Судебная система в России активно развивается, совершенствуется с течением времени. Осуществляющаяся реформа судов общей юрисдикции, несомненно, приведет к значительным переменам, которые коренным образом изменят систему обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции.

30 июля 2018 года вступил в силу (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки) Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», в соответствии с которым судебная система существенно изменилась и совсем скоро на территории России будут функционировать пять апелляционных и девять кассационных судов, также как и в арбитражной системе.

По информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации все кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции зарегистрированы в качестве юридических лиц, соответствующими указами Президента Российской Федерации назначены председатели судов.

Границы и центры новых судебных округов расположены так, что производство по одному и тому же делу в апелляционной, и в кассационной инстанциях проходит в разных городах. Такая реформа, как утверждают эксперты, будет способствовать росту независимости судей и принятию ими решений в соответствии с принципами справедливости и законности.

Следует подчеркнуть, что к апелляционным судам отошла и часть функций Верховного суда Российской Федерации. Так, например, из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, а кассационные суды будут рассматривать все дела, которые в настоящий период времени рассматриваются в порядке кассации президиумом областного и равного ему суда.

Необходимо отметить, что данная судебная реформа имеет, как и положительные моменты, так и спорные, проблемные. Положительной особенностью является то, что новая реформа судов общей юрисдикции сделает судей более независимыми в принятии решений от должностных лиц органов власти, так как деление апелляционных и кассационных округов не будет совпадать с привычным административно-территориальным делением. Так как рассмотрение большего количества дел происходит в суде одного и того же региона, то со стороны субъектов власти может быть оказано давление на деятельность суда, что может повлиять на законность вынесенного судьей решения.

Кроме того, снижение коррупции — также одна из ключевых особенностей проводимой реформы, ведь данный закон исключил полностью кассационную инстанцию и частично апелляционную из областного суда, что способствует формированию целостной и беспристрастной судебной системы. Помимо этого, ключевым аспектом нововведения выступает процесс разгрузки судов общей юрисдикции, где в данный период времени рассматриваются дела по первой инстанции по апелляции и кассации. Огромное количество судебных инстанций в одном суде влечет увеличение объема рассматриваемых дел, что приводит к перегрузке этих судов. Именно создание отдельных судов позволит эффективнее рассматривать дела, по существу.

Одной из основных негативных черт реформы является кадровый вопрос, ведь для работы новых судов потребуется большой кадровый состав. По мнению юристов-экспертов «можно будет перераспределить кадры из существующих судов благодаря тому, что нагрузка на них будет снижена, что сделает это возможным».

Финансирование из федерального бюджета на создание новых судов еще один проблемный момент реформы. Сейчас эксперты оценивают расходы реформирования судебной системы в 4,5 млрд. рублей, во-первых, необходимо осуществление покупки зданий, где будут размещены суды, во-вторых, требуется оплата труда судей, работников аппарата суда, также необходимо организационное, техническое, информационное обеспечение деятельности новых судов.

Таким образом, проведя анализ закона и публикаций экспертов, можно сделать вывод о том, что осуществляемая реформа приведет к повышению эффективности отправления правосудия, снизит коррумпированность и будет способствовать более качественному разрешению дел различных категорий.

Костева Т.Ю., магистрант Тульский государственный университет