+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Защита пенсионных прав граждан по выслуге лет 2019 год

Мирина Нина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета.

Прошло девять лет с того момента, как Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Постановление N 781) были утверждены новые правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости .

СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.
СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4393.

Согласно указанному Постановлению при назначении трудовой пенсии по старости досрочно в специальный стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений лишь за период до 1 ноября 1999 г. Как показывает практика, несмотря на то, что эта норма явно противоречит основам Конституции РФ, а в частности ч. 1 ст. 15; ч. 2 ст. 19; ст. 39; ст. 55 Конституции РФ, управлениями Пенсионного фонда всех субъектов РФ продолжают нарушаться права и законные интересы лиц, работающих в сфере дошкольного образования в нашей стране. В связи с этим суды, в частности Волгоградской области, переполнены исковыми заявлениями заведующих и методических работников детских садов, пытающихся отстоять свое право на получение досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих исковых заявлений заведующие и методические работники указывают, что ГУ-УПФ РФ по Волгоградской области нарушаются положения Конституции РФ. Как правило, суды удовлетворяют требования работников дошкольных образовательных учреждений и обязывают ГУ-УПФ РФ назначить выплату досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих решений суды ссылаются на недопустимость нарушения положений Конституции РФ, а также в отдельных случаях положений Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П . Однако процесс защиты прав занимает у педагогов длительное время.

СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2476.

Вот какую оценку судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда дала решению ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет заведующей детского дошкольного учреждения г. Волгограда.

М. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование своего заявления М. указала на то, что она с января 1978 г. работала воспитателем в детском саду, а с сентября 1988 г. и по настоящее время работает в должности заведующей муниципальным дошкольным учреждением. Однако решением ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда от 17 марта 2005 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии на том основании, что отдельные периоды работы в детских комбинатах не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку наименование «Детский комбинат» в соответствии с Постановлением N 781 не является нормативным и не предусмотрено Списком должностей работников, педагогическая деятельность которых в учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет. Кроме того, отдельные периоды работы в должности заведующей детским садом также не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением N 781, работа в должности заведующего детским садом засчитывается в специальный стаж до 1 ноября 1999 г.

Данное решение, по мнению истицы, является незаконным.

Судом первой инстанции требования М. удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда назначить М. досрочную трудовую пенсию.

С принятым судебным актом ГУ-УПФ РФ не согласилось и в кассационной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда пришла к следующему выводу.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2010 г.) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях «заведующий» в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах и дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в детских садах всех наименований и яслях-садах.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из смысла ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд РФ в Определении от 6 декабря 2001 г. N 310-О указал, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом , запрет дискриминации в области образования , равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала . Реализуя эти принципы, ст. 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 г. прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

См.: статью 26 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» от 23 марта 1976 г. // http://www.online.lexpro.ru.
См.: Конвенция ООН от 14 декабря 1960 г. «О борьбе с дискриминацией в области образования» // http://www.online.lexpro.ru.
См.: ст. ст. 9, 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // http://www.online.lexpro.ru.

Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. Поэтому исключение должности заведующего дошкольного образовательного учреждения с 1 ноября 1999 г. из Списка должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, является неправомерной.

Как установлено судом, М. с 1978 г. и по настоящее время работает в учреждениях для детей и занимается педагогической деятельностью, и включение в стаж ее работы лишь отдельных периодов при их тождественности суд правильно признал незаконным, нарушающим права гражданина.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ учреждения и организации создаются в любой форме, предусмотренной законом, вследствие чего детский комбинат, как и ясли-сад либо школа-сад, исходя из задач и выполняемой деятельности, является организацией, связанной с образованием детей.

Кроме того, в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. N 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений — яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название «Ясли-сад», поэтому учредители детских дошкольных учреждений должны были использовать именно такое наименование.

Таким образом, судебной коллегией по гражданским делам был сделан вывод о правомерности требований М. и обоснованности решения суда первой инстанции о понуждении ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда о назначении М. досрочной трудовой пенсии по выслуге лет.

Конспекты юриста

Защита пенсионных прав граждан по выслуге лет

План курсовой работы

1. Теоретические аспекты судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

  • 1.1. Понятие, значение, сущность судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 1.2. Порядок судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 1.3. Нормативное регулирование судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

2. Реализация судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

  • 2.1. Социально-правовая защита граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 2.2. Судебно-правовая защита граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

3. Проблемы механизма судебной защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Список используемых источников.

Введение

Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества. Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации. В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.

Российская Федерация является социальным государством, одно из основных назначений которого — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Целью данной работы является рассмотрение проблем судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Предметом исследования является судебный механизм защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить такие задачи как:

  • — рассмотреть вопрос пенсионного обеспечения;
  • — проанализировать нормативно-правовые источники, регламентирующие данную деятельность;
  • — рассмотреть механизм судебных споров по вопросам пенсионного обеспечения по выслуге лет и др.

Таким образом, в настоящее время вопрос о защите субъективных прав имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права.

§ 3. Защита права на пенсионное обеспечение

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Под пенсионным споромследует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

Это интересно:  Закон о выслуге лет педагогам 2019 год

К спорам, вытекающим из пенсионных отношений, относятся споры между гражданином и органом:

— осуществляющим пенсионное обеспечение, по вопросам перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала и продолжением работы после назначения пенсии, перевода пенсии с одного вида на другой, об удержании излишне выплаченной пенсии и т.п.

— осуществляющим выплату и доставку пенсии, по вопросу изменения способа доставки пенсии и т.п.

В случае возникновения спора, вытекающего из процедурных отношений, можно выделить споры между гражданином и:

— органом медико-социальной экспертизы по вопросу установления инвалидности, признания лица, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

— работодателем (страхователем) по поводу подтверждения стажа работы, оплаты труда, оформления и выдачи документов, необходимых для назначения пенсии, уплаты страховых взносов в предусмотренном законом размере и в установленные сроки;

— органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по поводу рассмотрения заявления о назначении пенсии.

В целях восстановления нарушенных пенсионных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством.

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе защита права на пенсионное обеспечение, осуществляется всеми государственными органами (часть 1 статья 45 Конституции Российской Федерации).

К таким органам относятся не только собственно государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти.

Среди органов, осуществляющих государственную защиту, следует назвать следующие:

— Президент Российской Федерации, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ);

— органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призванные нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан;

— Правительство РФ (подконтрольные ему федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы) осуществляющее меры исполнительного характера, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод на территории всей страны;

— судебная власть, которую осуществляют три федеральных органа судебной власти Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, Верховный Суд РФ –высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

— Прокуратура Российской Федерации, функцией которой является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

— Уполномоченный по правам человека в РФ и в ее субъектах, призванный обеспечивать в стране гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

— Общественная палата РФ.

Государственная защита права граждан на пенсионное обеспечение является единственным способом защиты, в отличие от тех, достаточно широких возможностей, которые установлены нормами трудового (статья 352 ТК РФ) и гражданского (статья 12 ГК РФ) права, предусматривающих самозащиту, защиту профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, судебную защиту; признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, взыскание неустойки, убытков и т.п.

Пенсионное законодательство содержит нормы, прямо предусматривающие возможность защиты нарушенного права гражданина путем обращения в вышестоящий компетентный орган с жалобой на его решения либо в суд.

Так, согласно Закону о страховых пенсиях, решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд (ч.20 ст. 21).В ч.20.ст.21 Закона о накопительной пенсии закреплены схожие положения: решения об установлении накопительной пенсии или отказе в установлении накопительной пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий орган страховщика и (или) в суд.

Статья 65 Закона от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий, разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности РФ либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, выделяются административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию.

Защита в административном порядке предполагает собой обращение гражданина с жалобой на решение органа его принявшего в вышестоящий компетентный орган. Порядок рассмотрения обращений граждан в административном порядке закреплен в соответствующих административных регламентах 1 . Причем обращение гражданина с жалобой в административном порядке не препятствует в последующем обращению в суд. Гражданин может также сразу прибегнуть к средствам судебной защиты.

Судебная защита прав граждан на пенсионное обеспечение может осуществляться в рамках гражданского или административного судопроизводства. В случае возникновения спора о праве на пенсию, гражданин вправе обратиться в суд с иском, которое подлежит рассмотрению в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (гражданско-процессуальные отношения). При оспаривании гражданином решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин может подать в суд административное исковое заявление, рассмотрение которого производится в порядке, предусмотренном Кодексом Административного судопроизводства Российской Федерации (административно-процессуальные отношения).

Судебный способ защиты наиболее полно и эффективно позволяет восстановить нарушенное право на пенсию, поскольку исключительно суду при разрешении споров и восстановлении прав граждан на пенсионное обеспечение приходится восполнять пробелы, имеющиеся в пенсионном законодательстве, и тем самым формировать единообразную правоприменительную практику. Это доказывает, что при нынешнем состоянии пенсионного законодательства судебная защита выступает одной из действенных гарантий защиты нарушенного права.

Гражданин, считающий, что решениями, действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его пенсионные права, может обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции, а также в предусмотренных законом случаях в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Какие органы осуществляют пенсионное обеспечение?

Каковы общие правила назначения пенсии?

С какого срока назначается пенсия? Что понимается под днем обращения за пенсией?

Какие документы необходимы для назначения пенсии?

В каких случаях производится приостановление и возобновление выплаты пенсии?

Какие основания предусмотрены законодательством для прекращения выплаты пенсии?

В каких размерах и при каких условиях допускается удержание из пенсии?

Какие органы уполномочены осуществлять защиту права граждан на пенсионное обеспечение?

Назовите правовые способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию?

Право граждан на трудовые пенсии. Позиция Пленума Верховного Суда РФ

Постановление от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» — это второе постановление подобного рода, принимаемое Пленумом Верховного Суда РФ, который упорядочивает практику применения судами некоторых норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов, направленных на реализацию права граждан на трудовую пенсию.

Сегодня мы поговорим о наиболее важных положениях указанного Постановления и рассмотрим некоторые аспекты применения норм пенсионного законодательства.

РанееНА № 3‘2013 вопросы применения пенсионного законодательства судами регламентировались постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12. 2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (далее — Постановление № 25).

В связи с принятием 11 декабря 2013 г. постановления № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее — Постановление № 30) Постановление № 25 признано утратившим силу. Но это не означает, что вопросы, рассмотренные в Постановлении № 25, теперь стали решаться как-то иначе.

Прежде всего следует отметить, что многие из своих прежних разъяснений Пленум Верховного Суда РФ воспроизвел и в новом Постановлении № 30. Кроме того, необходимо иметь в виду, что если какой-то вопрос был неоднократно озвучен в других решениях Верховного Суда РФ и включен в обзоры его практики, то эти разъяснения действуют независимо от того, что они не вошли в содержание Постановления № 30. В Постановлении № 30 можно выделить две категории вопросов, которые возникают при рассмотрении в судах дел, связанных с пенсионным обеспечением.

Категория 1. Это вопросы общего характера, непосредственно к пенсионной тематике не относящиеся, в частности подсудность спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, уплата государственной пошлины и т. п.

Дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) подсудны район ному суду.

В случае объединения связанных между собой требований, подлежащих и не подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению пенсионного органа, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию (ст. 28 ГПК РФ).

В соответствии с подп. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы- инвалиды I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, — истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлины в размере и порядке, предусмотренных ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.

Категория 2. Данная категория содержит вопросы, связанные с непосредственным исполнением пенсионного законодательства.

Кстати сказать

Согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • при цене иска до 10 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 200 руб.;
  • при цене иска от 10 001 руб. до 50 000 руб. — 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.;
  • при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.;
  • при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. — 2600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • при цене иска свыше 500 000 руб. — 6600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет:

  • для физических лиц — 100 руб.;
  • для организаций — 2000 руб.
Это интересно:  Как начисляется выслуга лет на предприятии 2019 год

В данной статье мы рассмотрим вопросы, относящиеся к этой категории.

Следует отметить мнение Верховного Суда РФ, перекликающееся с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной последним в постановлении от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» (далее — Постановление № 9-П), по вопросу возникновения права на трудовую пенсию, когда работодатели в нарушение законодательства не уплачивают в Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) обязательные страховые взносы.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.

Обратите внимание! Невыполнение обязанности работодателя по уплате обязательных страховых взносов в ПФР не является основанием для исключения данных периодов работы из страхового стажа работника

Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10.07.2007, т. е. до даты принятия Постановления № 9-П) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

В то же время неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями и самостоятельно уплачивающими за себя страховые взносы (например, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые они не платили страховые взносы в ПФР.

Что касается других разъяснений Верховного Суда РФ, озвученных в Постановлении № 30, прежде всего остановимся на тех, что касаются норм пенсионного законодательства, вступивших в силу после 20.12.2005, а значит, не рассмотренных в Постановлении № 25.

разъяснение 1.

валоризация расчетного пенсионного капитала

Много внимания уделяется Верховным Судом РФ вопросам, связанным с порядком осуществлении валоризации расчетного пенсионного капитала.

НА № 1,5,6‘2010Валоризация расчетного пенсионного капитала была введена с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»», внесшим в том числе значительные изменения в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях).

Словарь кадровика Валоризация (от фр. valoir — ценить, подходить) — мероприятия, проводимые государством по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала

С 1 января 2010 г. трудовые пенсии условно делятся на две части, каждая из которых определяется по самостоятельным правилам.

1. Фиксированный базовый размер пенсии, величина которого выражается в твердой сумме, указанной в законе (эта сумма подлежит индексации в составе общей суммы пенсии по одинаковым для всей суммы правилам).

2. Часть, приходящаяся на сумму, размер которой зависит от величины расчетного пенсионного капитала гражданина (пенсионера).

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ указал, на какие элементы при валоризации расчетного пенсионного капитала следует обратить особое внимание.

Элемент 1. Валоризации подлежит расчетный пенсионный капитал, определенный при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. Казалось бы, в этом нет ничего сложного, тем более это прямо предусмотрено законодательством. Однако на практике встречаются случаи, когда граждане пытаются требовать проведения валоризации либо всей суммы расчетного пенсионного капитала, либо размера трудовой пенсии.

Элемент 2. В связи с увеличением пенсии вследствие валоризации учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.1991 без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажево- го коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет. При этом в целях валоризации в общий трудовой стаж гражданина засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности в том же порядке, который применялся для него при определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке его пенсионных прав.

Обратите внимание! К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при оценке пенсионных прав

Элемент 3. «Технический» (организационный) порядок проведения валоризации.

Валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 г. органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов. В случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии, исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.

Если гражданин, получающий трудовую пенсию по состоянию на 01.01.2010, представил дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 включительно, то требование о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с 01.01.2010. При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, т. е. после 01.01.2011, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии.

Если судом будет установлено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при валоризации представленные гражданином в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 дополнительные документы (например, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии), суд вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 01.01.2010.

Расчетный пенсионный капитал (РПК)

С 1 января 2010 г. РПК может складываться из трех составляющих его долей (частей).

Часть 1. За период с 1 января 2002 г. доля РПК формируется на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо.

Часть 2. За период до 1 января 2002 г. доля РПК исчисляется через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 1 января 2002 г., установленный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Часть 3. Сумма валоризации (СВ). С 1 января 2010 г. валоризации (или увеличению) подлежит доля (часть) РПК, исчисленная через механизм оценки пенсионных прав. Соответственно, доля (часть) РПК, сформированная из страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо с 1 января 2002 г., а также фиксированный базовый размер пенсии валоризации (увеличению) не подлежит.

Таким образом, с 1 января 2010 г. РПК у гражданина может состоять либо из одной доли или части (например, у тех, кто впервые приступил к трудовой деятельности начиная с 1 января 2002 г. или позднее), либо из трех. Двух долей (частей) в РПК быть не может, поскольку, если у гражданина имеется доля РПК, определенная с помощью оценки пенсионных прав, она подлежит валоризации. Соответственно должна определяться сумма валоризации, являющейся третьей долей (частью) РПК.

Расчет суммы валоризации

Сумма валоризации составляет 10% величины РПК, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и сверх того 1% величины этого расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. (ст. 30.1 Закона о трудовых пенсиях).

Расчет суммы валоризации:

СВ = ПК1 х [0,1 + (0,01 х ОТС)], где

СВ — сумма валоризации;

ПК1 — часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения гражданину соответствующей трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии);

ОТС — общая продолжительность трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) в полных годах, приобретенного до 01.01.1991.

В целях валоризации величины РПК в общий трудовой стаж засчи- тываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при оценке пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (п. 2 ст. 30.1 этого Закона).

Таким образом, при осуществлении валоризации необходимо выяснить, в каком порядке у гражданина была проведена оценка пенсионных прав.

разъяснение 2.

оценка пенсионных прав застрахованных лиц

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимые разъяснения непосредственно по вопросам оценки пенсионных прав и порядка такой оценки (п. 28 Постановления № 30). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 г.

Обратите внимание! Механизм оценки пенсионных прав заключается в определении условной пенсии. Условной пенсией в п. 30 Закона о трудовых пенсиях называют расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц

Если же обобщить и упростить механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, то он заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г. исходя из норм законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г.

Условная пенсия (РП). Варианты подсчета

Условную пенсию (если гражданин уже являлся пенсионером на 31 декабря 2001 г., то в расчет может быть принята не условная, а его реальная пенсия) по формуле, указанной в п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, переводят в расчетный пенсионный капитал, составляющий долю (часть) общего расчетного пенсионного капитала до 1 января 2002 г.

Подсчет указанной условной пенсии с применением общего трудового стажа может производиться по двум вариантам (по более выгодному для гражданина), для каждого из которых применяется в том числе разный порядок подсчета указанного стажа.

Вариант 1. Этот вариант определения РП практически идентичен порядку определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее — ИКП), который был предусмотрен законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г., введенным в Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 340-I) Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

При данном варианте определения РП в общий трудовой стаж включаются только периоды работы и иной деятельности, предусмотренные законодательством, исчисленные в календарном порядке (т. е. один месяц работы и иной деятельности за один месяц стажа), в том числе протекавшие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Включается ли в общий трудовой стаж период военной службы?

Согласно абз. 16 п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж застрахованного лица включается служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Это интересно:  Доплата за выслугу лет стимулирующая выплата 2019 год

Итак, для расчета РП при первом варианте его определения Закон предлагает следующую формулу:

РП = СК х ЗР : ЗП х СЗП, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

СК — стажевый коэффициент;

ЗП — среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП — среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утв. Правительством РФ (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Вариант 2. Данный вариант определения РП фактически совпадает с порядком подсчета размера трудовой пенсии без применения ИКП, который был также изложен в Законе № 340-I. В этом случае применяются правила подсчета общего трудового стажа с включением в него, например, периодов учебы, периодов работы на Крайнем Севере с коэффициентом 1,5, периодов участия в боевых действиях с коэффициентом 3,0, периоды службы в армии по призыву с коэффициентом 2,0 и т. д. Указанные правила подсчета общего трудового стажа применялись при подсчете пенсии до 1 января 2002 г. без учета ИКП.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

СК — стажевый коэффициент для застрахованных лиц.

Ограничения при подсчете РП

Ограничение 1. Применялось при подсчете пенсии с ИКП или без ИКП по состоянию на 31.12.2001.

Ограничение 2. При подсчете РП, когда стаж исчисляется в календарном порядке, т. е. по п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, ограничению подлежит отношение средней зарплаты гражданина к среднему заработку по стране, которое также применялось по состоянию на 31.12.2001 (по общим правилам не выше 1,2, а для «северян» — 1,4; 1,7 или 1,9).

разъяснение 3.

категории граждан, имеющие право на применение повышенного соотношения заработков при оценке пенсионных прав

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ вновь, как и в Постановлении № 25, вернулся к вопросу о том, какие категории граждан имеют право на применение повышенного соотношения заработков (1,4; 1,7 или 1,9) при осуществлении оценки пенсионных прав.

К таким категориям относятся:

1. Лица, проживавшие по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон о трудовых пенсиях не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 или остались там проживать;

2. Мужчины и женщины, если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию — 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). В Постановлении № 30 в отношении указанных лиц по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 25 было дополнительно уточнено, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в указанных повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Если лица до 01.01.2002 работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (он устанавливался на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т. е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.

Исходя из этого лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, соотношение заработков должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (по общим правилам, не учитывая факт установления районного коэффициента к заработной плате на период строительства) в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (подп. 4 п. 28 Постановления № 30).

разъяснение 4.

установление досрочных трудовых пенсий

Верховным Судом РФ подтверждено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом, при необходимости к соответствующим периодам работы, в частности, могут быть применены нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), которое в настоящее время утратило силу.

1.1. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ вернулся к спорам, возникающим в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком.

В пункте 15 Постановления № 25 было отмечено, что при разрешении таких споров следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом этой позиции Верховного Суда РФ у органов ПФР сложилась практика, согласно которой отпуск по уходу за ребенком засчитывал- ся в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующим образом:

  • периоды указанного отпуска до 06.10.1992 включались в данный стаж;
  • периоды указанного отпуска, имевшие место с 06.10.1992 и позднее, не включались в данный стаж.

Однако впоследствии Верховный Суд РФ указал, что если отпуск по уходу за ребенком (до достижения им полутора или трех лет) начался у матери в период до 06.10.1992, то в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости подлежит включению весь период такого отпуска (в том числе та его часть, которая приходится на период после 06.10.1992) (см. определение Верховного Суда РФ от 14.01.2010 № 4-В09-51). Причем в указанный стаж должен включаться весь отпуск по уходу за ребенком как до полутора, так и до трех лет.

Как мы видим, подходы Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении № 25 и в более поздних решениях, не совсем идентичны, в связи с чем практика применения законодательства по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была неоднозначна.

С учетом изложенного в Постановлении № 30 Пленума Верховного Суда РФ позиция о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была уточнена и приведена в соответствие с последними решениями Верховного Суда РФ (п. 27).

В Постановлении № 30 говорится, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

12. Споры, возникающие при назначении пенсий лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Верховным Судом РФ была отдельно рассмотрена ситуация, связанная со спорами при назначении пенсий лицам, осуществляющим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, о включении им в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям.

Так, в Москве существует Ассоциация частных многопрофильных клиник, а в Санкт-Петербурге — Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга. Указанные клиники, занимаясь соответствующей деятельностью по охране здоровья населения, не имеют официального юридического статуса учреждений.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (ст. 120 ГК РФ).

13. Назначение досрочных трудовых пенсий работникам летно-ис- пытательного состава.

Для указанных работников с 01.01.2010 были введены новые правила назначения трудовой пенсии, а также пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 27.1 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно- испытательном составе и непосредственно занятым в летных

Статья написана по материалам сайтов: law-student.ru, studfiles.net, hr-portal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector