С развитием IT-технологий возникают не только новые возможности, но и новые проблемы, например, «белые пятна» в законодательстве. Правовое регулирование сети Интернет в России на современном этапе, его эффективность и перспективы развития кибер-права становятся предметом внимательного рассмотрения исследователей и политических деятелей.

«Всемирная паутина», или сеть Интернет, получила массовое распространение в начале XXI века. Как следствие, данная сфера жизни пока недостаточно урегулирована законодательством различных стран, включая РФ. Кроме того, вопрос имеет и чисто техническую сторону: интернет, как известно, децентрализован и зачастую исполнение какого-либо решения представляется затруднительным; не существует также всеобщего агентства или организации, которая бы контролировала отношения в сети Интернет и унифицировала законодательство в этой области.

В России основополагающими документами, регулирующими данную сферу, являются Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также нормативные акты Правительства РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и, в частности, акты Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В последние годы в российском обществе довольно остро стоят некоторые проблемы, связанные с использованием сети Интернет, среди них: нарушение авторских прав, распространение различного рода противозаконного контента, защита персональных данных, экстремизм и социально опасные сообщества в социальных сетях, например, пропагандирующие суицид среди подростков.

Статья 15.2. ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав: Роскомнадзор в течение трех рабочих дней на основании судебного решения, вступившего в силу, обеспечивает ограничение доступа к незаконно размещенной информации. Меры борьбыcнелегальным контентом сводятся к внесению тех или иных интернет-ресурсов в реестр запрещенных сайтов — «Единый реестр доменных имен, указателей  страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», — функционирование которого прописано в указанном выше законе в статье 15.1.Проблема заключается в том, что меры Роскомнадзора малоэффективны, как из-за времязатратной системы внесения в реестр, так и, в большей степени, из-за существования многочисленных средств обхода блокировок, например,TOR-сети,VPN-сервисы и анонимайзеры. Резонансным является дело мессенджера “Telegram”, доступ к которому был ограниченна территории РФ решением Таганского суда Москвы от 13 апреля 2018 года, однако мессенджер по сей день используется гражданами страны, а неэффективность блокировок в интернете признаётся официальными лицами, так, заместитель главы министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что блокировки — это «уходящая натура, рано или поздно от них нужно будет отказаться, потому что все больше и больше люди обходят их, даже не замечая, что они имеют дело с технологиями, позволяющими обходить блокируемый контент».

Таким образом, в РФ в правовом регулировании сети Интернет прослеживаются слабые места в виду отсутствия всеобъемлющего законодательства и неэффективности принимаемых мер. Кажется логичным, что в связи с дальнейшим развитием цифровых технологий и их интенсивным внедрением в повседневную жизнь, ставится вопрос о необходимости формирования в России новой комплексной отрасли права – кибер-права, в которой бы точно определялись виды кибер-преступлений, ответственность за различные нарушения в сети Интернет, методы отслеживания и контроля за соблюдением законов в сети; также в перспективе необходимо координировать международное сотрудничество в этой области, так как киберпространство очевидно находится вне рамок национальных границ. И, несомненно, решение указанных проблем должно лежать не только в плоскости запретительных положений законов, но и в формировании правовой культуры в сети Интернет, прививании привычки пользоваться качественными и законными ресурсами.

Кукарских М.Л., студент Санкт-Петербургский государственный университет