого направления.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда военнослужащий подает командиру рапорт с просьбой направить его на ВВК, обосновывая это резким ухудшением здоровья, плохим самочувствием и т. д. Дожидаясь наступления срока для принятия решения по своему рапорту, данный военнослужащий обращается за защитой своего права в военный суд с заявлением, в котором обжалует отказ командования в подписании направления на медицинское освидетельствование или непринятие решения по его рапорту.

Точка зрения, согласно которой любой военнослужащий в целях получения направления на освидетельствование вправе обратиться с рапортом в порядке подчиненности (по команде), т. е. сначала, как правило, к своему непосредственному начальнику, существует в теории права — «Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы» (М., 2001. С. 544), а также в практике некоторых правоохранительных органов (например, у некоторых судей Одинцовского гарнизонного военного суда Московской области). Однако следует отметить, что данная точка зрения не представляется в полной мере соответствующей требованиям действующего военного законодательства, поскольку указанному праву военнослужащего не всегда корреспондирует обязанность командования направить его на ВВК.

Представителям командования следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Таким образом, заявитель обязан доказать, какая обязанность командования не была выполнена, какие его права были нарушены.

Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Под сохранением и укреплением здоровья военнослужащих понимается обязанность командира выполнять мероприятия, указанные в гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в ст. 327: проведение мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическое закаливание, регулярные занятия физической подготовкой и спортом; осуществление санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в рамках лечебно-профилактических мероприятий проводятся диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. Следует обращать внимание на то, что именно лечение военнослужащих является обязанностью командира, в то время как согласно п. 2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий) (далее — увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов) (далее — причинная связь увечий, заболеваний).

Таким образом, проведение ВВЭ не преследует цели вылечить военнослужащего. Следовательно, организация, направление и проведение медицинского обследования военнослужащего по его рапорту обязанностью командира не является.

Обязанность командира направить своего подчиненного на ВВК возникнет только в случае, предусмотренном п. 83 вышеназванной Инструкции, т. е. если необходимо произвести:

— определение категории годности к военной службе, годности к службе в ВДВ, плавсоставе, морской пехоте, спецсооружениях, а также к обучению (службе) по отдельной военно-учетной специальности;

— определение годности к поступлению в училища, военно-учебные заведения;

— определение годности к обучению на военной кафедре граждан, обучающихся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — образовательное учреждение), изъявивших желание заключить контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре, а также граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса и оканчивающих образовательное учреждение;

— определение годности к военной службе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I — II групп патогенности;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — к работе) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;

— определение тяжести увечья у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы;

— определение причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний с прохождением ими военной службы, военных сборов;

— определение категории годности граждан, проходивших военную службу, на момент увольнения их с военной службы;

— определение транспортабельности (нетранспортабельности) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к месту прохождения военной службы военнослужащими;

Это интересно:  Жилищная субсидия военнослужащим фсб в 2019 году 2019 год

— определение необходимости в длительном лечении и медицинском наблюдении в специализированном медицинском учреждении членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости лечения членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости продолжения госпитального лечения в санатории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, или членов их семей, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

— определение необходимости стационарного лечения офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащих, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение;

— определение необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе;

— определение необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.

Если указанные цели отсутствуют, то и у командира не возникает обязанности по направлению военнослужащего на ВВК, а следовательно, поданное в суд заявление об обязании командира направить последнего на медицинское освидетельствование удовлетворению не подлежит.

Помимо этого, следует обращать внимание на то, что командир не вправе подписать рапорт и направление на ВВК военнослужащему, находящемуся на стационарном обследовании или лечении в военно-медицинском учреждении или учреждении здравоохранения, при которых созданы ВВК, — данное право принадлежит только начальникам или главным врачам (заведующим) этих учреждений.

Таким образом, обязанность командования направить военнослужащего на ВВК возникает не всегда, а только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен действующим военным законодательством. Во всех иных случаях направление на ВВК является правом командира, что в известной мере служит укреплению главного принципа строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — единоначалия.

Срок проведения ввк у военнослужащих по контракту

из Положения о военно-врачебной экспертизе —
VII. Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах[1]

Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий , заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если:
а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах) по состоянию здоровья;
б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;
в) увечье , заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо увечье , заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, при условии, что получение увечья , начало заболевания , в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), службы в органах (пп. в» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886).

Основы ВВК

Согласно ст. 356 Устава внутренней службы, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495, (далее — Устав), военнослужащий не должен скрывать своего заболевания. При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт полка.

В соответствии со ст. 359 Устава, заключение о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ дается врачом на срок до шести суток, а в воинских частях, где должность врача штатом не предусмотрена, — фельдшером на срок до трех суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено. Рекомендации врача ( фельдшера ) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами. При этом об освобождении от исполнения обязанностей военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе командира полка. А кроме того, больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт полка в дни и часы, указанные врачом (фельдшером) в книге записи больных.

Разговор с медиком:

Направление военнослужащего на ВВК — право или обязанность командира?

На практике нередко возникают споры между командованием части и военнослужащим, суть которых сводится к решению вопроса о правомерности направления военнослужащего на обследование военно-врачебной комиссией. В этой связи хотелось бы отметить следующее.

Право на охрану здоровья военнослужащих установлено ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нормами гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Условия и порядок направления военнослужащих на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе регламентированы Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Однако следует выяснить, что понимается под «заботой о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих», кем и посредством каких мероприятий данная забота должна осуществляться, в каких случаях у командира возникает такая обязанность.

Ведя речь о формах реализации обязанности командира заботиться о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих, следует отметить, что военное законодательство четко устанавливает исчерпывающий перечень событий, когда командир (начальник) обязан направить военнослужащего и членов его семьи на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (ВВК).

Полномочия командиров по направлению на освидетельствование определяются п. 124 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 20 августа 2003 г. N 200 (с изменениями от 2 августа 2004 г.). — ОТМЕНЕН. пользуемся : Методические рекомендации ГЦ ВВЭ МО РФ от 5 марта 2015 г. №1/1/166 «Об организации военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Направление на освидетельствование может быть подписано командиром, начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

Для наиболее всестороннего исследования данного вопроса целесообразно рассмотреть права и обязанности командования части по направлению военнослужащего и членов его семьи на медицинское обследование при выполнении мероприятий, предусмотренных Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

При заключении военнослужащим нового контракта. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде. По рассмотрении рапорта, в соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 6 Положения командир воинской части должен дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата. Данное требование является императивным, а потому обязательным к исполнению командиром (начальником).

В отличие от указанного случая в соответствии с п. 6 ст. 10 Положения решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его состояния здоровья, а потому, при необходимости, указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии. Соответственно требование военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и желающего заключить новый контракт, основанное только на волеизъявлении самого военнослужащего, командир вправе оставить без удовлетворения.

При переводе к новому месту военной службы. Согласно п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Непосредственно из формулировки рассматриваемого основания перевода следует, что он правомерен постольку, поскольку необходимость в нем имеет служебный характер, вызвана интересами службы. Осуществление перевода к новому месту службы по служебной необходимости без согласия военнослужащего можно считать общим правилом данного вида перевода. Однако командир обязан при переводе учесть те случаи, когда в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии прохождение военной службы в местности, куда осуществляется перевод, невозможно для военнослужащего и/или членов его семьи (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним). Перечень медицинских противопоказаний установлен приложением N 13 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы только для отдельных районов и местностей с неблагоприятными климатическими условиями.

Таким образом, при решении вопроса о переводе того или иного военнослужащего к иному месту службы командир (начальник) должен выяснить у него данные обстоятельства. При этом обязанности командира направлять на медицинское освидетельствование родственников данного военнослужащего не возникает: сам военнослужащий должен доказать командованию невозможность такого перевода, для чего написать рапорт с просьбой о направлении его и/или членов его семьи на медицинское освидетельствование для проведения соответствующей военно-врачебной экспертизы. Только утвержденное заключение соответствующей экспертизы является основанием для признания военнослужащего негодным к прохождению военной службы в данной местности. В случае если такое заключение не будет получено или уведомленный о готовящемся переводе военнослужащий не обратится к командованию с такой просьбой, командир уполномочен представить соответствующему начальнику, имеющему право издания приказа о переводе к новому месту службы, необходимые документы на подчиненного.

Рассматривая отдельный вид перевода — перевод в порядке плановой замены, т. е. перевод в местности, где установлен срок военной службы, — следует отметить, что согласно п. 7 Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, медицинское освидетельствование военнослужащих, а также членов их семей для установления возможности прохождения военной службы (проживания) в местностях, где установлен срок военной службы, производится на основании рапортов военнослужащих о наличии у них или членов их семей заболеваний, препятствующих прохождению военной службы (проживанию в этих местностях). Согласно абз. 2 ст. 182 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы наличие у членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, болезней или дефектов развития, требующих длительного (более 12 месяцев) лечения в специализированных медицинских учреждениях или обучения (воспитания) в специальных учебных заведениях, которые отсутствуют в местностях, куда переводится военнослужащий, является противопоказанием к проживанию членов семьи военнослужащего в этих местностях.

Непредставление командиром военнослужащему, членам его семьи возможности прохождения ВВК на предмет годности к прохождению военной службы в местностях, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» от 5 июня 2000 г. N 434, равно как неуведомление военнослужащего о готовящемся переводе, является основанием для отмены как приказа соответствующего начальника о переводе, так и изданного на его основе приказа об исключении из списков личного состава воинской части. Именно на наличие данных обстоятельств, предшествующих переводу, обращают внимание военные суды при рассмотрении подобных дел.

Таким образом, осуществляя подбор военнослужащих для направления в местности, где установлен срок военной службы, командир обязан предоставить время и возможность военнослужащему для написания соответствующего рапорта, а не просто поставить последнего перед фактом, ознакомив с приказом уполномоченного начальника о переводе.

При увольнении военнослужащих. Согласно подп. «а» п. 21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. N 350 (с изменениями от 20 ноября 2004 г.) командир (начальник) воинской части обязан за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию. Таким образом, в направлении на ВВК военнослужащему не может быть отказано при увольнении по указанным основаниям, если он подал соответствующий рапорт.

Это интересно:  Военный юрист второго ранга какое звание 2019 год

Командир вправе, не учитывая мнения военнослужащего, уволить его досрочно при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность), однако увольнение производится не в связи с состоянием здоровья военнослужащего, а в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения. Следовательно, командир (начальник), учитывая деловые качества и состояние здоровья конкретного военнослужащего, уполномочен принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование по своей инициативе, однако военнослужащий вправе отказаться от такого направления.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда военнослужащий подает командиру рапорт с просьбой направить его на ВВК, обосновывая это резким ухудшением здоровья, плохим самочувствием и т. д. Дожидаясь наступления срока для принятия решения по своему рапорту, данный военнослужащий обращается за защитой своего права в военный суд с заявлением, в котором обжалует отказ командования в подписании направления на медицинское освидетельствование или непринятие решения по его рапорту.

Точка зрения, согласно которой любой военнослужащий в целях получения направления на освидетельствование вправе обратиться с рапортом в порядке подчиненности (по команде), т. е. сначала, как правило, к своему непосредственному начальнику, существует в теории права — «Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы» (М., 2001. С. 544), а также в практике некоторых правоохранительных органов (например, у некоторых судей Одинцовского гарнизонного военного суда Московской области). Однако следует отметить, что данная точка зрения не представляется в полной мере соответствующей требованиям действующего военного законодательства, поскольку указанному праву военнослужащего не всегда корреспондирует обязанность командования направить его на ВВК.

Представителям командования следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Таким образом, заявитель обязан доказать, какая обязанность командования не была выполнена, какие его права были нарушены.

Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. Под сохранением и укреплением здоровья военнослужащих понимается обязанность командира выполнять мероприятия, указанные в гл. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в ст. 327: проведение мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическое закаливание, регулярные занятия физической подготовкой и спортом; осуществление санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий. При этом в рамках лечебно-профилактических мероприятий проводятся диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. Следует обращать внимание на то, что именно лечение военнослужащих является обязанностью командира, в то время как согласно п. 2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий) (далее — увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов) (далее — причинная связь увечий, заболеваний).

Таким образом, проведение ВВЭ не преследует цели вылечить военнослужащего. Следовательно, организация, направление и проведение медицинского обследования военнослужащего по его рапорту обязанностью командира не является.

Обязанность командира направить своего подчиненного на ВВК возникнет только в случае, предусмотренном п. 83 вышеназванной Инструкции, т. е. если необходимо произвести:

— определение категории годности к военной службе, годности к службе в ВДВ, плавсоставе, морской пехоте, спецсооружениях, а также к обучению (службе) по отдельной военно-учетной специальности;

— определение годности к поступлению в училища, военно-учебные заведения;

— определение годности к обучению на военной кафедре граждан, обучающихся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — образовательное учреждение), изъявивших желание заключить контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре, а также граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса и оканчивающих образовательное учреждение;

— определение годности к военной службе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП и лазерного излучения, микроорганизмами I — II групп патогенности;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— определение годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — к проживанию, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — к работе) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;

— определение тяжести увечья у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы;

— определение причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний с прохождением ими военной службы, военных сборов;

— определение категории годности граждан, проходивших военную службу, на момент увольнения их с военной службы;

— определение транспортабельности (нетранспортабельности) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к месту прохождения военной службы военнослужащими;

— определение необходимости в длительном лечении и медицинском наблюдении в специализированном медицинском учреждении членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости лечения членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— определение необходимости продолжения госпитального лечения в санатории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, или членов их семей, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

— определение необходимости стационарного лечения офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащих, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы;

— определение необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение;

— определение необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе;

— определение необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.

Если указанные цели отсутствуют, то и у командира не возникает обязанности по направлению военнослужащего на ВВК, а следовательно, поданное в суд заявление об обязании командира направить последнего на медицинское освидетельствование удовлетворению не подлежит.

Помимо этого, следует обращать внимание на то, что командир не вправе подписать рапорт и направление на ВВК военнослужащему, находящемуся на стационарном обследовании или лечении в военно-медицинском учреждении или учреждении здравоохранения, при которых созданы ВВК, — данное право принадлежит только начальникам или главным врачам (заведующим) этих учреждений.

Таким образом, обязанность командования направить военнослужащего на ВВК возникает не всегда, а только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен действующим военным законодательством. Во всех иных случаях направление на ВВК является правом командира, что в известной мере служит укреплению главного принципа строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — единоначалия.

ПРИКАЗ Минобороны РФ от 22.09.95 N 315 «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Освидетельствование военнослужащих

143. Направление на освидетельствование производится:

а) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: командирами воинских частей, начальниками гарнизонов, начальниками (председателями) штатных ВВК, относящихся к военно-медицинским учреждениям специального назначения, военными комендантами гарнизонов, военными комиссарами, военным судом или прокуратурой, а находящихся на стационарном обследовании или лечении в военно-медицинских или медицинских учреждениях здравоохранения, при которых созданы ВВК, — соответственно начальниками или главными врачами (заведующими) этих учреждений;

б) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: прямыми начальниками от командира полка (командира корабля 1 ранга), им равными и выше, военным судом или прокуратурой, а в военное время, кроме того, начальниками гарнизонов, начальниками (председателями) штатных ВВК, относящихся к военно-медицинским учреждениям специального назначения, начальниками военно — медицинских учреждений, военными комендантами гарнизонов и военными комиссарами.

Направление на освидетельствование может быть подписано начальником штаба (от начальника штаба полка и выше) или начальником кадрового органа (от начальника отдела кадров соединения и выше) со ссылкой на решение соответствующего командира (начальника).

144. В случае выявления в ходе стационарного медицинского обследования или лечения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, по которым офицеры, прапорщики, мичманы негодны к военной службе, а солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие военную службу по контракту, негодны к военной службе или ограниченно годны к военной службе, указанные военнослужащие могут быть направлены на освидетельствование решением начальника военно-медицинского учреждения. Решение о направлении на освидетельствование записывается в историю болезни и скрепляется подписью начальника военно-медицинского учреждения.

145. Освидетельствование военнослужащих, получивших в период военной службы увечье (ранение, травму, контузию), заболевание, для определения категории годности их к прохождению военной службы проводится при определившемся врачебно-экспертном исходе .

Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья военнослужащего, когда результаты обследования и лечения его дают основание ВВК при освидетельствовании вынести одно из следующих заключений о категории годности к военной службе: «А» — годен к военной службе, «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями, «В» — ограниченно годен к военной службе, «Д» — не годен к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности.

После освидетельствования военнослужащего лечение его может быть продолжено.

146. Освидетельствование военнослужащих для решения вопроса о нуждаемости в отпуске по болезни или освобождении от исполнения обязанностей военной службы (далее — освобождение) проводится по решению начальника военно-медицинского учреждения, в котором они находятся на стационарном или амбулаторном лечении.

147. Освидетельствование для решения вопроса о категории годности к военной службе военнослужащих, получивших увечье (ранение, травму, контузию) при защите Отечества, при исполнении обязанностей военной службы, при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, получивших заболевание в период прохождения военной службы за границей, в государствах, где велись боевые действия, в период пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей или при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, проводится по окончании стационарного лечения.

148. Освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с предстоящим увольнением их с военной службы проводится гарнизонными или госпитальными ВВК не позднее трех недель со дня начала амбулаторного или стационарного обследования военнослужащего. В случаях, когда освидетельствование военнослужащего в связи с неясностью диагноза увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания и их последствий не может быть проведено в указанный срок, обследование военнослужащего может быть продлено начальником военно-медицинского учреждения, о чем ставится в известность командование или кадровый орган, направившие военнослужащего на освидетельствование.

149. Освидетельствование проводится врачами — специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, оториноларингологом и при необходимости врачами других специальностей по соответствующим графам Расписания болезней и ТДТ.

150. До начала освидетельствования проводятся:

флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);

общий анализ крови;

общий анализ мочи.

Лицам старше 40 лет проводятся ЭКГ исследование, измерение внутриглазного давления, определение уровня сахара в крови.

По медицинским показаниям могут проводиться другие исследования.

151. Освидетельствование верхолазов, пожарных проводится раз в 12 месяцев и по медицинским показаниям. Обследование этих лиц проводится в объеме, предусмотренном статьей 150 настоящей Инструкции, при этом ЭКГ исследование проводится независимо от возраста освидетельствуемого. Кроме того, дополнительно им проводится исследование вестибулярного аппарата и полей зрения.

152. Освидетельствование военнослужащих для определения годности к подводному вождению танков и других машин проводится раз в 2 года, а также по медицинским показаниям. Годными к подводному вождению танков и других машин признаются лица, годные по состоянию здоровья для службы водителями или членами экипажей танков в соответствии с разделом «а» ТДТ.

Это интересно:  Выплаты за физо военнослужащим в 2019 году 2019 год

153. В отношении военнослужащих, признанных негодными к службе в ВДВ, плавсоставе, морской пехоте, спецсооружениях, с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП, микроорганизмами I — II групп патогенности, ВВК одновременно выносит заключение о категории годности их к военной службе.

154. На военнослужащих, направляемых в мирное время на освидетельствование, в ВВК представляются:

а) направление на освидетельствование с указанием воинского звания, номера воинской части (наименования учреждения), фамилии, имени, отчества, года рождения, месяца и года призыва или поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, цели освидетельствования и предварительного диагноза;

б) медицинская книжка;

в) служебная и медицинская характеристики:

на лиц с психическими расстройствами;

на лиц, проходящих военную службу по контракту и не достигших предельного возраста пребывания на военной службе;

г) справка о травме (Приложение N 12 к настоящей Инструкции) на лиц, получивших в период прохождения военной службы (военных сборов) увечье (ранение, травму, контузию).

В служебной характеристике должны быть отражены сведения о влиянии состояния здоровья военнослужащего на исполнение им обязанностей военной службы по занимаемой должности, мнение о целесообразности сохранения военнослужащего на военной службе. Служебную характеристику подписывает командир воинской части.

В медицинской характеристике должны быть указаны сведения о результатах диспансерного динамического наблюдения за состоянием здоровья военнослужащего, об обращаемости его за медицинской помощью и о количестве дней трудопотерь за последние 2 года, связанных с состоянием здоровья. Сведения, указанные в медицинской характеристике, должны быть подтверждены данными медицинской книжки и другими медицинскими документами.

В справке о травме указываются обстоятельства, при которых военнослужащий получил увечье (ранение, травму, контузию), а также связано или не связано увечье (ранение, травма, контузия) с исполнением обязанностей военной службы.

ВВК при вынесении заключения о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) может принимать во внимание данные и других документов, в которых содержатся сведения об обстоятельствах получения военнослужащим увечья (ранения, травмы, контузии).

155. В случае, если при освидетельствовании военнослужащего у ВВК имеются основания полагать, что последствия увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевание, по которым он освидетельствуется, не связаны с прохождением военной службы, то ВВК запрашивает из воинской части карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (Приложение N 4 к настоящей Инструкции) или карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту (Приложение N 10 к настоящей Инструкции), а при отсутствии этих документов — личное дело из военного комиссариата по месту призыва военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — личное дело из воинской части, где он проходит военную службу. При освидетельствовании могут быть приняты во внимание и другие представленные в ВВК медицинские документы, характеризующие состояние здоровья военнослужащего.

156. В отношении курсантов военно-учебных заведений ВВК выносит заключение только о категории годности к военной службе. Заключение о годности их к обучению в военно-учебном заведении не выносится.

До заключения курсантом контракта о прохождении военной службы ВВК выносит заключение о категории годности к военной службе по графе II, а после заключения контракта о прохождении военной службы — по графе III Расписания болезней.

При изменениях в состоянии здоровья курсантов предусматривающих временную негодность их к военной службе ВВК выносит заключение о нуждаемости в освобождении от исполнения обязанностей военной службы или в отпуске по болезни.

157. Курсанты выпускных курсов высших военно-морских учебных заведений и факультетов, готовящих офицеров для Военно-Морского Флота, освидетельствуются для определения годности к службе в плавсоставе Военно-Морского Флота в зависимости от профиля военно-морского учебного заведения и факультета.

Курсанты выпускных курсов высших военно-учебных заведений и факультетов, готовящих офицеров для службы в ВДВ, спецсооружениях, освидетельствуются для определения годности к службе в ВДВ, в спецсооружениях, а также для определения годности к службе с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП в зависимости от профиля военно-учебного заведения и факультета.

158. Годными к службе в качестве водителей, механиков — водителей специальных агрегатов Ракетных войск стратегического назначения признаются военнослужащие, которые по состоянию здоровья годны к военной службе или годны к военной службе с незначительными ограничениями, годны к управлению транспортными средствами и имеют остроту зрения не ниже 0,8 на каждый глаз без коррекции и слух на шепотную речь не менее 6 м на каждое ухо.

159. Заключение о нуждаемости в отпуске по болезни или освобождении от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда Расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе. Отпуск по болезни следует рассматривать как завершающий этап восстановительного лечения.

В мирное время ВВК выносит заключение о нуждаемости в отпуске по болезни в случаях, если после завершения стационарного лечения и проведения реабилитации (отделение, центр реабилитации, санаторий) срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет не менее месяца. В остальных случаях ВВК выносит заключение о нуждаемости в полном или частичном освобождении от исполнения обязанностей военной службы.

ВВК устанавливает продолжительность отпуска по болезни в зависимости от характера, тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания.

Отпуск по болезни военнослужащему в мирное время предоставляется на срок от 30 до 60 суток.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, в отдельных случаях отпуск по болезни может быть продлен на срок не более 60 суток. Общая продолжительность непрерывного пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на стационарном лечении и в отпуске по болезни не может превышать 4 месяцев. По истечении указанного срока ВВК решает вопрос о категории годности военнослужащего к военной службе.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, отпуск по болезни может быть продлен, но каждый раз не более чем на 30 суток. В общей сложности время непрерывного пребывания на стационарном лечении (за исключением лиц, указанных в статье 147 настоящей Инструкции), включая пребывание и в отпуске по болезни, не должно превышать 4 месяцев, а для больных туберкулезом — 12 месяцев.

Если по истечении указанного срока непрерывного пребывания на стационарном лечении и в отпуске по болезни военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не может по состоянию здоровья приступить к исполнению обязанностей военной службы и нуждается в продолжении лечения, по завершении которого он сможет возвратиться к исполнению обязанностей военной службы, срок пребывания его на лечении может быть продлен решением прямого начальника от командующего отдельной армией, отдельной флотилией, им равных и выше на основании заключения военно-медицинского учреждения. В этом случае начальник военно-медицинского учреждения направляет командиру воинской части, в которой проходит службу военнослужащий, отношение о продлении срока пребывания на лечении военнослужащего, в котором указываются диагноз, сроки непрерывного пребывания военнослужащего на лечении, необходимость продолжения лечения и его предполагаемый срок. Командир воинской части указанное отношение со своим мнением по нему представляет прямому начальнику, который принимает решение о продлении срока непрерывного пребывания военнослужащего на лечении. При необходимости срок непрерывного пребывания военнослужащего на лечении может быть продлен в таком же порядке.

По истечении предельного (с учетом продления) непрерывного срока пребывания на лечении и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию для определения категории годности его к военной службе.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и нуждающиеся по состоянию здоровья в полном освобождении от исполнения обязанностей военной службы, направляются на лечение в медицинский пункт воинской части (лазарет корабля).

Если ВВК выносит заключение о нуждаемости в частичном освобождении, то в заключении указываются конкретные виды работ, занятий, нарядов, в освобождении от которых нуждается военнослужащий.

Военнослужащим — женщинам отпуска по беременности и родам предоставляются командиром воинской части в порядке и на срок, установленные законодательством Российской Федерации, на основании справки (Приложение N 2 к настоящей Инструкции), выданной ВВК в соответствии с заключением медицинского учреждения о беременности и родах. При этом ВВК заключение о причинной связи не выносит.

160. Заключение ВВК о нуждаемости в отпуске (в продлении отпуска) по болезни записывается в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии (Приложение N 1 к настоящей Инструкции) и оформляется свидетельством о болезни (Приложение N 8 к настоящей Инструкции).

В военное время заключение ВВК о направлении военнослужащего в батальон (команду) выздоравливающих записывается в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и оформляется справкой (Приложение N 2 к настоящей Инструкции).

161. Заключение ВВК о нуждаемости в освобождении (в продлении освобождения) записывается в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии (Приложение N 1 к настоящей Инструкции) и оформляется справкой (Приложение N 2 к настоящей Инструкции).

162. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при убытии в отпуск по болезни свидетельство о болезни (Приложение N 8 к настоящей Инструкции) командиром воинской части выдается на руки в опечатанном виде.

По окончании срока отпуска по болезни военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, по распоряжению военных комиссаров районов, городов (без районного деления), начальников или комендантов гарнизонов подлежат освидетельствованию гарнизонной или госпитальной ВВК по месту проведения отпуска по болезни для решения вопроса о продлении отпуска по болезни или для определения категории годности их к военной службе.

163. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и осужденных к отбыванию наказания в дисциплинарном батальоне, заключение о нуждаемости в освобождении ВВК не выносит. Лечение их должно быть завершено в военно-медицинском учреждении или медицинском пункте воинской части.

164. Военнослужащие, направляемые на курсы усовершенствования, продолжительностью обучения менее 6 месяцев, в том числе и на курсы по подготовке и переподготовке офицеров, освидетельствованию ВВК не подлежат.

165. Освидетельствование военнослужащих, отбираемых для службы и проходящих службу с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП, микроорганизмами I — II групп патогенности, проводится в соответствии с требованиями раздела «б» ТДТ в том случае, если они годны к военной службе или годны к военной службе с незначительными ограничениями.

166. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-учебных заведений, воспитанников кадетских корпусов, с пониженным питанием при индексе массы тела (далее — ИМТ) 18,5 — 19,4 кг/кв. м ВВК выносит заключение о предоставлении им дополнительного питания в пределах половины предусмотренных для них норм продовольственного пайка на срок не более трех месяцев.

Состояние питания определяется в соответствии с пояснениями к применению статьи 13 Расписания болезней.

В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-учебных заведений, воспитанников кадетских корпусов, имеющих рост 190 см и выше, ВВК, по показаниям, может вынести заключение о предоставлении им дополнительного питания в пределах половины предусмотренных для них норм продовольственного пайка на срок не более трех месяцев. При необходимости ВВК может вынести заключение о продлении предоставления дополнительного питания. Показанием для вынесения указанного заключения являются жалобы на ухудшение самочувствия, ощущение голода, отсутствие чувства насыщения после приема пищи, а также отрицательная динамика массы тела.

В случаях, предусмотренных настоящей статьей, ВВК выносит заключение в редакции: «Предоставить дополнительное питание в пределах половины нормы суточного продовольственного пайка с _____ по _____ (указать срок)».

167. Военнослужащие при заключении контракта обследуются в объеме, предусмотренном статьей 123 настоящей Инструкции. Лицам старше 40 лет, кроме того, исследуется внутриглазное давление и кровь на сахар.

Исследование крови на ВИЧ и серологические реакции на сифилис проводятся военнослужащим при заключении контракта впервые, а при продлении контракта — по медицинским показаниям.

Результаты освидетельствования врачами — специалистами, заключение ВВК записываются в медицинскую книжку военнослужащего, книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии (Приложение N 1 к настоящей Инструкции) и оформляются справкой (Приложение N 2 к настоящей Инструкции) или свидетельством о болезни (Приложение N 8 к настоящей Инструкции).

Карта медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту (Приложение N 10 к настоящей Инструкции) на военнослужащего не оформляется.

По решению ВВК военнослужащий, с его согласия, может быть направлен на амбулаторное и стационарное обследование в военно-медицинское учреждение с последующим освидетельствованием. При отказе военнослужащего от обследования ВВК выносит заключение: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

При заболеваниях, по которым Расписанием болезней предусматривается индивидуальная оценка категории годности к военной службе, в отношении солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту, ВВК выносит заключение о годности к военной службе по категории «В» — ограниченно годен к военной службе.

В отношении военнослужащих, признанных при освидетельствовании ограниченно годными к военной службе, временно негодными к военной службе или негодными к военной службе, заключение ВВК о категории годности их к военной службе дополняется словами: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

168. Освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях, когда они изъявили желание заключить контракт о прохождении военной службы повторно, проводится по решению командира воинской части.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector